Налоговая политика в России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2014 в 12:35, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
Важным моментом видится рассмотрение налоговых аспектов экономического роста в России с точки зрения как традиционных, так и нетрадиционных подходов. Особую остроту сегодня приобрела проблема собираемости налогов и уклонения от них, поэтому особое место в данной работе будет отведено проблемам развития налоговой реформы и их взаимосвязи с налоговой политикой.

Содержание работы

Ведение
Раздел I. Понятийный аппарат налоговой политики
1.1.Понятие налог и налоговая политика
1.2. Функции налоговой полиции
Раздел II. Характеристика современной налоговой политики России
2.1. Современное состояние налоговой политики
2.2. Проблемы и перспективы налоговой политики на современном этапе
Раздел III
3.1.
3.2.
Выводы
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

налоговая политика.doc

— 346.00 Кб (Скачать файл)

Проблемы налогообложения малого бизнеса:

  1. Неправильный механизм перераспределения налогов.
  2. Непостоянство налоговой политики, постоянное внесение некорректных, ничем не подтвержденных изменений.
  3. Нечеткость звучания принятых законов, их разная трактовка.
  4. Большой процент налогов с прибыли и за нанятых сотрудников, неподъемный для новичков.
  5. Плохая организация деятельности налоговых ведомств.

Существуют, конечно же, и положительные стороны налогообложения малого бизнеса, которые просматриваются только в определенных сферах бизнеса. Это касается инновационной сферы, науки и техники. Они имеют определенные льготы. Однако, высокий порог входа в данный бизнес, практически не по карману начинающим предпринимателям, поэтому примеров инновационного малого бизнеса очень мало, чтобы это каким-то образом способствовало улучшению общей картины.

Еще одной проблемой является налоговая отчетность предпринимателей. Сегодня ИП отчетность становится все более сложной и запутанной. На начальном этапе становления и развития нового бизнеса, предприниматель сталкивается с проблемами ведения бухгалтерского учета и налоговой отчетности. Отсутствие знаний, а также запутанность законодательства в отношении этих вопросов, являют начинающему предпринимателю реальные проблемы, грозящие большими штрафными санкциями. Сложившаяся ситуация увеличивает расходы предпринимателя на обеспечение учета и налоговой отчетности, так как стоимость подобных услуг растет.

Ко всему вышесказанному, еще подогревают существующие проблемы налогообложения малого бизнеса, возросшие в последнее время фиксированные платежи в ПФ РФ, которые увеличились в этом году в два раза. Это увеличение уже вызвало волну закрытия ИП, ведущих периодическую деятельность.

Все это в ближайшем будущем может привести к тому, что малый бизнес постепенно будет возвращаться в состояние, в котором он начинал развиваться в 90-е годы — полу легальный или же полностью неофициальный режим. Выиграет от этого государство? В краткосрочной перспективе — да, а вот в долгосрочной — нет. При чем с каждым годом собираемость налогов будет падать все больше и больше.

Почему правительство ведет такую политику, не понятно. Почему не брать на вооружение информацию, существующую в развитых странах. К примеру, в Европе, если бизнес существует менее 3-х лет, то ему положено платить налог гораздо ниже, чем обычный. Ведь власти понимают, что сначала надо встать на ноги, а уж потом нормально функционировать и приносить прибыль своей стране в виде налогов.

Да, выжить начинающему предпринимателю сейчас совсем нелегко. Однако если есть интересная идея бизнеса, то над ней нужно постоянно работать. Нужно искать альтернативные варианты (инвесторов, стартапы и т.д.) и развивать свой бизнес, нужно учиться, планировать, считать, находить новые возможности. И тогда возможно получиться создать хороший и прочный бизнес, приносящий миллионы прибыли, львиную долю которых, предприниматель … отдаст на налоги.

Несовершенство налогового администрирования, «болевые» точки при осуществлении налогового контроля, проблемы налогового законодательства часто обсуждаются специалистами в области налогообложения, органами власти и налогоплательщиками. Если проанализировать точки зрения по поводу проблем в области налогового администрирования, то данные проблемы можно сгруппировать следующим образом:

1. Проблемы правового характера. Налоговое администрирование, прежде  всего, нацелено на соблюдение  налогового законодательства всеми участниками налогового процесса. Но проблема здесь кроется в том, что налоговое законодательство РФ, во первых, слишком неустойчиво, во вторых, запутанно и противоречит в определенной части экономическим реалиям. В третьих, налоговое законодательством РФ, а точнее, вносимые в него изменения часто подвержены субъективным причинам. Как отмечают О.В. Врублевская и М.В. Романовский, [1] «принятие каждого налогового закона в Государственной Думе сопровождается серьезной закулисной борьбой и лоббированием интересов отдельных отраслевых комплексов и социальных групп». Кроме того, налоговое законодательство РФ содержит несколько неурегулированных моментов, которые приводят к созданию новых и использованию уже хорошо известных и налоговым органам и всем налогоплательщикам налоговых схем.

2. Проблемы организационного характера. Как уже было отмечено ранее, налоговое администрирование, по  сути, есть практическая деятельность  налоговых органов. Для качественного  исполнения функции администрирования  налогов в современных экономических условиях необходимо сочетание нескольких факторов:

- наличие высококвалифицированных  специалистов в налоговых органах;

- наличие новых технологий (программных  продуктов) для осуществления многих  функций в электронном виде  для упрощения многих процедур, как для работников налоговых органов, так и для налогоплательщиков;

- скоординированная работа уполномоченных  ведомств по обмену данными  с налоговыми органами.

В отношении двух последних перечисленных факторов существуют серьезные проблемы, хотя в последние два года ситуация существенно изменилась. Что касается внедрения и использования информационных технологий при проведении администрирования, то данные процедуры проводятся на хорошем уровне. Налоговые инспекции устанавливают программные продукты, создают единые базы данных, широко стал использоваться сайт ФНС для работы с налогоплательщиками.

В настоящее время существуют пробелы при осуществлении обмена данными между государственными органами и налоговыми инспекциями. Так, происходят сбои или задержки при передаче данных от органов внутренних дел (паспортных столов, миграционной службы, ГИБДД) в налоговые органы, в результате чего налогоплательщики несколько лет могут получить уведомления об уплате транспортного налога на проданный автомобиль или квитанцию не на свое имя или не по месту жительства.

3. Проблемы социально-психологического  характера. В России конфронтация  интересов фискальных органов  и экономических субъектов очень  велика. Налоговая культура в  России всегда была и остается  крайне низкой. Проблемы социально-психологического характера складываются из сочетания следующих факторов:- менталитет российского налогоплательщика, который направлен, прежде всего, на сокрытие доходов и минимизацию налогов;- экономическая неграмотность налогоплательщиков;-недоверие налогоплательщиков к налоговым органам, часто вследствие неправильного поведения последних. Не секрет, что должностные лица налоговых служб при осуществлении проверок или просто при взаимодействии с налогоплательщиками позволяют себе проявление грубости, негативизма, подозрительности, предвзятости в отношении налогоплательщиков.

В настоящее время Министерство финансов совместно с ФНС определяет стратегической целью налоговой политики формирование и функционирование эффективной налоговой системы. При этом определяется своеобразное «дерево целей» исходя из теории менеджмента: определяется стратегическая цель, тактические задачи и конкретные мероприятия. Исходя из данных ДРОНД Министерства финансов на 2010-2012 гг., для достижения стратегической цели большая ответственность возложена на ФНС и территориальные органы, причем большинство задач и мероприятий связаны с совершенствованием налогового администрирования. Цель: формирование и функционирование эффективной налоговой системы

На ФНС возлагаются задачи:

Повышение собираемости основных налогов

Администрирующие мероприятия: выявление новых способов и схем, использующихся для уклонения от налогообложения, осуществление мониторинга крупнейших налогоплательщиков, включая организации в сфере естественных монополий, доведение сведений о реквизитах счетов Федерального казначейства и информации об их изменении.

Снижение издержек бизнеса, связанных с налоговым администрированием.

Администрирующие мероприятия: информирование налогоплательщиков, предоставление форм налоговой отчетности и разъяснение порядка их заполнения, проведение внутреннего аудита налоговых органов, выработка единой правоприменительной практики налоговых органов, развитие системы электронного взаимодействия, обеспечение своевременного и полного рассмотрения обращений граждан.

Перед Министерством финансов ставится задача по обеспечению экономически обоснованной налоговой нагрузки.

Администрирующие мероприятия: подготовка основных направлений налоговой политики в Российской Федерации, анализ и прогнозирование влияния налоговой нагрузки на функционирование отраслей экономики.

Несомненно, главными приоритетами налогового администрирования должны стать выявление и предотвращение использования налоговых схем, определение жестких мер ответственности за уклонение от уплаты налогов.

Принимаемые нормативно-правовые акты по налогам и сборам должны регламентировать не только порядок их исчисления, но и максимально четко определять все составляющие налогового администрирования. При этом система администрирования налогов должна быть эффективной с точки зрения главенствующей государственной цели - обеспечение необходимых налоговых поступлений в бюджетную систему и одновременно снижение уровня издержек на исполнение налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков.

Грамотно сбалансированное и эффективное налоговое администрирование, сочетающее в себе интересы и государства, и налогоплательщиков, является важнейшей составляющей экономических, социальных и политических преобразований в стране.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Налоговая система – один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

В новой налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.

Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т.д. несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день – главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую массу. Выдвигаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы. Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного периода, практически нет. И это не случайно, так как оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе, которой в России еще нет...

Несомненно, вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бюджетный кодекс РФ

2. Налоговый кодекс РФ

3. Федеральный закон РФ № 2118-1 "Об основах налоговой системы  в Российской Федерации"

4. Федеральный закон "О введении  в действие части первой Налогового  кодекса Российской Федерации"

5. Федеральный закон № 118-ФЗ "О  введении в действие части  второй Налогового кодекса Российской  Федерации и внесении изменений  в некоторые законодательные  акты Российской Федерации о  налогах".

6. Федеральный закон № 104-ФЗ "О  внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах".

7. Комментарий официальных органов к Налоговому кодексу РФ, части 1 (постатейный). – М., 2009.

8. Федеральный закон № 222-ФЗ "Об  упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов  малого предпринимательства" // Собрание  законодательства Российской Федерации. – 2007. – № 1.

9 Грисимова Е.Н. Налоговые обязательства  и санкции: Учеб. пособие. – СПб., 2009.

10. Грисимова Е.Н. Налогообложение: Учеб. пособие. – СПб., 2009.

11. Черник Д.Г. Налоги: Учеб. пособие. – М., 2009.

12. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е.Д. Евстигнеева. – СПб, 2009.

13. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Под ред. И.Г. Русаковой, В.А. Кашина. М., 2008.

14. Налоговые системы зарубежных  стран: Учебник – М., 2007.

15.www.nalog.ru

16.www.nalogi.com.ru

17.www.taxhelp.ru

 

 


Информация о работе Налоговая политика в России на современном этапе