Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:14, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение налоговой системы России м перспектив ее развития.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
- дать понятие налоговой системе;
- изучить классификацию налоговой системы;
- выявить особенности современной налоговой системы;
- определить проблемы развития налоговой системы;
- отметить перспективы развития налоговой системы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1 Понятие налоговой системы 5
1.2 Классификация налоговой системы РФ 10
2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 15
2.1 Особенности современной налоговой системы РФ 15
2.2 Проблемы развития современной налоговой системы 17
2.3 Перспективы развития налоговой системы РФ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ.docx

— 52.20 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 5

1.1 Понятие налоговой системы 5

1.2 Классификация налоговой системы РФ 10

2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 15

2.1 Особенности современной налоговой системы РФ 15

2.2 Проблемы развития современной налоговой системы 17

2.3 Перспективы развития налоговой системы РФ 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одним из важных факторов экономического роста  страны является эффективная  налоговая  система. В структуре  всех доходов  бюджета государства  налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%.

В сложное для нашей страны время  налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам  отводится важное место среди  экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью  налогов определяются взаимоотношения  предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных  инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Актуальность темы определяется тем, что ни одно государство не может обойтись без налогов и поэтому налоги являются тем фоном, на котором происходят экономические и политические процессы в обществе. Если налоги разумны, государство имеет возможность сконцентрировать значительные средства, направить их на выполнение тех функций, которые возложены на него обществом. Такие налоги позволяют в правильном направлении развиваться экономике и богатеть гражданам.

Целью работы является изучение налоговой  системы России м перспектив ее развития.

Поставленная цель определяет следующие  задачи:

- дать понятие налоговой системе;

- изучить классификацию налоговой системы;

- выявить особенности современной  налоговой системы;

- определить проблемы развития  налоговой системы;

- отметить перспективы развития  налоговой системы.

 

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
    1. Понятие налоговой системы

 

Налоговая система РФ, по определению  Налогового кодекса, принятого Государственной  Думой в первом чтении 16 апреля 1998 г., представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных  налогов, принципов, форм и методов  их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению  их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения  к ответственности и мер ответственности  за нарушение налогового законодательства.

Современная налоговая система  РФ базируется на требованиях рыночных отношений с учетом перспектив социально-экономического развития.

В прошлом взаимоотношение государства  с юридическими и физическими  лицами основывалось на административно-централизованных формах хозяйствования. Будучи собственником  средств производства, государство управляло экономикой, изымая в бюджет до 80—90% всей прибыли, создаваемой предприятиями. Доля бюджета составляла более 70% национального дохода. Действовавшая система налогообложения направлялась на перераспределения средств от экономически сильных хозяйствующих субъектов к слабым, от хорошо работающих предприятий — к плохо работающим. Кроме того, между бюджетами разного уровня возникали споры из-за доходов, поскольку не было четкого разграничения поступлений между ними.[6 c. 43]

Формирование рыночных отношений  в России привело к необходимости  существенного реформирования налоговой  системы. При разработке новой налоговой  системы использованы накопленный  отечественный опыт и практика зарубежных стран.

Налоговая система РФ регулируется высшим законом страны — Конституцией РФ, к компетенции которой относятся  общие вопросы налогообложения. Правовое ее оформление обеспечил пакет налоговых законов: «Об основах налоговой системы РФ» (от 27 декабря 1991 г.), определивший принципы построения налоговой системы, ее структуру, а также права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов; «О государственной налоговой службе РСФСР» (от 21 марта 1993 г.), рассматривающий вопросы организации сбора налогов и контроля, а также целый ряд законов о порядке исчисления и уплаты конкретных налогов.

Кроме того, подготовлен основной закон, призванный регулировать налогообложение  в стране, Налоговый кодекс, который  прошел первое обсуждение в законодательном  органе.

Структура и принципы построения налоговой  системы отражают в целом общераспространенные в мировой практике налоговые  системы зарубежных стран. В настоящее  время на территории России собирается свыше сотни установленных налогов  и сборов. Такая множественность  хотя и позволяет решать разнообразные  задачи и реализовать различные  функции, но приводит к увеличению расходов по их взиманию и создает условия  для уклонения от уплаты налогов.

Налоговая система призвана:

1) обеспечить более полную и  своевременную мобилизацию доходов  бюджета, без осуществления которой  невозможно проводить социально-экономическую  политику государства; 

2) создать условия для регулирования  производства и потребления в  целом и по отдельным сферам  хозяйствования, учитывая при этом  особенности формирования и перераспределения  доходов различных групп населения.

Действующая налоговая система  РФ характеризуется следующими чертами:

  • правовой основой (а не на подзаконных актах, как было раньше), большей стабильностью (хотя и не в отношении всех налогов); пронизывает все экономические отношения, связанные о распределением и перераспределением дохода. Введение и отмена всех налогов и сборов осуществляются только органами государственной власти;
  • едиными принципами, единым механизмом исчисления и сбора налогов. За всеми налогами и сборами осуществляется единый контроль со стороны Министерства РФ по налогам и сборам;
  • введением новых налогов (НДС, налога на имущество предприятий) и существенных изменений в порядке исчисления налоговых льгот и базы ранее действовавших налогов;
  • устанавливаемыми законодательством четкой последовательностью при оплате налогов и налоговым календарем. Так, юридические лица обязаны в первую очередь уплачивать федеральные налоги в федеральный бюджет, а затем — местные налоги и сборы;
  • равными требованиями к налогоплательщикам и созданием равных условий для использования заработанных средств путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочения льгот и механизма их представления, невмешательства в право использования средств;
  • сочетанием двух основных видов налогов: прямых (на доходы и имущество) и косвенных (на товары и услуги). В прошлом косвенное обложение в отечественной экономической практике полностью отрицалось;
  • обложением прежде всего юридических лиц, а не физических, что отличает российскую налоговую систему от налоговых систем развитых зарубежных стран. Обязательна постановка всех юридических лиц на учет в налоговых органах (включая освобожденных от уплаты налогов), а также индивидуальных предпринимателей. Банки лишены права открывать им расчетные счета без получения справок о постановке на учет в налоговых органах;
  • весьма жестким санкциями за нарушение налогового законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности;
  • возможностью получения для налогоплательщиков по их просьбе отсрочек и рассрочек уплаты в бюджет налогов и сборов в пределах текущего года, а также сумм финансовых санкций (если их уплата грозит банкротству) на срок шесть месяцев. [7 c.87-90]

В Налоговом кодексе (ст. 7) сформулированы основные принципы налоговой системы РФ. которые должны регулировать налогообложение на всей территории России:

1) Каждое лицо (юридическое или  физическое) обязано уплачивать  установленные налоговым законодательством  налоги, в отношении которых это  лицо является налогоплательщиком.

2) Налоги устанавливаются в целях  финансового обеспечения функционирования  и развития общества и государства.

3) Налоги не могут применяться  исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и  иных подобных критериев.

4) Не допускается установление  налогов, нарушающих единое экономическое  пространство РФ и налоговую  систему РФ.

5) Не допускается устанавливать  дополнительные налоги, повышение  либо дифференцированные ставки  налогов или налоговых льгот  в зависимости от форм собственности,  организационно-правовой формы организации,  гражданства физического лица, а  также от государства, региона  или географического места происхождения  уставного капитала (фонда) или имущества налогоплательщика.

Созданная налоговая система в  силу отсутствия необходимого опыта, четко  разработанной налоговой политики в условиях нестабильной экономики  и недостаточной подготовленности налогового аппарата не лишена существенных недостатков, которые не могут удовлетворить  ни плательщиков, ни налоговые органы. К недостаткам следует отнести:

1) фискальный подход к налогообложению.  При решении вопроса о налогах  на первый план выступает доходность  бюджета, тогда как регулирующей  роли налогов не придается  существенного значения;

2) высокий уровень налогообложения  юридических лиц, особенно это  касается налога на прибыль.  Суммарно налоговые платежи, по  разным оценкам, составляют от 40 до 80% дохода юридического лица (прибыль плюс оплата труда). Высоко  бремя и косвенных налогов  (НДС и акцизы), именно они выступают  генератором инфляционного процесса. По оценке ряда специалистов, величина налогового давления  на ВВП около 30%, что много  выше, чем в мировой практике;

3) большое количество разнообразных  налогов, сборов, отчислений, взносов  (федеральных, региональных, местных,  целевых), осложняющее налогообложение. Особенно возросло их количество с 1994 г., когда Указом Президента РФ было разрешено субъектам РФ и местным органам самоуправления вводить дополнительные налоги. Хотя это право было отменено с 1 января 1997 г., однако до сих пор сохраняется множество налогов;

4) нестабильность налоговых законов,  частые изменения порядка расчетов, особенно по налогу на прибыль  и НДС, недоработки, противоречивость  отдельных статей налоговых законов.  Нередки случаи, когда закон имеет  обратную силу. Слабая информационная  база в налоговой практике;

5) отсутствие четкого разграничения  налоговых полномочий центра  и мест, что приводит к серьезным  разногласиям между ними;

6) многократность обложения одного  и того же объекта в определенном  законом периоде.

Недостатки российской налоговой  системы настоятельно требуют ее реформирования. Предлагаются разнообразные  варианты налоговой системы, однако главное изменение должно коснуться  значительного сокращения количества налогов и резкого снижения налоговой тяжести.[9 c.112-115]

 

    1. Классификация налоговой системы РФ

 

По данным Министерства РФ по налогам  и сборам, определяющая роль в формировании бюджетной системы принадлежит  четырем налогам: — НДС, акцизам, налогу на прибыль предприятий и  подоходному налогу с физических лиц, на их долю приходится 3/4 всех поступлений  в консолидированном бюджете. [8 c. 23]

Налоги могут быть классифицированы по различным  признакам  (табл.1.)

Таблица 1 – Признаки классификации  налогов [10 c. 123]

№ п/п

Признак классификации

Классификационные группы налогов

1

Способ изъятия

Прямые налоги,

Косвенные налоги

2

Характер ставок

Пропорциональные налоги,

Прогрессивные налоги,

Дегрессивные налоги,

3

Назначение

Общие налоги,

Специальные налоги

4

Принадлежность к уровню власти и  управления

Федеральные налоги,

Региональные налоги,

Местные налоги

5

Субъект уплаты

Налоги, взимаемые с физических лиц,

Налоги, взимаемые с юридических  лиц

6

Источник уплаты

Налоги, относимые на индивидуальный доход,

Налоги, относимые на издержки производства и обращения,

Налоги относимые на финансовые результаты,

Налоги, взимаемые с выручки  от продаж

7

Полнота прав пользования налоговыми поступлениями

Собственные (закрепленные) налоги,

Регулирующие налоги (распределяемые между бюджетами)

8

Объект налогообложения (налогооблагаемая база)

Имущественные налоги,

Ресурсные налоги (в том  числе рентные платежи),

Взимаемые от выручки или  дохода,

Налоги на потребление

Информация о работе Налоговая система РФ