Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:01, контрольная работа
Состояние доходной части федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, а также местных бюджетов зависит в основном от двух критериев. Первый и основной из них – развитие налоговой базы, то есть общая ситуация в экономике, особенно в её базовых отраслях; второй – налоговая система страны. Поскольку от того, насколько оптимально выбраны объекты налогообложения, установлена величина налоговых ставок, отлажен механизм взимания налогов и т.д., зависит обратное воздействие налоговой системы на налоговую базу.
В связи с вышесказанным представляется возможным поставить следующую цель данной работы: раскрыть особенности организации налоговой системы РФ.
Задание № 1 3
Введение 3
1. Основные этапы формирования Российской налоговой системы. 4
2. Налоговая система: структура и принципы построения. 10
3. Налоговая политика государства – пути реформирования налоговой системы. 18
Заключение 21
Задание № 2 23
Задача № 1 23
Задача №2 26
Задача № 3 28
Приложение 31
Источники и литература 34
В зависимости от классификационных
признаков все платежи
При этом следует отметить, что предприятие-налогоплательщик уплачивает гораздо меньше налогов, чем это предусмотрено НК РФ, поскольку в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число предприятий. К таким налогам относятся, в частности, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов, сборы за пользование объектами животного мира, государственная пошлина, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Кроме того, значительное число включенных в налоговую систему РФ налогов уплачивается физическими лицами.
Акцизы на отдельные виды товаров,
плательщиками которых
Вместе с тем из налоговой системы России с принятием поправок в части I НК РФ исключена таможенная пошлина13.
Одновременно с этим следует отметить, что из всего многообразия видов налогов, установленных в налоговой системе России, фактически четыре налога (налог на прибыль, НДС, акцизы и налог на доходы физических лиц) и таможенная пошлина с фискальной точки зрения являются решающими. То есть указанные виды налогов оказывают наибольшее влияние на формирование консолидированного бюджета РФ.
Особое место в российской налоговой
системе занимает единый социальный
налог, поступления по которому зачисляются
как в бюджетную систему
При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов является исчерпывающим, то есть ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ14. Данный постулат качественным образом меняет условия хозяйствования для предприятий, резко повышает уверенность предпринимателей в стабильности налоговой системы.
Федеральные налоги в РФ установлены НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлен там же, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ. Таков же порядок введения и местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся представительными органами муниципальных образований.
Изначально в Российская системе
налогообложения в части
Исключительные особенности
Специфика структуры российской налоговой
системы в части субъекта уплаты
налогов характеризуется
В результате вышеперечисленного в РФ отсутствует реальная налоговая база налогоплательщиков – физических лиц. При этом следует отметить, что в России степень сокрытия личных доходов значительно выше, чем доходов корпораций.
Распределение доходов от большинства налогов между бюджетами разных уровней осуществляется на основе бюджетного законодательства. В отдельных странах это происходит ежегодно при утверждении соответствующих бюджетов. В этом случае в ходе бюджетного планирования осуществляется регулирование доходной базы бюджетов путем установления доли доходов от каждого налога, поступившего на данной территории, в соответствующих бюджетах. В связи с этим указанные налоги называются регулирующими налогами. Таким образом, регулирующие налоги – это те налоги, от доходов которых в процессе бюджетного планирования производятся отчисления в бюджеты нижестоящего уровня с целью улучшения их сбалансирования. В БК РФ, начиная с 2005 года, установлено распределение доходов от федеральных налогов между субъектами Федерации и федеральным бюджетом на постоянной основе16.
В отличие от регулирующих налогов закрепленные налоги, как следует из их названия, на постоянной основе закреплены за бюджетами соответствующего уровня и не могут зачисляться в бюджеты другого уровня. Таким образом, закрепленные налоги – это налоги, которые на постоянной основе зачисляются в определенный бюджет17.
Как уже отмечалось, по объекту обложения налоги также подразделяются на несколько видов. Среди прямых налогов в российской налоговой системе выделяются реальные (имущественные – земельный налог, например), ресурсные (водный налог), личные (налог на прибыль), вмененные (налог на игорный бизнес) и налоги, взимаемые с фонда оплаты труда (ЕСН)18.
По способам обложения налоги российской
налоговой системы
В зависимости от применяемых ставок налогообложения налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и кратные минимальному размеру труда20. В отличие от других стран в российской налоговой системе весьма редко используется прогрессивное налогообложение. Прогрессивные ставки применяются в отношении лишь отдельных налогов, не играющих существенной фискальной или регулирующей роли. Как правило, прогрессивное налогообложение применяется лишь в двух случаях:
Регрессивное налогообложение
возникло в России с принятием
НК РФ и начало действовать с 2001 года
только в отношении единого
В российской налоговой системе
преимущественно
В зависимости от назначения налоги в налоговой системе РФ подразделяются на общие (обезличенные) и специальные (целевые).
В РФ действует один специальный налог – ЕСН, поступлении от которого зачисляются не только в федеральный бюджет, но и в государственные внебюджетные фонды21.
Характеризуя классификацию
Вместе с тем с точки зрения влияния на размер снижения налогооблагаемой прибыли их роль невелика. Решающее значение для финансового положения налогоплательщика играют налоги, уплачиваемые за счет выручки от реализации и остаточной прибыли, поскольку из этих источников уплачиваются наиболее значимые налоги, такие, как НДС, акцизы, налог на прибыль.
Подводя итог, представляется возможным отметить, что система классификации налогов в РФ отражает особенности национальной экономики.
Таким образом, налоговая система России прошла несколько этапов развития и в настоящее время по своей общей структуре, принципам формирования и перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения, действующим в странах с рыночной экономикой.
На сегодняшний день налоговая система России прошла несколько этапов развития и в настоящее время по своей общей структуре, принципам формирования и перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения, действующим в странах с рыночной экономикой. Тем не менее, действующая налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков.
Предметами для критики выступают: излишне фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных производителей; чрезмерное налогообложение прибыли (дохода); низкое налогообложение имущества; высокое налогообложение физических лиц при небольшой по сравнению с западом оплате труда; слишком жесткие (мягкие) санкции к уклоняющимся от уплаты налога; низкое налогообложение природных ресурсов и т.д23. Обобщить и свести воедино все эти, порой прямо противоречивые точки зрения, невозможно, хотя во многих критических высказываниях и предложениях содержится рациональное зерно. Налоговая система нуждается в совершенствовании, но не на базе случайных, выхваченных из комплекса западных стран, идей. РФ остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий.
Говоря об особенностях формирования российской налоговой системы, следует отметить, что налоговая система РФ возникла и с первых же дней своего существования развивалась в условиях экономического кризиса. Нельзя отрицать, что в условиях кризиса она справилась с задачами сдерживания нарастания налогового дефицита, обеспечила функционирование хозяйственного аппарата страны, позволила финансировать неотложные государственные потребности. Подобная оценка, данная в целом, позволяет объективнее судить о реальности, но отнюдь не снимает задачу улучшения налоговой системы, её приведение в соответствие с текущей экономической ситуацией.