Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:01, контрольная работа

Описание работы

Состояние доходной части федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, а также местных бюджетов зависит в основном от двух критериев. Первый и основной из них – развитие налоговой базы, то есть общая ситуация в экономике, особенно в её базовых отраслях; второй – налоговая система страны. Поскольку от того, насколько оптимально выбраны объекты налогообложения, установлена величина налоговых ставок, отлажен механизм взимания налогов и т.д., зависит обратное воздействие налоговой системы на налоговую базу.
В связи с вышесказанным представляется возможным поставить следующую цель данной работы: раскрыть особенности организации налоговой системы РФ.

Содержание работы

Задание № 1 3
Введение 3
1. Основные этапы формирования Российской налоговой системы. 4
2. Налоговая система: структура и принципы построения. 10
3. Налоговая политика государства – пути реформирования налоговой системы. 18
Заключение 21
Задание № 2 23
Задача № 1 23
Задача №2 26
Задача № 3 28
Приложение 31
Источники и литература 34

Файлы: 1 файл

налог и налогообл.doc

— 74.94 Кб (Скачать файл)



Содержание

 

 

 

Задание № 1 3

Введение 3

1. Основные этапы формирования Российской налоговой системы. 4

2. Налоговая система: структура и принципы построения. 10

3. Налоговая политика государства – пути реформирования налоговой системы. 18

Заключение 21

Задание № 2 23

Задача № 1 23

Задача №2 26

Задача № 3 28

Приложение 31

Источники и литература 34

 

Задание № 1

Введение

 

Состояние доходной части федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, а  также местных бюджетов зависит  в основном  от двух критериев. Первый и основной из них – развитие налоговой базы, то есть общая ситуация в экономике, особенно в её базовых  отраслях; второй – налоговая система  страны. Поскольку от того, насколько  оптимально выбраны объекты налогообложения, установлена величина налоговых  ставок, отлажен механизм взимания налогов и т.д., зависит обратное воздействие налоговой системы  на налоговую базу.

В связи с вышесказанным представляется возможным поставить следующую цель данной работы: раскрыть особенности организации налоговой системы РФ.

В связи с этим предлагаются задачи:

1. рассмотреть основные этапы  формирования налоговой системы  РФ;

2. охарактеризовать принципы  и структуру построения налоговой  системы РФ;

3. отметить особенности   и дать оценку существующей  налоговой системе, обрисовать  возможные пути реформирования  налоговой системы РФ.

Структура данной работы обусловлена  её целями и задачами. Работа состоит  из трёх глав, библиографии, приложений.

 

1. Основные этапы формирования Российской налоговой системы.

 

Формирование доходной базы федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, а также местных бюджетов осуществляется за счет трех основных видов источников – налогов, неналоговых доходов  и прочих доходов. При этом определяющим и главным источником являются налоговые  поступления, играющие преобладающую роль  в доходах бюджетов всех уровней. Подобная структура  бюджетов РФ начала складываться лишь в конце 80-х – начале 90-х гг. XX века, когда появились ростки зарождающихся рыночных отношений и начала формироваться налоговая система страны.

До начала перестройки в условиях жестко централизованной системы управления и преобладания в экономике государственного сектора в СССР фактически отсутствовала  налоговая система, хотя  и существовали отдельные её элементы.

В развитии налоговой системы РФ  можно выделить несколько основных этапов. Прежде всего – это этап становления. Первые признаки формирования налоговой системы появились только во второй половине 80-х гг., когда начали образовываться предприятия негосударственных форм собственности и началось постепенное изменение экономического строя общества. С 1 января 1991 г. был введен в действие Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций» от 14.06.1990 г., в соответствии с которым были установлены следующие общесоюзные налоги:  налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт, налог на фонд оплаты труда колхозников, налог на прирост средств, направляемых на потребление, налог на доходы и некоторые другие1. Налоговое законодательство имело ряд характерных особенностей: 

  • «одноканальность» сбора налогов – суммы налоговых поступлении предварительно централизовывались в российском бюджете, а затем часть их перечислялась в союзный бюджет на согласованные расходы;
  • для налогоплательщиков, перешедших в российское подчинение, устанавливались более льготные системы налогообложения.

Основы существующей в настоящее  время российской налоговой системы  были заложены в конце 1991 г. принятием  Закона РФ «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации» от 27.12.1991 г. № 2118-1 и соответствующих  законов о конкретных видах налогов, которые вступили в действие с 1 января 1992 года2. С принятием этих законов в России впервые за многие годы была создана налоговая система. Необходимость сведения действующих налогов в единую систему была вызвана тем, что проводившиеся экономические преобразования потребовали выработки принципиально иной финансовой политики. Налоговая система была призвана ограничить стихийность рыночных отношений, активно воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктур, снизить уровень инфляции.

Сформированная и вступившая в  действие с 1 января 1992 года российская налоговая система была построена  на отдельных, не увязанных в единое целое принципах:

    • равенство всех налогоплательщиков, включая предоставление налоговых льгот и защиту экономических интересов;
    • разграничение прав по введению и взиманию налогов между различными уровнями власти;
    • однократность налогообложения (один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период);
    • приоритет норм, установленных налоговым законодательством, над иными законодательными и нормативными актами, не относящимися к нормам налогового права, однако в той или иной степени затрагивающих вопросы налогообложения;
    • установление конкретных прав и обязанностей налогоплательщиков и государства, но с преобладанием прав государства в лице налоговых органов3.

В условиях высокой инфляции и глубоких структурных изменений в экономике  в первые годы реформ российская налоговая  система в определенной степени  выполняла свою роль, обеспечивая  минимальные потребности государства  по поступлению в бюджеты всех уровней финансовых ресурсов. Вместе с тем  по мере дальнейшего углубления рыночных преобразований недостатки действующей  налоговой системы становились  все более и более заметными, а её несоответствие происходящим в  экономике изменениям все более  и более очевидным.

Поэтому следующий этап развития налоговой  системы можно характеризовать  как этап неустойчивого налогообложения4. Не случайно на протяжении последующих лет экономических реформ в законодательство о налогах ежегодно, а иногда и по несколько раз в год, вносились многочисленные поправки, решающие лишь отдельные узкие вопросы, не затрагивающие основных положений построения налоговой системы. В результате сложившаяся к концу 90-х гг. в Российской Федерации налоговая система в большей степени из-за несовершенства её отдельных элементах препятствовала  экономическому развитию страны.

Огромная налоговая нагрузка на законопослушных налогоплательщиков, наличие большого числа налоговых  льгот, а также многочисленных лазеек для сокрытия доходов и неуплаты налогов создали в стране атмосферу  отсутствия честной конкуренции  законопослушных и закононепослушных  налогоплательщиков, а также способствовали развитию теневой экономики. Все  более четко проявлялась фискальная функция налогов при одновременном  сокращении темпов прироста налоговых  поступлений и росте бюджетного дефицита. Налоги все в меньшей степени стали выполнять функцию регулятора производства. Назрела необходимость существенного изменения налоговой политики.

Дальнейшее развитие налоговой  системы представляло собой этап подготовки налоговой реформы. Начиная с 1996 года, последовательно сокращалось число многочисленных налоговых льгот исключительного характера, отменялись отдельные налоги, которые искажали суть налоговой системы. Был восстановлен нарушенный принцип единства налоговой системы, ликвидировано право региональных и местных органов по установлению неограниченного числа новых налогов. Одновременно осуществлялась разработка Налогового Кодекса РФ и подготовка  к его принятию5.

Налоговый Кодекс Российской Федерации  – это единый, взаимосвязанный  и комплексный документ, учитывающий  всю систему налоговых отношений  в Российской Федерации6.

Следующий этап развития налоговой системы – это этап реформирования. В 1998 г. была принята и с 1 января 1999 года вступила в действие первая (общая)  часть НК РФ, регламентирующая важнейшие положения налоговой системы РФ, в частности перечень действующих  в России налогов и сборов, порядок их ведения и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами7.

С 1 января 2001 г. вступила в действие специальная часть НК РФ, которая  регламентирует вопросы конкретного  применения налогов. Указанная часть включала четыре главы, посвященные налогу на добавленную стоимость (НДС), налогу на доходы физических лиц, акцизам и единому социальному налогу8. 2001-2006 гг.  – годы активного формирования действующей налоговой системы. В состав налоговой системы были включены  14 видов налогов и сборов, были установлены специальные налоговые режимы, были приняты ст. 13, 14 и 15 части I НК РФ, устанавливающие перечень федеральных, региональных и местных налогов сборов.

На настоящее время налоговая система РФ включает в себя 14 налогов и сборов, в том числе 9 федеральных, 3 региональных и 2 местных. Вне рамок II части НК РФ продолжает функционировать только один местный налог – налог на имущество физических лиц9.

Работа над второй частью НК РФ была завершена к началу 2006. На сегодняшний день НК РФ дополняется принятием ряда уточняющих поправок к различным статьям преимущественно II НК РФ.

Проведенные Налоговым Кодексом изменения налоговой  системы обеспечивают решение целого ряда важнейших задач:

    • упрощение налогового законодательства на основе формирования единой правой базы налогообложения;
    • обеспечение стабильности налоговой системы, что выражается относительно долгосрочной предсказуемостью в комплексе взаимоотношений между налогоплательщиками и государственными органами налогового контроля;
    • формирование справедливой налоговой  системы, что достигается за счет сокращения огромного числа бессистемно действовавших налоговых льгот;
    • снижение общего налогового бремени путем его более равномерного распределения на всех налогоплательщиков, продолжение курса на дальнейшее постепенное уменьшение ставок основных федеральных налогов и ослабление фискальной нагрузки на фонд оплаты труда;
    • создание понятной, простой и рациональной системы налогообложения;
    • укрепление и развитие бюджетного федерализма на основе долгосрочного обеспечения доходов федерального, регионального и местных бюджетов.

Прежде  всего,  введение Налогового Кодекса обеспечивает создание единой в рамках Российской Федерации налоговой системы, включая формирование единой правовой базы налогообложения. Именно с принятием Налогового Кодекса РФ представляется возможным говорить о завершении формирования налоговой системы РФ.

 

2. Налоговая система: структура и принципы построения.

 

Налоговая система – это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и  применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности  за нарушение налогового законодательства10.

По своей общей структуре, принципам  построения и перечню налоговых  платежей российская налоговая система  в основном соответствует системам налогообложения юридических и  физических лиц, действующим в странах  с рыночной экономикой. Анализ налоговых  систем различных государств показывает, что, несмотря на различия, они имеют  в своем составе (структуре) сходные  элементы, хотя и в разных сочетаниях.

Элементами, характеризующими любую  налоговую систему, являются:

    • виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований (федеральные, региональные, местные);
    • субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами;
    • органы государственной власти и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля над уплатой налогов налогоплательщиками;
    • законодательная база (Налоговый кодекс, законы, постановления, распоряжения, инструкции) по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля над их уплатой налогоплательщиками11.

В первую очередь систему налогов  РФ необходимо характеризовать как  совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Согласно законодательству РФ налоговая система является трехуровневой по исчислению налогов и сборов. В зависимости от уровня законодательной базы и изъятия налогов различают три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные. Первой частью НК РФ установлено в целом 14 видов налогов и сборов, в том числе 9 федеральных, 3 региональных и 2 местных. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов12.

Информация о работе Налоговая система РФ