Налоговая политика в России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
Важным моментом видится рассмотрение налоговых аспектов экономического роста в России с точки зрения как традиционных, так и нетрадиционных подходов. Особую остроту сегодня приобрела проблема собираемости налогов и уклонения от них, поэтому особое место в данной работе будет отведено проблемам развития налоговой реформы и их взаимосвязи с налоговой политикой.

Содержание работы

Ведение
Раздел I. Понятийный аппарат налоговой политики
1.1.Понятие налог и налоговая политика
1.2. Функции налоговой полиции
Раздел II. Характеристика современной налоговой политики России
2.1. Современное состояние налоговой политики
2.2. Проблемы и перспективы налоговой политики на современном этапе
Раздел III
3.1.
3.2.
Выводы
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

налоговая политика.doc

— 346.00 Кб (Скачать файл)

Образовательные учреждения ФСНП

  • Институт налоговой полиции Финансовой академии при Правительстве РФ (на правах факультета Академии), создан в феврале 1994 г.
  • Центр подготовки сотрудников налоговой полиции в г. Санкт-Петербурге, образован в феврале 1994 г., преобразован в филиал Академии налоговой полиции в г. Санкт-Петербурге в июле 2000 г., с мая 2002 г. Северо-Западный институт повышения квалификации сотрудников налоговой полиции
  • Центр подготовки сотрудников налоговой полиции в г. Хабаровске, образован в апреле 1995 г., преобразован в Дальневосточный институт повышения квалификации сотрудников налоговой полиции
  • Институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов федеральных органов налоговой полиции, создан в феврале 1995 г. на базе Института повышения квалификации руководящих работников и специалистов службы быта (в 1996 г. на правах филиала включен в состав Академии налоговой полиции ФСНП России)
  • Академия налоговой полиции ФСНП России, создана в июле 1996 г.

Печатные издания

Печатным изданием ФСНП являлась газета «Налоговая полиция».

Ведомственные награды

  • Нагрудный знак «Почётный сотрудник налоговой полиции»
  • Нагрудный знак «За службу в налоговой полиции» I, II и III степеней
  • Почётная грамота ФСНП России
  • Благодарность ФСНП России

Известные сотрудники

  • Автурханов, Умар Джунитович
  • Верёвкин-Рахальский, Сергей Владимирович
  • Волковский, Василий Иванович — заместитель директора ФСНП, бывший депутат Государственной Думы России
  • Галковский, Михаил Леонидович
  • Журин, Юрий Валерьевич
  • Карелин, Александр Александрович
  • Лапин, Феликс Феликсович
  • Мединский, Владимир Ростиславович
  • Полтавченко, Георгий Сергеевич
  • Пржездомский, Андрей Станиславович — заместитель директора ФСНП, историк, писатель, бывший член Общественной палаты России
  • Седов, Алексей Семёнович
  • Табачков, Николай Ильич
  • Трепашкин, Михаил Иванович
  • Фадзаев, Арсен Сулейманович
  • Соловьёв, Иван Николаевич (юрист)

 

Память, отражение в культуре и искусстве

 

Режиссёром Апасяном был создан телесериал о налоговой полиции «Маросейка, 12»[5].

Выходили книги детективного жанра о налоговой полиции;среди них книги сотрудника ведомства писателя Николая Иванова (дилогия «Департамент налоговой полиции» и другие).

В других странах

В ряде других стран СНГ и Литве были созданы аналогичные ведомства. Впоследствии казахстанская налоговая полиция была преобразована в финансовую полицию, на которую возложена функция борьбы с коррупцией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел II. Характеристика современной налоговой политики России

2.1. Современное  состояние налоговой политики

На сегодняшнем этапе налоговая политика выступает одним из наиболее важных звеньев экономической политики в целом, регулирующим экономические процессы в обществе.

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, задача которых установить оптимальный уровень налогового бремени и зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

Успешное функционирование налоговой политики может достигаться за счет соотношения ее функций и интересов государства и налогоплательщиков. Налоговая политика не может оставаться неизменной на протяжении длительного периода. Это обусловлено тем, что происходят изменения на уровне экономики страны и это приводит к соответствующим изменениям в налоговой политике. Для того, чтобы добиться эффективного функционирования налоговой политики, необходимо адаптировать ее к действующим условиям экономики.

Одной из первостепенных задач государства является решение проблемы стимулирования системы налогообложения на экономическую деятельность организаций, развития производства и экономического развития страны.

Правильно выбранная налоговая политика позволит справиться с поставленными целями и задачами государства. Для страны в целом эффективность системы налогообложения сводится первостепенно к увеличению доходов за счет налоговых поступлений, а также к развитию базы налогообложения. Для хозяйствующих субъектов эффективность заключается в следующем — получить максимально возможную прибыль и минимизировать налоговые платежи. Для граждан страны эффективность налогообложения сводится к получению социальных льгот и услуг при уплате обязательных налоговых платежей [1].

Характерными чертами налоговой системы РФ являются:

1.  Несоответствие уровня налогообложения финансовым возможностям налогоплательщиков. Высокий уровень налогового бремени является ярким тому примером, хотя это весьма относительно. Для таких отраслей, как нефте- и газодобыча, финансовая деятельность, металлургия — ставка единого социального налога 26 % весьма приемлема. Но для производственных предприятий, а также для предприятий легкой промышленности ставка является завышенной и обеспечить эффективное функционирование предприятия достаточно сложно.

2.  Неопределенность системы налогообложения, так как законодательная и нормативная база очень запутана и сложна. Сложность составляет методика расчета взимания налогов. Нередко возникают споры по поводу формулировок статей Налогового кодекса РФ, которые доходят до арбитражного суда. И чаще всего суд принимает сторону налогоплательщиков, что говорит о том, что не все работники налоговых органов в состоянии правильно применять нормы налогового законодательства. Ключевой проблемой экономики страны считается то, что хозяйствующие субъекты отказываются в полном объеме платить налоги. Это связано с тем, что у предприятий после уплаты всех налоговых платежей не остается достаточно средств для осуществления эффективной финансово-хозяйственной деятельности, поэтому многие предприятия стремятся всячески уклониться от уплаты всех налогов. Существующую проблему «теневой экономики» возможно решить в том случае, если добиться снижения налоговых ставок, преобразований в налоговой базе и перераспределения налогового бремени. С помощью этих мер можно вывести часть оборота из «тени». Чтобы уменьшить оборот «теневой экономики» необходимо ужесточить дисциплинарные меры по отношению к нарушителям, совершенствовать налоговый контроль, а также использовать налоговое администрирование.

3.  Отсутствие принципа экономичности налоговой системы. Это сводится к сокращению расходов на налоговое администрирование, при этом сохраняя максимально возможный сбор налогов.

Правительством РФ было сформулированы ключевые направления налоговой политики РФ на 2013 год и плановый 2014 и 2015 годов.

Приоритеты в сфере налогообложения останутся неизменными на ближайший период. Первостепенно обеспечить устойчивость бюджетной политики. Цели налоговой политики заключаются в поддержке инвестиций, кроме того необходимо стимулировать инновационную деятельность.

Совершенствование налоговой базы будет осуществляться следующим образом: необходимо уравновесить налоговую нагрузку на нефтяную и газовую отрасль, а также изъять 80 % доходов Газпрома, полученных в результате роста оптовых цен на газ на внутреннем рынке свыше ожидаемого уровня инфляции; разработать вопрос о возможном введении налога на добавленный доход на новых месторождениях; подготовить предложения о введении в отношении ряда полезных ископаемых, доля экспорта которых превышает 50 %, ставки налога на добычу полезных ископаемых, которая корректируется с учетом мировой цены на такие полезные ископаемые.

Пенсионная сфера осталась незатронутой, преобразований в этой области не наблюдается: обязательные страховые взносы сохранятся на уровне 30 % и в размере 10 % для зарплат, которые превышают предельно установленную величину (512 тысяч рублей в 2012 году). Для льготных категорий плательщиков взносы составят 20 %, однако, согласно планам Министерства финансов, правительство намерено постепенно уходить от предоставления таких льгот.

Намечается ранее не спрогнозированный рост акцизов на алкоголь и табак. Согласно документу, акциз на крепкий алкоголь составит 400 рублей в 2013 году, в 2014-м цена за акциз составит 500 рублей за литр, в 2015 году 600 рублей. Акцизы на сигареты и папиросы вырастут до 960 рублей за тысячу штук плюс 9 % расчетной стоимости, которая исчисляется исходя из максимальной розничной цены, минимум составит — 1250 рублей за тысячу штук.

На сегодняшний день в российской налоговой системе функционирует около 200 различных льгот и преференций по налогу на прибыль, налогу на добавленную стоимость, налог на добычу полезных ископаемых, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам. Несмотря на то, что предоставление льгот не предполагает прямого расходования бюджетных средств, следует считать их «налоговыми расходами» бюджетной системы Российской Федерации, отмечает Минфин [3].

Порядок предоставления стандартных социальных и имущественных вычетов гражданам будет уточнен. Документом предусмотрено увеличить стандартные вычеты на детей. Родители, которые приобретают недвижимость вместе с детьми или в их собственность имеют право получить имущественный вычет. Кроме того, супруги получат имущественный вычет в полном объеме при покупке жилья, на сегодняшний день супруги получают один такой вычет на двоих. Досудебное рассмотрение налоговых споров позволит совершенствовать налоговое администрирование.

Совершенствовать налоговую систему необходимо путем сближения бухгалтерского и налогового учета, определения особенностей налогообложения еврооблигаций российских эмитентов, введения патентной системы налогообложения.

Должен быть введен институт налогообложения нераспределенной прибыли ,который боролся бы с уклонением от уплаты налогов. Этот институт позволит облагать налогом на прибыль нераспределенную часть прибыли иностранной контролируемой компании у ее участников российских предприятий [2].

Благодаря предстоящим преобразованиям, налоговой системе удастся трансформироваться в механизм экономического роста и развития предприятия, создавать предпосылки к расширению производства, финансировать инновационную деятельность, а также повышать качество жизни людей в стране. 

2.2. Проблемы  и перспективы налоговой политики  России на современном этапе

Современная Россия находится на той стадии развития своей территориальной организации, которую нередко называют “революционной”. Принятие в 1993 году новой российской Конституции вывело местное самоуправление из системы государственной власти.

Города, как и другие муниципальные образования, получили закрепленную в Основном законе известную самостоятельность в экономической и социальной сфере. Она основана на разграничении компетенции различных уровней власти, определении предметов совместного ведения и передачи части полномочий сверху вниз. Экономической основой местного самоуправления в России стало право самостоятельно распоряжаться муниципальной собственностью и местными финансами.

Роль городов в системе муниципальных образований

Явными лидерами муниципального развития выступают города, особенно крупные, в которых сосредотачивается огромный экономический потенциал. Характерным комплексным показателем такой концентрации может служить способность городов генерировать доходы бюджетов всех уровней. Бюджеты субъектов Российской Федерации в среднем на 2/3 зависят от налоговой базы своего столичного города.

Зачастую уровень собственных доходов бюджета города превышает таковой для субъектов Федерации. Как минимум в 30 субъектах Федерации столичный город по доходам бюджета равен или превышает бюджет того субъекта Федерации, в котором он находится, причем иногда более чем в два раза, как, например, в случае с Омском и Омской областью. Бюджет Екатеринбурга больше, чем бюджет Самарской области, доходы Омска превышают доходы Нижегородской области, а Пермь собирает в свой бюджет столько же, сколько Волгоградская область.

Концентрация в городах огромного экономического, управленческого и интеллектуального потенциала может в новой ситуации стать условием превращения городов в “полюса роста” российской экономики. Принятие в 1995г. Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” и отнесение к предметам видения муниципальных образований “комплексного социально-экономического развития” явилось дополнительным толчком к переходу от отдельных “прорывов” к систематическому развитию.

Развитие городов: общеэкономический фон

Развитие городов России, как и других муниципальных образований, происходит в сложных условиях переходного периода. Обострились неизжитые пороки наследия предшествующего периода, обозначились новые проблемы слишком быстрой смены общественно-политической формации.

Информация о работе Налоговая политика в России на современном этапе