Налогообложение в отраслях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 00:28, курс лекций

Описание работы

Краткий курс налогообложения в отраслях народного хозяйства.
1. Экономическая сущность налогов и их объективная необхо-димость в условиях перехода к рыночным отношениям.
2. Функции и роль налогов в современных условиях перехода к рыночным отношениям.
3. Основные принципы построения налоговой системы. Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь.
4. Законодательное регулирование налоговых отношений в Республике Беларусь. Налоговый кодекс Республики Беларусь
5. Элементы налога и налоговая терминология.
6. Характеристика субъектов налогообложения. Налогопла-тельщики, их права и обязанности.
7. Общая характеристика объектов налогообложения.
8. Классификация налоговых ставок, методов налогообложения, способов исчисления и уплаты налогов.

Файлы: 1 файл

НАЛОГИ .doc

— 484.50 Кб (Скачать файл)

Для налогообложения оборотов по реализации товаров, работ, услуг в НК РБ дается четкое определение понятия реализации, доходов, дивидендов и процентов.

Согласно НК РБ:

  • Статья 31. Реализацией товаров (работ, услуг) признается отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу) на возмездной или безвозмездной основе, если иное не установлено настоящей статьей, вне зависимости от способа приобретения прав на товары (результаты выполненных работ, оказанных услуг) или формы соответствующих сделок.

Реализацией товаров (работ, услуг) признается также использование  товаров (работ, услуг) для собственного потребления, если соответствующие  затраты не относятся на издержки производства и обращения и иные операции в случаях, предусмотренных Особенной частью настоящего Кодекса или Президентом Республики Беларусь.

  • Статья 34. Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая применительно к конкретному налогу, сбору (пошлине) в соответствии с Особенной частью Кодекса или актами Президента Республики Беларусь.
  • Статья 35. . Дивидендом признается любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества, иной организацией (кроме простого товарищества) участнику (акционеру) по принадлежащим данному участнику (акционеру) долям (паям, акциям) в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения.

К дивидендам приравниваются доходы, получаемые по соглашениям (долговым обязательствам), предусматривающим участие в прибылях.

Источник налога – это доход субъекта либо носителя налога, из которого вносится сумма налога.

Объект налогообложения  и его источник могут совпадать или не совпадать. Например, выручка от реализации является и объектом и источником исчисления и уплаты косвенных налогов; прибыль служит и объектом и источником исчисления и уплаты налога на прибыль. А налог на недвижимость, например, исчисляется исходя из остаточной стоимости основных средств, а уплачивается за счет прибыль организации.

База налогообложения  – это величина объекта налогообложения, образующаяся в результате учета всех налоговых льгот, от которой будет исчисляться налог.

Согласно НК РБ (статья 41) «налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения».

В качестве облагаемой базы могут выступать: фонд заработной платы; остаточная стоимость основных средств; налогооблагаемая прибыль; добавленная стоимость; выручка от реализации; доход физического лица и т.д.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налоговая база и порядок ее определения (исчисления) устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

 

    1. Классификация налоговых ставок, методов налогообложения, способов исчисления и уплаты налогов.

 

Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые ставки и порядок их применения устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору (пошлине).

В зависимости от построения налогов различают твердые и долевые ставки. Твердые ставки — устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта обложения. Они имеют место при взимании налога за землю, экологического налога. Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных. Они подразделяются на пропорциональные и прогрессивные. Пропорциональные ставки — ставки, действующие в едином проценте к объекту обложения. Прогрессивные ставки — ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения.

В налогообложении действуют  три способа взимания налогов: кадастровый; декларационный; административный.

Первый способ предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые применяются при исчислении соответствующего налога. Так, земельный налог во многих зарубежных странах исчисляется по земельному кадастру, в котором типичные участки земли сгруппированы в зависимости от их качества, местоположения, использования. Для каждой группы участков определена средняя доходность единицы площади за ряд лет, остальные земельные участки приравниваются к той категории, для которой установлена точная ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры составляются государственными органами.

На таких же принципах  построен и используется для начисления налога на землю земельный кадастр Беларуси. В нем представлен систематизированный перечень данных о земле как средстве производства, о земельных угодьях; дается описание земельных угодий, участков, указывается их площади и местоположение, качество, оценка стоимости. Однако, такой подход к составлению земельного кадастра имеет определенные недостатки. Во-первых его составление требует длительного времени, во-вторых, данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения ценностей земли и инфляции.

Второй способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации – о величине объекта обложения, в которую, как правило, включаются данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления суммы налога. Этот способ учитывает недостатки предыдущего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, так как контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.

Третий способ предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который уплачивает налог. Таким путем взимается подоходный налог, налог с доходам по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность уклонения от уплаты налога. В современных условиях этот способ часто сопровождается последующей подачей декларации в налоговые органы.

Применяются следующие  методы уплаты налога:

  • наличный платеж, когда плательщик вносит в казну определенную суму наличных денег;
  • безналичный платеж путем перечисления средств через банк со счета клиента на счет бюджета;
  • гербовыми марками, покупаемыми плательщиком и наклеиваемыми на официально признанный документ.

 

    1. Налоговые льготы. Совершенствование налоговых льгот как способ стимулирования предпринимательской инициативы.

 

Налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

Налоговые льготы устанавливаются в виде:

- освобождения  от уплаты налога, сбора (пошлины);

- дополнительных  налоговых вычетов  или скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины);

- пониженных  по сравнению с обычными налоговых  ставок;

- в ином виде, установленном Президентом Республики  Беларусь.

Налоговая преференция — льгота или предоставление особого налогового режима для группы хозяйствующих субъектов, позволяющее им в течение указанного времени не нести часть налоговых обязательств.

Преференции могут устанавливаться в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат.

Налоговый кредит предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором между хозяйствующим субъектом и налоговым органом.

Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного кредита может предоставляться любому хозяйствующему субъекту органами власти на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в бюджет.

В налоговой политике любого государства важное место  занимают налоговые льготы, то есть частичное или полное освобождение некоего круга физических и юридических лиц от уплаты налогов путем вычетов, скидок при определении налогооблагаемой базы. По существу это определенная часть объекта, изъятая из-под обложения. Налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика и для отсрочки или рассрочки платежа

 Налоговые льготы  подразделяют на три вида: изъятия,  скидки, налоговые кредиты.

Изъятия — это налоговые льготы, направленные на освобождение от налогообложения отдельных объектов налогообложения. По времени действия такая льгота может быть постоянной (предусмотренной законодательством) и временной, то есть предоставленной на ограниченный срок (индивидуальная льгота либо льгота, предусмотренная в Законе о бюджете на текущий финансовый (бюджетный) год).

Скидки — это льготы, направленные на сокращение налогооблагаемой базы. Скидки могут быть общими (для всех налогоплательщиков) и специальными (для конкретных субъектов хозяйствования).

Налоговые кредиты — это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада (валового налога).

Кроме того, если предоставляется  полное освобождение от уплаты налога на определенный период, то такое явление называется налоговыми каникулами.

Налоговые льготы имеют  большое стимулирующее значение для развития приоритетных отраслей, отдельных производств, регионов страны и экономики в целом. Скидки, ослабляя налогообложение, улучшают материальное положение физических лиц, отдельных групп населения. Скидки и льготы для предпринимателей стимулируют процесс производства.

В законодательном порядке  могут устанавливаться определенные льготы по налогам в различных формах. К их числу относятся: необлагаемый минимум объекта налога; изъятие из обложения определенных элементов объекта налога; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; вычет из налогового платежа за расчетный период; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов); прочие налоговые льготы.

Государство использует налоговые льготы как один из главных налоговых инструментов регулирования экономики. Изменяя величину налоговых льгот, оно может воздействовать на экономическую ситуацию. Обычно льготное обложение прибыли, доходов предусматривается в период спада производства.

Снижение ставки налогообложения  ведет к росту производства, который  в дальнейшем компенсирует временное уменьшение поступлений. Повышение роста производства без инфляции достигается главным образом умелым манипулированием налоговыми ставками, налоговыми льготами и прогрессивным налогообложением.

Таким образом, противоречие между необходимостью максимального  увеличения доходов государства  на основе стимулирования роста производства и ограниченными возможностями  хозяйствующих субъектов и населения преодолевается через налоговые ставки, льготы и налоговую базу.

В зависимости от сферы  применения различаются налоговые  льготы общие, предназначенные всем плательщикам соответствующего налога, и специальные, предоставляемые отдельным группам плательщиков. Именно специальные налоговые льготы используются государством для регулирования рыночной экономики. Важно предвидеть экономические последствия введения этих льгот, оперативно реагировать и менять механизм налогообложения (и в первую очередь — налоговые льготы). В любом случае льготы, предоставленные определенным сферам хозяйства или категориям плательщиков, должны обеспечивать им ускоренное развитие.

В зависимости от органа, их предоставляющего, льготы подразделяются на предоставленные республиканской властью и льготы местных органов власти. Первые преследуют общегосударственные цели, вторые имеют местную значимость.

На практике налоговые  льготы могут классифицироваться по получателям — хозяйствующим субъектам и гражданам. Юридические лица получают в результате официального освобождения части доходов от налогов дополнительный капитал для производства. Снижение налогов с физических лиц благодаря налоговым скидкам и льготам обеспечивает им увеличение возможностей для расширения потребительских расходов или сбережений. Дополнительные потребительские расходы и сбережения населения также могут через кредитную систему стимулировать рост производства.

В Республике Беларусь льготный режим налогообложения воздействует на структуру производства, развитие приоритетных для республики отраслей экономики. Таковыми являются: развитие агропромышленного комплекса и всей инфраструктуры, связанной с его обслуживанием; внедрение механизма структурной инвестиционной политики, ориентированной на использование интеллектуального потенциала и развитие трудоемких и особенно наукоемких отраслей и производств; развитие валютоокупаемых отраслей для обеспечения конкурентоспособности на мировых рынках; структурная перестройка и поддержка конверсии предприятий военно-промышленного комплекса; развитие предпринимательства и бизнеса; привлечение иностранных инвестиций для развития новых технологий, способствующих экономическому росту экономики и др.

Информация о работе Налогообложение в отраслях