Налоговая система государства. Налоги и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 10:40, курсовая работа

Описание работы

На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. История не знает примера, когда государство не собирало налоги. Это было всегда и всегда будет. Однако развитие налоговых систем всегда была как источником развития экономики, так и её тормозом. Налоговедению известна глобальная закономерность развития налоговых систем. С одной стороны, реформирование государственной налоговой системы сообразно требованиям позитивных, близких к общемировым, стандартов (принципов) функционирования элементов системы, является завершающим этапом всех институциональных преобразований. С другой стороны, такие реформы дают новый импульс для дальнейшего научного поиска и практических преобразований принципов и технологий налогообложения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...2
Основная часть…………………………………………………………………….5
Налоговая система. Классификация налогов…………………………….5
Налоговая система и принципы ее функционирования……………...5
Налоги и их классификация………………………………………...….7
Налоговая система Республики Казахстан и особенности ее функционирования. Пути совершенствования налоговой системы Республики Казахстан………………..…………………………………..12
Особенности функционирования налоговой системы Казахстана………………………………………………………….….12
Пути совершенствования налоговой системы РК…………………..15
Налоговая система в Республике Казахстан: проблемы реформирование и тенденции развития…………………………......19
Заключение……………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………

Файлы: 1 файл

Ildar_Kineev_kursovaya_snoski (1).docx

— 77.95 Кб (Скачать файл)

Акцизы. Ими облагаются товары, произведенные на территории Казахстана и импортируемые на территорию Казахстана по следующему перечню: все виды спирта, ликероводочные изделия, коньяк, вина, пиво, виноматериалы, табачные изделия, осетровая и лососевая рыба, ювелирные изделия из золота, платины и серебра, выделанный и невыделанный мех, шкурки (кроме кролика, крота, собаки, оленя, овчины), изделия из натурального меха, одежда из натуральной кожи, изделия из хрусталя, хрустальные осветительные приборы, бензин (кроме авиационного), дизельное топливо, легковые автомашины, огнестрельное и газовое оружие и игорный бизнес. Плательщиками являются физические лица, производящие товары на территории Казахстана и осуществляющие игорный бизнес на территории республики (игорные дома, казино) и лица, ввозящие товар на территорию Казахстана из других стран, но сделанные из сырья Казахстана, производящие разлив алкоголя ввозимого на территорию республики. Ставки утверждены правительством в процентах к стоимости товара или физическому объему в натуральном выражении.

Налог на имущество. Плательщиками налога являются физические лица по объектам обложения, используемым в предпринимательской деятельности, физические лица по объектам обложения неиспользуемым в предпринимательской деятельности, имеющие на территории Казахстана объективные обложения на праве собственности, доверительного управления собственностью, хозяйственного ведения, оперативного управления. Налог на производственные и непроизводственные фонды физических лиц (занимающихся предпринимательской деятельностью) ежегодно составляет по 0,5% от стоимости указанного фонда. Налог на имущество физических лиц, не используемое в предпринимательской деятельности, уплачивается ежегодно по ставке 0,5% от оценочной стоимости имущества. Когда физическое лицо использует часть имущества под предпринимательскую деятельность налог на эту часть 0,5%. Срок уплаты по ставке 0,5% от стоимости имущества физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью составляет равные доли: 20 февраля, 20 мая, 20 августа, 20 ноября налогового года. Уплата налога физических лиц не занимающихся предпринимательством до 1 октября текущего года.

Земельный налог. Плательщиками являются физические лица имеющие во владении или пользовании земельные участки. Базовые ставки земельного налога установлены по категории основного целевого назначения земель. Размер земельного налога определяется не по результатам хозяйственной деятельности землевладельца, а от качества, местоположения и водообеспечения земельного участка. Предусмотрены льготы. Государственная политика. Взимается на основе закона республики Казахстан “о госпошлине“ принятого, Верховным Советом Республики Казахстан 19.12.92 № 17.92. Плательщиками являются физические лица, в интересах которых специально уполномоченные органы совершают действия и выдают документы, имеющие юридическое значение. Госпошлина исчисляется в процентном отношении к соответствующей сумме (сумме иска, удостоверяемого договора и т.п.) или к месячному расчетному показателю. В соответствии Указом Президента Республики Казахстан имеющем силу закона “О налогах и других обязательный платежах в бюджет” от 24 апреля 1995 г. к местным налогам относятся следующие налоги:

  • Земельный;
  • На имущество с юридических и физических лиц;
  • Налог на транспортные средства;
  • Сбор за регистрацию физических лиц занимающихся предпринимательской деятельностью и юридических лиц;
  • Сборы за право заниматься отдельными видами деятельности;
  • Сбор с аукционных продаж.

Данные налоги взимаются на территории Казахстана. При этом конкретные ставки этих налогов, определяются законодательными и правовыми актами местного самоуправления, если иное непредусмотрено законодательным актом республики Казахстан. К местным налогам относятся налоги и сборы, которые могут устанавливаться решением районных и городских представителей органов государственной власти (- налог на рекламу, налог на продажу автомобилей и др.).

Итак, с 1995 г. - “года перелома” в налоговой политике - началась манятся налоговая система, хотя до совершенства еще нужно много и много изменять. Изменения налогообложения вызваны реальным состоянием экономики, которое и в 1996 году сложное. Только за январь недоимка в целом по всем налогам и платежам возросла на 4,8 млрд. тенге, но с 1 июля 1995 года появилась возможность расширить налоговую базу (новые поступления в бюджет), уточнить стратегию и оптимизировать тактику работы во всех подразделениях налоговых служб. Активизировать сотрудничество с правоохранительными и другими экономическими ведомствами. Механизм реализации Налогового кодекса начал действовать. Тем не менее его вхождение в жизнь, внедрение в повседневную практику не будет простым и быстрым, любое положение должно вводится постепенно. Поэтому налоговая служба вначале 1996 года подготовила 4 проекта указов Президента, 18 проектов постановлений Правительства, 10 инструкций, направленных на подержание и развитие налоговой реформы. Основные ее идеи: формирование доходов в бюджет, экономическая нейтральность, справедливость и простота самой системы. Скажем введена единая ставка подоходного налога для физических и юридических лиц (ранее взимался налог на прибыль), что соответствует общемировой практике. Появилось понятие совокупного годового дохода из которого вычисляются все расходы, связанные с его получением.7 Значительно упростили порядок амортизационных отчислений основных средств. Промышленники, предприниматели, финансисты и аграрии получили возможность для более стабильной деятельности: разрешен перенос убытков от предпринимательства на срок до пяти лет. Короче говоря, внесены существенные изменения во все части налогового законодательства. На очереди переход к оздоровлению экономики и социального положения в стране. Важная роль здесь у налоговых организаций изменение режима налогообложения направлено на стимулирование инвестиций в специально экономические зоны, их создание и расширение. Пр.: для юридических лиц, осуществляющих деятельность на таких территориях, установленная льготная ставка налога - 20%. Дополнительно введена льгота по подоходному налогу, и на Н.Д.С. импортных товаров приобретенных за счет госбюджета, по иностранным кредитлиниям, которые обеспечены гарантией государства. Органы налоговой службы используют в работе различные формы и методы решения проблем, возникающих в этот сложный переходный период. В частности, подержанная идея обращения государственных казначейских обязательств выпущенных Министерством Финансов для погашения задолженности государству 700 крупнейших предприятий Казахстана. В 1996 году продолжена работа по заключению двухсторонних налоговых конвенций со странами СНГ об избежании двойного налогообложения. В ноябре 1996 г. - распоряжение Президента “О декларировании государственными служащими доходов и имущества, подлежащих налогообложению”. Насколько действительным окажется президентское распоряжение - ведь известно умение наших чиновников обходить закон и общепринятые нормы. Как разъяснила служба законодательства и правовой экспертизы администрации Президента, принимаемые меры - лишь начало разворачивающейся работы. А пока происходит только сбор сведений, а не само декларирование, которое будет иметь место в последующем, когда по истечении определенного времени налоговыми органами станет проводится сопоставление уровня доходов госслужащих с их расходами. Именно тогда появится возможность определить реальный уровень их расходов, осуществлять контроль за ними и полной уплаты налогов чиновниками.

Но в любом случае распоряжение Президента - один из примеров той деятельности главы государства, в русле которой он принимает меры по повышению ответственности органов власти перед нардом. В соответствии с этим распоряжением правительству дано задание в десятидневный срок разработать и внести в парламент законопроект представляющий обязательное ежегодное декларирование доходов и имущества всеми без исключения. Так что, налоги все-таки платить придется. В конце 1997 г. поступление налогов в бюджет плохое и все попытки фискальных служб изменить ситуацию малоэффективны. Об этом говорилось на заседании правительства страны, на котором обсуждался доклад о поступлении налогов и обязательных платежей в бюджет, пенсионный и другие фонды, а также отчет о работе налоговой полиции за 10 месяцев текущего 1997 г., представленный Государственным налоговым комитетом. Было доложено, что на 1 ноября 1997 г. в целом по республике собрано налогов и других платежей 89% от прогнозируемой цифры, недополучено 13,5 млрд. тенге. В основном за счет недобора подоходного налога с юридических и физических лиц, акцизов. Причинами этого явления ясны: кризис неплатежей, представление возможности налогоплательщикам погашать убытки за счет совокупного расхода, рост числа несостоятельных предприятий. Конечно, налоговая служба не сидела, сложа руки.

Только налоговой полицией с начала 1997 г. проверено 22311 объекта, при этом выявлены были 18 тыс. Различных нарушений налогового законодательства. За короткий срок управлением налоговой полиции по г. Алматы вскрыта глубоко законсервированная, разветвленная сеть предприятий, через которые нелегально производились обороты денежных средств на миллиарды тенге. Еще буде принят ряд мер: создание акцизных постов на предприятиях, выпускающих подакцизную продукцию, ужесточение правил открытия новых счетов (расчетных и ссудных). В декабре 1996 г. перешли на новый образец акцизной марки, отпечатанной на придисцентной бумаге с улучшенной степенью защиты. Продолжается работа по совершенствованию правовой базы. Но от таких мер не всегда есть немедленная отдача, говорил на заседании премьер-министр А. Кажегельдин. Он же подчеркнул, что попытки ухода от уплаты налогов, наверное будут продолжаться еще долго, в силу различных причин и сегодня речь надо вести об уменьшении их количества, если такие попытки невозможно исключить полностью.8

 

 

Заключение

 

Проведенное исследование  налоговой системы Республики Казахстан,  теоретических основ построения налоговых систем и анализ соответствия  структуры налоговой системы Казахстана основным принципам и экономическим законом формирования налоговой системы позволяет сформировать следующие выводы:

  • казахстанская налоговая система в целом соответствует теоретическим принципам и экономическим законам построения налоговой системы, однако существуют отдельные противоречия, которые впрочем, неизбежны, но должны быть сведены к минимуму;
  • налоговая система устанавливаемая Налоговым кодексом Казахстана стала “качественнее”, более упорядоченная, это проявилось, в первую очередь, в отмене действовавших ранее нерациональных налогов и иных платежей, имеющих налоговый характер. Принципиально сохранены только основные налоги, формирующие основу российской налоговой системы – налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, налог с доходов физических лиц, ресурсные и некоторые другие платежи;
  • налоговая система Республики Казахстан построена таким образом, что перед нею все равны. Не существует какой-либо “дискриминации” налогоплательщиков, скажем, по формам собственности или территориальному расположению. Но вместе с тем, в российской налоговой системе налоговое бремя перекладывается на определенный круг налогоплательщиков, вследствие чего они испытывают чрезмерное налоговое давление;
  • проблема снижения налогового бремени в казахстанской налоговой системе в значительной степени связана с расширением налогооблагаемой базы в результате вовлечения в сферу уплаты налогов теневого бизнеса, “расчистки” неплатежей в экономике, укрепления налоговой и финансовой дисциплины.

Следует обратить внимание на положительные тенденции в сфере реформирования налоговой системы в последнее время. К их числу можно отнести: объединение законодательства о налогообложении в Налоговый кодекс РК, что позволяет максимально избегать разногласий в вопросах налогообложения; отмена налоговых льгот, следовательно – ликвидация некоторых каналов ухода от налогообложения. Налоговая система Казахстана будет претерпевать постоянное обновление правовых и законодательных актов. В первую очередь изменения должны быть направлены на активизацию предпринимательства, стимулировать индивидуальных плательщиков в целях повышения их заинтересованности в зарабатывании собственных средств и во внесение их в собственное дело.  Подчеркнем, что  пока не будет выработано авторитетной целостной концепции реформирования  налогообложения  и  его правовой  формы,  результаты  любых  изысканий в этой сфере останутся не более чем точкой зрения отдельных  коллективов и специалистов.

Итак, к концу 1998 г. должна завершится работа (второй этап построения налоговой системы республики Казахстан 1996-1998) по созданию налоговой системы отвечающей в полном объеме условиям рыночной экономики. Построение налоговой системы в Казахстане зависит в первую очередь, от того как в конечном счете будут распределены функции управления между республиканскими и ремональными органами. Однако меры социального налогового регулирования Научно-технического Прогресса думается должны ограниченно встраиваться в общую налоговую систему и строится в зависимости от выбранных приоритетов политики республики.9 Однако, несмотря на определенные достижения налоговую систему еще долго придется усовершенствовать, внося все новые и новые изменения. Мы только-только вступили на тернистый путь создания усовершенствованной налоговой системы В январе 1997 г. в указ Президента РК имеющем силу закона от 24 апреля 1995 г. №2235 “О налогах и других обязательных платежах в бюджет”. Были внесены изменения и дополнения. Что из этого получится, покажет ближайшее будущее.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Брызгалин А.В. Основные принципы казахстанского налогового права/ Налоговое планирование, 2010, № 3, С. 29-32
  2. Бурда Б. Краткий курс истории налогов/ Малое предприятие, 2012, № 2, С. 15
  3. Бюджетное послание Президента РК «О бюджетной политике на 2011 год и на среднесрочную перспективу»//Казахстанская газета от 03.07.2011, С. 15.
  4. Васильева Т.И., Ильин С.С. Экономика: Справочник студента. – М: ООО «Издательство АСТ», 2010 – 250 страница
  5. Макроэкономика. Теория и практика: учебник/ Под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной – М.:КНОРУС,2009 – 688 страница
  6. Налоги: Учеб. пособие/ Под ред. Д.Г. Черника– М.: Финансы и статистика, 2012 – 544 страница
  7. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие/ Под ред. И.Г. Русакова, В.А. Каши – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2013 – 495 страница
  8. Пансков В.Г. О некоторых назревших проблемах налогового законодательства //Налоговый вестник. 2011 № 6, С. 1.
  9. Сердюков А.Э. Администрирование налогов в Республике Казахстан: принципы и пути развития//Казахстанский налоговый курьер № 3
  10. Хачатрян А.Г. Налоговый контроль (надзор) как деятельность налоговых органов и вопросы правового регулирования / «Юрист», 2014, № 8, С. 26-28.
  11. Шараев С.Ю. Законность и правопорядок в сфере налоговых отношений: проблемы правоприменительной практики органов налоговой полиции./ «Адвокат», 2013, № 3, С. 33-48
  12. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2012 – 429 с.
  13. Бабкина С. Новая налоговая политика // Финансы Казахстана - 1995-№6 стр.37-39
  14. Булгакбаев Б. Налоги, которые мы выбираем и от которых бежим:[Налоговая система в Казахстане]// Юридическая газета - 1996 г. - 17 июля.
  15. Есенбаев М. Залог благополучия страны:(Налоги: территория и практика)// Финансы Казахстана - 1996 - № 4 - стр. 39-42
  16. Есенбаев М. На пути к новой налоговой системе:[Беседу с начальником инспекции, первым зам. Министром финансов. [Записала Мустафина С.]// Казахстанская правда - 1996 - 9 июля.
  17. Закон Республики Казахстан. О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона “О налогах и др. обязательных платежах в бюджет”/ Казахстанская правда - 1997 г. - 10 января.
  18. ... И хочется жить и работать хочется: (Из проекта Концепции налоговой реформы Республики Казахстан) // Экспресс – 1994 - 7 октября.
  19. Кадырбеков Б., Грисюк С. Учитывая особенности Республики: (Об основных принципах формирования налоговой системы) // Казахстан: экономика и жизнь – 1995 - №3-4 с 17-21
  20. Каможнова Е. Налоговая система: какой же она должна быть?// Казахстан: Экономика и жизнь – 1995 -№3-4 - стр. 24-26
  21. Камаев В. Д. Учебник. По основам экономической теории. Москва 1995
  22. Карагусова Г. Налоги: сущность и практика использования. Алматы 1994
  23. Мусинов С. М. Налоги с населения Республики Казахстана. Алматы 1996
  24. Поздняков Б. Налоги в Казахстане // Эко – 1995 №1 -стр. 179-186
  25. Сабиров И. Уты. Налоговый кодекс: не лучше ли его доработать// Экспресс – 1995 – 28 марта.
  26. Шамиль Абдулкадыров. От налога, как от судьбы // Ковчег - 28 ноября – 1996г.

Информация о работе Налоговая система государства. Налоги и их виды