Налогообложение земельно-имущественных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 11:55, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является изучение налогообложения в сфере земельно – имущественных отношений.
Основными задачами написания работы являются:
1. раскрыть понятие и сущность налогообложения;
2. рассмотреть правовое регулирование налогообложения в сфере земельных отношений;
3. изучить налогообложение земельных отношений физических лиц;
4. рассмотреть налогообложение земельных отношений юридических лиц.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В СФЕРЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ 5
1.1 Понятие и сущность налогообложения 5
1.2 Правовое регулирование налогообложения в сфере земельных отношений 10
2 ПРАВОВОЕ РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ДЛЯ РАЗЛИЧНЫХ СУБЪЕКТОВ 16
2.1 Налогообложение земельной собственности физических лиц 16
2.2 Налогообложение земельной собственности юридических лиц 26
3 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
4 ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ МАТЕРИАЛОВ 31

Файлы: 1 файл

Копия Курсовая по праву 4 курс налогообложение.doc

— 220.50 Кб (Скачать файл)

Статья 391 НК РФ предоставляет некоторым категориям владельцев земельных участков возможность уменьшать налоговую базу на 10000 руб. Это касается, в частности, инвалидов, ветеранов Великой Отечественной войны и боевых действий, а также лиц, которые принимали участие в ликвидации аварий на ядерных объектах. Кроме того, местные органы власти и законодательные органы Москвы и Санкт-Петербурга могут устанавливать для отдельных категорий налогоплательщиков налоговые льготы в виде не облагаемой налогом суммы.

Некоторые налогоплательщики  имеют право на льготы по земельному налогу, установленные статьей 395 НК РФ, в виде освобождения от налога земельных участков, используемых для определенной деятельности.7

НК РФ освобождает  от земельного налога уголовно-исполнительные организации и учреждения, государственные автомобильные дороги общего пользования, земли религиозных организаций, организаций народных художественных промыслов, а также коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока России и их общины. Что касается организаций - резидентов особой экономической зоны, то они могут «забыть» о налоге на 5 лет начиная с момента возникновения права собственности на предоставленный земельный участок.

Если право  на налоговую льготу возникло или  прекратилось в течение налогового (отчетного) периода, налогоплательщик исчисляет сумму налога в отношении льготного участка с учетом коэффициента использования налоговой льготы. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом или отчетном периоде. Месяц возникновения и месяц прекращения права на льготу принимается за полный месяц. 8

Объектом обложения земельным налогом являются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования и городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территории которых введен данный налог.

Юридически  значимые признаки земельного участка, его пространственная сфера как объекта права собственности отражены в ст. 261 ГК РФ. Так, территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству. ЗК РФ конкретизирует нормы ГК РФ, определяя земельный участок как часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке (ст. 6 ЗК). Существует несколько иное определение данного понятия в ст. 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»: «Земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы, которой описаны и удостоверены в установленном порядке, уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами.»

Исходя из сути земельных отношений, наиболее точным является последнее определение земельного участка. 9

Из объекта  обложения земельным налогом  исключаются земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ (перечень земельных участков изъятых из оборота приводится в п. 4 ст. 27 ЗК РФ), ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия (п. 5 ст. 27 и гл. XVII ЗК РФ), ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (ст. 93 гл. XVI ЗК РФ), ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, в пределах лесного фонда (ст. 101 гл. XVIII ЗК РФ), ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами (ст. 102 гл. XVIII ЗК РФ и ст. 5, 40, 45 Водного кодекса РФ).

Объект обложения  земельным налогом возникает  только тогда, когда конкретный земельный участок сформирован. Такой вывод содержится в Постановлении Пленума ВАС РФ, посвященном практике рассмотрения дел о взимании земельного налога. Соответственно, объект налогообложения отсутствует, если земельный участок под жилым домом, в котором расположено собственное помещение организации, не сформирован. В отношении такого участка земельный налог не исчисляется.10

Каждый налог  имеет свой порядок исчисления, представляющий собой определенные процессуальные действия, направленные на исчисление суммы налога, подлежащей уплате за налоговый период.

Минфин России сообщил, что налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. По результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года. В том случае, если кадастровая стоимость земельного участка не установлена, для исчисления земельного налога может быть применена нормативная цена земли.11

Кадастровая стоимость  земельного участка определяется в  соответствии с земельным законодательством. В ст. 66 ЗК РФ говорится, что для определения кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ. Кадастровая оценка земельного участка осуществляется на основе сведений, полученных в результате ведения государственного земельного кадастра. Деятельность, связанная с ведением земельного кадастра регулируется Федеральным законом «О государственном земельном кадастре» N 28-ФЗ.

При определении  налоговой базы налоговые органы используют сведения, предоставленные органами государственного земельного кадастра, органами, регистрирующими права на недвижимое имущество и сделки с ним, и органами муниципальных образований. Подлежащая уплате физ.лицами сумма земельного налога исчисляется налоговыми органами. Уплата производится на основании налогового уведомления, направляемого налоговыми органами физ.лицам. 12

Налоговая ставка как обязательный элемент налогообложения, без которого не может быть установлен налог (ст. 17 НК РФ), представляет собой величину налоговых начислений на единицу обложения. В наше время, при установлении налоговой ставки, законодатель обязан руководствоваться принципом экономической обоснованности налога и фактической способности субъектов к уплате налога (ст. 3 НК РФ).13

Статья 394 НК РФ устанавливает предельные размеры налоговых ставок, применяемых в зависимости от принадлежности земельного участка к той или иной категории земель и разрешенного использования земельного участка. Ставка 0,3 процента установлена для:

- земель сельскохозяйственного назначения, земель в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельхозпроизводства;

- земель, занятых жилищным  фондом, объектами инженерной инфраструктуры ЖКХ. Исключение составляют доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры ЖКХ. Чтобы определить состав объектов инженерной инфраструктуры ЖКХ, необходимо руководствоваться положениями Градостроительного кодекса РФ и другими документами, регламентирующими градостроительную деятельность;

- земель, отведенных для  жилищного строительства, личного  подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

Для прочих же категорий  земель действует ставка 1,5 процента.14

2 Правовое регламентирование налогообложения объектов земельной собственности для различных субъектов

2.1 Налогообложение земельной собственности физических лиц

Согласно нормам российского  налогового законодательства налогоплательщиками  признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность по уплате налогов.

Обязанность по уплате земельного налога возникает у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, с момента возникновения установленных  законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату этого налога.

Земельный налог отнесен статьей 15 НК РФ к числу местных налогов, и, помимо главы 31 НК РФ, он устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований, что следует из статьи 387 НК РФ.

Устанавливая земельный налог, местные власти определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Налогоплательщиками земельного налога, согласно статье 388 НК РФ, наряду с организациями, признаются также физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками земельного налога физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Таким образом, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, признаются плательщиками земельного налога при условии, что земельный участок, являющийся объектом налогообложения, принадлежит им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

На сегодняшний день земельные  участки в постоянное (бессрочное) пользование физическим лицам не предоставляются, на что указывает  пункт 2 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ. Между тем, ранее, до вступления в силу Земельного кодекса РФ, то есть до 25.10.2001 г., физические лица располагали возможностью воспользоваться указанным выше правом.

Право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения возникает у физического лица с момента государственной регистрации земельного участка. Такая норма закреплена пунктом 1 статьи 131 ГК РФ, статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Доказательством существования указанных выше зарегистрированных прав признается запись в Едином государственном реестре прав (ЕГРП). Если такой записи нет, доказательством регистрации данных прав является государственный акт, свидетельство и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные физическому лицу до вступления в силу Федерального закона N 122-ФЗ, которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП, либо акт, изданный органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент его издания, о предоставлении земельных участков. Данное положение следует из пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".

Если налогоплательщики - организации  или индивидуальные предприниматели  определяют налоговую базу самостоятельно, то налоговая база для каждого налогоплательщика - физического лица определяется налоговыми органами, что следует из пункта 4 статьи 391 НК РФ. Налоговики определяют налоговую базу на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом органы кадастрового учета обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о расположенных на подведомственной им территории земельных участках, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах. Эти сведения органы кадастрового учета должны сообщать в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, на что указывает пункт 11 статьи 396, пункт 4 статьи 85 НК РФ. Помимо этого, органы кадастрового учета обязаны ежегодно до 1 марта представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.

До 1 февраля года, являющегося  налоговым периодом, органы кадастрового учета обязаны сообщать в налоговые  органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию  на 1 января года, являющегося налоговым периодом, что установлено пунктом 12 статьи 396 НК РФ. Налоговым периодом по земельному налогу, в силу пункта 1 статьи 393 НК РФ, признается календарный год.

Налоговики рассчитывают налоговую базу, руководствуясь статьями 390, 391 НК РФ, учитывая при этом, что налоговая база может быть уменьшена. Причем ее уменьшение возможно в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении, на что указывает пункт 5 статьи 391 НК РФ. Между тем, такое право предоставляется только определенным категориям налогоплательщиков, к которым относятся:

- Герои Советского  Союза, Герои Российской Федерации,  полные кавалеры ордена Славы;

Освобождение от уплаты налогов, сборов, пошлин и других платежей в бюджет в размерах, предусматриваемых  налоговым законодательством, другими  законодательными и нормативными актами Российской Федерации для Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы предусмотрено статьей 3 Закона Российской Федерации от 15.01.1993 г. N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы".

Информация о работе Налогообложение земельно-имущественных отношений