Налоговая политика в РФ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

В сложившейся ситуации на современном этапе актуальность выбранной темы курсовой работы очень высока. В условиях мирового финансового кризиса возникает необходимость в стабильности налогов, так как это основной фактор, определяющий взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Многие налоги в составе системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране в пределах, которые не позволят им вступить и противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В данной работе мы выдвигаем следующие задачи:
1. определить экономическое содержание налогов.
2. охарактеризовать роль налогов в перераспределении национального дохода;
3. перечислить и дать характеристику функциям налогов;
4. рассмотреть фискальное и стимулирующее значение налогов;

Содержание работы

Ведение.
ГЛАВА I. Налоги, их сущность и значение.
1.1 Объективная необходимость налогов.
1.2. Экономическое содержание налогов.
1.3. Функции налогов.
1.4. Классификация налогов.
Глава II. Понятие налогового механизма, его структура.
2.1. Понятие налогового механизма.
2.2. Структура налогового механзма.
Глава III. Налоговая политика в РФ на современном этапе.
3.1. Понятие налоговой политики.
3.2. Основные направления налоговой политики России
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курс налогиДокумент Microsoft Office Word.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Данная функция неотделима от фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи. Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии производства.

Налоговое регулирование выполняет три подфункции:

· Стимулирующая подфункция направлена на развитие определенных социально - экономических процессов; реализуется  через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), увязываемых  с льготообразующими признаками объекта обложения, уменьшение налогооблагаемой базы, понижение налоговой ставки, предоставление отсрочки по уплате налогов. Предусмотрены следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта, освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, целевые налоговые льготы, налоговые кредиты, инвестиционные налоговые кредиты;

· Дестимулирующая подфункция налогов  посредством сознательно увеличенного налогового бремени препятствует развитию определенных социально - экономических процессов. Действие этой подфункции связано обычно с установлением повышенных ставок налогов.

Следует помнить, что налоговые  отношения, как и всякие другие экономические  отношения, должны воспроизводится. Налоги должны взиматься всегда, поэтому, используя дестимулирующую подфункцию, нельзя допустить подрыва основы налогообложения, угнетения, а также ликвидации источника налога. В противном случае в дальнейшем налоги не из его будет взимать;

· Подфункция воспроизводственного назначения реализуется посредством платежей, например, за пользование природными ресурсами. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и предназначены для привлечения средств, используемых в дальнейшем на воспроизводство (восстановление) эксплуатируемых ресурсов.

Стимулирующее значение налогов заключается в том, что, изменяя объект обложения, уменьшая налогооблагаемые базы и понижая налоговые ставки. Государство удовлетворяет потребности для поступательного развития общества, социально - экономических процессов и отношений.

Контрольная функция налогообложения означает, что государство посредством налогов контролирует финансово - хозяйственную деятельность юридических лиц и граждан. Одновременно осуществляется контроль за источником доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете контрольная функция позволяет обеспечить минимум налоговых поступлений в бюджет, который достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

Благодаря такой функции оценивается  эффективность каждого налогового канала, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогов - финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

 

1.4. Классификация налогов.

Классификация налогов осуществляется на основе признаков.

Налоги подразделяют на общие и  особенные.

Общие – налоги, взимаемые с продаж, с имущества и дохода.

Особенные – налоги, взимаемые с определенного вида имущества или с определенного дохода.

2. Налоги классифицируют на прямые, косвенные и безразличные.

Прямые – налоги уплачиваемые непосредственно из того источника, который обложен этим налогом (налог на доход, налог на капитал, уплачиваемый из прибыли от этого капитала).

Косвенные – налоги, которые вносятся в казну одной категорией, но фактически оплачиваются другой (например НДС, который вносит в казну продавец, но фактически оплачивает покупатель, так как продавец прибавляет этот налог к цене своего товара).

Безразличные – налоги, источники уплаты которых не имеют значения, поэтому может быть любой комбинацией доходов (например, поголовный налог на собак).

В зависимости от субъекта налога (налогоплательщика) различают налоги на юридических и физических лиц.

Действующим законодательством предусмотрены  федеральные, региональные и местные налоги.

Федеральными признаются налоги и  сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории России.

Региональными признаются налоги и  сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Не могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ.

Из числа действующих к федеральным относятся следующие налоги:

• налог на добавленную стоимость;

• акцизы;

• налог на доходы физических лиц;

• единый социальный налог;

• налог на прибыль организаций  и др.

К региональным налогам относятся следующие налоги:

• налог на имущество предприятий;

• налог на игорный бизнес;

• транспортный налог.

К местным относятся следующие налоги:

• налог на имущество физических лиц;

• земельный налог.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Понятие налогового механизма, его структура.

2.1. Понятие налогового  механизма

Налоговый механизм – совокупность способов и правил организации налоговых  отношений, с помощью которых  обеспечивается осуществление системы  распределительных и перераспределительных  отношений, создание централизованного фонда государства для выполнения его функций, а также распределение и регулирование социально-экономического развития общества, потребления и накопления субъектов хозяйствования.

Налоговая политика реализуется путем  принятия законодательных и нормативных актов, устанавливающих виды налогов, группы налогоплательщиков, ставки, льготы, сроки уплаты, порядок начисления, ответственность за налоговые правонарушения, а также распределение налогов между звеньями.

Налоговый механизм включает виды, формы, методы организации налоговых отношений, способы их количественного и качественного определения. К элементам налогового механизма, имеющим количественные параметры, можно отнести размеры ставок, скорость мобилизации налогов в бюджет, предоставляемые налогоплательщикам льготы, уровень налогообложения и собираемости налогов.

К качественным параметрам относят  степень влияния налогов на социально-экономическое  развитие общества, эффективность налогового регулирования экономики, спрос  и предложение, выполнение плановых показателей налоговых поступлений по всем их видам.

Количественные параметры относятся  к мобильному блоку элементов  налогового механизма, который часто  подвергается корректировке с учетом интересов государства в тот  или иной период.

2.2. Структура налогового механизма.

С помощью налогового механизма  соединяются два противоположных  начала: с одной стороны – государственное  централизованное регулирование экономики  и рыночное регулирование – с  другой.

Структура налогового механизма следующая:

1.  налоговая система;

2.  планирование и прогнозирование налоговых платежей;

3.  налоговое право и налоговое законодательство;

4.  принципы налогообложения;

5.  система управления налогами;

6.  элементы налога;

7.  способы и порядок уплаты налогов;

8.  налоговый федерализм;

9.  налоговый контроль;

10.   информационное обеспечение;

11.   учет и отчетность по налогам.

Дадим краткую характеристику элементов  налогового механизма.

           Налоговая система - это совокупность разных видов налогов, сборов, пошлин и других платежей, в построении и методах которых реализуются определенные принципы государственного управления.

Необходимость налогового планирования заложена в самом налоговом законодательстве, которое предусматривает те или  иные налоговые режимы для разных ситуаций, допускает различные методы для исчисления налоговой базы и предлагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властным органам направлениях. Кроме того, налоговое планирование обусловлено заинтересованностью государства в предоставлении налоговых льгот в целях стимулирования какой-либо сферы производства, категории налогоплательщиков, регулирования социально-экономического развития.

Налоговое планирование -- это активные действия налогоплательщика по уменьшению налоговых платежей. Основными понятиями налогового планирования являются оптимизация налогов и минимизация налогов.

Налоговое прогнозирование представляет собой оценку налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджетную систему (консолидированный, федеральный и территориальные бюджеты) и осуществляется на базе прогноза социально - экономического развития Российской Федерации и ее субъектов, представляющего собой систему показателей и основных параметров по направлениям социально - экономического развития.

Налоговое прогнозирование  включает определение налоговых  баз по каждому налогу и сбору, мониторинг динамики их поступления  за ряд периодов, расчет уровней  собираемости налогов и сборов, объемов  выпадающих доходов, состояние задолженности по налоговым платежам, оценку результатов изменения налогового законодательства и т.д.

           Налоговое право представляет собой отрасль правовой системы Российской Федерации, которая регулирует общественные отношения в сфере налогообложения, то есть отношения, возникающие в связи с осуществлением сбора налогов и иных общественных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления

Таким образом, налоговый механизм включает в себя совокупность правил, форм и способов налогообложения, начиная  от планирования налогов и заканчивая их отчетом и отчетностью. Он определяет кто, какой, когда, в каком размере, куда уплачивает налог, что подлежит налогообложению и является источником налога, какие предусмотрены штрафы, санкции за налоговые правонарушения и другие вопросы исчисления и взимания налогов.  

Налоговое законодательство можно определить как совокупность, систему законных и подзаконных актов, регулирующих общественные отношения в сфере взимания государством обязательных платежей в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд.

            Принципы налогообложения - есть не что иное, как базовые правила, идеи, положения, которые применяются в сфере налогообложения. Таким образом, можно сказать, что они являются принципами построения всей налоговой системы. 

Современные принципы налогообложения - это ориентир для формирования налогово-правовой политики любого государства.

Принципы  налогообложения РФ закреплены в  Налоговом кодексе. Вот их перечень:

1. Принцип законности. Суть его  в том, что каждое лицо обязано уплачивать сборы и налоги, установленные законом. Во время установления налогов всегда учитывается, есть ли у налогоплательщика фактическая способность к уплате налога.

2. Принцип недискриминации. Сборы  и налоги не могут и не  должны быть дискриминационного характера. Их нельзя применять различно, исходя из расовых, социальных, религиозных, национальных и других подобных критериев. Ни в коем случае не допускается установление дифференцированных ставок сборов и налогов, налоговых льгот в зависимости от места происхождения капитала, гражданства физических лиц или формы собственности. 

3. Принцип экономической обоснованности. Имеется в виду, что сборы и  налоги должны быть экономически  обоснованными, а не произвольными. 

4. Принцип единого экономического пространства. Он состоит в том, что недопустимо установление сборов и налогов, нарушающих единое экономическое пространство. То есть они не должны ограничивать свободное перемещение финансовых средств, работ, услуг, товаров в пределах Российской Федерации, а также создавать препятствия и ограничивать экономическую деятельность физических лиц и организаций, которая не запрещена законом.

Ни на кого нельзя возложить обязанность  уплачивать сборы и налоги, а также  прочие платежи и взносы, если они обладают признаками налогов и сборов, которые установлены Налоговым кодексом, но на самом деле не предусмотрены им.

5. Принцип определенности и ясности  правового регулирования. В процессе  установления налогов обязательно  должны определяться все элементы налогообложения. Каждый налогоплательщик должен точно знать, какие именно сборы и налоги, в каком порядке и когда, ему необходимо их выплачивать.

Законодательством предписано, что при установлении налогов должны быть определены все  элементы налогообложения. Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной. Слагаемые налоговых формул - элементы налогообложения - имеют универсальное значение, хотя структура налогов различна и число их велико. Все элементы налога можно разделить на три группы.

Информация о работе Налоговая политика в РФ на современном этапе