Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 19:15, контрольная работа
Оптимальная налоговая система, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования. Поэтому показатель налогового бремени, или налоговой нагрузки, на налогоплательщика является достаточно серьезным измерителем качества налоговой системы страны. Налоговое бремя представляет собой показатель совокупного воздействия налогов на экономику страны в целом, на отдельный хозяйствующий субъект или на иного плательщика, определяемый как доля их доходов, уплачиваемая государству в форме налогов и платежей налогового характера.
Введение ………………………………………………………………………………3
Методики оценки и анализа налогового бремени…………………………………..5
Пример расчета налоговой нагрузки на предприятии ООО «Агентство Адвотч» за 2008 г………………………………………………………………………………17
Заключение ………………………………………………………………………….18
Список использованной литературы……………………………………………….20
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
Кафедра налоги и налогообложение
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А
по дисциплине: “Налоги и налогообложение”
на тему:
“Налоговая нагрузка организации: методы ее оценки и анализа
(на примере _______________________)”
Проверил:
Выполнила:
Студентка 4 курса
Учетно-статистического факультета
специальность: “Бухгалтерский учет,
анализ и аудит”
Москва 2009
Содержание
Введение ………………………………………………………
Методики оценки и анализа налогового бремени…………………………………..5
Пример расчета налоговой
нагрузки на предприятии ООО «Агентство
Адвотч» за 2008 г……………………………………………………………………………
Заключение …………………………………………………
Список использованной
литературы……………………………………………….
Введение
Оптимальная
налоговая система, обеспечивая
финансовыми ресурсами
Данному показателю на макроуровне соответствует отношение общей суммы поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет страны к сумме стоимости всех товаров конечного потребления и оказанных услуг, произведенных на территории страны (ВВП).
На микроэкономическом уровне показатель налоговой нагрузки отражает долю совокупного дохода налогоплательщика, который изымается в бюджет. Показатель рассчитывается как отношение суммы всех начисленных налоговых платежей организации к объему реализации продукции (работ, услуг).
Цель методики определения налоговой
Различают фактическую
и номинальную налоговую
Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны. Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран (в которых нет мощной системы социального обеспечения) характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых — относительно высокая налоговая нагрузка (доходившая в Швеции до 60% ВВП в отдельные годы). Исключение составляют некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии, где налоговая нагрузка относительно невысока. В России налоговая нагрузка составляет около 42%, что немного ниже среднего уровня развитых стран (выше, чем в США, но ниже чем в Германии.
Номинальная
налоговая нагрузка — доля обязательных
платежей в ВВП, которую налогоплательщики
должны выплатить в случае полного
выполнения ими налогового законодательства.
Разница между номинальной и
фактической нагрузкой
Методики оценки и анализа налогового бремени.
Деятельность любого экономического субъекта можно разделить на три основных направления: хозяйственное, финансовое, инвестиционное. Чем дольше и успешнее работает экономический субъект, тем активнее развиты у него два последних направления. Итог каждого из направлений деятельности экономического субъекта на конец отчетного (налогового) периода - финансовый результат: прибыль или убыток.
Кроме того, в процессе реализации каждого из направлений у экономического субъекта появляются и другие показатели (налоговые базы), подлежащие налогообложению: выручка от реализации, фонд оплаты труда, остатки по имущественным счетам и т.д.
В зависимости от наличия или отсутствия налоговых льгот, таких показателей у одного экономического субъекта может быть больше или меньше по сравнению с другим.
Однако в любом случае администрация экономического субъекта будет стремиться оптимизировать налоги, и этот процесс должен начинаться с оценки налогового бремени экономического субъекта.
В научной литературе встречается несколько методик его определения. Различие их проявляется в использовании того или иного количества налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки, а также определении интегрального показателя, с которым соотносится сумма налогов.
Основная идея каждой из методик состоит в том, чтобы сделать показатель налоговой нагрузки экономического субъекта универсальным, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях народного хозяйства. Каждая из них также учитывает влияние изменения числа налогов, налоговых ставок и льгот на уровень налогообложения экономического субъекта.
В этом и проявляется практическая ценность различных методик. Рассмотрим некоторые из них.
Методика определения налоговой нагрузки экономического субъекта, разработанная Департаментом налоговой политики Министерства финансов Российской Федерации, предлагает оценивать тяжесть налогового бремени отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации:
НБ = (Нобщ : Вобщ) х 100%, (1)
где НБ — налоговое бремя;
НОбщ — общая сумма налогов;
Вобщ — общая сумма выручки от реализации.
Показатель налогового бремени, рассчитанный по этой методике, позволяет определить долю налогов в выручке от реализации, однако он не характеризует влияние налогов на финансовое состояние экономического субъекта, поскольку не учитывает структуру налогов в выручке от реализации.
Методика определения налоговой нагрузки, разработанная М.Н. Крейниной, предполагает сопоставление налога и источника его уплаты. Каждая группа налогов в зависимости от источника за счет которого они уплачиваются, имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени.
Кроме того, данная методика опровергает распространенное мнение о том, что большой размер налогов, включаемых в себестоимость, выгоден экономическому субъекту, так как позволяет уменьшить прибыль и, соответственно, налог на нее.
Автор методики считает, что снижение прибыли, с одной стороны, ограничивает свободные средства экономического субъекта, а с другой — «наказывает» бюджет, получающий в результате меньшую сумму налога на прибыль.
Кроме того, с правовой точки зрения коммерческие организации, в уставах которых основной задачей обозначено получение прибыли на вложенный капитал, в таком случае затрудняют ее решение.
Интегральным показателем в данной методике выступает прибыль экономического субъекта, к которой приводится сумма всех налогов.
При определении налогового бремени по данной методике предлагается исходить из идеальной ситуации, когда экономический субъект вовсе не платит налогов, и сравнивать эту ситуацию с реальной. Таким образом определяется тяжесть налогового бремени.
Для работы по этой методике необходимо использовать следующие формулы:
НБ = [(В - Ср - Пч) : (В - Ср)] х 100%; (2)
НБ = [(В - Ср - Пч) : Пч] х 100%, (3)
где В - выручка от реализации;
Ср - затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) за вычетом косвенных налогов;
Пч - фактическая прибыль, остающаяся после уплаты налогов в распоряжении экономического субъекта.
Данные формулы показывают, во сколько раз суммарная величина уплаченных налогов отличается от прибыли, остающейся в распоряжении экономического субъекта.
Основное отличие данного подхода к оценке налогового бремени - то, что косвенные налоги (налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы) не принимаются в расчет и не рассматриваются как налоги, влияющие на прибыль экономического субъекта. Для оценки налогового бремени по этим налогам нужно соотносить их либо с кредиторской задолженностью, либо с валютой баланса за отчетный (налоговый) период.
Данная методика представляется действенным средством анализа воздействия прямых налогов на финансовое состояние экономического субъекта, но в то же время недооценивает влияние на него косвенных налогов. А эти налоги, хотя и в меньшей степени, чем прямые, тоже влияют на величину прибыли экономического субъекта. Поэтому применение данной методики должно происходить в сочетании с оценкой воздействия косвенных налогов на величину налоговой нагрузки экономического субъекта.
Экономический субъект, уплачивающий косвенный налог, включает его в цену товаров (работ, услуг) в соответствии с законодательством Российской Федерации, и таким образом перекладывает его на потребителей. Однако цена на товар может повышаться не бесконечно, а до тех пор, пока это позволяет платежеспособный спрос.
Если же цена товара с учетом косвенного налога оказывается слишком высокой, спрос сокращается, так как часть покупателей переходит на товары-заменители, а другая часть — на аналогичные товары других производителей. Поэтому, чтобы сохранить потребителей, экономический субъект вынужден сдерживать уровень цен, уменьшая свою прибыль.
Как видно, косвенные налоги влияют на цену продукции и, как следствие, на спрос. Бремя этих налогов ложится и на покупателей, и на продавцов в зависимости от характера спроса.
Если спрос на товар (работу, услугу) эластичен, то большую часть косвенного налога вынужден уплачивать продавец, потому что, увеличив цену, он может потерять покупателей.
Если же спрос неэластичен, то продавец имеет возможность перенести основную долю налогового бремени на покупателя, поскольку в данном случае величина спроса слабо зависит от цены товара (работы, услуги).
Методика определения налогового бремени, предложенная А. Кадушиным и Н. Михайловой. Эта методика количественная, предлагает оценивать налоговое бремя как долю отдаваемой в бюджет добавленной стоимости, созданной отдельным экономическим субъектом. До6авленная стоимость, по мнению авторов методики, источник дохода экономического субъекта и, следовательно, источник уплаты налогов. Поэтому целесообразно сравнивать налог с источником уплаты.
Показатель, получившийся в процессе расчетов по данной методике, позволяет усреднить оценку налоговой нагрузки для различных типов производств, т.е. обеспечивает сопоставимость налогового бремени для различных экономических субъектов.
Валовая выручка по этой методике представляется в виде разбивки на следующие компоненты:
■НДС;
Так как долевое распределение этих компонентов у различных экономических субъектов различно, то целесообразно ввести в методику структурные коэффициенты:
Данные показатели рассчитываются по следующим формулам:
Ко = ДС : В; (4)
Кзп = ЗП : ДС; (5)
Кам = AM : ДС. (6)
Затем производится расчет налогов экономического субъекта в текущей налоговой ситуации по следующим формулам:
НДС = (18% : 118%)
х ДС;
Налоги от ЗП = (26% : 126%) х Кз х ДС; (8)
Оборотные налоги = Х% х ДС : Ко : 1,18; (9)
Налог на прибыль = 0,24 х (1-НДС-Кзп-Кам-Х:1,18:Ко) х ДС; (10)
НБ = (Сумма всех налогов : Чистые активы) :
Информация о работе Налоговая нагрузка организации: методы ее оценки и анализа