Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 15:59, реферат
Налоги и государство – это два взаимосвязанных между собой института.
Их взаимодействие проявляется в том, что государство для обеспечения своей финансовой деятельности использует налоги, а налоги, в свою очередь, не могут проявить все свои функции без государства. Первые упоминания о налогах связаны с появлением различных государственных образований: происходит деление общества на классы, возникают товарно-денежные отношения, появляются такие органы власти, как чиновники, суды, армия.
4) подзаконные акты;
5) акты Министерства финансов, осуществляющие правовое регулирование в налоговой сфере;
6) акты налоговых органов;
7) нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами муниципального образования.
Подзаконные нормативно-правовые акты – это акты, изданные на основании и во исполнение законов.
Виды:
1) акты высших представительных органов;
2) акты Президента РФ (Указы и распоряжения);
3) акты Правительства РФ (Постановления и распоряжения);
4) акты министерств и ведомств (Приказы и инструкции);
5) акты органов представительной власти субъектов РФ (Уставы, постановления, положения, приказы, инструкции и др.);
6) акты органов местного самоуправления (решения, распоряжения, регламенты и др.).
6. Законодательство о налогах и сборах
Согласно положениям, закрепленным в ст. 1 НК РФ, законодательство России о налогах и сборах состоит непосредственно из НК РФ и принятых на основании и в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.
Налоговый кодекс РФ устанавливает систему налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;
4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;
5) формы и методы налогового контроля;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) их должностных лиц (п. 2 ст. 1 НК РФ).
Действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено НК РФ (п. 3 ст. 1 НК РФ).
Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ (п. 4 ст. 1 НК РФ).
Нормативные правовые акты
органов муниципальных
Законодательство о налогах
и сборах регулирует властные отношения
по установлению, введению и взиманию
налогов и сборов в РФ, а также
отношения, возникающие в процессе
осуществления налогового контроля,
обжалования актов налоговых
органов, действий (бездействий) их должностных
лиц и привлечения к
К отношениям по установлению,
введению и взиманию таможенных платежей,
а также к отношениям, возникающим
в процессе осуществления контроля
за уплатой таможенных платежей, обжалования
актов таможенных органов, действий
(бездействий) их должностных лиц
и привлечения к
Налоговое законодательство – это совокупность правовых норм, закрепленных в законах РФ и в законах субъектов РФ, актах органов муниципальных образований, которые устанавливают виды налогов в государстве, порядок их взимания и регулируют отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налоговых обязательств.
7. Действие актов законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц
Действие актов законодательства во времени. В соответствии со ст. о НК РФ существуют следующие группы законодательных актов:!)Федеральные законы, изменяющие НК РФ в части введения новых налогов и сборов, и акты законодательства субъектов РФ и законодательства органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее месяца со дня их опубликования;
2) акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков (плательщиков сборов), а также иных участии-ков отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют;
3) акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сбо-pax либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу;
4) акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.
По срокам действия различаются:
1) акты, временные рамки которых оговариваются заранее и определяется точное число окончания действия;
2) акты, юридический срок действия которых имеет бессрочный характер и которые теряют юридическую силу в связи с принятием нового нормативно-правового акта.
Действие актов законодательства в пространстве и по кругу лиц.
Нормы налогового законодательства обладают юридической силой на всей территории РФ. Нормы законодательства о налогах и сборах субъектов РФ обладают юридической силой в рамках территории субъекта РФ, соответственно нормы налогового законодательства, принятые органами местного самоуправления, обладают юридической силой на территории всего муниципалитета.
Действие актов законодательства о налогах и сборах по кругу лиц.
Данный принцип является
действующим в отношении
1) налогоплательщики;
2) налоговые агенты;
3) налоговые органы;
4) таможенные органы;
5) государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы, должностные лица и организации;
6) органы государственных внебюджетных фондов (ст. 9 НК РФ).
8. Нормативные правовые акты по вопросам налогообложения исполнительных органов власти
Правительство РФ, федеральные
органы исполнительной власти, уполномоченные
осуществлять функции по выработке
государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере налогов
и сборов и в сфере таможенного
дела, органы исполнительной власти субъектов
РФ, исполнительные органы местного самоуправления
в предусмотренных
Нормативные правовые акты о налогообложении включают:
1) Указы Президента РФ;
2) Постановления Правительства РФ;
3) подзаконные нормативные правовые акты, принятые исполнительными органами субъектов РФ;
4) подзаконные нормативные правовые акты, принятые органами муниципальных образований;
5) акты Министерства финансов РФ, осуществляющие правовое регулирование в налоговой сфере;
6) акты налоговых органов. Федеральные органы исполнительной власти,
уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов (п. 2 ст. 4 НК РФ).
В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» под функциями по контролю и надзору понимаются:
1) осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами общеобязательных правил поведения, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
2) выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
3) регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.
Согласно положениям п. 15 Указа Президента РФ «О системе и структуре федеральный органов исполнительной власти» Министерство РФ по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу; одновременно функции Министерства РФ по налогам и сборам по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах переданы Министерству финансов РФ.
9. Акты Конституционного Суда РФ по вопросам налогообложения
Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства (ст. 1 Федерального Конституционного Закона от 31 декабря 1996 г. № 1 – ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).
В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ, Конституционный Суд РФ:
1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституции республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ. изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти Рф и органов государственной власти субъектов РФ;
в) не вступивших в силу международных договоров Рф;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
в) между высшими государственными органами субъектов РФ;
3) по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле; 4) дает толкование Конституции РФ (ст. 3 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»). Решения Конституционного Суда РФ обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений (ст. 6 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).
Конституционный Суд РФ по результатам проверки конституционности норм налогового законодательства может вынести следующее решение:
1) нормативные правовые акты о налогах и сбо-ах противоречат основным принципам онституции РФ;
2) нормативные правовые акты о налогах и сбо-ах соответствуют основным принципам онституции РФ.
Постановления и заключения Конституционного Суда РФ подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти РФ, субъектов РФ, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда РФ публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда РФ», а при необходимости – и в иных изданиях (ст. 78 ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»).
Решение Конституционного Суда РФ действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
10. Понятие и функции налога
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или опера-тив-ного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ч.1 ст. 8 НК РФ).
Особенности налогов:
1) имеют обязательный характер (ст. 57 НК РФ);
2) имеют индивидуальность и безвозмездность, означающие, что при уплате налога у публичного субъекта не возникает обязанности оказывать конкретному налогоплательщику услуг на внесенные суммы. Налог возвращается обществу в целом в виде выполнения государством возложенных на него функций и реализации стоящих перед ним задач;
3) уплачиваются в денежной форме;
4) уплачиваются физическими лицами и организациями, на которые при наличии определенных обстоятельств возлагается налоговая обязанность;
5) они носят постоянный (регулярный) характер и являются финансовой основой деятельности государства и муниципальных образований.
Организации – это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.
Физические лица – граждане РФ, иностранные граждане, граждане с двойным гражданством (бипатриды) и лица без гражданства (апатриды) (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Функции налога – это направленные правовые воздействия норм налогового законодательства на налоговые отношения, являющиеся постоянными, определяющие понятие налога и проводящие социальную политику государства.
Роль налога выражается в его функциях, которые при всем многообразии могут быть объединены в три группы по следующим функциям: