Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 10:40, курсовая работа
На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. История не знает примера, когда государство не собирало налоги. Это было всегда и всегда будет. Однако развитие налоговых систем всегда была как источником развития экономики, так и её тормозом. Налоговедению известна глобальная закономерность развития налоговых систем. С одной стороны, реформирование государственной налоговой системы сообразно требованиям позитивных, близких к общемировым, стандартов (принципов) функционирования элементов системы, является завершающим этапом всех институциональных преобразований. С другой стороны, такие реформы дают новый импульс для дальнейшего научного поиска и практических преобразований принципов и технологий налогообложения.
Введение…………………………………………………………………………...2
Основная часть…………………………………………………………………….5
Налоговая система. Классификация налогов…………………………….5
Налоговая система и принципы ее функционирования……………...5
Налоги и их классификация………………………………………...….7
Налоговая система Республики Казахстан и особенности ее функционирования. Пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан………………..…………………………………..12
Особенности функционирования налоговой системы Казахстана………………………………………………………….….12
Пути совершенствования налоговой системы РК…………………..15
Налоговая система в Республике Казахстан: проблемы реформирование и тенденции развития…………………………......19
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………
Пр.: в подоходном налоге налоговая единица – рубль, тенге ил марка; в поземельной – 1 гектар, 1 акр участка; в акцизном – 1 бутылка, 1 пачка сигарет. Также существует понятие налоговой системы – взаимосвязанная совокупность налогов, сложившихся в данном государстве под влиянием социально-политических, экономических условий. Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:
Переложение налогов является самой трудной в теории налогообложения проблемой и возможно только при определенных условиях (условий рынка, отношения спроса, предложения товара и его цены и т.д.). Налоги выполняют следующие функции:
3. Регулирующая
функция заключается в
4. Стимулирующая - создание различных стимулов по экономическому росту, техническому обновлению, проведению НИОКР, росту народонаселения.
5. Ограничительная функция - через налоговую политику государство может сдерживать или ограничивать развитие тех или иных производств.
6. Контрольно-учетная функция - учет доходов предприятий и групп населения объемов и структуры производства, движения финансовых потоков.
В налоговой теории существует такое понятие как ставка налога – величина налоговых исчислений на единицу объекта налога (денежная единица доходов, единица земельной площади и т.п.). Различают твердые, прогрессивные, пропорциональные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. (Пр. на тонну нефти). Прогрессивные – по мере увеличения дохода увеличивается размер налоговой ставки, т.е. уровень размера налога находится в прямой зависимости от размера налога. (Подоходный налог). При прогрессивной шкале налогообложения налогоплательщик уплачивает не только все большую абсолютную сумму дохода (по мере его роста), но и большую его долю. Пропорциональные ставки – размер их не изменяется и не зависит от уровня доходов (Н.Д.С.) регрессивная обработка прогрессивному. Ее сущностью является увеличение размеров налоговой ставки по мере уменьшения доходов. Такой налог может и не проводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении дохода налогоплательщиков. В некоторых случаях применение налогов возможно не только в чистом виде, но и в смешанном варианте. По платежеспособности налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые налоги платятся непосредственно субъектами налога (подоходный налог, налог на недвижимость) и прямопропорциональны платежеспособности. Косвенные налоги – это налоги на определенные товары и услуги. Косвенные налоги взимают через надбавку к цене (пр.: акцизы).
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственных и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение. (пр.: отчисления на социальное страхование или отчисление в дорожные фонды).
Из основных концепций налогообложения мне хотелось бы выделить концепцию согласно которой юридические и физические лица должны уплачивать налоги в прямой зависимости от размера полученного дохода. Данная концепция отличается большой рациональностью и справедливостью, поскольку существует разница между налогом, который взимается с предполагаемых доходов на предметы роскоши, и налогом, который хотя бы в незначительной степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Однако при внедрении этой концепции на практике возникают определенные проблемы, связанные прежде всего с тем что нет строгого научного подхода к изменению возможностей того или иного лица платить налоги. Ясно только, что потребитель всегда в первую очередь тратит свои доходы на товары и услуги первой необходимости, а лишь затем на предметы роскоши. Практика налогообложения стран с развитой экономикой, в большинстве, показывает, что существуют следующие основные налоги: Подоходный, Н.Д.С. и взносы на социальное страхование. Практика подоходного налогообложения различает: валовый доход, вычеты и облагаемый доход. Валовый доход - это сумма доходов, полученных из различных источников. Законодательно, практически во всех странах, из валового дохода разрешается вычесть производственные, транспортные, командированные и рекламные расходы. Кроме того, к вычетам относятся различные льготы: необлагаемый минимум, суммы пожертвований, льготы например, для инвалидов, пенсионеров и т.п. Таким образом: облагаемый доход = валовый доход – вычеты. В подоходном налогообложении различают подоходный налог с физических лиц и подоходный налог с юридических лиц. Подоходный налог с физических лиц относится к прямым налогам с прогрессивной ставкой налогообложения. Прогрессия в личном подоходном налогообложении позволяет сглаживать неравенство в доходах. Второй по значимости вид налога, применяемый в большинстве развитых стран – это налог на добавленную стоимость (Н.Д.С.). Добавленная стоимость включает в себя заработную плату, амортизационные отчисления, процент за кредит, прибыль, расходы на электроэнергетику и т.п. Н.Д.С. охватывает практически все виды товаров и услуг, поэтому при относительно низких ставках пополняет казну лучше других видов налогов, позволяет гибко балансировать бюджетные расходы и доходы при инфляционном росте цен, их либерализации. Н.Д.С. представляет собой изъятие в бюджет части прироста стоимости, созданной в процессе производства товаров, работ и услуг, и вносятся в бюджет по мере их реализации. Налог взимается с разницы между отпускной ценой и издержками производства до данной стадии движения товаров, т.е. фактически на каждый технологической стадии движения товара к потребителю. Фактически Н.Д.С. – это налог не на производителя, а на потребителя, поскольку в условиях свободных цен ничто не меняет продавцам товаров и услуг компенсировать налоговые потери за счет роста цен. Предприятия являются здесь лишь своего рода сборщиками налогов.
К косвенным налогам, широко применяемым в различных странах относятся акцизы. Как и другие косвенные налоги, акцизы включаются в цену товара и оплачиваются покупателями данного товара. Однако диапазон действия акцизов невелик – это в основном особые, избранные товары, поэтому у потребителя есть возможность переориентации на занимающие товары и “ухода” от уплаты этих налогов.
Поскольку рыночная налоговая система фактически начала формироваться только в Казахстане 1991-1992 годах, четыре года ее существования характеризовались крайней нестабильностью. Становление введенной с 1992 года принципиально новой для России налоговой системы проходило в жестких условиях политических, экономических и структурных преобразований при отсутствии преемственности в области налогового права. За годы функционирования налоговой системы было внесено значительное количество различных изменений в налоговое законодательство с целью его приведения в соответствие с протекающими в жизни общества процессами. Тем не менее очевидно, что имеющаяся на сегодняшний день налоговая система по основным характеристикам схожа с системами развитых экономических государств Европы и Америки в смысле структуры. В смысле налогового права она стоит ближе к континентальному праву, хотя значение прецедента возрастает. Налоговая система Республики Казахстан является сложной, система включает около 50 различных видов налогов и платежей (с учетом всех действующих местных налогов, сборов и иных обязательных платежей – более 100), многие из которых имеют сходные, но не идентичные базы обложения. Последнее – несомненный недостаток системы, причем общественно осознанный и подлежащий изменению в ближайшее время. Основные принципы действующего в Республике Казахстан налогообложения сформулированы в Законе «Об основах налоговой системы в РК», введенного с 1 января 1992 года. Закон устанавливает следующие виды налогов, взимаемых в Республике Казахстан:
налоги республик и налоги краев, областей, автономных областей, автономных округов; в) местные налоги. По некоторым видам налогов (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, налогам в дорожные фонды) приняты отдельные федеральные законы. Кроме того, некоторые налоги введены прямыми Указами Президента РК (транспортный налог). Помимо налогов предприятия и предприниматели в обязательном порядке уплачивают обязательные страховые взносы, установленные в процентах к фонду оплаты труда в Государственные внебюджетные фонды. К ним относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования и Фонд занятости [4, С. 119].
Порядок действия законов о налогах и положений о внебюджетных фондах, а также способы расчета и осуществления платежей, определяются специальными инструкциями Госналогслужбы. Информация о налогах и других обязательных платежах, которые должны платить предприятия при наличии у них т.н. "налогооблагаемой базы", приводятся в соответствующей таблице Приложения. При этом следует иметь ввиду, что перечни местных налогов и налогов республик в составе РК, краях, областях не являются полными. Указ Президента РФ N2268 от 22.12.93. "О формировании республиканского бюджета Казахстана и взаимоотношениях с бюджетами субъектов Республики Казахстан в 1994 году" установил, что дополнительные налоги и сборы в республиках в составе Республике Казахстан, краях, областях, автономной области, автономных округах, дополнительные местные налоги и сборы, не предусмотренные законодательством Республике Казахстан, могут вводиться решениями органов государственной власти субъектов Республике Казахстан, местных органов государственной власти. При этом уплата этих налогов юридическими лицами должна производиться за счет прибыли, остающейся у предприятий и организаций после уплаты налога на прибыль [3, С. 15].
Меры ответственности налогоплательщиков за нарушения налогового законодательства определены в первую очередь Законами "Об основах налоговой системы в РК" и "О Государственной налоговой службе РК". Для российской практики характерно сложение санкций, т.е. за одно нарушение налагается одновременно несколько наказаний, например, изъятие сокрытой (заниженной) прибыли, штраф в размере сокрытой прибыли и штраф в размере 10 процентов суммы налога за неправильное ведение учета. Взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций производится в бесспорном порядке с юридических лиц и в судебном с физических. Взыскание недоимки с юридических и с физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых – на имущество этих лиц. Срок исковой давности по претензиям, предъявляемым к физическим лицам по взысканию налогов в бюджет составляет три года. Бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц может быть применен в течение шести лет с момента образования указанной недоимки. Если налогоплательщик самостоятельно до проверки налоговым органом обнаружил и исправил допущенные при исчислении налогов и других обязательных платежей ошибки и внес соответствующие исправления в бухгалтерскую отчетность и в расчеты по налогоплатежам, то финансовые санкции к нему не применяются. С налогоплательщика в данном случае взыскиваются только пени за несвоевременную уплату налогов и других обязательных платежей.
Нормативными документами, регулирующими
отношения предприятий и
Существующая налоговая система страны требует серьезного реформирования, т.к. не обеспечивает оптимального выполнения своих функций, т.е. с одной стороны она должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны налоговая система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики государства, экономическому росту и развитию территорий [11, С. 33]. В сложившейся налоговой системе страны с экономической точки зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить или минимизировать: Налоговой системе Казахстана присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения. В первую очередь, это определяется высокой завышенной по сравнению с развитыми странами ставки налога на прибыль (35%) и налога на добавленную стоимость (18%), вследствие чего приоритетное направление по налоговым изъятиям в Казахстане приходится на обложение хозяйствующих субъектов (т.е. юридических лиц). В условиях рыночной экономики это анахронизм. Необходимо постепенно переносить основную тяжесть налогообложения на физических лиц, но этот процесс требует последовательной и целенаправленной политики в течение многих лет [8, C. 1]. Довольно высокий удельный вес по сравнению с зарубежными странами имеют косвенные налоги (налоги с оборота, продаж, различные сборы), а не прямых, причем доля косвенных налогов постепенно возрастает.4
Информация о работе Налоговая система государства. Налоги и их виды