Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 22:01, контрольная работа

Описание работы

Состояние доходной части федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, а также местных бюджетов зависит в основном от двух критериев. Первый и основной из них – развитие налоговой базы, то есть общая ситуация в экономике, особенно в её базовых отраслях; второй – налоговая система страны. Поскольку от того, насколько оптимально выбраны объекты налогообложения, установлена величина налоговых ставок, отлажен механизм взимания налогов и т.д., зависит обратное воздействие налоговой системы на налоговую базу.
В связи с вышесказанным представляется возможным поставить следующую цель данной работы: раскрыть особенности организации налоговой системы РФ.

Содержание работы

Задание № 1 3
Введение 3
1. Основные этапы формирования Российской налоговой системы. 4
2. Налоговая система: структура и принципы построения. 10
3. Налоговая политика государства – пути реформирования налоговой системы. 18
Заключение 21
Задание № 2 23
Задача № 1 23
Задача №2 26
Задача № 3 28
Приложение 31
Источники и литература 34

Файлы: 1 файл

налог и налогообл.doc

— 74.94 Кб (Скачать файл)

В зависимости от классификационных  признаков все платежи подразделяются на виды, ставки которых определены не теоретическим методом, а волевым  решением законодательных и исполнительных органов власти в процессе обсуждения на заседаниях и закреплены соответствующими законодательными актами. Кроме того, законодательными актами предусмотрено перераспределение налоговых ставок между различными территориальными образованиями, что делает налоговую систему более сложной как в сфере законодательства, так и в сфере изъятия налогов и сборов.

При этом следует отметить, что предприятие-налогоплательщик уплачивает гораздо меньше налогов, чем это предусмотрено НК РФ, поскольку в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число предприятий. К таким налогам относятся, в частности, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов, сборы за пользование объектами животного мира, государственная пошлина, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Кроме того, значительное число включенных  в налоговую систему РФ налогов уплачивается физическими лицами.

Акцизы на отдельные виды товаров, плательщиками которых формально  являются юридические лица, фактически (не номинально, как другие косвенные  налоги) платят непосредственно потребители, то есть физические лица.

Вместе с тем из налоговой  системы России с принятием поправок  в части I НК РФ исключена таможенная пошлина13.

Одновременно с этим следует  отметить, что из всего многообразия видов налогов, установленных в  налоговой системе России, фактически четыре налога (налог на прибыль, НДС, акцизы и налог на доходы физических лиц) и таможенная пошлина с фискальной точки зрения являются решающими.  То есть указанные виды налогов оказывают  наибольшее влияние на формирование консолидированного бюджета РФ.

Особое место в российской налоговой  системе занимает единый социальный налог, поступления по которому зачисляются  как в бюджетную систему страны, так и в соответствующие государственные  внебюджетные социальные фонды.

При этом важно подчеркнуть, что  перечень региональных и местных  налогов является исчерпывающим, то есть ни один орган законодательной  власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют  права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ14. Данный постулат качественным образом меняет условия хозяйствования для предприятий, резко повышает уверенность предпринимателей в стабильности налоговой системы.

Федеральные налоги в РФ установлены  НК РФ и являются обязательными к уплате на всей территории страны. Перечень региональных налогов установлен там же, но эти налоги вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории  соответствующего субъекта Федерации. Вводя в действие региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов Федерации определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных НК РФ, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующей главой НК РФ. Таков же порядок введения и местных налогов с той лишь разницей, что они вводятся представительными органами муниципальных образований.

Изначально в Российская системе  налогообложения в части соотношения  косвенного и прямого налогообложения  предполагалось, что фискальную задачу должны выполнять преимущественно  косвенные налоги, в то время как  прямые налоги – роль экономического регулятора доходов корпораций и  физических лиц. Одновременно налоговую  систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента её образования и на протяжении всего периода формирования принято считать системой с преобладанием косвенного налогообложения.

Исключительные особенности имеет  российская налоговая система в  части классификации налогов  по субъекту уплаты15. Субъектами налога являются организации (юридические лица) и граждане (физические лица), на которых в соответствии с действующим законодательством возложена обязанность уплачивать налоги (сборы, пошлины). Приведенная в приложении  структура налоговой системы РФ в зависимости от субъекта налога достаточно убедительно показывает преобладание налогов, уплачиваемых юридическими лицами. Из четырнадцати видов налогов, предусмотренных налоговой системой РФ -  девять видов налогов уплачиваются юридическими лицами, уплата трех видов налогов возложена как на юридических, так и на физических лиц, и еще три вида налогов платят исключительно физические лица. Вместе с тем  о роли соответствующей категории налогов в налоговой системе страны следует судить в основном не с позиции количества соответствующих видов налогов, а с качественной стороны – их доли в общей  сумме налоговых поступлений. В отличие от стран с развитой рыночной экономикой, в данном секторе также наблюдается преобладание доли налогов, взимаемых с юридических лиц.

Специфика структуры российской налоговой  системы в части субъекта уплаты налогов характеризуется следующими обстоятельствами:

    • низкий жизненный уровень абсолютного большинства населения РФ и вызванная этим недостаточность налоговой базы;
    • преобладание в структуре населения лиц предпенсионного и пенсионного возраста, доходы которых объективно ниже доходов остальной части населения;
    • высокая роль системы уклонения от уплаты налогов, используемой преимущественно лицами, имеющими наиболее высокий уровень доходов.

В результате вышеперечисленного в  РФ отсутствует реальная налоговая  база налогоплательщиков – физических лиц. При этом следует отметить, что в России степень сокрытия личных доходов значительно выше, чем доходов корпораций.

Распределение доходов от большинства  налогов между бюджетами разных уровней осуществляется на основе бюджетного законодательства. В отдельных странах  это происходит ежегодно при утверждении  соответствующих бюджетов. В этом случае в ходе бюджетного планирования осуществляется регулирование доходной базы бюджетов путем установления доли доходов от каждого налога, поступившего на данной территории, в соответствующих  бюджетах. В связи с этим указанные  налоги называются регулирующими налогами. Таким образом, регулирующие налоги – это те налоги, от доходов которых в процессе бюджетного планирования производятся отчисления в бюджеты нижестоящего уровня с целью улучшения их сбалансирования. В БК РФ, начиная с 2005 года, установлено распределение доходов от федеральных налогов между субъектами Федерации и федеральным бюджетом на постоянной основе16.

В отличие  от регулирующих налогов закрепленные налоги, как следует из их названия, на постоянной основе закреплены за бюджетами соответствующего уровня и не могут зачисляться в бюджеты другого уровня. Таким образом, закрепленные налоги – это налоги, которые на постоянной основе зачисляются в определенный бюджет17.

Как уже отмечалось, по объекту  обложения налоги также подразделяются на несколько видов. Среди прямых налогов в российской налоговой  системе выделяются реальные (имущественные  – земельный налог, например), ресурсные (водный налог), личные (налог на прибыль), вмененные (налог на игорный бизнес) и налоги, взимаемые с фонда  оплаты труда (ЕСН)18.

По способам обложения налоги российской налоговой системы классифицируются по трем группам в зависимости  от способов взимания налогового оклада: «у источника», «по декларации» и  «по кадастру»19.

В зависимости от применяемых ставок налогообложения налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные и кратные минимальному размеру  труда20.  В отличие от других стран в российской налоговой системе весьма редко используется прогрессивное налогообложение. Прогрессивные ставки применяются в отношении лишь отдельных налогов, не играющих существенной фискальной или регулирующей роли. Как правило, прогрессивное налогообложение применяется лишь в двух случаях:

    • при налогообложении имущества физических лиц, когда ставки налога возрастают в зависимости от стоимости принадлежащего гражданам недвижимого имущества;
    • при налогообложении транспортных средств в зависимости от мощности двигателя.

Регрессивное налогообложение  возникло в России с принятием  НК РФ и начало действовать с 2001 года только в отношении единого социального  налога. По данному налогу ставка уменьшается  по мере возрастания размера денежных выплат и других форм компенсаций  работникам организации. Введение регрессивных ставок было вызвано необходимостью стимулирования работодателей в  части реального отражения производимых работником выплат и ликвидации получившей широкое распространение в стране теневых форм выплаты заработной платы и других вознаграждений работникам.

В российской налоговой системе  преимущественно устанавливаются  и применяются пропорциональные ставки налогообложения. При данном налогообложении ставка действует  в одинаковом проценте к объему обложения, то есть без учета изменений его  величины. Такие ставки применяются  в отношении НДС, акцизов, налога на доходы физических лиц.

В зависимости от назначения налоги в налоговой системе РФ подразделяются на общие (обезличенные) и специальные (целевые).

В РФ действует один специальный  налог – ЕСН, поступлении от которого зачисляются не только в федеральный  бюджет, но и в государственные  внебюджетные фонды21.

Характеризуя классификацию налогов  РФ по источнику обложения, следует  прежде всего подчеркнуть, что она  относится исключительно к налогам, уплачиваемым юридическими лицами, поскольку  источник уплаты налога у физических лиц может быть только один –  доход22. Все источники обложения подразделяются на четыре вида, при этом большинство налогов платится до распределения организацией балансовой прибыли, то есть за счет увеличения издержек или снижения прибыли. Тем самым уменьшается облагаемая база по налогу на прибыль.

Вместе с тем с точки зрения влияния на размер снижения налогооблагаемой прибыли их роль невелика. Решающее значение  для финансового положения  налогоплательщика играют налоги, уплачиваемые за счет выручки от реализации и  остаточной прибыли, поскольку из этих источников уплачиваются наиболее значимые налоги, такие, как НДС, акцизы, налог  на прибыль.

Подводя итог, представляется возможным  отметить, что система классификации  налогов в РФ отражает особенности  национальной экономики.

 Таким образом, налоговая система России прошла несколько этапов развития и в настоящее время по своей общей структуре, принципам формирования и перечню налоговых платежей в основном соответствует системам налогообложения, действующим в странах с рыночной экономикой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Налоговая политика государства – пути реформирования налоговой системы.

 

На сегодняшний день налоговая  система России прошла несколько  этапов развития и в настоящее  время по своей общей структуре, принципам формирования и перечню  налоговых платежей в основном соответствует  системам налогообложения, действующим  в странах с рыночной экономикой. Тем не менее, действующая налоговая  система вызывает множество нареканий  со стороны предпринимателей, экономистов, государственных чиновников, журналистов  и рядовых налогоплательщиков.

Предметами  для критики выступают: излишне  фискальный характер налоговой системы; отсутствие должного стимулирования отечественных  производителей; чрезмерное налогообложение  прибыли (дохода); низкое налогообложение  имущества; высокое налогообложение  физических лиц при небольшой  по сравнению с западом оплате труда; слишком жесткие (мягкие) санкции к уклоняющимся от уплаты налога; низкое налогообложение природных ресурсов и т.д23.  Обобщить и свести воедино все эти, порой прямо противоречивые точки зрения, невозможно, хотя во многих критических высказываниях и предложениях содержится рациональное зерно. Налоговая система нуждается в совершенствовании, но не на базе случайных, выхваченных из комплекса западных стран, идей. РФ остро не хватает собственной научной школы или нескольких школ в области налогообложения, способных не только усовершенствовать действующую налоговую систему, но предвидеть, спрогнозировать все экономические и социальные последствия от проведения в жизнь того или иного комплекса мероприятий.

Говоря об особенностях формирования российской налоговой системы, следует  отметить, что налоговая система  РФ возникла и с первых же дней своего существования развивалась в  условиях экономического кризиса. Нельзя отрицать, что в условиях кризиса она справилась с задачами сдерживания нарастания налогового дефицита, обеспечила функционирование хозяйственного аппарата страны, позволила финансировать неотложные государственные потребности. Подобная оценка, данная в целом, позволяет объективнее судить о реальности, но отнюдь не снимает задачу улучшения налоговой системы, её приведение в соответствие с текущей экономической ситуацией.

Информация о работе Налоговая система РФ