Налоговая политика зарубежных стран и России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2013 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является сравнение налоговых системы России и развитых зарубежных стран.
Задачами данной работы является: краткая характеристика налоговых систем России и развитых зарубежных стран, а так же сравнительный анализ.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1.Характеристика налоговой системы России 4
1. 1 Принципы построения и элементы современной налоговой системы РФ 4
1. 2 Полномочия органов законодательной и исполнительной власти различных уровней в области налогообложения 6
1. 3 Роль налогов в формировании доходов бюджетов разных уровней 8
Глава 2. Современное европейское налогообложение 10
2.1 Налоги Германии 10
2.2. Налоги США 20
2.3. Налоги Канады 28
Глава 3. Сравнительный анализ зарубежных налоговых систем и системы Российской Федерации 32
Заключение 36
Список используемой литературы 38

Файлы: 1 файл

Курсовая раб. по налогам.doc

— 195.50 Кб (Скачать файл)

Главным доходным источником федерального бюджета, как и в  США, служит подоходный налог с физических лиц. Значительные суммы также приносят: налог на прибыль корпораций, акцизы, таможенные пошлины, налог с продаж, отчисления в фонды социального страхования.

Провинции в свою очередь  взимают подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, акцизы, платежи в фонды социального страхования. Помимо этого, в региональные бюджеты поступают: налог на наследства и дарения, рентные платежи.

Основа доходов муниципалитетов  – налог на недвижимость и налог  на предпринимательскую деятельность.

Остановимся на подоходном налоге с физических лиц. Если из валового дохода гражданина вычесть расходы, связанные с его получением, то остается доход как объект налогообложения. Произведя из него определенные законом вычеты, получим налогооблагаемый доход.

Из дохода вычитаются платежи в пенсионные фонды; профсоюзные взносы и членские взносы в ассоциации, и общественные организации; расходы на содержание детей; расходы, связанные с инвестициями, процентные выплаты по ссудам; убытки, полученные за предыдущие годы.

Приращение капитала облагается не целиком, а две трети прибыли от перепродажи объектов инвестиционного назначения. По этой позиции не облагаются первые 100 000 канадских долл. дохода. С облагаемого дохода федеральный налог взимается по прогрессивной шкале с тремя ставками: до 27,5 тыс. канадских долларов – 17%, от 27,5 тыс. до 55 тыс. долл. – 26% и более 55 тыс. долл. – 29%.

Наличие провинциального подоходного налога существенно меняет картину. Провинциальный подоходный налог исчисляется как процент от федерального налога. Ставки колеблются от 43% в северо–западных территориях до 60% в провинциях.

Удельный вес поступлений  от налога на прибыль корпораций составляет примерно 10% в общих доходах федерального бюджета и 4% в доходной части бюджетов провинций. Предприятия малого бизнеса облагаются по пониженным ставкам. К малому бизнесу в Канаде относят предприятия с численностью занятых до 100 человек и с доходами до 200 тыс. долл. в год. Ставка налога – 28% в федеральный бюджет и 15% – в провинциальный, а для малый предприятий – соответственно 12 и 10%. Причем федеральные ставки едины для всей страны, а провинциальные приведены усредненные, так как они могут различаться в зависимости от решения законодательных собраний провинций. Для ряда отраслей обрабатывающей промышленности установлена налоговая льгота в виде пониженной ставки федерального налога: 23% вместо 28.

Налоговыми льготами стимулируются проведение научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ, разведка полезных ископаемых, освоение новых  месторождений. Широко применяется ускоренная амортизация основных производственных фондов.

Крупные доходы приносит налог с продаж. От него освобождены продукты питания, детская одежда, лекарства, книги, топливо, услуги в области медицины и образования. Продажи в процессе производства облагаются федеральным налогом обычно по ставке 12,0–13,5%. Более высокие ставки устанавливаются на предметы роскоши, автомобили, спиртные и табачные изделия. Пониженные ставки применяются для строительных материалов, услуг связи. Другие услуги федеральным налогом не облагаются. Налог вносит фирма–производитель, он включается в цену товара. Как видим, федеральный налог с продаж является в некоторой степени аналогом европейского налога на добавленную стоимость. Из местных налогов самый крупный – налог на недвижимость. Обычно при этом налогообложении исходят из стоимости земли, на которой ведется застройка. Оценка облагаемой собственности входит в функцию провинциальных властей для формирования единого подхода в провинции. Облагаются земля и здания, оборудование налогом не облагается. При оценке учитываются три фактора: расходы на создание данной стоимости; доход, который она реально приносит владельцу; учет рыночной стоимости на момент оценки. Налог с недвижимости взимается обычно в размере 0,5–1,0% от стоимости собственности. Ставка резко повышается, если недвижимость используется для определенных видов деятельности. Например, налог с парикмахерской устанавливается в размере 30% стоимости здания, налог с адвокатских контор и врачебных кабинетов – 50%. А если здание используется для производства алкогольной продукции, налог на недвижимость составляет 140%.[8]

Правительственные и  провинциальные здания и сооружения освобождены от налога на недвижимость, но помимо общих дотаций и субвенций  муниципалитетам выделяются суммы, равные тому налогу, который они не уплачивают. Федеральное правительство Канады осуществляет программу выравнивания социального уровня жизни. В этих целях через Министерство финансов налоговые поступления перераспределяются между провинциями. Критерием служат потенциальные возможности налоговой базы провинций, и средний уровень доходов на душу населения. Осуществляются совместные федерально–провинциальные программы, такие, как ликвидация безработицы, развитие образования и культуры, развитие здравоохранения, создание инфраструктуры и т. д. Налоговые органы Канады проводят выборочный контроль налоговых деклараций, а также бухгалтерских книг предприятий, проводят ревизии. Если налогоплательщик не согласен с налоговыми органами, то бремя доказательств возлагается на него. Он может обращаться с апелляцией в Министерство доходов, в налоговый суд, а при несогласии с ними – в федеральный суд и Верховный суд Канады. Решения судов по неясным вопросам, как правило, основываются на прецедентах. За несвоевременную уплату или уклонение от уплаты налогов плательщик подвергается финансовым санкциям, в отдельных случаях против него может быть возбуждено уголовное дело.

 

Глава 3. Сравнительный анализ зарубежных налоговых систем и системы Российской Федерации

 

Для современных стран характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство государства в различные сферы экономической жизни. Разница лишь в степени этого вмешательства. В США оно меньше, в Швеции больше, Германия и Япония находятся в этом отношении где-то посередине. В США государственное регулирование уже давно стало неотъемлемой составной частью американского хозяйственного механизма.

В Германии за свободу  рыночных отношений выступал видный экономист и государственный  деятель профессор Л. Эрхард. Он неоднократно повторял, что в задачу государства не входит непосредственное вмешательство в хозяйство. Л. Эрхард считал, что предприниматель так же как и рабочий, как любой другой гражданин в государстве, должен быть свободен в области своей личной деятельности. Но в то же время он подчеркивал: "Конечно, это вовсе не означает, что сняты вес тормоза и открыта дорога анархии. Вместо непосредственного, даваемого государством приказа, или взамен отказа от всякого государственного вмешательства — и эта вторая установка так же важна, как и первая, современная государственная политика по отношению к хозяйству основывается на стремлении такого использования инструменте хозяйственной политики, находящихся в руках государства, которое высвобождает новые силы, открывает новые возможности и закрывав бесплодные пути. Это означает — выбором и комбинацией средств направлять хозяйство вперед к новому прогрессу".

Основным инструментом государственного регулирования является финансовое воздействие на частное  предпринимательство через налоговую политику. Осуществляя это воздействие, государство, как правило ставит следующие главные цели:

  1. достижение постоянного устойчивого экономического роста;
  2. обеспечение стабильности цен на основные товары и услуги;
  3. обеспечение полной занятости трудоспособного населения;
  4. обеспечение определенного минимального уровня доходов населения;
  5. создание системы социальной защищенности граждан, в первую
  6. очередь пенсионеров, инвалидов, многодетных;
  7. равновесие во внешнеэкономической деятельности.

Достичь этих целей одновременно практически невозможно. Так, если начинают расти цены, то необходимо проводить меры по их ограничению и регулированию. Однако ограничение цен почти наверняка приведет к замедлению экономического роста и снижению занятости. Достижение полной занятости с той же неизбежностью приведет к повышению цен, ибо надо выплачивать заработную плату большему количеству людей, и снизится конкуренция на рынке труда. Найти сбалансированное соотношение — это и есть главное в экономической политике государства.[5]

Кроме выполнения чисто  фискальной функции, система налогов; сборов служит механизмом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налоги успешно осуществляют функции регулирования экономического и социального развития и внешнеэкономических связей. Последнему способствуют таможенные пошлины, акцизы, налог на добавленную стоимость. Система налогов является, как правило, трехуровневой. При этом общегосударственные налоги играют ведущую роль, местные — вспомогательную, хотя их значение и соотношение в разных странах различно, например, в США и Нидерландах. Общегосударственными выступают прямые налоги, среди которых главными являются налог на доходы с физических лиц и налог на доходы корпораций. Региональные налоги и местные налоги — преимущественно косвенные: налог на добавленную стоимость, налог с продаж, акцизы. Местные органы управления имеют в виде основных собственных источников доходов поимущественное и поземельное обложение промысловые налоги. Законодательство в области налогообложения, в том числе местных налогов, сохраняет в своих руках государство.

При всей множественности  налогообложения правительства  развитых государств стремятся к  минимизации налогов или, точнее, к оптимизации их. Таковы, по крайней мере, основные тенденции последней четверти XX в.[6]

Местные органы управления дополняют это косвенной помощью. Сюда относятся: скидки с продажной цены или арендной платы при покупке или найме земельных участков и зданий; обеспечение займов;

Так же налоговая политика развитых стран, как правило, рассчитана на привлечение частного капитала. Стимулирующее воздействие налоговых  льгот можно рассматривать, как  форму косвенного субсидирования предпринимательской  деятельности.

В ряде стран практикуется стимулирование инвестиций в определенные регионы, например вложения на территориях, находящихся на окраинах городов. В  экономически отсталых районах стимулируются

капитальные вложения на реконструкцию и модернизацию производства. В некоторых случаях выплачивается надбавка к инвестициям, не подлежащая налогообложению. Эта надбавка может доходить до 10% общего объема капиталовложений. Независимо от надбавки или в дополнение к ней из бюджета может выплачиваться прямая субсидия на капитальные вложения, но субсидия облагается налогом. Это широко практикуется, например, в Германии.

Финансовое воздействие  на развитие экономики может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Эта необходимость возникает, прежде всего, для регулирования развития районов с высокой концентрацией производства и населения. Чрезмерная концентрация населения и хозяйственной активности ведет к обострению проблем окружающей природной среды, народонаселения, ресурсообеспечения др.

В основе сдерживающих мер со стороны государства и местных органов управления лежит дополнительное налогообложение или лицензирование предпринимательской деятельности. Дополнительное налогообложение в таких случаях практикуется в Нидерландах, Японии. Введение стабилизационных налогов применяется в Германии.

Через налоги в западных странах решаются и проблемы экологии. В свое время промышленность Германии оказывала сопротивление решению  об оснащении автомобилей катализаторами. Тогда был резко снижен налог  на автомобили, оснащенные ими. Понижен акцизный сбор на те виды бензина, которые используются автомашинами с катализаторами. Наряду с этим увеличен акциз на сорта бензина, содержащие свинец и другие добавки и применяющиеся в старых двигателях.

Следует отметить еще  одно обстоятельство. Экономика развить: стран основывается на свободе предпринимательской деятельности Конкурентно-рыночный механизм регулирует распределение ресурсе; и обеспечивает установление равновесных цен на уровне, отражающем затраты на производство товаров и с учетом средней нормы прибыли.

Опыт западных государств вполне применим в современных условиях России, если его не копировать, а  перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики РФ.

Налогами можно стимулировать  или, наоборот, ограничивать деловую активность, а, следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку.[11]

 

 

Заключение

 

На современном этапе  развития экономики России решение  проблем, связанных с наполнением  доходной части государственного бюджета, является первоочередной задачей как законодательной, так и исполнительной ветви власти. Основной источник формирования бюджета государства — налоговые сборы и платежи. Из этих средств финансируются государственные, и социальные программы содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства. Организация работы с налогоплательщиками по выполнению этой задачи служит прерогативой налоговых органов Российской Федерации. Качество функционирования налоговой системы России во многом предопределяет формирование бюджета страны, развитие промышленной сферы, сельского хозяйства, предпринимательства, уровень социального обеспечения граждан.[14]

Информация о работе Налоговая политика зарубежных стран и России