Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:58, курсовая работа
Целью данной работы является сравнение налоговых системы России и развитых зарубежных стран.
Задачами данной работы является: краткая характеристика налоговых систем России и развитых зарубежных стран, а так же сравнительный анализ.
Введение 2
Глава 1.Характеристика налоговой системы России 4
1. 1 Принципы построения и элементы современной налоговой системы РФ 4
1. 2 Полномочия органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в области налогообложения 6
1. 3 Роль налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней 8
Глава 2. Современное европейское налогообложение 10
2.1 Налоги Германии 10
2.2. Налоги США 20
2.3. Налоги Канады 28
Глава 3. Сравнительный анализ зарубежных налоговых систем и системы Российской Федерации 32
Заключение 36
Список используемой литературы 38
Налоговые системы западноевропейских стран весьма различаются между собой. В то же время проводимые с конца 80–х годов налоговые реформы несколько сближают их. С учетом специфических особенностей экономики и традиций населения европейские страны усваивают общие черты системы налогов. Действуют примерно одни и те же виды прямых и косвенных налогов, широко распространен налог на добавленную стоимость, выравнивается подход к обложению личных доходов граждан. Практически во всех странах налоговые системы имеют трехуровневый характер. Взимаются общегосударственные, или федеральные, налоги, региональные налоги – земель, провинций, автономных территорий и местные, или муниципальные, налоги. По этой же общепринятой схеме построена и современная налоговая система Российской Федерации. В то же время в каждой стране есть особенности, которые иногда можно перенимать, а иногда полезно просто знать, порой с целью избежать уже выявленных другими ошибок.
2.1 Налоги Германии
Весьма полезным для Российской Федерации может оказаться опыт Германии. Как федеративное государство она прошла различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднималась из разрухи, вызванной мировыми войнами, выросла в экономически мощное рыночное государство с выраженной социальной ориентацией.
В любой стране с федеративным
устройством центральной
При образовании в 1871 г. Германской империи установление всех прямых основных налогов оставалось прерогативой входящих в нее государств (нынешних земель). Империи было передано право – устанавливать лишь таможенные пошлины и общеимперские налоги на предметы потребления: табак, пиво, водку, сахар, соль.
Закрепление права сбора таможенных пошлин и акцизов, положило начало созданию общего экономического пространства. Но для финансирования общих расходов этого было не достаточно. Источником средств явились доходы от почтового и телеграфного ведомства и матрикулярные взносы отдельных земель, имевшие характер подушного налога. Для покрытия чрезвычайных потребностей предусматривалась возможность прибегнуть к займам.
Цели налоговой политики определил канцлер Германии Отто Бисмарк (1815–1898) при обсуждении вопросов о введении таможенных пошлин на сельскохозяйственные продукты. В своей речи в рейхстаге 2 мая 1879 г. он сказал:
«Я бросаю упрек нынешнему состоянию в том, что оно чересчур много требует от прямых налогов и слишком мало – от косвенных, и я добиваюсь того, чтобы отменить прямые налоги, а поступления от них заменить косвенными налогами... Бремя прямых налогов в Пруссии с помощью различных надбавок для провинции, округа, общины достигло, по моему мнению, такого уровня, который не может быть – более терпим».
Регулярные матрикулярные взносы отдельных государств ставили империю в зависимость от них. Это и определило пути развития налоговой системы Германии. В 90–е годы прошлого века были введены гербовые сборы на ценные бумаги, векселя, игральные карты, в 1906 г. – налог с наследства, в 1913 г. – налог на имущество и одновременно налог на прирост имущества. С 1916 г. Германия активно использовала возможности прямого налогообложения. Развивалось и косвенное налогообложение, ибо пошлин и акцизов не хватало на покрытие расходов, связанных с военным поражением. В июле 1918 г. Германия ввела налог с оборота сначала по ставке 0,5%. Он просуществовал до перехода к налогообложению добавленной или вновь созданной стоимости, что произошло только в 60–е годы[8].
В декабре 1919 г. с утверждением Имперских правил налогообложения, разработанных Министром финансов Эрцбергером, началась крупнейшая налоговая реформа. Ее главное значение в том, что был ликвидирован финансовый суверенитет земель. Государство получило исключительное право взимания налогов и управления ими. Был повышен налог с оборота, введено налогообложение предметов роскоши, дополнительный налог уплачивали владельцы крупных состояний. Действовавшие 26 земельных законов о подоходном налоге были заменены имперским подоходным налогом с дифференцированной шкалой и максимальной ставкой налогообложения 60%.
Эти и другие меры позволили в пять раз увеличить расходы государства на социальные нужды.
Огромные финансовые трудности, возникшие в результате экономических и социальных последствий Первой мировой войны, привели к усилению централизации в области налогообложения. В итоге в Веймарской республике было создано единое финансовое управление, контролирующее поступление всех видов налогов независимо от их последующего распределения. Это финансовое управление функционировало до мая 1945 г.
Экономическое развитие послевоенной Германии во многом связано с именем видного экономиста и государственного деятеля, бывшего министра хозяйства, а затем Канцлера ФРГ профессора Людвига Эрхарда.
Л. Эрхард выступал поборником
свободных рыночных отношений. Это
требовало определенной и немалой
самостоятельности
Со времен Л. Эрхарда в Германии укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения:
В связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать государству свою частную жизнь. Налоговый работник не имеет права никому давать какие–либо сведения о налогоплательщике. Соблюдение коммерческой тайны гарантировано;
налоговая система исключает двойное налогообложение;
величина налогов
Основные виды налогов в Германии:
Рассмотрим некоторые из них.
Из налогов на юридических лиц наиболее высокие доходы приносит государству налог на добавленную стоимость. Его удельный вес в доходах бюджета равен примерно 28% – второе место после подоходного налога. Общая ставка налога в настоящее время составляет 16%. Но основные продовольственные товары, а также книжно–журнальная продукция облагаются по уменьшенной ставке – 7%. Эта ставка не распространяется на обороты кафе и ресторанов. НДС в Германии имеет некоторые особенности. Так, предприниматели, у которых оборот за предыдущий календарный год не превысил 20 тыс. марок, а в текущем году не превысит 100 тыс. марок, освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость. Но, естественно, они лишаются при этом и права возмещения сумм налога в выставленных на них счетах. Данный предприниматель является плательщиком подоходного налога, а не НДС. Он имеет право отказаться от положенного ему освобождения от НДС и вести налоговые расчеты на общих основаниях. Если предприниматель получает в календарном году доход не выше 60 тыс. марок, то он имеет право на регрессивное налогообложение и вносит в бюджет лишь 80% расчетной суммы НДС. Предприятия сельского и лесного хозяйства освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость. Освобождены и товары, идущие на экспорт. В Германии установлены две основные ставки корпорационного налога на прибыль. Если прибыль не распределяется, то ставка налога 50% (до 1990 г. была 56%). На распределяемую в виде дивидендов прибыль ставки существенно ниже – 36% с учетом того, что дивиденды включаются в личные доходы акционеров, подлежащие обложению подоходным налогом. В среднем с учетом налоговых льгот ставка не превышает 42%. Широко используется ускоренная амортизация. Например, в сельском хозяйстве разрешается уже в первый год списать до 50% стоимости оборудования, в первые три года – до 80%. Не облагаются налогом проценты по ссудам.
Акцизы в основном направляются в федеральный бюджет, кроме акциза на пиво, идущего в бюджеты земель. Наибольшие доходы казне обеспечивает акциз на минеральное топливо – 31,8 млрд. марок в 1994 г. Затем идет табачный акциз – 15,5 млрд. марок, около 2 млрд. марок – кофейный. Ставки федеральных акцизов следующие:
бензин – 0,98 – 1,08 марки на 1 литр в зависимости от содержания в нем свинца;
мазут для отопления – 9,4 пфеннига на 1 кг;
табачные изделия – 13 пфеннигов в расчете на 1 сигарету;
поджаренный кофе – 4,3 марки на 1 кг;
крепкие спиртные напитки – 2550 марок на 100 литров;
шампанское – 2 марки на 0,75 литра;
на страховые сделки – 12% со страхового полиса.
Промысловым налогом (это один из основных местных налогов) облагаются предприятия, товарищества, физические лица, занимающиеся промысловой, торговой и другими видами деятельности. Базой для исчисления налога служат прибыль от занятия промыслом и капитал компании. Налоговая ставка определяется муниципальными органами. Характерный пример: ставка 5% от прибыли и 0,2% от стоимости основных фондов. При этом необлагаемый минимум составляет 36 тыс. марок дохода и 120 тыс. марок капитала.
Вопрос о взимании промыслового налога дискутируется в Германии уже в течение многих лет. Критике подвергается, прежде всего, то обстоятельство, что обложению подлежит имущественная часть предприятия. Это частично ставит налогообложение вне зависимости от получаемой прибыли и ведет к тому, что предприятие, которое несет убытки, должно отчислять налоги в местный бюджет. Для общины недостаток промыслового налога – в большой зависимости от конъюнктуры. Поступления в местный бюджет от промыслового налога существенно зависят от уровня доходов местных предприятий и посему могут быть весьма нестабильными. Это усложняет общинам задачи долгосрочного планирования и инвестирования.[7]
Поземельным налогом облагаются предприятия сельского и лесного хозяйства, земельные участки компаний и физических лиц. Обычная ставка – 1,2%. Это также местный налог. Освобождены от поземельного налога государственные предприятия, религиозные учреждения. При переходе участка земли от одного владельца другому уплачивается взнос в размере 2% покупной цены. Определяя величину поземельного налога, муниципалитеты, как правило, разграничивают земли, отведенные под сельскохозяйственные угодья, под лесные хозяйства и прочие земельные участки. Наиболее давние традиции имеет в Германии налог на собственность. Его ввел в 1278 г. король Рудольф фон Габсбург. Налоговая ставка на совокупное имущество физического лица с 1 января 1995 г. поднята до 1%. До этого она была на уровне 0,5%. Промышленные предприятия и компании платят 0,6%. При увеличении ставки налога был поднят и необлагаемый минимум. Ранее не облагалось налогом имущество стоимостью до 70 тыс. марок, теперь – до 120 тыс. марок. При достижении владельцем собственности возраста 60 лет льготный потолок повышается еще на 50 тыс. марок.
Для юридических лиц необлагаемый минимум составляет 20 тыс. марок. Льготы в виде пониженной ставки распространяются на имущество в сельском и лесном хозяйствах. Переоценка имущества происходит каждые три года. Налог на имущество предприятий подвергается в Германии серьезной критике. Фактически оно подлежит тройному обложению: промысловым налогом, поземельным налогом и налогом на собственность. В отличие от других местных налогов данный налог нельзя относить на издержки производства и вычитать из налогооблагаемой прибыли. Он подлежит уплате даже в том случае, если фирма завершит финансовый год с убытками.
У физических лиц обложению подлежат недвижимое имущество, банковские счета, ценные бумаги, вклады в страховые компании, драгоценности, предметы искусства и другие предметы роскоши, яхты, частные самолеты. Ставка налога на наследство и дарение зависит от степени родства и стоимости имущества. Различают четыре категории наследников, по которым в табл. 6, приведены минимальные и максимальные ставки налога.
Таблица 1. Ставки налога на наследство.
Ставка налога, %, при стоимости имущества Степень родства |
до 50 тыс. марок |
свыше 100 млн. марок |
Супруги и дети |
3 % |
35 % |
Внуки и родители (при получении наследства) |
6 % |
50 % |
Братья, сестры и родители (при дарении) |
11 % |
65 % |
Прочие |
20 % |
70 % |
Необлагаемые налогом суммы также различны. Для супругов они составляют 250 тыс. марок, для детей – 90 тыс., внуков – 50 тыс., братьев и сестер – 10 тыс. марок.
Социальные отчисления от фонда заработной платы составляют 6,8%. Сумма отчислений, как и в США, делится в равной пропорции между нанимателем и работником. Подоходный налог в Германии прогрессивен. Его минимальная ставка – 19%, максимальная – 53%. Необлагаемый минимум – 1 536 марок в месяц для одиноких и 3 072 марки для семейных пар. Далее идут налоговые льготы на детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай). Например, у лиц, достигших возраста 64 лет, необлагаемый минимум увеличивается до 3 700 марок. У лиц, имеющих земельный участок, не облагаются подоходным налогом 4 750 марок. Максимальная ставка налога применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тыс. марок, а для семейной пары – 240 тыс. марок. Объектом обложения подоходным налогом являются все доходы человека: от наемного труда, самостоятельной работы (у лиц свободных профессий), промысловой деятельности или деятельности в сельском и лесном хозяйстве, от капитала, сдачи имущества в аренду и внаем и все прочие поступления. Для определения облагаемого дохода из поступлений вычитаются затраты. При этом учитываются и особые расходы, как, например, алименты после развода супругов, взносы на медицинское страхование и страхование жизни, церковный налог, затраты на профессиональное образование и т.д. Подоходный налог с наемных работников удерживается работодателем из их заработка при выплате заработной платы (налог на заработную плату) и перечисляется в налоговые органы. При определении налога на заработную плату применяются такие категории, как налоговые классы, налоговые таблицы и налоговые карты. Существует шесть налоговых классов, в которые группируются наемные рабочие и служащие:
Информация о работе Налоговая политика зарубежных стран и России