Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:14, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение налоговой системы России м перспектив ее развития.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
- дать понятие налоговой системе;
- изучить классификацию налоговой системы;
- выявить особенности современной налоговой системы;
- определить проблемы развития налоговой системы;
- отметить перспективы развития налоговой системы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1 Понятие налоговой системы 5
1.2 Классификация налоговой системы РФ 10
2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 15
2.1 Особенности современной налоговой системы РФ 15
2.2 Проблемы развития современной налоговой системы 17
2.3 Перспективы развития налоговой системы РФ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ.docx

— 52.20 Кб (Скачать файл)

 

Прямые налоги устанавливаются  непосредственно на доход, имущество, вид деятельности. Исторически прямые налоги являются наиболее ранней формой налогообложения. Первыми возникли такие формы прямых налогов, как  поземельный, подушный, подомовый, позднее - налог на ценные бумаги. До начала ХХ в. прямые налоги имели небольшой удельный вес в доходах государственных бюджетов, которые в большинстве стран базировались на обложении косвенными налогами товаров массового потребления. С 30-х годов ХХ в. прямые налоги в большинстве развитых капиталистических стран стали играть определяющую роль.

В России к прямым налогам могут  быть отнесены все виды подоходных налогов (налог на доход или прибыль  предприятий, подоходный налог с  физических лиц), отчисления во внебюджетные фонды социального характера, имущественные  налоги (налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц, налог на наследования и дарения), ряд других налогов.

Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара или услуги.

Косвенные налоги не связаны непосредственно  с доходом или имуществом налогоплательщика. Собственник предприятия, производящего  товары или оказывающего услуги, подлежащие обложению, вносит государству налоговую  сумму за счет выручки от реализации товаров и услуг, т.е. по существу является - сборщиком налога. Конечным плательщиком, носителем косвенных  налогов -  выступает потребитель, который приобретает товары по ценам, включающим косвенные налоги.

Исторически косвенные налоги возникли в рабовладельческом государстве. Их развитие обусловлено расширением  деятельности государства и товарно-денежных отношений. Вначале появились привратные пошлины, уплачиваемые владельцем товара при въезде в город, где совершались сделки. В период феодальной раздробленности государств получили распространение внутренние таможенные пошлины, взимаемые феодалом с товаров, которые ввозились или перевозились через его территорию. С образованием централизованного государства и национального рынка на смену им пришли внешние таможенные пошлины, акцизы, государственная фискальная монополия (монополия государства на производство и реализацию товаров массового потребления, устанавливается с целью получения возможно больших доходов в государственный бюджет; государство получает предпринимательский доход и высокие налоги).

В отечественной практике косвенными налогами являются: налог на добавленную  стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на реализацию горюче-смазочных материалов. [11 c. 83-86]

Пропорциональные налоги. Ставки таких  налогов устанавливаются в определенной фиксированной доле (проценте) к  доходу или стоимости имущества  плательщика (налогооблагаемой базе) независимо от их величины.

Прогрессивные налоги. Ставки таких  налогов увеличиваются с ростом стоимости объекта обложения.

Дегрессивные (регрессивные) налоги. Величина налогового изъятия обратно пропорциональна стоимости объекта обложения. Дегрессивное обложение в зарубежной практике характерно, как правило, для косвенных налогов. В отечественной практике такая форма налогообложения не нашла применения.

Общие налоги. Предназначаются для  финансового обеспечения текущих  и капитальных расходов государства. Средства, поступающие от сбора общих  налогов, не закреплены за отдельными направлениями расходов государства. Примерами таких налогов являются налог на прибыль, налог на добавленную  стоимость, подоходный налог с физических лиц, ряд других.

Специальные налоги. Имеют целевое  назначение и закреплены за отдельными расходами государства или специальными бюджетными и внебюджетными фондами. К специальным налогам относятся: отчисления в федеральные внебюджетные фонды социального характера, налоги, поступающие в дорожные фонды, земельный налог, платежи за природные ресурсы и т.д.

Федеральные налоги. К ним относятся  налоги и сборы, устанавливаемые, изменяемые и отменяемые Налоговым кодексом (НК) и обязательные к уплате на всей территории РФ. Перечень федеральных  налогов определен ст. 13 НК.

Однако в соответствии с Федеральным  законом РФ от 31 июля 1998 г. № 147 - ФЗ "О  введении в действие части первой НК РФ" данная статья вводится в действие со дня введения части второй НК РФ.

До этого момента действует  ст. 19 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. "Об основах налоговой системы РФ". Представим сравнительный перечень федеральных налогов.

Федеральные налоги и сборы поступают  в основном в федеральный бюджет. Вместе с тем высший представительный орган государства может предусматривать  особый порядок распределения доходов, поступающих от федеральных налогов  и сборов, между бюджетами различных уровней.

Региональные налоги. Региональными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  в соответствии с НК (ст. 14) и вводимые в действие законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

Устанавливая региональный налог, представительные органы власти субъектов  РФ определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку (в пределах, установленных НК), порядок  и сроки уплаты налога, а также  форму отчетности по данному региональному  налогу. Иные элементы налогообложения  устанавливаются НК.

Местные налоги. Устанавливаются и  вводятся в действие нормативными правовыми  актами представительных органов местного самоуправления и являются обязательными  к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку (в пределах, установленных НК), порядок  и сроки уплаты налога. Определяется форма отчетности по местным налогам  и сборам. [13 c. 201-206]

Таблица 2 - Федеральные налоги и сборы [14 c. 98]

Налоговый кодекс РФ (ст. 13)

Федеральный закон "Об основах налоговой  системы РФ" (ст. 19)

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на  прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные внебюджетные фонды социального характера;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина, таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) лесной налог;

12) водный налог;

13) экологический налог;

14) федеральные лицензионные сборы;

15) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

16) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные группы и виды товаров;

3) налог с биржевой деятельности;

4) налог на операции с ценными бумагами;

5) таможенная пошлина;

6) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

7) платежи за пользование природными ресурсами;

8) налог на прибыль предприятий;

9) подоходный налог с физических лиц;

10) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов;

11) гербовый сбор;

12) государственная пошлина;

13) налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения;

14) сбор за использование наименования "Россия"


Таблица 3 - Региональные налоги и сборы [15 c. 115]

Налоговый кодекс РФ (ст. 14)

Федеральный закон "Об основах налоговой  системы РФ" (ст. 20)

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы

1) налог на имущество предприятий;

2) лесной доход;

3) плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем


 

 

Таблица 4 - Местные налоги и сборы [2 c. 69]

Налоговый кодекс РФ (ст. 15)

Федеральный закон "Об основах налоговой  системы РФ" (ст. 21)

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) регистрационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

4) сбор на содержание муниципальной милиции, благоустройство территорий и на нужды образовательных учреждений;

5) сбор на содержание объектов жилищного фонда и социально-культурных учреждений;

6) ряд других налогов и сборов (всего 23)


 

Итак, налогом признается обязательный и безвозмездный взнос, подлежащий уплате в федеральный бюджет, бюджеты  субъектов РФ, муниципальных образований  и соответствующие внебюджетные фонды.

 

  1. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    1. Особенности современной налоговой системы РФ

 

Перечислим основные особенности, характеризующие современную систему  регулирования налогообложения в РФ:

1. Налоговый кодекс РФ установил закрытый перечень налогов и сборов, который может быть изменен или дополнен только законом, принятым Федеральным Собранием. До этого, в силу Указа Президента РФ № 2268 от 22.12.1993 г., законодательные (представительные) органы власти субъектов Федерации (включая и органы местного самоуправления) имели право вводить на своей территории практически любые налоги, сверх включенных в установленный перечень. Ранее органам национально-государственных и территориально-административных образований предоставлялось также право вводить дополнительные льготы по федеральным налогам (в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты); с 1 января 1999 г. эта норма утратила свою силу.

2. В главах, определяющих конкретные режимы налогообложения, представлены как отдельные самостоятельные налоги, так и группы налогов одинакового или близкого типа (например, акцизы (в главе «Акцизы», пошлины (в главе «Государственная пошлина»), налоги на отдельные виды доходов (в главе «Налог на доходы физических лиц»), и т.д.). При этом для целей классификации налогов применен административно-территориальный принцип (налога на уровне федерации, регионов и местных органов власти) – вместо экономического или фискально-правового.

3. С принятием Налогового кодекса приказы, инструкции и методические указания, издаваемые налоговыми органами, не относятся к актам законодательства о налогах и сборах, и для налогоплательщиком имеют не более, чем рекомендательную силу. Кроме того, с вхождением Федеральной налоговой службы в систему Министерства финансов РФ и функции по разъяснению законодательных актов по налогообложению также переданы финансовым органам.

4. Таможенные пошлины в РФ выведены из категории «налогов», их сбор (как и иных таможенных платежей) регулируется особым таможенным законодательством (Таможенный кодекс, закон о таможенном тарифе). Соответственно, и таможенные органы утратили статус налоговых органов (хотя в их функции по-прежнему вменяется взимание, кроме таможенных пошлин, также и таких налогов (при импорте товаров и услуг), как НДС и акцизы).

5. Согласно новому Налоговому кодексу РФ у налоговых органов изъята функция сбора налогов (оставлена только функция контроля за уплатой налогов), налоговые платежи должны поступать непосредственно на бюджетные счета казначейства (или местных органов власти), хотя последние, и не наделены правами налоговых органов. [5 c. 10]

 

 

    1. Проблемы развития современной налоговой системы

 

Говоря о проблемах современной  налоговой системы РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования – налоговая  система РФ по-прежнему остается очень  громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. Большое количество налогов, сложные  методики их расчета, наличие большого количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования.

Решение проблемы стимулирующего влияния  системы налогообложения на экономическую  деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее  время одной из первоочередных задач  государства.

Эффективное налогообложение, возможно, обеспечить путем гармоничного сочетания  выбранного налогового механизма с  целями и задачами, которые ставит перед собой государство при  управлении экономикой страны.

Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых поступлений  в бюджеты с общими затратами  на сбор налогов, в том числе и  в отношении к каждому конкретному  налогу. Эффективность налогообложения  заключается в следующем:

– для государства – в увеличении доходов бюджета за счет налоговых  поступлений и развитии налогооблагаемой базы;

Информация о работе Налоговая система РФ