Налоговая система государства. Налоги и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. История не знает примера, когда государство не собирало налоги. Это было всегда и всегда будет. Однако развитие налоговых систем всегда была как источником развития экономики, так и её тормозом. Налоговедению известна глобальная закономерность развития налоговых систем. С одной стороны, реформирование государственной налоговой системы сообразно требованиям позитивных, близких к общемировым, стандартов (принципов) функционирования элементов системы, является завершающим этапом всех институциональных преобразований. С другой стороны, такие реформы дают новый импульс для дальнейшего научного поиска и практических преобразований принципов и технологий налогообложения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Основная часть…………………………………………………………………….5
Налоговая система. Классификация налогов…………………………….5
Налоговая система и принципы ее функционирования……………...5
Налоги и их классификация………………………………………...….7
Налоговая система Республики Казахстан и особенности ее функционирования. Пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан………………..…………………………………..12
Особенности функционирования налоговой системы Казахстана………………………………………………………….….12
Пути совершенствования налоговой системы РК…………………..15
Налоговая система в Республике Казахстан: проблемы реформирование и тенденции развития…………………………......19
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Ildar_Kineev_kursovaya_snoski (1).docx

— 77.95 Кб (Скачать файл)

Пр.: в подоходном налоге налоговая единица – рубль, тенге ил марка; в поземельной – 1 гектар, 1 акр участка; в акцизном – 1 бутылка, 1 пачка сигарет. Также существует понятие налоговой системы – взаимосвязанная совокупность налогов, сложившихся в данном государстве под влиянием социально-политических, экономических условий. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:

  • субъект налога (лицо которое обязано платить налог по закону) однако при помощи определенных экономических механизмов налоговое бремя может быть положено на другие лица, поэтому специально выделяется.
  • носитель налога – доход или имущество с которого начисляется налог (прибыль, зарплата и т.п.)

Переложение налогов является самой трудной в теории налогообложения проблемой и возможно только при определенных условиях (условий рынка, отношения спроса, предложения товара и его цены и т.д.). Налоги выполняют следующие функции:

  1. Фискальная (мобилиззационная) функция; т.е. государство собирает налоги для финансирования соответствующих доходов.
  2. Распределительная. Собирая налоги, государство тем самым оказывает влияние на различные сферы экономики, осуществляя социальную политику, перераспределяет доходы между группами населения, регионами, поддерживает малоимущих и т.д.

3. Регулирующая  функция заключается в обеспечении  пропорции между потреблением  населения посредством изъятия  части текущих доходов и их  направления на развитие производства.

4. Стимулирующая - создание различных стимулов  по экономическому росту, техническому  обновлению, проведению НИОКР, росту  народонаселения.

5. Ограничительная  функция - через налоговую политику  государство может сдерживать  или ограничивать развитие тех  или иных производств.

6. Контрольно-учетная  функция - учет доходов предприятий  и групп населения объемов  и структуры производства, движения  финансовых потоков.

В налоговой теории существует такое понятие как ставка налога – величина налоговых исчислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади и т.п.). Различают твердые, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. (Пр. на тонну нефти). Прогрессивные – по мере увеличения дохода увеличивается размер налоговой ставки, т.е. уровень размера налога находится в прямой зависимости от размера налога. (Подоходный налог). При прогрессивной шкале налогообложения налогоплательщик уплачивает не только все большую абсолютную сумму дохода (по мере его роста), но и большую его долю. Пропорциональные ставки – размер их не изменяется и не зависит от уровня доходов (Н.Д.С.) регрессивная обработка прогрессивному. Ее сущностью является увеличение размеров налоговой ставки по мере уменьшения доходов. Такой налог может и не проводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении дохода налогоплательщиков. В некоторых случаях применение налогов возможно не только в чистом виде, но и в смешанном варианте. По платежеспособности налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги платятся непосредственно субъектами налога (подоходный налог, налог на недвижимость) и прямопропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги – это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимают через надбавку к цене (пр.: акцизы).

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственных и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение. (пр.: отчисления на социальное страхование или отчисление в дорожные фонды).

Из основных концепций налогообложения мне хотелось бы выделить концепцию согласно которой юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода. Данная концепция отличается большой рациональностью и справедливостью, поскольку существует разница между налогом, который взимается с предполагаемых доходов на предметы роскоши, и налогом, который хотя бы в незначительной степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Однако при внедрении этой концепции на практике возникают определенные проблемы, связанные прежде всего с тем что нет строгого научного подхода к изменению возможностей того или иного лица платить налоги. Ясно только, что потребитель всегда в первую очередь тратит свои доходы на товары и услуги первой необходимости, а лишь затем на предметы роскоши. Практика налогообложения стран с развитой экономикой, в большинстве, показывает, что существуют следующие основные налоги: Подоходный, Н.Д.С. и взносы на социальное страхование. Практика подоходного налогообложения различает: валовый доход, вычеты и облагаемый доход. Валовый доход - это сумма доходов, полученных из различных источников. Законодательно, практически во всех странах, из валового дохода разрешается вычесть производственные, транспортные, командированные и рекламные расходы. Кроме того, к вычетам относятся различные льготы: необлагаемый минимум, суммы пожертвований, льготы например, для инвалидов, пенсионеров и т.п. Таким образом: облагаемый доход = валовый доход – вычеты. В подоходном налогообложении различают подоходный налог с физических лиц и подоходный налог с юридических лиц. Подоходный налог с физических лиц относится к прямым налогам с прогрессивной ставкой налогообложения. Прогрессия в личном подоходном налогообложении позволяет сглаживать неравенство в доходах. Второй по значимости вид налога, применяемый в большинстве развитых стран – это налог на добавленную стоимость (Н.Д.С.). Добавленная стоимость включает в себя заработную плату, амортизационные отчисления, процент за кредит, прибыль, расходы на электроэнергетику и т.п. Н.Д.С. охватывает практически все виды товаров и услуг, поэтому при относительно низких ставках пополняет казну лучше других видов налогов, позволяет гибко балансировать бюджетные расходы и доходы при инфляционном росте цен, их либерализации. Н.Д.С. представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ и услуг, и вносятся в бюджет по мере их реализации. Налог взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства до данной стадии движения товаров, т.е. фактически на каждый технологической стадии движения товара к потребителю. Фактически Н.Д.С. – это налог не на производителя, а на потребителя, поскольку в условиях свободных цен ничто не меняет продавцам товаров и услуг компенсировать налоговые потери за счет роста цен. Предприятия являются здесь лишь своего рода сборщиками налогов.

К косвенным налогам, широко применяемым в различных странах относятся акцизы. Как и другие косвенные налоги, акцизы включаются в цену товара и оплачиваются покупателями данного товара. Однако диапазон действия акцизов невелик – это в основном особые, избранные товары, поэтому у потребителя есть возможность переориентации на занимающие товары и “ухода” от уплаты этих налогов.

 

 

  1. Налоговая система Республики Казахстан и особенности ее функционирования. Пути  совершенствования налоговой системы
    1. Особенности функционирования налоговой системы Казахстана

 

Поскольку рыночная налоговая система фактически начала формироваться  только в Казахстане 1991-1992 годах, четыре года ее существования характеризовались крайней нестабильностью. Становление введенной с 1992 года принципиально новой для России налоговой системы проходило в жестких условиях политических, экономических и структурных преобразований при отсутствии преемственности в области налогового права. За годы функционирования налоговой системы было внесено значительное количество различных изменений в налоговое законодательство с целью его приведения в соответствие с протекающими в жизни общества процессами. Тем не менее очевидно, что имеющаяся на сегодняшний день налоговая система по основным характеристикам схожа с системами развитых экономических государств Европы и Америки в смысле структуры. В смысле налогового права она стоит ближе к континентальному праву, хотя значение прецедента возрастает. Налоговая система Республики Казахстан является сложной, система включает около 50 различных видов налогов и платежей (с учетом всех действующих местных налогов, сборов и иных обязательных платежей – более 100), многие из которых имеют сходные, но не идентичные базы обложения. Последнее – несомненный недостаток системы, причем общественно осознанный и подлежащий изменению в ближайшее время. Основные принципы действующего в Республике Казахстан налогообложения сформулированы в Законе «Об основах налоговой системы в РК», введенного с 1 января 1992 года. Закон устанавливает следующие виды налогов, взимаемых в Республике Казахстан:

налоги республик и налоги краев, областей, автономных областей, автономных округов; в) местные налоги. По некоторым видам налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, налогам в дорожные фонды) приняты отдельные федеральные законы. Кроме того, некоторые налоги введены прямыми Указами Президента РК (транспортный налог). Помимо налогов предприятия и предприниматели в обязательном порядке уплачивают обязательные страховые взносы, установленные в процентах к фонду оплаты труда в Государственные внебюджетные фонды. К ним относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости [4, С. 119].

Порядок действия законов о налогах и положений о внебюджетных фондах, а также способы расчета и осуществления платежей, определяются специальными инструкциями Госналогслужбы. Информация о налогах и других обязательных платежах, которые должны платить предприятия при наличии у них т.н. "налогооблагаемой базы", приводятся в соответствующей таблице Приложения. При этом следует иметь ввиду, что перечни местных налогов и налогов республик в составе РК, краях, областях не являются полными. Указ Президента РФ N2268 от 22.12.93. "О формировании республиканского бюджета Казахстана и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Республики Казахстан в 1994 году" установил, что дополнительные налоги и сборы в республиках в составе Республике Казахстан, краях, областях, автономной области, автономных округах, дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством Республике Казахстан, могут вводиться решениями органов государственной власти субъектов Республике Казахстан, местных органов государственной власти. При этом уплата этих налогов юридическими лицами должна производиться за счет прибыли, остающейся у предприятий и организаций после уплаты налога на прибыль [3, С. 15].

Меры ответственности налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства определены в первую очередь Законами "Об основах налоговой системы в РК" и "О Государственной налоговой службе РК". Для российской практики характерно сложение санкций, т.е. за одно нарушение налагается одновременно несколько наказаний, например, изъятие сокрытой (заниженной) прибыли, штраф в размере сокрытой прибыли и штраф в размере 10 процентов суммы налога за неправильное ведение учета. Взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций производится в бесспорном порядке с юридических лиц и в судебном с физических. Взыскание недоимки с юридических и с физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых – на имущество этих лиц. Срок исковой давности по претензиям, предъявляемым к физическим лицам по взысканию налогов в бюджет составляет три года. Бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования указанной недоимки. Если налогоплательщик самостоятельно до проверки налоговым органом обнаружил и исправил допущенные при исчислении налогов и других обязательных платежей ошибки и внес соответствующие исправления в бухгалтерскую отчетность и в расчеты по налогоплатежам, то финансовые санкции к нему не применяются. С налогоплательщика в данном случае взыскиваются только пени за несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей.

 Нормативными документами, регулирующими  отношения предприятий и предпринимателей  с государственными внебюджетными  Фондами, также предусмотрены меры  ответственности за определенные  виды правонарушений. Все предприятия  обязаны своевременно предоставлять  отчетность в государственные  внебюджетные фонды: квартальную  и статистическую. Состав и порядок  сдачи бухгалтерской отчетности  определяется Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РК. Главные составляющие этой отчетности: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах, а также различные приложения к ним. Порядок сдачи налоговой отчетности регулируется налоговыми инструкциями.  Для физических лиц – декларация о доходах.3 В целом сроки сдачи налоговой и бухгалтерской отчетности для малых предприятий совпадают: сдача налоговых расчетов приурочена к сдаче балансов, однако в случае налога на добавленную стоимость (НДС) и специального налога совпадения нет. За несвоевременное предоставление отчетности установлены существенные штрафы. Сроки отчетности по налогам не совпадают со сроками платежей [6, С. 27]. В работе с крупнейшими налогоплательщиками налоговые органы России используют мировой опыт. Результатом работы с крупнейшими налогоплательщиками стало повышение налоговой дисциплины. За 11 месяцев 2005 года динамика поступлений в бюджет федеральных налогов и сборов к аналогичному периоду 2004 года составило 157,5%, в том числе по налогу на добавленную стоимость – 132% и по налогу на прибыль – 182,5% [9, С. 9].

 

    1. Пути совершенствования налоговой системы РК

 

Существующая налоговая система страны требует серьезного реформирования, т.к. не обеспечивает оптимального выполнения своих функций, т.е. с одной стороны она должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны налоговая система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики государства, экономическому росту и развитию территорий [11, С. 33]. В сложившейся налоговой системе страны с экономической точки зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать: Налоговой системе Казахстана присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения. В первую очередь, это определяется высокой завышенной по сравнению с развитыми странами ставки налога на прибыль (35%) и налога на добавленную стоимость (18%), вследствие чего приоритетное направление по налоговым изъятиям в Казахстане приходится на обложение хозяйствующих субъектов (т.е. юридических лиц). В условиях рыночной экономики это анахронизм. Необходимо постепенно переносить основную тяжесть  налогообложения на физических лиц, но этот процесс требует последовательной и целенаправленной политики в течение многих лет [8, C. 1]. Довольно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами имеют косвенные налоги (налоги с оборота, продаж, различные сборы), а не прямых, причем доля косвенных налогов постепенно возрастает.4

Информация о работе Налоговая система государства. Налоги и их виды