Налогообложение в отраслях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 00:28, курс лекций

Описание работы

Краткий курс налогообложения в отраслях народного хозяйства.
1. Экономическая сущность налогов и их объективная необхо-димость в условиях перехода к рыночным отношениям.
2. Функции и роль налогов в современных условиях перехода к рыночным отношениям.
3. Основные принципы построения налоговой системы. Общая характеристика налоговой системы Республики Беларусь.
4. Законодательное регулирование налоговых отношений в Республике Беларусь. Налоговый кодекс Республики Беларусь
5. Элементы налога и налоговая терминология.
6. Характеристика субъектов налогообложения. Налогопла-тельщики, их права и обязанности.
7. Общая характеристика объектов налогообложения.
8. Классификация налоговых ставок, методов налогообложения, способов исчисления и уплаты налогов.

Файлы: 1 файл

НАЛОГИ .doc

— 484.50 Кб (Скачать файл)

Налоговые льготы должны способствовать не только развитию наиболее приоритетных и важных отраслей экономики, но и решению проблем регионального развития страны, стимулирующему приток дополнительного капитала в республику. Льготный режим может временно распространяться на свободные экономические зоны; при необходимости на отрасли, функционирующие в экономически отсталых районах республики.

Предоставление налогового кредита в Республике Беларусь регламентируется Указом Президента Республики Беларусь №493 «Положение о порядке предоставления налогового кредита». В настоящем Положении определяется порядок предоставления юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям государственной поддержки в виде изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов и таможенных платежей (далее - налоги) в форме налогового кредита с единовременной либо поэтапной уплатой суммы налогов в период действия этого кредита (далее – налоговый кредит).

Под налоговым кредитом понимается перенос установленных  законодательством сроков уплаты налогов, приходящихся на период действия налогового кредита. Налоговый кредит может предоставляться по одному или нескольким видам налогов в отношении всей либо части их суммы. Налоговый кредит не предоставляется: по налогам, срок уплаты которых уже наступил; по платежам, поступающим в государственные целевые бюджетные фонды.

Налоговый кредит может быть предоставлен по решению Президента Республики Беларусь при наличии одного из следующих оснований: угрозы экономической несостоятельности (банкротства) — на срок от одного года до трех лет; если производство и (или) реализация товаров (работ, услуг) носят сезонный характер — на срок от одного месяца до одного года;

Размер налогового кредита  не должен превышать: суммы налогов, подлежащей уплате в течение срока, на который предоставляется налоговый  кредит; суммы таможенных платежей, подлежащей уплате в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь, в течение срока, на который предоставляется налоговый кредит.

За пользование налоговым  кредитом юридические лица и индивидуальные предприниматели уплачивают проценты в размере 1/2 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты суммы налогового кредита.

В случае неуплаты в установленный  срок суммы налогового кредита и (или) процентов за пользование таким  кредитом налоговые или таможенные органы в соответствии с законодательством производят взыскание этой суммы с начислением пени в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день взыскания.

Начисление пени за несвоевременное  погашение налогового кредита производится на несвоевременно погашенную сумму налогового кредита за период пользования этим кредитом начиная со дня, следующего за днем окончания срока уплаты этой суммы, установленного налоговым законодательством, до ее уплаты, включая день внесения суммы в бюджет.

При не целевом использовании  суммы налогового кредита или  товаров, в отношении которых он предоставлялся, юридические лица и индивидуальные предприниматели утрачивают право пользования налоговым кредитом, а суммы налогов, таможенных платежей и процентов за пользование кредитом взыскиваются за период его пользования с начислением пени за каждый день просрочки в размере ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день взыскания.

Налоги, по уплате которых предоставлен налоговый кредит, а также проценты за пользование налоговым кредитом зачисляются в доход бюджета на соответствующие подразделы бюджетной классификации, предусмотренные для учета поступления налогов, по которым предоставляется налоговый кредит.

 

    1. Виды налогов и сборов. Классификация налогов и сборов, применяемых в Республике Беларусь.

 

Классификация налогов – это группировка налогов по различным признакам.

По способу изъятия (методу установления) налоги подразделяют на:

  1. Прямые – налоги установленные непосредственно на доходы или имущество плательщика. Они подразделяются на личные (учитывающие функции платёжеспособности налогоплательщика – налог на прибыль, налог на доход, подоходный налог) и реальные (предполагающие обложение среднего дохода от того или иного объекта обложения – имущества, денежного капитала – налог на недвижимость).
  2. Косвенные – налоги устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу - налог на добавленную стоимость , акцизы.

В зависимости от органов  власти, устанавливающих налог, выделяют:

1.  Республиканские - налоги, которые разрабатывает правительство, утверждает (отменяет) главный законодательный орган страны. Зачисляются эти налоги как в центральный (республиканский), так и в местные бюджеты (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, земельный налог и др.).

2.  Местные – налоги,  которые устанавливаются как правительством, так и местными органами власти. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты. Законодательство регламентирует их виды, источники уплаты, а плательщиков, объекты обложения, налоговую базу и ставки определяют местные органы власти (налог с заготовителей, курортный сбор, налог с владельцев собак и др.).

По уровню бюджета, в  который зачисляется налоговый  платеж, различают:

  1. Закреплённые налоги – налоги,  которые на длительный период времени закреплены в качестве доходного источника конкретного вида бюджета и поступают либо только в республиканский (чрезвычайный налог), либо только в местные бюджеты (подоходный налог, налог на недвижимость, местные сборы и другие).
  2. Регулирующие налоги – это государственные налоги поступающие, как в республиканский, так и в местные бюджеты. Они ежегодно перераспределяются между бюджетами различных органов (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы, налог на прибыль и др.).

При классификации налогов  по видам налогоплательщиков выделяют налоги с юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений) и налоги с физических лиц (резидентов Республики Беларусь и нерезидентов Республики Беларусь).

В зависимости от порядка  использования налоги делятся на:

        1. Общие – предназначенные для текущих и капитальных расходов без закрепления за каким либо конкретным видом расходов (почти все налоги);
        2. Специальные – имеющие целевое назначение.

Большое значение имеет дифференциация налогов в зависимости от источников их уплаты. Так, такими источниками могут выступать:

  • себестоимость (земельный налог, экологический налог, налог на недвижимость),
  • прибыль (налог на прибыль),
  • выручка от реализации (акцизы, налог на добавочную стоимость)
  • заработная плата (подоходный налог).

В Республике Беларусь устанавливаются республиканские  налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.

Республиканскими  признаются налоги, сборы (пошлины), установленные  законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые  нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с настоящим Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

К республиканским  налогам, сборам (пошлинам) относятся:

налог на добавленную  стоимость; акцизы; налог на прибыль; налоги на доходы; подоходный налог  с физических лиц; экологический  налог, налог на недвижимость; земельный налог; таможенная пошлина и таможенные сборы; гербовый сбор; оффшорный сбор; консульский сбор; государственная пошлина; регистрационные и лицензионные сборы; патентные пошлины.

К местным  налогам и сборам относятся:

Сбор с заготовителей, курортный сбор, налог за владение собаками.

 

  1. Виды налоговых нарушений. Ответственность плательщиков за налоговые нарушения.

 

Налоговая дисциплина –  это полное, своевременное соблюдение и выполнение плательщиками налогов, сборов (пошлин) или иными обязанными лицами (налоговыми агентами, законными и уполномоченными представителями плательщиков) норм, содержащихся в нормативно-правовых актах налогового законодательства и их непосредственно касающихся.

В первую очередь налоговая  дисциплина касается исполнения налогового обязательства. В Налоговом кодексе Республики Беларусь указано, что налоговым обязательством признается обязанность плательщика (иного обязанного лица) при наличии обстоятельств, установленных Налоговым кодексом, другими законами Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь либо решениями местных Советов депутатов (в отношении местных налогов и сборов), уплатить определенный налог, сбор (пошлину).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение плательщиком (иным обязанным  лицом) налогового обязательства являются основаниями для применения мер принудительного исполнения налогового обязательства и уплаты соответствующих пеней, а также для применения к указанному лицу мер ответственности в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Поэтому каждому субъекту хозяйствования необходимо соблюдать налоговую дисциплину, так как её несоблюдение влечёт для правонарушителя ряд неблагоприятных последствий в виде штрафа, пеней, привлечения к административной и уголовной ответственности.

Применительно к деятельности налогоплательщиков (физических или юридических лиц) можно выделить следующие виды налоговых правонарушений:

1. Правонарушения против обязанностей по уплате налогов, т.е. неуплата или несвоевременная уплата налога, незаконное использование льготы по данному виду налога, сокрытие объекта налогообложения.

2. Правонарушения против контрольной функции налоговых органов, связанные с несвоевременной регистрацией в государственных органах или уклонением от такой регистрации, воспрепятствованием осуществлению контрольной деятельности, налоговым проверкам, неповиновением законным требованиям или распоряжениям налоговых органов, угрозами и оскорблениями в адрес сотрудников налоговых служб.

3. Правонарушения против ведения бухгалтерского учета, составления и предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности, такие как нарушение правил организации и порядка ведения бухгалтерского учета, недостоверность данных финансовой документации, нарушение порядка составления и предоставления бухгалтерской и налоговой отчетности, уклонение от предоставления данных отчетности.

4. Правонарушения против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщика, в частности, незаконное открытие банковских счетов, совершение незаконных расчетов (включая расчеты наличными деньгами), незаконная выдача финансовых документов, нарушение кассовой дисциплины.

При выявлении случаев  нарушения налогового законодательства по отношению к неплательщикам налогов могут быть применены следующие санкции:

• меры оперативного реагирования: приостановление операций по банковским счетам, наложение ареста на финансовые средства данного физического/юридического лица в финансово-кредитных учреждениях;

• финансово-правовые санкции', взыскание всей суммы неуплаченного налога, штраф за сокрытие дохода, за непредставление финансовой и налоговой документации, взимание пени за просрочку налогового платежа, а также возможное изъятие всего сокрытого объекта налогообложения;

• меры административной ответственности: штрафы с должностных лиц компаний и с физических лиц за нарушение налогового законодательства;

• меры уголовной ответственности : штрафы в установленном законом размере, лишение свободы, исправительные работы, конфискация имущества неплательщика налогов.

Меры экономической ответственности для юридических лиц за нарушение налогового законодательства регламентируются Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 24.04.2003 г., вступившим в силу с 1 марта 2007 г., и Процессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20.12.2006г.

Нарушения и  размер экономических санкций в  сфере налогообложения для юридических  лиц 

 

Виды нарушений

Меры ответственности

Осуществление деятельности организацией без постановки на учет в налоговом органе

Штраф в размере двадцати процентов от доходов, полученных в результате такой деятельности, но не менее семидесяти базовых величин

Нарушение плательщиком установленного срока представления  в налоговый орган информации об открытии (закрытии) счета в банке

а) при незначительном периоде просрочки (не более одного рабочего дня) либо неосуществлении в период просрочки, не превысившей пяти рабочих дней, операций по счету

 

 

 

Штраф в размере пяти базовых величин

б) в других случаях

Штраф в размере десяти базовых величин с увеличением на десять базовых величин за каждый полный или неполный месяц просрочки, но не более семидесяти базовых величин

Нарушение плательщиком, налоговым агентом, иным обязанным  лицом установленного срока представления в налоговый орган налоговой декларации (расчета)

а) при отсутствии подлежащей уплате суммы налога, сбора (пошлины), если просрочка не превысила трех месяцев

 

 

 

Штраф в размере от одной до десяти базовых величин

б) в остальных случаях

Штраф в размере десяти процентов от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее десяти базовых величин

В случае если нарушения  установленного срока  представления  в налоговые органы налоговой декларации совершены повторно в течение одного года после привлечения к экономической ответственности за такие же нарушения

Штраф в размере двадцати пяти процентов от суммы налога, сбора (пошлины), подлежащей уплате, но не менее десяти базовых величин

Нарушение плательщиком, иным обязанным лицом правил учета объектов налогообложения и (или) доходов, расходов, других элементов налогового учета, а также отсутствие у налогового агента учета начисленных и выплаченных плательщику доходов,

а) если эти деяния не повлекли за собой неуплату или неполную уплату сумм налогов, сборов (пошлин)

 

 

 

 

 

Штраф от пяти до пятидесяти базовых величин

б) если эти деяния повлекли за собой доначисление сумм налогов, сборов (пошлин) по итогам календарного года (его части, если проверке подлежит часть календарного года)

Штраф от десяти до восьмидесяти базовых величин

Неуплата или неполная уплата плательщиком, иным обязанным  лицом суммы налога, сбора (пошлины), в том числе совершенная путем занижения, сокрытия налоговой базы

Штраф в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы налога, сбора (пошлины), но не менее десяти базовых величин

Информация о работе Налогообложение в отраслях