Налоговая оптимизация и уклонение от налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 12:04, реферат

Описание работы

Становление рыночной экономики в России привело к возникновению самофинансируемых и самоокупаемых предприятий, главной целью которых стали максимизация прибыли и минимизация издержек. Стремясь к снижению затрат, предприятия начали оптимизировать свою деятельность. Одним из направлений повышения эффективности деятельности организации является оптимизация налогообложения.

Содержание работы

Введение 3
1. Причины к уменьшению налогов. 4
2. Уклонение от уплаты налогов 9
2.1. Некриминальное уклонение от уплаты налогов 10
2.2.Криминальное уклонение от уплаты налогов 10
3. Борьба государства с уклонением от уплаты налогов 12
4. Налоговая оптимизация 15
Заключение 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

налоговая оптимизация.docx

— 42.84 Кб (Скачать файл)

Так как уход от уплаты налогов  достигается противозаконными действиями налогоплательщика, то за их совершение законодательством предусмотрены  различные виды ответственности, а  именно: гражданско-правовая, административная, финансовая и уголовная.

  При рассмотрении  множества способов данной категории  необходимо отметить, что они,  находясь в единой категории,  тем не менее, неоднородны.  Однако, исходя из тяжести содеянного, в результате незаконного уклонения от уплаты налогов можно выделить следующие способы.

 2.1. Некриминальное уклонение от уплаты налогов

Некриминальное уклонение  от уплаты налогов - это совершение налогоплательщиком действий, направленных на избежание или снижение налоговых выплат в бюджет посредством нарушения законодательства о налогах и сборах, влекущих применение к нарушителю мер налоговой ответственности (налоговых санкций). Данные действия налогоплательщика не образуют состав налогового преступления и не влекут наступления уголовной ответственности.

  Исходя из отраслевой  принадлежности норм законодательства, которые нарушаются при совершении  уклонения от уплаты налогов  некриминальными способами, можно  выделить:

- налоговые правонарушения;

- таможенные правонарушения (при уплате налога на таможне).

  Некриминальные способы уклонения применяются в основном через нарушение гражданско-правовых норм и норм налогового законодательства: неправильное отражение операций в бухгалтерском и налоговом учете, заключение фиктивных договоров, переоформление договоров и изменение их содержания после их исполнения, выплата санкций за несуществующие договорные нарушения, занижение стоимости ввозимых через таможенную границу товаров, и, соответственно, занижение сумм НДС, подлежащих уплате на таможне и т.д.

2.2.Криминальное уклонение от уплаты налогов

  Криминальное уклонение от уплаты налогов совершается путем совершения налогоплательщиком противозаконных действий, направленных на избежание налога или снижение его размера, нарушающих не только нормы налогового, но и уголовного законодательство. Совершение уклонения от уплаты налогов данным способом влечет наступление для налогоплательщика уголовной ответственности. Данные способы составляют состав уголовных преступлений по ст.ст. 198, 199, 199.1 Уголовного кодекса РФ.

   В соответствии с действующим законодательством уголовная ответственность возникает за следующие деяния:

- за уклонение от уплаты  налогов и (или) сборов с  физического лица путем непредставления  налоговой декларации или иных  документов, представление которых  является обязательным, либо путем  включения в налоговую декларацию  или такие документы заведомо  ложных сведений, совершенное в  крупном или особо крупном  размере;

- за уклонение от уплаты  налогов и (или) сборов с  организации путем непредставления  налоговой декларации или иных  документов, представление которых  является обязательным, либо путем  включения в налоговую декларацию  или такие документы заведомо  ложных сведений, совершенное в  крупном или особо крупном  размере;

- за неисполнение в  личных интересах обязанностей  налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов  и (или) сборов, подлежащих исчислению, удержанию у налогоплательщика  и перечислению в соответствующий  бюджет (внебюджетный фонд), совершенное  в крупном или особо крупном  размере.

   При этом уклонение признается совершенным в крупном размере, сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

  1. Борьба государства с уклонением от уплаты налогов

По данным следственного  комитета при МВД РФ, масштабы уклонения  от уплаты налогов в России создают  экономическую угрозу для безопасности  государства. Из сведений, полученных в ФНС РФ, на 1 июля текущего года, из 3,4 млн зарегистрированных в РФ юридических лиц более 0,5 млн не предоставили налоговую отчетность, либо предоставили "нулевой" баланс. По различным оценкам, государство ежегодно недополучает до 30% причитающихся платежей.

Учитывая все негативные факторы такого явления, как уклонение  от уплаты налогов, необходимо разрабатывать  и применять на практике меры по предотвращению совершения налоговых  правонарушений и преступлений.  Большинство принимаемых мер  по борьбе с неуплатой налогов  характеризуются тем, что они  направлены не на причины, порождающие  неуплату, а на воздействие и наказание  тех налогоплательщиков, которые  уже совершили правонарушение.

В связи с этим особое внимание следует уделить методам  борьбы с неуплатой налогов, носящих  общий характер, которые должны быть направлены на устранение причин, порождающих  неуплату налогов. К таким методам  можно отнести средства политического  характера, заключающиеся в использовании  налогов только в финансовых, а  не в политических целях; средства экономического характера, направленные на избежание установления слишком тяжелого налогового бремени в условиях неблагоприятной экономической конъюнктуры и др. Но ведущее место отводится средствам морального порядка, главным среди которых выделяют развитие налоговой пропаганды, которая направлена на повышение уровня налоговой морали плательщика, т.е. восприятие им необходимости фискальных платежей с как можно меньшим сопротивлением

Исходя из этого, определяются несколько способов борьбы с уклонением от уплаты налогов:

  • совершенствование законодательной и нормативной базы, дающее возможность закрыть «лазейки», используемые для уклонения от уплаты налогов;
  • ужесточение санкций против нарушителей налогового законодательства;
  • формирование современного комплекса организационных и правовых мер предупреждения и пресечения ухода от налогообложения.

На современном этапе  развития международных отношений  появилась потребность в правовом сотрудничестве России и европейских  стран в борьбе с  уклонением от уплаты налогов. Формирование надежной системы противодействия уклонению  от уплаты налогов предполагает осуществление  ряда мер:

    • обмен информацией между странами (наряду с передачей информации по запросу возможна передача информации без запроса, чтобы помочь компетентным органам другого государства начать расследование или сформулировать запрос);
    • обязанность идентификации (идентификация партнеров, клиентов и иных участников сделки);
    • установление истины (дополнительная проверка операций, вызывающих подозрение, силами служб внутреннего контроля);
    • создание системы внутреннего контроля и подготовки сотрудников кредитных организаций;
    • детализированное правовое регулирование деятельности организаций и лиц, занимающихся финансовыми операциями;
    • свободный доступ сотрудников органов внутренних дел для выезда или въезда в зарубежные страны по делам данной категории.

Таким образом, уклонение  от налогов в любом государстве  считается отрицательным явлением. На макроуровне оно приводит к недополучению средств в бюджет для финансирования расходов, в связи, с чем приходится вводить новые налоги либо увеличивать ставки действующих налогов и сборов.

На микроуровне неплательщики налогов оказываются в более выгодном положении по сравнению с законопослушными плательщиками, а поэтому могут провоцировать других субъектов экономической активности на аналогичные действия. Поэтому необходимо вырабатывать, предпринимать и постоянно совершенствовать меры по борьбе с незаконной неуплатой налогов, что позволит увеличить доходную часть бюджета, а, следовательно, и реализацию всех функций государства в полном объеме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Налоговая оптимизация

При криминальном уклонении  от уплаты налогов налогоплательщиком совершаются определенные противозаконные  действия, которые направлены на снижение размера налога и/или избежание  налоговых платежей. При этом такие  действия нарушают нормы налогового и уголовного законодательства.

Она предполагает исключительно  правомерные действия, соответствующие  законодательству и не выходящие  за его рамки. При этом налогоплательщик просто использует все льготы, предоставляемые  законодательством, налоговые освобождения и так далее. То есть, налоговая  оптимизация – это не уклонение  от уплаты налогов, а использование  легитимных по отношению к действующему законодательству средств и методов, чтобы снизить налоговые платежи.

Налоговая оптимизация  для физических лиц заключается в том, что  цель любого человека – снизить налоги доступными средствами.

Оптимизация налогообложения предприятия  куда сложнее. Дело в том, что снижение налогов прямо, пусть даже и совершенно законным способом, для предприятия может иметь весьма отрицательные и дорогостоящие последствия. К примеру, постоянно показываемый низкий доход при больших оборотах однозначно приведет к увеличению числа разнообразных проверок– налоговые органы РФ будут контролировать деятельность такого предприятия, выясняя – идет ли речь о криминальном уклонении от выплаты налогов или об обычной законопослушной налоговой оптимизации.

В результате налоговая оптимизация  для предприятия должна быть не только эффективной и законной, но еще  и безопасной, не несущей негативных последствий. Кроме того, методы снижения налогов должны быть надежными и  не зависеть от различных внешних  факторов.

Разрабатывая методы налоговой  оптимизации для предприятия, следует  учитывать множество разнообразных  факторов. В первую очередь следует  понимать, что цель в данном случае вовсе не в минимизации налогообложения, а – в увеличении прибыли. Случается, что минимизация налогообложения приводит именно к уменьшению прибыли, а это делает бессмысленной саму минимизацию

Существует несколько достаточно распространенных и надежных методов  налоговой оптимизации, широко применяемых  на различных предприятиях. Выбор  того или иного метода зависит  от объема хозяйственной деятельности предприятия, его места регистрации, вида хозяйственной деятельности и  так далее, и выбирается индивидуально  для каждого предприятия.

Один из таких распространенных методов: замена налогового субъекта. Например, включение в состав предприятия  инвалидной компании – общества инвалидов  имеют определенные налоговые льготы, которые распространяются на все  предприятие, если процентный состав инвалидов  среди сотрудников достигает  определенного уровня.

Еще чаще используется замена налоговой  юрисдикции: регистрация предприятия  там, где предоставляются определенные налоговые льготы (например, в оффшорной  зоне). Например, в рамках ставки налогов  в 2013 году планируется повсеместное по России введение налога на недвижимость. При этом налоговая ставка будет  составлять от 0,5% до 2% от рыночной стоимости  объектов налогообложения, и конкретный уровень налога определяется региональными  властями. Естественно, если данный налог  будет слишком обременительным, имеет смысл изменить налоговую  юрисдикцию таким образом, чтобы  относиться к региону, в котором  установлена минимальная налоговая  ставка.

Нередко используется изменение вида деятельности налогового субъекта, причем совершенно не обязательно действительно  переходить на тот вид деятельности, который облагается более низкими  налогами. Можно просто выбрать такую  форму уже имеющейся деятельности, которая предполагает сниженные  налоговые ставки. Например, если торговая организация торгует собственным  товаром (произведенным, купленным  за собственные деньги), то такая  деятельность облагается более высокими налогами, чем если эта организация выступает в роли комиссионера, торгующего по поручению торговой организации и/или производителя за вознаграждение.

Контрактная схема позволяет  оптимизировать налоговый режим  при осуществлении конкретной сделки. Речь идет, во-первых, об использовании  налогоплательщиком в контрактах четких и ясных формулировок, а не принятых типовых, во-вторых, об использовании  нескольких договоров, обеспечивающих одну сделку. Все это помогает выбрать  оптимальный налоговый режим  осуществления конкретной сделки с  учетом графика поступления и  расхода финансовых и товарных потоков. Также распространено снижение налогов за счет переоценки основных средств, ускоренной амортизации и так далее.

Существуют и другие методы минимизации  налогообложения, которые полностью  соответствуют действующему законодательству и активно применяются в рамках налогового планирования на предприятиях.

Льготы — одна из важнейших  деталей налогового планирования. Теоретически льготы — один из способов для государства  стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые необходимы государству в меру их социальной значимости или из-за невозможности  государственного финансирования. Практически  же большинство льгот достаточно жестко лимитируют сегмент их использования. Льготы и их применение в значительной степени зависят от местного законодательства. Как правило, значительную часть  льгот предоставляют местные  законы.

Информация о работе Налоговая оптимизация и уклонение от налогов