Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:54, реферат
По степени разработанности данная тема относится к довольно хорошо изученной. Вопросами налоговой системы Франции и анализом французской и российской налоговой системы занимались такие ученые как: Артамошкин С.Н., Барулин С.В., Львов Д.С., Маневич В.Е. Мукайдех Е.А., Попонова Н.А., Урман Н.А. и др. Работы некоторых их этих ученых использованы в данной курсовой работе.
Целью данной работы является изучение французской налоговой системы, ее особенностей и основных черт.
Введение……………………………………………………………………...……3
1. Развитие налоговой системы…………………………………………………..5
2. Особенности налоговой системы Франции…………………………………..7
3. Организация фискального контроля…………………………………………..9
4. Налоговые доходы центрального бюджета…………………………………13
4.1 Налог на добавленную стоимость…………………………………...13
4.2 Налог на доходы………………………………………………………14
4.3 Налоги на операции с недвижимостью, ценными бумагами и другим движимым имуществом…………………………………………………………15
4.4 Налог на заработную плату…………………………………………..16
4.5 Налог на профессиональное образование…………………………...16
4.6 Акцизный сбор………………………………………………………...17
4.7 Налог на наследование………………………………………………..17
4.8 Налог на корпорации………………………………………………….18
4.9 Налоги на собственность……………………………………………..20
5. Местные налоги и сборы……………………………………………………..21
5.1 Земельный налог и налог на жилье………………………………….21
5.2 Профессиональный налог…………………………………………….22
6. Борьба с уклонением от уплаты налогов……………………………………23
6.1 Ответственность за неуплату налогов……………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...27
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Развитие налоговой системы…………………………………………………..5
2. Особенности налоговой системы Франции…………………………………..7
3. Организация фискального контроля…………………………………………..9
4. Налоговые доходы центрального бюджета…………………………………13
4.1 Налог на добавленную стоимость…………………………………...13
4.2 Налог на доходы………………………………………
4.3 Налоги на операции
с недвижимостью, ценными
4.4 Налог на заработную плату…………………………………………..16
4.5 Налог на профессиональное образование…………………………...16
4.6 Акцизный сбор……………………………………………
4.7 Налог на наследование………………………
4.8 Налог на корпорации……………………………
4.9 Налоги на собственность……………………………………………
5. Местные налоги и сборы……………………………………………………..21
5.1 Земельный налог и налог на жилье………………………………….21
5.2 Профессиональный налог……………………
6. Борьба с уклонением от уплаты налогов……………………………………23
6.1 Ответственность за неуплату налогов……………………………….25
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………...
Введение
Франция - страна, в которой в отдельных отраслях доминирует государственная собственность. Правительство делает серьезные шаги в изменении налоговой политики. Среди развитых стран Францию отличает высокая доля налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды социального значения.
Налоговая система Франции представляет собой в рамках реализации экономической (регулирующей) функции точное отражение ее государственного устройства и основана не столько на использовании механизмов экономического регулирования, сколько на централизованном перераспределении фискальных ресурсов.
Налоговая система Франции имеет много общего с российской налоговой системой, несмотря на то, что это государство не является ни законодательно, ни фактически федеративным и с точки зрения организации государственных финансов представляет собой жестко централизованную систему, построенную на государственном и местном уровнях.
Среди главных черт французской налоговой системы следовало бы выделить такие, как социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, открытость для международных налоговых соглашений. Рассматривая налоговую систему Франции в сравнении с российской, можно говорить о ее большей эффективности. Многие ее достоинства почти зеркально проецируются в область проблем российской налоговой системы: слабый территориальный аспект, низкая собираемость, слабо выраженные социальные функции, противоречивость многих налогов.
Но здесь следует учитывать период времени, в течение которого развивались системы. Российская налоговая система только формируется. Ее преимущества в том, что в собственном развитии она может использовать опыт многих стран мира. И французский опыт также был бы полезен, т.к. многое из французского опыта можно было бы использовать в России.
По степени разработанности данная тема относится к довольно хорошо изученной. Вопросами налоговой системы Франции и анализом французской и российской налоговой системы занимались такие ученые как: Артамошкин С.Н., Барулин С.В., Львов Д.С., Маневич В.Е. Мукайдех Е.А., Попонова Н.А., Урман Н.А. и др. Работы некоторых их этих ученых использованы в данной курсовой работе.
Целью данной работы является изучение французской налоговой системы, ее особенностей и основных черт.
1. Развитие налоговой системы
Согласно решению Генеральных штатов в 1314 г. впервые был задекларирован принцип, согласно которому новые налоги вводятся не королевским приказом, а парламентским законом. С 1341 г. вводится налог на соль в форме соляной регалии (позже откупа), а с 1439 г. — налог на земли и здания (талья). Кардинал Ришелье чётко сформулировал главную стратегию фискальной политики: «Не следует перегружать подданных налогами, но не следует и брать с них меньше, чем нужно для нужд государства».
В 1648—1652 годах во Франции разгорелась гражданская война, вошедшая в историю под названием Фронда. Непосредственной причиной Фронды стали непопулярны фискальные меры правительства, в частности введения обременительного налога на дома, что вызвало недовольство всех слоев населения. Подавление Фронды знаменовало победу королевского абсолютизма над оппозиционным ему парламентом, открыв путь к неограниченному произволу в сфере налогообложения.
Во Франции эпохи абсолютизма получила широкое распространение откупная система налогов — передача на договорной основе сбора налогов частным лицам, которые в порядке предоплаты вносили государству оговорённую сумму дохода в обмен на право собирать платежи с налогоплательщиков. Поскольку условия налоговых откупов не подлежали законодательной регламентации, открылись большие возможности для казнокрадства и коррупции. По оценкам современников, в XVIII веке в казну государства поступала лишь половина фактически собранных налогов, остальные оставалась откупщикам.
Жан-Батист Кольбер (1619—1683) находясь на посту министра финансов несколько облегчил бремя налогов для бедных и жестоко расправился с казнокрадами. Через сто лет Анн Робер Жак Тюрго (1727—1781) обратил внимание на проблему социальной несправедливости в налогообложении. Он предупреждал, что сословные привилегии в форме налогового иммунитета для дворян и духовенства разрушительны для государственных финансов и, кроме того, оказывают деморализующее влияние на общество. Он отказался от практики подношений генеральному контролёру (министру) финансов взятки в 100 тыс. ливров при ежегодном заключении откупного контракта.
Великая французская революция оказала значительное влияние на развитие налоговой системы Франции. В статье 14 «Декларации прав человека и гражданина» (1789 г.) провозглашалось: «Все граждане имеют право устанавливать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения, добровольно соглашаться на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания». Великая французская революция также принесла с собой отмену налоговых иммунитетов и церковной десятины.
В течение 1807—1850 гг во Франции состоялся налоговый кадастр всех земель, охвативший все наделы в пределах государства. В XIX в. во Франции, впервые в Европе, введены акцизы на отдельные виды товаров, а также введён налог на ценные бумаги. Следующее столетие было также отмечено новациями в налоговой системе: были введены налоги на прибыль, на оборот, а в 1954 г. впервые в истории был принят принцип налога на добавленную стоимость.
2. Особенности налоговой системы Франции
От других стран Западной Европы национальная налоговая система Франции отличается лишь некоторыми, но заметными особенностями. Во-первых, для Франции свойственны высокие социальные налоги — платежи и взносы в фонды социального назначения (более 40 % общей суммы обязательных платежей и налогов по сравнению с около 30 % в среднем по странам Европейского Союза). Во-вторых, структура французской налоговой системы исторически сложилась таким образом, что фискальное значение косвенного налогообложения (налогов на потребление) в общей сумме государственных доходов превышает долю прямых. Не случайно именно Франция — родина налога на добавленную стоимость. В-третьих, в основе бюджетного процесса находится принцип приоритета ресурсов. В отличие от многих других стран, это означает утверждение парламентом сначала доходной части бюджета, а затем расходной. В-четвёртых, вопреки давней традиции централизованного управления с начала 80-х годов правительство проводит политику децентрализации, которая заключается в расширении прав местных органов самоуправления и сопровождается соответствующим перераспределением налоговых поступлений. В-пятых, согласно требованиям унификации налоговых систем в рамках Европейского Союза в последнее десятилетие наблюдается снижение ставок налогообложения с одновременным расширением налоговой базы за счёт отмены льгот.
Все законы Французской Республики,
касающиеся введения новых или уничтожения
старых налогов, сферы их применения,
ежегодно утверждаются парламентом
при принятии государственного бюджета.
Кроме законов, действуют различные
декреты и распоряжения, которые
принимаются с целью
Всего налоги и сборы во Франции составляют около 90 % доходной части бюджета. При достаточно централизованной системе законодательства в сфере налогообложения местным органам самоуправления относится относительная автономия. Они имеют возможность самостоятельно устанавливать местные налоги, их ставки и порядок взыскания. При этом следует отметить, что во Франции действует достаточно чёткая система распределения налогов за поступлением в центральный и местные бюджеты. Но в последнее время появилась тенденция децентрализации налоговой политики. Это связано с расширением прав местных органов власти в вопросах благоустройства, экологии, градостроительства, профессиональной подготовки специалистов и т. д., что требует дополнительных поступлений в местные бюджеты.
3. Организация фискального контроля
Налоговая служба Франции
находится в составе
1) отдел подготовки
2) отдел общего управления
налогами (функции: обеспечение
3) отдел рассмотрения споров (функции: рассмотрение жалоб и подготовка материалов для уголовного преследования за налоговые правонарушения);
4) отдел по делам земель и государственного имущества (функции: кадастровая оценка земель, управление движимым и недвижимым государственным имуществом);
5) отдел кадров (функции : кадровое обеспечение налоговой службы).
Главное управление пошлин и других поступлений организует работу таможенных пунктов на границах Франции и внутри страны. Оно обеспечивает надзор за соблюдением государственного запрета на продажу оружия, наркотиков и т. д. А также осуществляет санитарный контроль внешней торговли.
Главное управление учёта определяет объем государственных доходов на основе данных о налоговых поступлениях, поступающих от управлений налогов и пошлин и других государственных ведомств.
Численность налоговой службы
составляет около 80 тыс. работников, занятых
в 830 налоговых и 16 информационных центрах.
Известно, что персонал налоговых
органов подбирают путём
О налоговом контроле во
Франции дают представление некоторые
детали системы наказаний и
Во Франции обвинения
в уклонении от уплаты налогов
юридического лица предъявляют только
руководителю предприятия, а в случае
переплаты налогов
Для Франции свойственны общепринятые в мировой фискальной практике санкции уголовного и административного характера за налоговые правонарушения. Отдельного внимания заслуживает оригинальное исправительно-воспитательное мероприятие: суд, после рассмотрения дела об уклонении от уплаты налогов путём обмана, даёт разрешение на повторяющуюся в течение трёх месяцев публикацию приговора в средствах массовой информации, а также сообщает о вынесении приговора по месту работы или жительства осуждённого.
В процессе сбора и обработки
налоговой информации интенсивно применяются
компьютеризированные технологии. Налоговая
служба имеет специальное