Налоговая система Приднестровской Молдавской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

В условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.
От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.
На данный момент существует масса всевозможной литературы по налогообложению, накоплен огромный многолетний опыт по налогообложению.
В данной работе предпринята попытка выделить основные понятия действующей в Приднестровской Молдавской Республике налоговой системы.

Содержание работы

Введение
I. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики
1. Сущность налога
2. Функции налогов
3. Виды налогов
II. Налоговая система Приднестровской Молдавской Республики
1. Обязательность учета налогоплательщиков.
2. Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым рынком
3. Структура действующей налоговой системы Приднестровской Молдавской Республики
4. Права, обязанности и ответственность налоговых органов.
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Налоговая система в ПМР.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Содержание; Введение

I. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики

1. Сущность  налога

2. Функции  налогов

3. Виды налогов

II. Налоговая система Приднестровской Молдавской Республики

1. Обязательность  учета налогоплательщиков.

2.   Основные   принципы   построения   налоговой   системы   в   экономике   с развитым рынком

3. Структура  действующей налоговой системы  Приднестровской Молдавской Республики

4. Права, обязанности  и ответственность налоговых  органов.

Заключение

Список  используемой литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночных отношений налоговая система  является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

От того, насколько  правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

На данный момент существует масса всевозможной литературы по налогообложению, накоплен огромный многолетний опыт по налогообложению.

В данной работе предпринята попытка выделить основные понятия действующей в Приднестровской Молдавской Республике налоговой системы.

I. Налогообложение - один из важнейших факторов развития рыночной экономики

1. Сущность налога

Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости  налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания ... публичной власти ...".

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Закон Приднестровской  Молдавской Республики "Об основах налоговой системы в Приднестровской Молдавской Республике" определяет общие экономические, правовые и организационные принципы построения налоговой системы в Приднестровской Молдавской Республике, налоги, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов.

В нем в  частности говорится, что "под налогами, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, осуществляемые плательщиками в порядке, размерах, в сроки и на условиях, определяемыми законодательными актами".

 

Таким образом, налоги выражают обязанность всех юридических  и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

Закон также  определяет круг налогоплательщиков: "Плательщиками налогов являются юридические лица, другие категории  плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами возложена обязанность уплачивать налоги".

В дополнение необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно данного Закона.

Объектами налогообложения являются доходы (прибыль), стоимость отдельных товаров, отдельные виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользование природными ресурсами, имущество юридических и физических лиц, передача имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты, подлежащие налогообложению в соответствии с действующим законодательством.

В порядке  и на условиях, определяемых Законом, по налогам могут устанавливаться следующие льготы:

- необлагаемый  минимум объекта налога;

- изъятие  из обложения определенных элементов  объекта налога;

- освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков;

- понижение  налоговых ставок;

- целевые  налоговые льготы, включая отсрочку  или рассрочку взимания налогов);

- прочие налоговые  льготы.

Республиканские исполнительные органы государственной  власти вправе предоставлять налоговые льготы и иные финансовые освобождения в части платежей, подлежащих зачислению в республиканский бюджет, в установленных законом пределах и оговоренных законом случаях.

Местные органы исполнительной власти вправе предоставлять налоговые льготы и иные финансовые освобождения в части платежей, подлежащих зачислению в местный бюджет, в установленных законом пределах и оговоренных законом случаях.

При этом местные  органы исполнительной власти вправе предоставлять в установленных  законом пределах и оговоренных законом случаях льготы по республиканским налогам в части, подлежащей зачислению в соответствии с действующим законодательством в местный (городской, районный) бюджет, только при условии, если бюджет города (района) не является дотационным.

3

 

Льготы по всем видам налогов предоставляются  только в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Налоги могут  взиматься следующими способами:

1) кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.

Примером  такого налога может служить налог  на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.

2) на основе декларации

Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится лицом, получающим доход, после получения дохода.

Примером  может служить налогообложение индивидуальных предпринимателей.

3) у источника

Этот налог  вносится лицом выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.

Существуют два вида налоговой системы: шедулярная и глобальная.

В шедулярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части - шедулы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедул могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.

В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц  облагаются одинаково. Такая система  облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей.

 

Глобальная  налоговая система широко применяется  в Западных государствах

2. Функции налогов

Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции.

Налоги выполняют четыре важнейшие функции.

Регулирующая.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:

- регулирование  рыночных, товарно-денежных отношений.  Оно 
состоит главным образом в определении "правил игры", то есть разработка 
законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих 
на рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных 
рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции 
государственных органов, регулирующие взаимоотношение 
товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков, 
товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов, 
устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила 
обращения ценных бумаг и т.п. Это направление государственного 
регулирования рынка непосредственно с налогами не связано;

- регулирование  развития народного хозяйства,  общественного производства в условиях, когда основным объективным экономическим законом, действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет главным образом о финансово-экономических методах воздействия государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами - путем  применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций, государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают налоги.

Маневрируя  налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

 

Стимулирующая

С помощью  налогов, льгот и санкций государство  стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма дохода, направленного на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других, освобождается от налогообложения.

Распределительная, или, вернее, перераспределительная. 
Посредством налогов в государственном бюджете концентрируются 
средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как 
производственных, так и социальных, финансирование крупных 
межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, 
экономических и др.

С помощью  налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

Перераспределительная функция налоговой системы носит  ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Наконец, последняя  функция налогов - Фискальная, изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры -библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.

Указанное разграничение  функций налоговой системы носит условный характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

 

3. Виды налогов

Налоги бывают двух видов.

Первый вид - налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на доходы организаций; на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид - налоги на товары и услуги: акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

 

П. Налоговая система Приднестровской Молдавской Республики

Совокупность  налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему. (Закон Приднестровской Молдавской Республики "Об основах налоговой системы в Приднестровской Молдавской Республике")

Учитывая  молодой возраст Приднестровской  Молдавской Республики необходимо, чтобы  ее налоговая система была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Информация о работе Налоговая система Приднестровской Молдавской Республики