Налоговая оптимизация и уклонение от налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 12:04, реферат

Описание работы

Становление рыночной экономики в России привело к возникновению самофинансируемых и самоокупаемых предприятий, главной целью которых стали максимизация прибыли и минимизация издержек. Стремясь к снижению затрат, предприятия начали оптимизировать свою деятельность. Одним из направлений повышения эффективности деятельности организации является оптимизация налогообложения.

Содержание работы

Введение 3
1. Причины к уменьшению налогов. 4
2. Уклонение от уплаты налогов 9
2.1. Некриминальное уклонение от уплаты налогов 10
2.2.Криминальное уклонение от уплаты налогов 10
3. Борьба государства с уклонением от уплаты налогов 12
4. Налоговая оптимизация 15
Заключение 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

налоговая оптимизация.docx

— 42.84 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального  образования

 

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ  ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ 

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Кафедра

«Налоги и налогообложение»

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Налоги  и налогообложение»

на тему:

«Налоговая оптимизация  и уклонение от налогов»

 

 

 

 

Выполнила:

студентка группы ФМ 3-2

Мкртчян Ева Вазгеновна

Научный руководитель:

Профессор Мельникова Н.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

Содержание

Введение 3

1. Причины к уменьшению налогов. 4

2. Уклонение от уплаты налогов 9

2.1. Некриминальное  уклонение от уплаты налогов 10

2.2.Криминальное  уклонение от уплаты налогов 10

3. Борьба государства с уклонением от уплаты налогов 12

4. Налоговая оптимизация 15

Заключение 19

Список литературы 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Становление рыночной экономики  в России привело к возникновению  самофинансируемых и самоокупаемых  предприятий, главной целью которых  стали максимизация прибыли и  минимизация издержек. Стремясь к  снижению затрат, предприятия начали оптимизировать свою деятельность. Одним  из направлений повышения эффективности  деятельности организации является оптимизация налогообложения. Принципиально все способы уменьшения налогов можно подразделить на две категории. Основное отличие между ними – нарушено или не нарушено налогоплательщиком законодательство.  Минимизация налоговых платежей позволяет предприятиям не только увеличивать прибыль и направлять ее на расширение производства, но и быть конкурентоспособными, что становится особенно важно в условиях рынка. Однако существует опасность незаконного уменьшения налогов, и как следствие, снижения поступлений в бюджет и невыполнения государством своих задач. Исходя из этого, государство защищает свои финансовые интересы и борется с уклонением от уплаты налогов. Интересы государства и налогоплательщиков, таким образом, являются противоположными, что приводит к спорным ситуациям. Но наиболее проблемным и конфликтным в этой сфере является вопрос разграничения оптимизации и уклонения от уплаты налогов. Данный вопрос не урегулирован законодательно, отсутствует также единая позиция органов государственной власти по существующей проблеме, следовательно, налогоплательщики и налоговые органы самостоятельно определяют, законны ли те или иные действия в области налогообложения. Таким образом, актуальность темы заключается в том, что в условиях становления рыночных механизмов и институтов, а также усложнения взаимоотношений государства и налогоплательщиков, определение границы дозволенного поведения и установление "правил игры" в сфере налогообложения является необходимым и обязательным условием стабильного экономического роста страны.

  1. Причины к уменьшению налогов.

Причин, склоняющих налогоплательщика  к уменьшению налогов, достаточно много:

- моральные причины (нравственно-психологические);

- политические причины;

- экономические причины;

- технико-юридические причины.

Моральные (нравственно-психологические) причины в основном кроются и  порождаются характером налоговых  законов. Если авторитет любого другого  закона (другой отрасли права) базируется на длительном и единообразном его  применении, что чаще всего обуславливается  его общностью для всех, постоянством и беспристрастностью, то налоговый  закон не является ни общим, ни постоянным, ни беспристрастным.

Общность закона для всех предполагает ситуацию, когда норма  закона обязательна для всех без  исключения. Однако налоговый закон  не является общим, в силу предоставления налоговых льгот отдельным категориям плательщиков. Это приводит к тому, что отдельные группы налогоплательщиков оказываются в более выгодном положении по сравнению с другими. Данное обстоятельство естественно  вызывает у последних чувство  несправедливости по отношению к  ним и порождает стремление уравнять себя с льготниками. Зачастую инструментом такого уравнивания и выступает  уклонение от уплаты налогов.

Постоянство закона означает неизменность его положений на протяжении длительного периода времени, однако, налоговый закон - закон не постоянный. Например, изменения и дополнения вЗакон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и в Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость" с момента их издания в 1991 году вносились более 20 раз. Практика постоянного внесения корректировки сохранилась и в связи с введением в действие Налогового кодекса РФ. Такие колебания налогового законодательства, постоянное изменение объекта налогообложения по различным налогам снижают авторитет налоговых законов, что в свою очередь вызывает у налогоплательщиков ощущение необязательности его исполнения и, соответственно, влечет его нарушения.

Кроме того, в отличие  от других законов, налоговые законы не являются беспристрастными, так  как их устанавливает государство. Даже самое законопослушное население  относится к налоговому законодательству с меньшим уважением, чем к  другим законам, считая, что государство  устанавливает налоги исключительно  в своих же интересах. Иначе говоря, налогоплательщиками государство  воспринимается по отношению к ним  как большой кредитор, который  устанавливает свои "правила игры", а не как законодатель. В связи  с этим плательщики считают возможным  уклоняться от возврата своих долгов.

Однако моральные причины  порождаются не только существом  и характером налоговых законов, но еще и налоговой системой в  целом. В случае непосильного "налогового гнета", когда налогоплательщик фактически "работает на государство" и отдает ему львиную часть своих доходов, у него рождается чувство подавления его государством. Как ответная реакция на такое подавление выступает уклонение от уплаты налогов.

Политические причины  подталкивают налогоплательщика к  уклонению от уплаты налогов тогда, когда налоги начинают использоваться государством не только для покрытия своих расходов, то есть обеспечения  своего функционирования, а еще и  как инструмент социальной или экономической  политики.

Как инструмент экономической  политики, налоги проявляются в том, что государство повышает налоги на некоторые отрасли производства с целью уменьшить удельный вес  данных отраслей экономики и понижает налоги для других отраслей, более  перспективных или слаборазвитых  и более полезных для их быстрейшего  развития. В такой ситуации предприятия тех отраслей, налоги для которых повышены, стараются уклониться от уплаты налогов, причем, главной целью такого уклонения являются не только корыстные интересы, но и стремление сохранить предприятия и отрасль в целом на прежнем уровне.

Экономические причины вызывают стремление налогоплательщика к  уклонению от уплаты налогов также  достаточно часто. Экономические причины  можно разделить на два вида: причины, которые зависят от финансового  состояния налогоплательщика и  причины, порожденные общей экономической  конъюнктурой.

Финансовое положение  налогоплательщика иногда является определяющим фактором для уклонения  от уплаты налогов. Налогоплательщик взвешивает: оправдается ли та выгода от уклонения  от уплаты налогов или же неблагоприятные  последствия этого будут гораздо  больше. Если уклонение с материальной точки зрения себя оправдывает, то налогоплательщик, скорее всего, уплачивать налоги не станет. Причем, чем выше налоговая ставка, тем сильнее желание налогоплательщика  уклониться от уплаты налогов, так как  получаемая от уклонения выгода существенно  увеличивается. Если финансовое состояние налогоплательщика стабильно, то он не встанет на путь уклонения от налогообложения, чтобы не подорвать свой авторитет и репутацию своего бизнеса. Однако, если же финансовое состояние его нестабильно или он находится на грани банкротства, и неуплата налогов является единственным средством "остаться на плаву", то предприниматель, практически не задумываясь, встанет на путь уклонения. Оправданием ему здесь будет стремление сохранить свое дело.

Экономические причины, порожденные  общей экономической конъюнктурой, проявляются в периоды экономических  кризисов в государстве, или, наоборот, в периоды расцвета экономики  и расширения международного сотрудничества.

В периоды экономических  кризисов, руководство любой страны вынуждено предпринимать соответствующие  меры для стабилизации экономики. Чаще всего это достигается строгой  регламентацией рынка и рыночных отношений путем установления государственных  цен на отдельные виды товаров  или введения системы распределения  отдельных товаров. В такие периоды  уклонение от уплаты налогов усиливается, в связи с тем, что наряду с  государственным легальным рынком появляется параллельный неуправляемый "черный" или "теневой" рынок, который действует по своим законам  и в нарушение установленных  государством правил. Сделки, совершаемые  на таком рынке, налогообложению  не подлежат, так как не могут  быть проконтролированы государством, поэтому соблазн у предпринимателей работать на "черном" рынке и, следовательно, уклоняться от уплаты налогов, достаточно велик.

Парадокс, но в периоды  процветания экономики, в периоды  расширения международного сотрудничества, связей, торговли, уклонение от уплаты налогов также может процветать. Как правило, налоговый контроль ограничивается территорией соответствующего государства и не выходит за границы  страны, поэтому создается благоприятная  обстановка для сокрытия предпринимателями  своих доходов за границей благодаря  свободному движению капитала.

Технико-юридические причины (причины, вызванные несовершенством  юридической техники налогового законодательства). Технико-юридические причины кроются в сложности налоговой системы. Сложность ее препятствует эффективности налогового контроля и создает налогоплательщику возможности избежать уплаты налогов.

Кроме того, необходимо отметить, что само налоговое законодательство зачастую дает предпринимателю все  возможности для поиска путей  снижения налоговых выплат. В частности  это обусловлено:

- наличием в законодательстве  налоговых льгот, что заставляет  предпринимателя искать пути  для того, что бы ими воспользоваться;

- наличием различных ставок  налогообложения, что также толкает  налогоплательщика выбирать варианты  для применения более низкого  налогового оклада;

- наличием различных источников  отнесения расходов и затрат: вычеты, возмещение, увеличение стоимости  имущества, прибыль, остающаяся  в распоряжении предприятия. Данное  обстоятельство непосредственно  влияет на расчет налогооблагаемой  базы и соответственно размер  налога;

- нечеткостью и "расплывчатостью"  формулировок налоговых законов,  позволяющих по разному толковать  одну и ту же правовую норму.

Так, в соответствии с п. 6 ст. 3 Налогового кодекса РФ "акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить". Согласно п. 7 указанной статьи "все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов)". При появлении у налогоплательщика таких "неустранимых сомнений", "противоречий" и "неясности", он может выбирать наиболее удобную для себя трактовку налоговой нормы.

Таким образом, предприниматель  может встать на путь уклонения от уплаты налогов не только по одной  из перечисленных выше причин, а  как это чаще всего бывает, сразу  из-за нескольких. То есть, указанные  причины не являются взаимоисключающими и, образуя определенную совокупность, иногда заставляют уклоняться от налогов  даже законопослушных граждан.

 

  1. Уклонение от уплаты налогов

Уклонение от уплаты налогов  представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которой налогоплательщик умышленно или неосторожно избегает уплаты налога или уменьшает размер своих налоговых обязательств с нарушением действующего законодательства.

  В данном случае  снижение налоговых выплат (а  также их полное избежание)  осуществляется посредством совершения  налогоплательщиком налоговых правонарушений  или даже преступлений, то есть  путем прямого нарушения налогового  законодательства. Действия налогоплательщика  при уклонении от уплаты налогов  незаконны и противоправны изначально, то есть законного уклонения  не бывает.

Эти действия могут быть направлены, как на снижение положенного  размера подлежащих внесению в бюджет суммы налоговых платежей, так  и на полное избежание уплаты налога или налогов.

  Иначе говоря, при  непосредственном уклонении от  уплаты налогов снижение размеров  налоговых обязательств достигается  путем нарушения налогового законодательства, в чем состоит главное отличие  ухода от уплаты налогов от налоговой оптимизации.

   Уход от налогов чаще всего совершается путем сокрытия дохода (прибыли), сокрытия других объектов налогообложения, грубого нарушения правил бухгалтерского или налогового учета, фальсификации учетных данных, непредставлении или несвоевременном представлении документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов или их уничтожения, а также посредством неправомерного использования налоговых льгот.

Информация о работе Налоговая оптимизация и уклонение от налогов