Налоговая система Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 22:54, реферат

Описание работы

По степени разработанности данная тема относится к довольно хорошо изученной. Вопросами налоговой системы Франции и анализом французской и российской налоговой системы занимались такие ученые как: Артамошкин С.Н., Барулин С.В., Львов Д.С., Маневич В.Е. Мукайдех Е.А., Попонова Н.А., Урман Н.А. и др. Работы некоторых их этих ученых использованы в данной курсовой работе.
Целью данной работы является изучение французской налоговой системы, ее особенностей и основных черт.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………...……3
1. Развитие налоговой системы…………………………………………………..5
2. Особенности налоговой системы Франции…………………………………..7
3. Организация фискального контроля…………………………………………..9
4. Налоговые доходы центрального бюджета…………………………………13
4.1 Налог на добавленную стоимость…………………………………...13
4.2 Налог на доходы………………………………………………………14
4.3 Налоги на операции с недвижимостью, ценными бумагами и другим движимым имуществом…………………………………………………………15
4.4 Налог на заработную плату…………………………………………..16
4.5 Налог на профессиональное образование…………………………...16
4.6 Акцизный сбор………………………………………………………...17
4.7 Налог на наследование………………………………………………..17
4.8 Налог на корпорации………………………………………………….18
4.9 Налоги на собственность……………………………………………..20
5. Местные налоги и сборы……………………………………………………..21
5.1 Земельный налог и налог на жилье………………………………….21
5.2 Профессиональный налог…………………………………………….22
6. Борьба с уклонением от уплаты налогов……………………………………23
6.1 Ответственность за неуплату налогов……………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованной литературы…………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Осе.docx

— 50.78 Кб (Скачать файл)

Налоговый процесс осуществляется по единой государственной системой бухгалтерского учёта, обязательной для  всех категорий налогоплательщиков. При этом допускается упрощённый бухгалтерский учёт для мелких фирм. На всех предприятиях, расположенных  в стране, в том числе иностранных, независимо от вида их деятельности (промышленность, строительство, сельское хозяйство, торговля и т. п.) для учёта затрат на производство продукции, выполнение работ и услуг, определения финансовых результатов  используется единый план учёта. Это  обеспечивает обобщение финансовых показателей по всей стране, что  важно для составления прогнозов  развития экономики, формирования проектов государственного бюджета, ведения  национальной статистики; облегчает  проведение анализа финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, а также  осуществления налогового контроля; вносит уверенность в действия предпринимателей; создаёт условия для надлежащей автоматизированной обработки информации.

Работа по пересмотру и  совершенствованию плана учёта  возложена на национальный Совет  бухгалтерского учёта — общественный межведомственный орган, в состав которого входят представители частного бизнеса, государственных институтов, высших учебных заведений, профессиональных союзов. Совет возглавляет ответственный  работник Министерства экономики и  финансов Франции, которому подчиняется  рабочий аппарат, состоящий из высококвалифицированных  специалистов в области бухгалтерского учёта.

Основная функция Совета состоит в совершенствовании  бухгалтерского и аналитического учёта  на предприятиях, приведение его в  соответствие с требованиями экономического развития страны и фискальными интересами государства. Важно, что дискуссии  по методологии учёта могут вестись  до принятия решения, после принятия оно становится нормой, обязательной для всех предприятий и коммерческих организаций. Работа Совета ведётся  на основе краткосрочных планов, информационной базой для которых служат материалы  парламентских дебатов по проекту  бюджета. Наряду с установлением  правил учёта затрат и финансовых результатов Совет уделяет большое  внимание упрощению учёта, а также  вопросам унификации налогообложения  и учёта согласно требованиям  ЕС. Конечным результатом работы Совета служит периодический выпуск новой  редакции плана учёта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Налоговые доходы центрального бюджета

 

В 2011 году удельный вес налогов  в ВВП Франции равнялась 45,8 %, что примерно на 5 процентных пунктов выше средней нормы налогообложения в странах Европейского Союза. Доля отдельных налогов в ВВП составляла: подоходный налог — 8,1 %; налог на прибыль предприятий (компаний, корпораций) — 2,9 %; взносы на социальное страхование — 14,6 %; налоги на потребление (товары и услуги) — 12,3 %, другие налоги — 7,9 %. Структуру бюджетных доходов от налоговых поступлений, обязательных платежей и взносов составляют (в%): подоходный налог — 12,2; налог на прибыль корпораций — 5,2; взносы в фонды социального назначения — 43,3; налог на заработную плату — 1,8; налог на имущество — 4,8; налоги на товары и услуги — 29,4, другие налоги — 3,3 %.

 

4.1 Налог на добавленную стоимость

 

Важнейшая доходная статья государственного (центрального) бюджета  Франции — налог на добавленную  стоимость (TVA, taxe sur la valeur ajoutée), введенный  в 1954 г. на операции производственного  и коммерческого характера.

По состоянию на начало 2001 г. французский НДС взимался по следующим ставкам: стандартной (19,6 %) и сниженным (2,2 % и 5,5 %). Налогообложения по сниженной ставке предусмотрено для сельскохозяйственной продукции и продовольствия, медикаментов и медицинского оборудования, книг, грузовых и пассажирских перевозок, культурных и культурно-зрелищных мероприятий, туристических и гостиничных услуг, а также для обедов работников предприятий в течение рабочего дня. Повышенная ставка — 22 % — устанавливается в основном на алкоголь, автомобили, табачные изделия, предметы роскоши.

Льготы освобождающие  от уплаты НДС распространяются на:

  • Малые предприятия — в тех случаях, если их оборот за финансовый год не превышает 70 тыс. евро.
  • Все операции, связанные с экспортом. Субъекты предпринимательства, осуществляющие экспортные соглашения, пользуются правом на возмещение уплаченного ими НДС за ценности, купленные у поставщиков и использованные при производстве экспортной продукции или работ и услуг.
  • Банковская и финансовая деятельность.
  • Услуги частных врачей и преподавателей.
  • Сельское хозяйство и рыболовство.
  • Государственные учреждения, осуществляющие административные, социальные, культурные и спортивные функции.

НДС уплачивается один раз  в месяц согласно представленной декларации. Кроме налога на добавленную  стоимость, налогообложение потребления, как правило, осуществляется с помощью  акцизов на нефтепродукты; электроэнергию; спиртные напитки и пиво; минеральную  воду; табачные изделия, сахар и кондитерские изделия, некоторые продовольственные  товары, произведённые из зерновых культур; спички; драгоценные металлы  и ювелирные изделия; произведения искусства и антиквариат; страховые  и биржевые операции; игорный бизнес; зрелищные мероприятия; телевизионную  рекламу.

 

4.2 Налог на доходы

 

Среди прямых налогов во французской налоговой системе  доминирует налогообложения доходов  физических и юридических лиц (корпораций).

Подоходный налог с  физических лиц обеспечивает около 1/5 доходов государственного бюджета. Налог распространяется на совокупность доходов, полученных физическим лицом  в течение года из источников как  в самой Франции, так и за рубежом, а именно: заработную плату, пенсию, ренту, доходы от всех видов коммерческой и некоммерческой деятельности, вознаграждения. Плательщиком данного налога считают так называемую фискальную единицу — семью в составе супругов и лиц, находящихся на иждивении. Для одиноких фискальной единицей является соответственно сам человек.

Подоходный налог взимается  с лиц, доход которых превышает  необлагаемый минимум (25610 евро в год). Применяется шестиразрядная прогрессивная  шкала. Минимальная ставка 10,52 %, максимальная — 47 %. Одна из особенностей французского подоходного налогообложения заключается в системе так называемых коэффициентов. Не состоящие в браке плательщики без детей имеют коэффициент 1, супруги без детей — 2, супруги с одним ребёнком — 2,5, с двумя детьми — 3 и т. д. Налог рассчитывается в следующем порядке: общую сумму дохода делят на соответствующий коэффициент, вычисляют налог по ставке, предусмотренной для данной рубрики доходов, а полученную сумму умножают на тот же коэффициент. Например, если семья имеет коэффициент 3 и доход 300 тыс. евро, то определяют налог на 100 тыс., и полученный оклад налога увеличивают в три раза. Для некоторых категорий плательщиков (пенсионеров, инвалидов, а также лиц, получающих целевую помощь на питание) также предусмотрены налоговые льготы.

 

4.3 Налоги на операции с недвижимостью, ценными бумагами и другим движимым имуществом

 

Для Франции свойственны  особые правила налогообложения  доходов, полученных от операций с недвижимостью, ценными бумагами и другим движимым имуществом. Так, доход, полученный в  результате продажи недвижимого  имущества, считается налогооблагаемым доходом в год продажи. При  этом нулевая ставка действует по отношению к продаже дома или  квартиры фактического проживания, от первой продажи, а также от продажи недвижимости, находившейся в собственности не менее 32 лет. Дифференциация ставок зависит от срока нахождения зданий в собственности продавца. По максимальной ставке облагаются доходы от реализации недвижимости, проданной в первые 2 года после её приобретения. Очевидно, что подобный порядок введён с целью препятствования спекулятивным операциям с недвижимым имуществом. Прибыль полученная от операций с ценными бумагами, облагаются по ставке 16 % в случае, если величина прибыли превышает 307600 евро (этот показатель был установлен ещё в 90-е годы и вполне возможно уже пересмотрен). Прибыль, полученная от операций с другим движимым имуществом, (кроме ценных бумаг), облагается налогом в случае, когда сумма сделки превышает 20000 евро. Для произведений искусства установлены две ставки: 4,5 % и 7 % — для предметов искусства, для изделий из драгоценных металлов — 7,5 %.

 

4.4 Налог на заработную плату

 

Налог на заработную плату  взимается на основе годового фонда  оплаты труда (ФОТ) определённого работника  в денежной и натуральной формах. Установлена ​​прогрессивная шкала  налогообложения: при годовом объёме ФОТ до 35,9 тыс. евро — 4,5 %, от 35901 до 71700 евро — 8,5 %, при превышении 71,7 тыс. — 13,5 %.

 

4.5 Налог на профессиональное образование

 

Основная цель этого налога — нахождение средств на финансирование профессионально-технического образования  в стране. Он взимается с фонда  оплаты труда по ставке 0,5 % годового фонда оплаты труда предприятия в целом плюс 0,1 %. Если предприятие использует временную рабочую силу, ставка повышается до 2 %. На профессиональную подготовку молодёжи взимается дополнительно ещё 0,3 %. Кроме того, предприятие, на котором работает более 10 сотрудников, обязательно участвует в финансировании жилищного строительства, для чего отсчитывается 0,65 % годового фонда оплаты труда (при этом форма участия может быть любой: от прямого инвестирования до предоставления займа).

 

4.6 Акцизный сбор

 

Акцизный сбор является вторым по удельному весу косвенным налогом  после НДС. К подакцизным товарам  относятся алкогольные напитки, табачные изделия, спички, изделия из драгоценных металлов, сахар, кондитерские изделия. Акцизы являются источником пополнения не только государственного бюджета, но и местных. Некоторые товары, в  частности электроэнергия, облагаются ещё и налогом на добавленную  стоимость.

 

4.7 Налог на наследование

 

Налог на наследование и  дарение введён в 1798 г. как часть  социальных буржуазно-демократических  преобразований во времена Великой  французской революции. Субъекты налога: резиденты (наследники и реципиенты) во всех случаях перехода права собственности, а также нерезиденты при переходе права собственности на имущество, находящееся на территории Франции. Ставки для имущества, переходящего в собственность как в порядке  наследства, так и дарения, едины. Имущество оценивается по рыночной стоимости. Не облагается имущество, которое  по завещанию переходит в пользу государства, органов местного самоуправления, благотворительных организаций  в самой Франции или в других странах, где действует система  налогообложения наследства и дарений, аналогичная французской. Кроме  того, из стоимости наследства и  дарения подлежат вычету принятые во Франции и в других западных странах  так называемые вечные семейные аннуитеты по принципу дожития. То есть, всю сумму выплат получает тот (та) из супругов, который переживёт другого. Необлагаемый минимум для супругов, потомков по прямой линии и родителей составляет 275 тыс. евро (для нетрудоспособных — 300 тыс.), для братьев и сестёр — 100 тыс. Для остальных категорий наследников облагается наследство, стоимостью выше 10 тыс. евро. Ставки налога в диапазоне от 5 до 60 % дифференцированные по двум признакам: в зависимости от стоимости имущества и по трём степеням родства наследников. Оригинальной чертой налогообложения наследства во Франции является неожиданное для данного вида налога экологическая, природоохранная направленность. Так, на 75 % снижается уровень налогообложения, если по наследству переходят леса, лесопосадки, а также земельная собственность, переданная в долгосрочную аренду.

 

4.8 Налог на корпорации

 

Налогом на прибыль (акционерных) компаний, корпораций (impót sur les societés) облагаются юридические лица, «деятельность  которых принимает форму эксплуатации различного рода ресурсов или имеет  характер операций, связанных с получением прибыли» . Под эту формулировка французского закона подпадают хозяйствующие  субъекты: не только частные акционерные  компании и ассоциации, но и государственные  предприятия, учреждения, коммунальные организации, которые пользуются финансовой автономией, производят товары и/или  предоставляют услуги на предпринимательских  началах. Налог распространяется на доходы, полученные от деятельности на территории как резидентами, так  и нерезидентами. База налогообложения  — задекларированный доход за отчётный (прошлый) год, данные о котором  подаются налоговому ведомству не позднее 1 апреля текущего года. До момента окончательного расчёта плательщик ежеквартально  вносит авансовые платежи. Базовая  ставка налога — 33,33 % чистой прибыли, для компаний, которые реализуют нефть и газ, ставка повышена до 50 %. По сниженной ставке 20,9 % облагаются сельскохозяйственные фермы. По налогу с компаний предусмотрено много льгот. Так новым компаниям предоставляются льготы в течение пяти лет (первые два года налог вообще не уплачивается, на третий год — только 25 % ставки, четвёртый год — 50 %, пятый год — 75 % и только на шестом году ставка составляет 100 %). Действует налоговая льгота 25 % на прирост расходов компании на профессиональную подготовку кадров. Не облагается ускоренная амортизация, в частности, на компьютерное программное обеспечение (списывается 100 % за год), а также на оборудование, предназначенное для улучшения окружающей среды и экономии энергии. Не облагается налогом прибыль, направленная в резервные фонды для покрытия производственных затрат или возможных убытков в будущем, связанными с зарубежными инвестициями, изменениями конъюнктуры рынка, кредитными рисками, списанием безнадёжных долгов. Выручка от продажи активов облагается как обычный доход. Но направленная ​​в резервный фонд выручка от продажи активов, которыми пользовались более двух лет, облагается налогом по сниженной ставке 19 %. Разумеется, такой порядок стимулирует избавление от старого оборудования. В силу интенсивных внешнеэкономических связей, особенно в странах ЕС, тщательно регламентировано налогообложения французских компаний за рубежом и иностранных корпораций во Франции. С целью недопущения двойного налогообложения с другими странами заключены налоговые конвенции, которые предусматривают право исключительного налогообложения в одной из стран по принципу: или по месту происхождения дохода, или по местонахождению получателя (владельца) дохода. Так, доходы промышленного и торгового происхождения, а также доходы от недвижимости, облагаются налогом в той стране, где на постоянной основе расположены субъекты налогообложения или находится их имущество.

Информация о работе Налоговая система Франции