Налоговая политика России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2013 в 18:17, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотрение основных направлений совершенствования налоговой системы России на основе анализа национальной налоговой системы. Для достижения поставленной цели потребовалось поставить и решить следующие задачи: · проанализировать исторический опыт налогообложения и раскрыть принципы построения налоговой системы России; · определить соотношение между налогами и их видами; · выявить особенности налоговой практики и характер проблем, связанных со сбором налогов; · выявить тенденции в развитии налогового законодательства.

Содержание работы

Введение. 3
Глава 1. Налогообложение один из факторов развития экономики. 6
1.1 Сущность и функции налогов. 6
1.2 Развитие и становление налоговой политики РФ.. 23
1.3 Виды и значения налоговой политики. 36
Глава 2. Налоговая политика РФ.. 42
2.1 Анализ практики исчисления и уплаты федеральных налогов. 42
2.2 Порядок исчисления региональных налогов. 48
2.3 Характеристика местных налогов. 58
Глава 3. Развитие налоговой политики РФ с 2007 по 2009 гг. 65
3.1 Нестабильность налоговой системы.. 65
3.2 Совершенствование налоговой системы.. 67
Заключение. 71
Список литературы.. 73

Файлы: 1 файл

Налоговая политика России.doc

— 392.00 Кб (Скачать файл)

Доходная часть местных бюджетов состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам. К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе. Эти налоги и сборы перечисляются налогоплательщиками в местные бюджеты.[23]

В соответствии с федеральным законодательством  к местным налогам отнесены земельный  налог и налог на имущество  физических лиц, которые зачисляются  в местный бюджет по нормативу 100%.[24] В настоящее время наблюдается острый дефицит в обеспеченности местного управления финансовыми источниками. Большая часть доходов формируется в городских округах и муниципальных районах, тогда как в сельских поселениях проблема доходов стоит значительно острее. Причина этого явления проста и заключается в дифференциации налоговой базы: в округах и районах имеются в наличии развитое производство и более высокая плотность населения. В то же время институт местного самоуправления призван решать такие важные задачи, как осуществление комплексного социально-экономического развития муниципального образования; регулирование планировки и застройки муниципального образования; содержание муниципальных предприятий и учреждений здравоохранения, образования, культуры, спорта, социальной сферы; охрана общественного порядка; пожарная безопасность и так далее.[25]

Таким образом, на местные органы власти возложена важная задача осуществления  социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в решающей части проводится за счет средств этих бюджетов.

Для местных бюджетов основным доходным источником служит налог на землю, а  налог на имущество с физических лиц обладает самой низкой фискальной емкостью, т.к. он не покрывает величину расходов по организации его взимания.

Основными источниками поступлений в бюджеты муниципальных образований являются налоги со специальным налоговым режимом (77,3%), налог на имущество физических лиц (19,2%) (табл. 2).

Таблица 2. Поступления от налога на имущество физических лиц в местные  бюджеты Ленинградской области млн. руб.

 

Период

Налоги со специальным налоговым  режимом

Налог на имущество физических лиц

Январь-октябрь

1 876,9

467,4


 

Если говорить о текущей ситуации по Москве, то в январе-феврале 2009 года в бюджетную систему Российской Федерации поступило 238,0 млрд.руб. доходов, администрируемых Управлением ФНС России по г.Москве. На долю местного налога на имущество физических лиц приходится 0,05% поступлений (рис. 2).

Рисунок 2. Структура налоговых  доходов г. Москвы в январе-феврале 2009 года и место в ней налога на имущество физических лиц.

 

Для сравнения рассмотрим информацию о поступлении налога в местные  бюджеты Красноярского края. За январь-февраль 2009 года на территории Красноярского края поступило в бюджетную систему 20,5 млрд. рублей налоговых платежей и других доходов.

Из них в федеральный бюджет (включая ЕСН, зачисляемый в ФБ) поступило 4,9 млрд. рублей (24,1% от общего объема поступлений), в консолидированный бюджет края 10,9 млрд. рублей (52,9%), и в государственные внебюджетные фонды поступило 4,7 млрд. рублей или 23%

На рисунке 3 отражена доля налога на имущество в доходах бюджетной  системы Красноярского края. Следует  отметить, что данные на рисунке приведены в общем по налогам на имущество физических и юридических лиц.

 

Рисунок 3. Структура налоговых  доходов Красноярского края в  январе-феврале 2009 года и место в ней налога на имущество физических лиц.

Традиционно налоги на недвижимость составляют основной гарантированный  источник доходов местного уровня, поскольку объекты недвижимости характеризуются постоянным местоположением  и их юрисдикция легко фиксируется; они используются на развитие городской инфраструктуры и являются механизмом регулирования социального неравенства. В настоящее время основным источником формирования местных бюджетов должны быть налоговые оступления. Однако НК РФ содержит упоминание лишь о двух местных налогах (земельный и налог на имущество физических лиц), а Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» вообще не упоминает конкретный перечень местных налогов и сборов, отсылая к законодательству о налогах и сборах, тогда как бюджетные отношения регулируются БК РФ.

В соответствии с мировой практикой  и основными принципами налогообложения  за местными бюджетами следует закреплять налоговые источники, которые в  наибольшей степени отвечают следующим  критериям:

- существенное влияние органов местного самоуправления муниципальных образований на базу налогообложения и собираемость налогов;

- ограничение мобильности налоговой  базы – низкая способность  налогоплательщика в короткие  сроки на законных основаниях  переносить возникновение своих налоговых обязательств по данному налоговому источнику с территории одного муниципального образования на территорию другого;

- равномерность распределения  налоговой базы по территории  субъекта Российской Федерации;

- непосредственная взаимосвязь налогов с уровнем благосостояния (доходами и собственностью) населения, проживающего на данной территории.

В наибольшей степени этим условиям удовлетворяют называемые имущественные  налоги, к которым в составе  действующей налоговой системы  России относятся: налог на имущество физических лиц, налог на имущество организаций, земельный и транспортный налоги.

Поступления имущественных налогов  в региональные и местные бюджеты являются в большинстве случаев значительным источником финансирования ЖКХ, учреждений образования и здравоохранения и т.д. В этой связи оценка недвижимого имущества для целей налогообложения является для регионов и муниципальных образований очень важной задачей, от решения которой зависит состояние объектов социально-культурного назначения и коммунального хозяйства. Переход к налогообложению недвижимого имущества на основе оценки его рыночной стоимости является средством обеспечения справедливого распределения налогового бремени.

 

Глава 3. Развитие налоговой политики РФ с 2007 по 2009 гг. 

 

3.1 Нестабильность налоговой  системы

 

Современный механизм реализации обязанности  по уплате налогов не отличается стабильностью. Нормы Налогового кодекса Российской Федерации, постоянно изменяются. Государство  находится в поиске оптимальных  форм налогообложения. Целый ряд важнейших вопросов, затрагивающих права граждан, регулируется подзаконными нормативными актами.

Между тем необходимыми условиями  эффективности любой отрасли  законодательства являются стабильность и однозначность его положений, не допускающая возможности их двойного толкования. Требование стабильности в налоговом законодательстве подразумевает, что в налоговой системе должна быть закреплена структура налогов на определенный в законе период времени. Нестабильность налогового законодательства порождает механизмы сокрытия доходов, ухода от уплаты налогов, усугубляет противоречия между властью и субъектами налога, что делает налоговую систему малоэффективной.

Свидетельством нестабильности нормативной  базы налогового регулирования является тот факт, что с 1 января 2006 года вступил в силу перечень из 35 федеральных законов, принятых в 2005 году, и вносящих изменения в налоговое законодательство. Эта практика стала уже привычной и в последние годы – достаточно рассмотреть количество статей в профильных журналах, посвященных «вступающим в силу с 1 января изменениям в Налоговый кодекс…».

Построение налоговой политики опирается на долговременные национально-государственные  интересы. Механизм налогового регулирования  экономики на практике почти не используется, хотя определенные возможности для этого имеются. Анализ становления налоговой политики выявляет следующие упущения в ее формировании: формируя налоговую политику и создавая налоговую систему РФ не был учтен мировой опыт и уровни развития государств, которые занимались налоговым реформированием. Не была дана оценка экономической ситуации в стране, поэтому возникли многочисленные противоречия. Попытки изменить и усовершенствовать существующие налоговые противоречия поправками привели в свою очередь к нестабильности и большей противоречивости. Таким образом, нестабильность российских налогов, постоянный пересмотр ставок, льгот отрицательно влияет на формирование рыночной экономики. Сама налоговая политика России направлена исключительно на поддержание бюджета, а не производителя. Принятые изменения в Налоговом кодексе не снимают налогового бремени с предприятий, зато облегчают жизнь состоятельных граждан. Существующая налоговая система, направленная на учет и контроль налогоплательщиков по отдельным видам налогов, ограничивает налоговые органы при осуществлении контроля за деятельностью налогоплательщиков. Не обеспечивает в полной мере ведение мониторинга и оценки их финансового состояния. Налоговая система в современном ее виде, затрудняет отслеживание различных схем ухода от налогообложения. Требования НК РФ ограничивают возможности для проведения самостоятельной региональной налоговой политики. Таким образом, очевидно, что налоговая система Российской Федерации проходит в настоящее время стадию становления, что существенно затрудняет ее анализ.

Немаловажным фактором, способствующим увеличению числа налоговых преступлений, является несовершенство и нестабильность налогового законодательства (правовой детерминант). По данным анкетирования, на вопрос «Как Вы оцениваете налоговое законодательство РФФРФ» респонденты дали следующие ответы: «положительно, налоговое законодательство РФФРФ постоянно развивается и усовершенствуется» - 8%; «налоговое законодательство РФФРФ противоречиво и несовершенно» - 15%; «в этом законодательстве можно найти много пробелов, чем пользуются умелые предприниматели» - 43%; «отрицательно оцениваю налоговое законодательство РФФРФ, т.к. оно устанавливает тяжелое бремя для налогоплательщиков – 23%.

Относительно перспектив развития налогового законодательства Российской Федерации можно сделать вывод, что в течение определенного времени будет сохраняться его нестабильность. Ставшие привычными постоянные поправки, вносимые законодателем в Налоговый кодекс, и дальше будут иметь место. Также можно предположить в дальнейшем изменение ставок подоходного налога в сторону их большей дифференцированности. В целом, совершенствование налоговой системы и налогового законодательства будет продолжено.

 

 

 

 

 

 

3.2 Совершенствование  налоговой системы

 

В первую очередь необходимо рационализировать  налоговую политику следующим образом.

- Самый простой способ насытить  экономику ликвидностью - снизить  налоги. В частности, НДС, тогда  оборотные средства предприятий  автоматически пополнятся на  объем снижения этого налога.

Предлагается, освобождение от НДС  ввоза на территорию РФ технологического оборудования и комплектующих, а  также применение льгот по этому  налогу при реализации российского  высокотехнологичного оборудования. Кроме  того, нужны льготы по налогу на имущество организаций в отношении вновь вводимого технологического оборудования.

- Предоставить «налоговые каникулы»  для предприятий с упрощенной  системой налогообложения (с компенсацией  выпадающих доходов для субъектов  РФ). Также для малого бизнеса  по налогу на прибыль, налогу на имущество и земельному налогу. Эти «каникулы» должны охватить IV квартал 2009 года и I, II кварталы 2010 года.

- Последовательное сокращение  налоговой нагрузки на малообеспеченные  слои населения за счет увеличения  социальных налоговых вычетов. При этом в долгосрочной перспективе не должна пересматриваться плоская шкала подоходного налога или увеличиваться его ставка. Реформирование налогов и взносов на социальные нужды должно проводиться в увязке с реформой систем пенсионного, медицинского и социального страхования.

- Содействие экспорту. Налоговое  поощрение экспорта, как правило,  связано с обложением пониженными  ставками или освобождением от  налогов, получаемых от экспорта  прибылей.

- Понижение ставки ЕСН для  научных и инновационных организаций. Снижение для них до 16% налога на прибыль, исключение из налоговой базы средств, получаемых на инновационную деятельность напрямую от коммерческих или некоммерческих организаций.

- Построение опытной отработки  методик прогнозирования и планирования налоговых поступлений. Повышению уровня налогового планирования должно способствовать внедрению в практику налоговых паспортов субъектов Российской Федерации. Наличие такой информационной базы создает основу для расчета совокупного дохода регионов, их экономического, финансового и налогового потенциалов и соответствующих показателей по Российской Федерации в целом. Должен стабильно функционировать механизм информационного взаимодействия федерального центра с региональными налоговыми органами. Структура информационных баз данных в регионах и в центре должна быть универсальной, совместимой с существующей налоговой отчетностью.

Информация о работе Налоговая политика России