Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2012 в 15:59, реферат
Налоги и государство – это два взаимосвязанных между собой института.
Их взаимодействие проявляется в том, что государство для обеспечения своей финансовой деятельности использует налоги, а налоги, в свою очередь, не могут проявить все свои функции без государства. Первые упоминания о налогах связаны с появлением различных государственных образований: происходит деление общества на классы, возникают товарно-денежные отношения, появляются такие органы власти, как чиновники, суды, армия.
Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, устанавливаются Налоговым кодексом применительно к каждому такому действию (п. 3 ст. 57 НК РФ).
Порядок уплаты налогов и сборов: уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 58 НК РФ).
Подлежащая уплате сумма
налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком
или налоговым агентом в
В соответствии с НК РФ может предусматриваться уплата в течение налогового периода
предварительных платежей по налогу – авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога (п. 3 ст. 58 НК РФ).
Уплата налога производится в наличной или безналичной форме (п. 4 ст. 58 НК РФ).
Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии со ст. 58 НК РФ применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается НК РФ. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в соответствии с НК РФ (ст. 58 НК РФ).
Общие условия изменения срока уплаты налога и сбора: изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок (п. 1 ст. 61 НК РФ).
Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога, если иное не предусмотрено гл. 9 НК РФ. Изменение срока уплаты государственной пошлины осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ (п. 2 ст. 61 НК РФ).
Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита (п. 3 ст. 61 НК РФ).
Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора (ст. 61 НК РФ).
36. Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налогов. Органы, уполномоченные принимать эти решения
Обстоятельства, исключающие изменение срока уплаты налога.
Срок уплаты налога не может быть изменен, если в отношении лица, претендующего на такое изменение:
1) возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
2) проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ;
3) имеются достаточные основания полагать, что это лицо воспользуется таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо это лицо собирается выехать за пределы РФ на постоянное жительство (п. 1 ст. 62 НК РФ).
При наличии на момент вынесения решения об изменении срока уплаты налога обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 62 НК РФ, решение об изменении срока уплаты налога не может быть вынесено, а вынесенное решение подлежит отмене. Об отмене вынесенного решения в 3-дневный срок письменно уведомляются заинтересованное лицо и налоговый орган по месту учета этого лица. Заинтересованное лицо вправе обжаловать такое решение в порядке, установленном НК РФ (ст. 62 НК РФ).
Органами, уполномоченными принимать решения об изменении сроков уплаты налогов и сборов, являются:
1) по федеральным налогам и сборам – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов (за исключением случаев, предусмотренных подп. 3–5 п. 1 и п. 2 ст. 63 НК РФ);
2) по региональным и местным налогам – налоговые органы по местонахождению (месту-жительства) заинтересованного лица; решения об изменении сроков уплаты налогов принимаются по согласованию с соответствующими финансовыми органами субъектов РФ, муниципальных образований (за исключением случая, предусмотренного п. 3 ст. 63 НК РФ);
3) по налогам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, или уполномоченные им таможенные органы;
4) по единому социальному налогу – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов. Решения об изменении сроков уплаты единого социального налога принимаются по согласованию с органами соответствующих государственных внебюджетных фондов (ст. 63 НК РФ).
37. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора
Отсрочка или рассрочка
по уплате налога представляет собой
изменение срока уплаты налога при
наличии оснований, предусмотренных
ст. 64 НК РФ, на срок, не превышающий 1 год,
соответственно с единовременной или
поэтапной уплатой
Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
3) угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления;
4) если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога;
5) если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер (перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством РФ;
6) при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, установленных Таможенным кодексом РФ (п. 2 ст. 64 НК РФ).
Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам (п. 3 ст. 64 НК РФ).
Решение о предоставлении
отсрочки или рассрочки по уплате
налога или об отказе в ее предоставлении
принимается уполномоченным органом
по согласованию с финансовыми органами
(органами государственных внебюджетных
фондов) в соответствии со ст. 63 НК РФ
в течение 1 месяца со дня получения
заявления заинтересованного
При отсутствии обстоятельств, установленных п. 1 ст. 62 НК РФ, уполномоченный орган не вправе отказать заинтересованному лицу в отсрочке или рассрочке по уплате налога по основаниям, указанным в подп. 1 или 2 п. 2 ст. 64 НК РФ, в пределах соответственно суммы причиненного заинтересованному лицу ущерба либо суммы недофинансирования или неоплаты выполненного этим лицом государственного заказа (п. 5 ст. 64 НК РФ).
Решение об отказе в предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога должно быть мотивированным (п. 6 ст. 64 НК РФ).
Законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания и иные условия предоставления отсрочки и рассрочки уплаты соответственно региональных и местных налогов (п. 7 ст. 64 НК РФ).
38. Прекращение действия отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита
Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях, предусмотренный ст. 68 НК РФ (п. 1 ст. 68 НК РФ).
Действие отсрочки прекращается досрочно в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока (п. 2 ст. 68 НК РФ).
При нарушении заинтересованным
лицом условий предоставления отсрочки
(рассрочки) действие отсрочки (рассрочки)
может быть досрочно прекращено по
решению уполномоченного
При досрочном прекращении действия отсрочки или рассрочки налогоплательщик должен в течение 1 месяца после получения им соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пеню за каждый календарный день начиная со дня следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно. При этом оставшаяся неуплаченной сумма задолженности определяется как разница между суммой задолженности, определенной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с решением об отсрочке (рассрочке) за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными суммами и процентами (п. 4 ст. 68 НК РФ).
Извещение об отмене решения
об отсрочке или рассрочке направляется
принявшим это решение
Если в течение срока
действия договора об инвестиционном
налоговом кредите заключившая
его организация нарушит
39. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами: залогом имущества, поручительством, пеней, приостановлением операций по счетам в банке и наложением ареста на имущество налогоплательщика.
Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов или сборов, порядок и условия их применения устанавливаются гл. 11 НК РФ (ст. 72 НК РФ).
Залог имущества. В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик или плательщик сбора, так и третье лицо. При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества (ст. 73 НК РФ).
Поручительство. В случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и в иных случаях, предусмотренных НК РФ, обязанность по уплате налогов может быть обеспечена поручительством. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней. По исполнении поручителем взятых на себя обязательств в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченные им суммы, а также проценты по этим суммам и возмещение убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика (ст. 74 НК РФ).
Пеней признается установленная ст. 75 НК РФ денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (ст. 75 НК РФ).
Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей. Приостановление операций по счетам в банке применяется для обеспечения исполнения решения о взыскании налога или сбора, если иное не предусмотрено п. 3 ст. 76 НК РФ. Приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено п. 2 ст. 76 НК РФ (ст. 76 НК РФ).
Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности налогоплательщика-организации в отношении его имущества (ст. 77 НК РФ).