Налоговая система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2013 в 18:14, реферат

Описание работы

Целью работы является изучение налоговой системы России м перспектив ее развития.
Поставленная цель определяет следующие задачи:
- дать понятие налоговой системе;
- изучить классификацию налоговой системы;
- выявить особенности современной налоговой системы;
- определить проблемы развития налоговой системы;
- отметить перспективы развития налоговой системы.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 5
1.1 Понятие налоговой системы 5
1.2 Классификация налоговой системы РФ 10
2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ 15
2.1 Особенности современной налоговой системы РФ 15
2.2 Проблемы развития современной налоговой системы 17
2.3 Перспективы развития налоговой системы РФ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24

Файлы: 1 файл

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РФ.docx

— 52.20 Кб (Скачать файл)

– для хозяйствующих субъектов  – в получении максимально  возможных доходов (прибыли) при  минимизации налоговых платежей;

– для населения – в получении  достаточных доходов для существования  при уплате установленных налогов, за счет которых государство предоставляет  необходимые социальные услуги.

Доходы федерального бюджета за январь-март 2009 года, по предварительным  данным Минфина России, составили 1 729,9 млрд. рублей или 21,1 % ВВП, что на 0,7 п.п. ВВП ниже величины за аналогичный период 2008 года.

Общий объем налоговых и других платежей, администрируемых ФНС России, составил 734,2 млрд. рублей в 2009 году или 8,9% ВВП, что полностью соответствует  показателю доходов, администрируемых ФНС России, в процентах ВВП  в 2008 году. Доходы, администрируемые ФТС  России, поступили по итогам января-марта 2009 года в объеме 655,0 млрд. рублей или 8,0% ВВП (11,3% ВВП в 2008 году). Доходы, администрируемые другими администраторами, за отчетный период 2009 года составили 340,7 млрд. рублей, или 4,1 % ВВП (1,6% ВВП). [4 c. 16-18]

Поступление доходов в январе-марте  составило 25,8% от объема доходов федерального бюджета, учтенного при разработке поправок в закон о федеральном  бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов. К наиболее существенным факторам, оказавшим негативное влияние  на доходы федерального бюджета, прежде всего, относится падение мировых  цен на энергоносители на фоне снижения физобъемов добычи и экспорта нефти и газа. Цена нефти марки Urals в январе-марте 2009 года снизилась более чем в 2 раза по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составила 43,0 доллара за баррель. Наряду с этим произошло существенное снижение импорта. Налоговые реформы, связанные со снижением налоговой нагрузки, в частности, сокращение федеральной ставки налога на прибыль, вступившие в силу в 2009 году также способствовали сокращению доходов федерального бюджета в первом квартале 2009 года.

С учетом исполнения бюджета по доходам  и расходам дефицит федерального бюджета в январе-марте 2009 года составил -50,5 млрд. рублей или -0,6% ВВП (в аналогичном  периоде прошлого года 600,0 млрд. рублей или 6,7% ВВП).

В январе-марте 2009 значительный объем  поступлений, согласно предварительным  данным Минфина России, обеспечили «другие федеральные органы» - 340,7 млрд. рублей, что составляет 19,7% от общего объема доходов, поступивших  за этот период. Основную их часть составляет процентный доход за пользование  денежными средствами, размещенными на счетах в иностранной валюте, открытых в Центральном Банке  Российской Федерации для учета  средств Резервного фонда и Фонда  национального благосостояния, в  сумме 205,1 и 66,0 млрд. рублей соответственно. Без учета указанных средств, поступление доходов по прочим администраторам  в январе-марте 2009 года составили 69,6 млрд. рублей, что ниже доходов за январь-февраль 2008 года на 44,7 млрд. рублей.

При формировании проекта бюджета  учитывалось налоговое законодательство, действующее на момент составления  проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой  политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах.

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным рычагом  государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет  налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства  в целом. [1 c. 51-53]

 

    1. Перспективы развития налоговой системы РФ

 

Одним из важнейших направлений  налоговой политики в долгосрочной перспективе является поддержание  такого уровня налоговой нагрузки, который, с одной стороны, не создает  препятствий для устойчивого  экономического роста и, с другой стороны, - отвечает потребностям в  бюджетных доходах для предоставления важнейших государственных услуг. Такой приоритет определен в  Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, которая  была разработана Минэкономразвития и одобрена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р. В ней определено, что основным стратегическим направлением в сфере налоговой политики является усиление стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном выполнении фискальной функции.

В трехлетней перспективе 2013 – 2015 годов  приоритеты Правительства  Российской Федерации в области  налоговой  политики остаются такими же, как и  раннее – создание эффективной  и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Основными целями налоговой  пиитики продолжают оставаться поддержка  инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности.

Внесение изменений в  законодательство о налогах и  сборах планируется  по следующим  направлениям:

1. Налоговое стимулирование  инновационной  деятельности и  развития человеческого  капитала. В данном направлении  планируется:

• снижение тарифов страховых  взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование. В качестве временной меры на период 2012 - 2013 годов будет снижен максимальный тариф страховых взносов в  государственные внебюджетные фонды  с 34 до 30 процентов, взимаемый с выплат в пользу физических лиц в размере  до установленной предельной величины в 512 тыс. рублей в 2012 году и до 567 тыс. рублей в 2013 году, а также для данной категории плательщиков будет установлен тариф страховых взносов с сумм превышения предельной величины базы для начисления страховых взносов в ПФР в размере 10 процентов;

• совершенствование амортизационной  политики. В этой связи предполагается уточнить классификацию основных средств  с учетом разработки и введения новых  версий ОКОФ и ОКПД;

• совершенствование мер  налоговой  поддержки лиц, имеющих  детей.

2. Мониторинг  эффективности налоговых  льгот:

• оптимизация налоговых  льгот. Так будет проведена работа по уточнению перечня доходов, освобождаемых  от обложения НДФЛ;

• анализ применения и востребованности налоговых стимулирующих механизмов.

3. В части налогообложения акцизами  в плановом периоде периодическая  индексация ставок акциза будет  осуществляться с учетом реально  складывающейся экономической ситуации, при этом повышение акцизов  на алкогольную, спиртосодержащую  и табачную продукцию будет  производиться опережающими темпами  по сравнению с уровнем инфляции.

4. Совершенствование  налогообложения  при операциях  с ценными  бумагами и финансовыми инструментами  срочных сделок, финансовыми операциями. В связи с созданием в РФ  Международного финансового центра  целесообразно принять ряд решений,  направленных на совершенствование  налогообложения при совершении  операций с еврооблигациями российских  эмитентов, депозитарными расписками, а также при получении и  выплате дивидендов.

5. Налог на прибыль организаций:

В частности, предполагается законодательно закрепить порядок  признания  дохода от реализации имущества, подлежащего  государственной регистрации, в  налоговом учете на более  раннюю из следующих дат:

- дата передачи по передаточному   акту или иному документу о   передаче недвижимого имущества;

- дата реализации недвижимого   имущества;

• планируется уточнение  порядка  признания убытков в  виде безнадежных  долгов для целей  налогообложения  прибыли.

6. Налогообложение  природных  ресурсов:

• продолжится работа по установлению дополнительной фискальной нагрузки на газовую отрасль путем  дифференциации ставки НДПИ, взимаемого при добыче газа горючего природного;

• будут подготовлены предложения  о внесении изменений в главу 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ в части уточнения порядка  налогообложения НДПИ лечебных грязей;

• будут подготовлены предложения  об установлении специфических ставок НДПИ по иным видам твердых полезных ископаемых (металлы, соли, строительное сырье и пр.);

• планируется проработать  вопрос установления ставки по полезным ископаемым, доля экспорта которых  превышает 50 процентов, в зависимости  от мировых  цен на соответствующие  полезные ископаемые.

7. Совершенствование  налогообложения  в рамках специальных  налоговых  режимов:

• с 2012 года будет введена  в  действие новая глава 26.5 "Патентная  система налогообложения" НК РФ;

• предусматривается постепенное  сокращение сферы применения системы  налогообложения в ЕНВД для отдельных  видов деятельности;

• с 1 января 2014 года система  налогообложения  в ЕНВД для отдельных  видов  деятельности отменяется.

8. Введение налога  на недвижимость.

9. Налоговое администрирование:

• внедрение инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов;

• совершенствование порядка  уплаты (перечисления) и взыскания  налогов  и сборов;

• разработка мер противодействия  использованию международных налоговых  соглашений в неблаговидных целях;

• разработка налоговых  стимулов для перехода организаций  из оффшорных  зон в юрисдикцию РФ. [12]

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В заключение можно отметить, налог  – это платеж неизбежный, неукоснительный, индивидуально безвозмездный, осуществляемый в денежной форме организациями  и физическими лицами для обеспечения  деятельности государства; понятие  налога однозначно и прописано в  Налоговом кодексе РФ (ст. 8).

Основные виды налогов: по способу  взимания – прямые и косвенные, по субъекту налогообложения (налогоплательщику) – с физических лиц, с организаций  и смешанные, по органу, который устанавливает  и конкретизирует налоги – федеральные, региональные и местные, по порядку  введения налога – общеобязательные и факультативные, по уровню бюджета, в который зачисляется налог, – закрепленные и регулирующие, по целевой направленности введения – абстрактные и целевые, по срокам уплаты – срочные и периодично-календарные; таксономия налогов различается у разных ученых-экономистов.

Функции налогов: фискальная, регулирующая (или распределительная), социальная, стимулирующая, контрольная.

Налоги как очень мощное орудие могут сыграть свою роль в  стабилизации экономики и финансов, только в  случае целенаправленного  и дозированного  использования. Но для создания такой  политики необходимо определить место  налогов в механизме  стабилизации.

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Абрамов М.Д. Вопросы совершенствования  налоговой системы России // Налоговые  споры: Теория и практика. - 2008.- № 9.- С. 51
  2. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник / М.: ИНФРА-М, 2008. – 370 с.
  3. Анализ налоговой реформы в России // Инвестиции в России. – 2009. - № 4. – С. 48
  4. Григорьев К. С. Эффективность налоговой системы РФ на современном этапе// Экономика.- 2008.- №4.- С. 16-18
  5. Лыкова Л.Н. Налоговая система России: общее и особенное. - М.: Наука, 2006. - С.10.
  6. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2007. – 312 с.
  7. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник - СПб.: Питер, 2006 – 550 с.
  8. Налоги и налогообложение: Учебное пособие/Под ред. Л.П.Окунева. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2008 – 402 с.
  9. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Под ред. Б.Х.Алиева. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 405 с.
  10. Налоги и налогообложение:Учеб. пособие / Под ред. Б.Х.Алиева. – М.:Финансы и статистика, 2008. – 482 с.
  11. Налоги и налогообложение. Актуальные проблемы налоговой политики и налогового администрирования. – Курс лекций. Учебное пособие. 2009. - 187 с.
  12. Направление изменений налоговой системы 2012 / Романовский М.В., Иванова Н.Г., Петухова Р.А. // [Электронный ресурс] режим доступа http://www.insei.ru/mnenie/napravlenie_izmeneniya_nalogovoj_sistemy_2012/
  13. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ: учебник – М.: Финансы и статистика, 2006. – 346 с.
  14. Перов А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – М.: Юрайт-Издат, 2007. – 298 с.
  15. Черник Д.Г. Основы налоговой системы / Учебное пособие - 2-е изд., переработанное и дополненное - М.: ЮНИТИ-2007. – 280 с.

Информация о работе Налоговая система РФ