Налоговая политика в РФ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 17:40, курсовая работа

Описание работы

В сложившейся ситуации на современном этапе актуальность выбранной темы курсовой работы очень высока. В условиях мирового финансового кризиса возникает необходимость в стабильности налогов, так как это основной фактор, определяющий взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. Многие налоги в составе системы налогообложения могут и должны меняться вместе с изменением экономической ситуации в стране в пределах, которые не позволят им вступить и противоречие с объективными условиями развития народного хозяйства. В данной работе мы выдвигаем следующие задачи:
1. определить экономическое содержание налогов.
2. охарактеризовать роль налогов в перераспределении национального дохода;
3. перечислить и дать характеристику функциям налогов;
4. рассмотреть фискальное и стимулирующее значение налогов;

Содержание работы

Ведение.
ГЛАВА I. Налоги, их сущность и значение.
1.1 Объективная необходимость налогов.
1.2. Экономическое содержание налогов.
1.3. Функции налогов.
1.4. Классификация налогов.
Глава II. Понятие налогового механизма, его структура.
2.1. Понятие налогового механизма.
2.2. Структура налогового механзма.
Глава III. Налоговая политика в РФ на современном этапе.
3.1. Понятие налоговой политики.
3.2. Основные направления налоговой политики России
Заключение.
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курс налогиДокумент Microsoft Office Word.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

Первая группа. Согласно российскому законодательству налог считается установленным  лишь в том случае, когда определены следующие элементы налогообложения:

  • налогоплательщик (субъект налогообложения);
  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Эти обязательные элементы налога всегда должны быть указаны  в законодательном акте при установлении налогового обязательства.

Вторая группа включает в себя факультативные элементы, которые не обязательно присутствуют в налоговом законе, но могут быть определены тем или иным законодательным  актом по налогу. К ним могут  быть отнесены:

  • налоговые льготы;
  • ответственность за налоговые правонарушения;
  • установленная отчетность по налогу и др.

Третья группа включает в себя дополнительные элементы налогов, которые не предусмотрены  в обязательном порядке для установления налога, но в какой-либо форме должны или присутствуют при установлении налогового обязательства. К элементам этой группы относятся:

  • предмет налога;
  • масштаб налога;
  • единица налога;
  • источник налога;
  • налоговый оклад;
  • получатель (адресат) налога.

Каждый из указанных  в трех группах элемент налогового обязательства несет конкретную юридическую нагрузку и играет определенную роль для обеспечения возможности уплаты налога. Отсутствие хотя бы одного элемента может значительно затруднить или усложнить налоговое производство, сделать просто невозможным уплату налога. По существу, неполнота, нечеткость или двусмысленность закона о налоге могут привести к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях или к нарушениям со стороны налоговых органов, т. е. к расширительному толкованию положений закона. Если законодатель не установил или не определил хотя бы один из элементов, то налогоплательщик имеет право не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом.

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Сроки совершения действий участниками налоговых правоотношений устанавливаются НК РФ применительно к каждому такому действию.

В случаях когда расчет налоговой  базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает  не ранее даты получения налогового уведомления.

Уплата налога производится разовой  уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Подлежащая уплате сумма налога перечисляется налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

Уплата налогов производится в  наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющиеся физическими лицами, могут уплачивать налоги либо через кассу сельского или поселкового органа местного самоуправления, либо через организацию связи Государственного комитета РФ по связи и информатизации.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается к каждому налогу. Причем порядок уплаты федеральных  налогов устанавливается только НК РФ, региональных и местных налогов  – соответственно законами субъектов  РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Носителем налога является лицо, которое несет тяжесть налогообложения в конечном итоге, т.е. по завершении процессов переложения налога.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Сборщиком налогов считается государственный служащий (налоговый инспектор, работник таможенной службы), ответственный за сбор налогов.

Налоговый федерализм – законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

Федерализм предполагает существование  эффективной исполнительской дисциплины по предметам ведения федерального центра. Вместе с тем федерализм немыслим без широкой самостоятельности и ответственности субъектов Федерации в реализации их прав и полномочий.

Самостоятельность власти (и муниципальной, и региональной, и федеральной) предполагает не только право соответствующих  органов принимать решения по вопросам своей компетентности, но и обязанность решать эти вопросы. Неотъемлемой частью самостоятельности является ответственность за результаты своей деятельности.

Налоговый контроль – это установленная нормативными актами совокупность приемов и способов по обеспечению соблюдения налогового законодательства и налогового производства.

Содержание  налогового контроля включает: 

 -наблюдение за подконтрольными объектами;

 -прогнозирование, планирование, учет и анализ тенденций в налоговой сфере;

-принятие мер по предотвращению и пресечению налоговых нарушений;

-выявление виновных и привлечение их к ответственности.

Согласно статьи 82 части первой Налогового кодекса  налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством  налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах.

Субъектами  налоговых проверок являются министерства, ведомства, государственные учреждения и организации; коммерческие предприятия и организации; совместные предприятия; негосударственные и некоммерческие учреждения и организации; граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства.

Объекты налоговых  проверок – денежные документы, бухгалтерские  регистры и отчетность, планы, сметы, договоры, приказы, деловая переписка, декларации и другие документы, связанные  с исчислением и уплатой налоговых  платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Порядок ведения  налогового учета устанавливается  налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Налоговая политика в РФ на современном этапе.

3.1. Понятие налоговой  политики.

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

Принято выделять три типа налоговой политики государства.

1. Политика максимальных налогов.  При этом повышение налогов  тем не менее обычно не сопровождается  ростом государственных доходов.

2. Политика разумных налогов.  Она способствует развитию предпринимательства,  обеспечивая ему благоприятный  налоговый климат.

3. Налоговая политика, предусматривающая  достаточно высокий уровень обложения,  но при значительной социальной  защите. При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

Налоговая стратегия государства  представляет собой налоговую политику, разрабатываемую на длительный срок. Определяется она общими принципами, которых придерживается государство в области наполнения бюджетов и расходования бюджетных средств, социальной защиты населения, стимулирования развития экономики методами фискального регулирования.

Налоговая стратегия преследует следующие задачи:

• экономические – обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

• социальные – перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

• фискальные – повышение доходов государства;

• международные – укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Налоговая тактика государства  ежегодно реализуется в законе о  бюджете на год и представляет собой реализацию налоговой стратегии  государства в текущем периоде, основанную на тех же принципах, но на краткосрочном этапе.

Обоснованность тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов и в конечном итоге – к экономическому кризису.

Бюджетные задания на очередной  финансовый год должны согласовываться  с общей стратегией налогообложения. Этого требуют положения Конституции РФ о разграничении полномочий федерального центра и регионов.

 
3.2. Основные направления налоговой политики России

Основные направления налоговой  политики РФ на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (далее - Основные направления налоговой политики) подготовлены в рамках составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период.  
         Основные направления налоговой политики: 
• позволяют определить ориентиры в налоговой сфере на трехлетний период, что должно способствовать экономической стабильности и определенности на территории нашей страны; 
• являются основанием для внесения изменений в законодательство о налогах и сборах, которые разрабатываются в соответствии с предусмотренными в нем положениями, что способствует прогнозируемости налоговой политики государства.  
       Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инновационной деятельности, в том числе и путем предоставления новых льгот, направленных на ее стимулирование, а также поддержка инвестиций в области образования и здравоохранения. 
        В рамках проводимой налоговой политики основными источниками повышения доходного потенциала взимаемых налогов может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, так и принятие мер в области налогового администрирования. При этом, в первую очередь, необходимо принять меры для повышения доходов бюджетной системы от налогообложения потребления, ренты, возникающей при добыче природных ресурсов, а также от перехода к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Отдельным направлением политики в области повышения доходного потенциала налоговой системы будет являться оптимизация существующей системы налоговых льгот и освобождений, а также ликвидация имеющихся возможностей для уклонения от налогообложения. 
При этом необходимым условием развития российской экономики является, прежде всего, технологическое обновление, модернизация производства. Также ключевым условием для модернизации является развитие некоммерческого сектора, предоставляющего, в том числе, услуги социального характера.  
        Внесение изменений в законодательство о налогах и сборах планируется по следующим направлениям: 
         

1.Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала. В данном направлении планируется: 
• снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. В качестве временной меры на период 2012 - 2013 годов будет снижен максимальный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с 34 до 30 процентов, взимаемый с выплат в пользу физических лиц в размере до установленной предельной величины в 512 тыс. рублей в 2012 году и до 567 тыс. рублей в 2013 году, а также для данной категории плательщиков будет установлен тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в ПФР в размере 10 процентов; 
• совершенствование амортизационной политики. В этой связи предполагается уточнить классификацию основных средств с учетом разработки и введения новых версий ОКОФ и ОКПД; 
• совершенствование мер налоговой поддержки лиц, имеющих детей. 
    

Информация о работе Налоговая политика в РФ на современном этапе