Налоговая система России и основные направления ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Организация эффективной системы налогового планирования на российских промышленных предприятиях способна выступить связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического планирования предприятия, как тактического, так и стратегического. Экономической конструкции под названием “налоговое планирование" присущ комплексный характер, выражающийся, прежде всего в многообразии взаимосвязей с различными проявлениями управленческого воздействия во внутренней структуре организации. Иными словами, налоговое планирование, вплотную взаимодействуя с такими управленческими функциями, как маркетинг, финансы, учет, кадровая политика, снабжение, в то же время является одним из базовых инструментов генерирования показателей эффективности функционирования предприятия, так как расчет последних без учета налоговых последствий представляется весьма неразумным и иррациональным.

Файлы: 1 файл

nalog.doc

— 2.15 Мб (Скачать файл)

 

 

Министерство  Экономического Развития и Торговли РФ

 

Российский  Государственный Торгово-Экономический  Университет

 

Институт  Коммерции и Маркетинга

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

По  дисциплине «Экономическая теория»

 

Тема: «Налоговая система России и основные направления ее совершенствования»

 

 

 

 

Работу выполнила:

студентка I курса

 отделения

Глинчикова Л.Н.

 

 

Научный руководитель:

Любимцева С.В.

 

 

 

 

 

Москва 2003 год 

П л а н

 

 

 

 

Введение

 

Государственная власть во все времена нуждалась  в средствах для своего содержания, но методы привлечения этих средств  менялись в зависимости от обстоятельств  и уровня развития общества.

Сущность налогов  заключается в отношениях безвозмездного присвоения. Государство осуществляет обязательные сборы с юридических и физических лиц. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями граждан и юридических лиц и государства по поводу формирования государственных финансов. Социально-экономическая сущность налогов, их типы, структура и роль видоизменяются вместе с природой и функциями государства.

Современный период функционирования промышленных предприятий  в Российской Федерации — период изменения внешней среды хозяйствования, заключающийся в ужесточении конкурентной борьбы в секторе обрабатывающей промышленности (прежде всего с привлечением иностранных инвестиций); увеличении давления со стороны естественных монополистов; социальной сферы (как находящейся на балансе промышленных предприятий, так и в муниципальной собственности). Функционирование Государственных органов характеризуется наличием высоких  издержек ведения бизнеса, основная доля которых приходится на налоговое администрирование, имеющее сложную структуру и методологию взимания налоговых и иных приравненных к налогам платежей.

 Если проанализировать  величину налоговой нагрузки, приходящуюся  на промышленный сектор экономики,  которая по некоторым оценкам  достигает 60% добавленной в продукт  предприятием стоимости; и, учитывая, что добавочная стоимость, произведенная предприятием, складывается в основном из прожиточного минимума персонала предприятия, необходимого для восстановления его трудоспособности, и прибавочного продукта, распределяемого на иные цели (прибыль предпринимателя, налоги, инвестиции, содержание социальной сферы); то становится очевидной необходимость рациональной и эффективной организации учета и планирования налоговых издержек предприятия. Речь в данном случае должна вестись о научно обоснованной и практически целесообразной системе организации налогового менеджмента, и, в частности, основной его составляющей - налоговом планировании, способной в той или иной мере сгладить риски, возникающие в связи с налогообложением хозяйственной деятельности промышленных предприятий.

        Организация эффективной системы  налогового планирования на российских  промышленных предприятиях способна  выступить связующим звеном между  различными стадиями и комплексами  общеэкономического планирования  предприятия, как тактического, так  и стратегического. Экономической конструкции под названием “налоговое планирование" присущ комплексный характер, выражающийся, прежде всего в многообразии взаимосвязей с различными проявлениями управленческого воздействия во внутренней структуре организации. Иными словами, налоговое планирование, вплотную взаимодействуя с такими управленческими функциями, как маркетинг, финансы, учет, кадровая политика, снабжение, в то же время является одним из базовых инструментов генерирования показателей эффективности функционирования предприятия, так как расчет последних без учета налоговых последствий представляется весьма неразумным и иррациональным. Следовательно, налоговое планирование должно стать обязательным инструментарием в комплекте менеджмента российского предприятия при принятии того или иного управленческого решения.

Сущность и принципы налогообложения.

Термины

 

Общие принципы построения налоговых систем находят конкретное выражение в общих элементах  налогов и включают: субъект, объект, источник, единицу обложения, ставку, льготы и налоговый оклад.

 

Налогообложение – это  метод  распределения  доходов  между  государством  и  действующим  субъектом. Платежи в  бюджет  государства  не только обязательны, но принудительны и безвозмездны.

 

Совокупность  взимаемых  в  государстве  налогов, сборов, пошлин  и  других  платежей, а  также  форм  и  методов их  построения  образует  налоговую  систему.

В налоговой  системе  различают  следующие  основные  понятия:

 

Налог, сбор, пошлина - это обязательный  взнос в бюджет  соответствующего  уровня  или  во  внебюджетный  фонд, осуществляемый   плательщиком  налога  в  соответствии  с  законодательными  актами.

 

Плательщики  налогов – это юридические или физические лица: граждане, а также предприятия, организации, независимо  от  их  формы собственности. Самостоятельный источник  дохода является основным  признаком плательщика налога.

 

Объект  налогообложения – это то, что в силу закона подлежит обложению налогом: доходы, имущество, недвижимость, стоимость определённых товаров, пользование  природными  ресурсами и  т.д.

 

Ставка  налога или  налоговая  квота – размер  налога, устанавливаемый  на  единицу  обложения. Определяется  либо  в  твёрдой  сумме, либо  в  проценте.

 

Единица  налога – часть  объекта  налогообложения, на  которую устанавливается ставка  налога.

 

Срок  уплаты  налога – оговаривается  в  законе, за  его  нарушение  автоматически  взимается  пеня, независимо  от  вины  нарушителя.

 

Льгота  по  налогу – исключение  из  общего  правила. Устанавливается  законом  с учётом  платежеспособности, участия  в  общественном  производстве. Налоговые льготы строятся отдельно для каждого налога с учетом  приоритетов национальной фискальной политики.

 

Налоговая  база – сумма, с  которой  взимаются  налоги.

 

Субъект – выступает в виде налогоплательщика, который формально не несет юридической ответственности, но является фактическим плательщиком через законодательно установленную систему переложения налога.

 

Источник налога - это доход, за счет которого уплачивается налог. Он неразрывно связан с предметом и представляет собой ту или иную форму реализации национального дохода.

 

Налоговый оклад  - сумма налога.

 

Налоги и сборы, носящие налоговый  характер, в отличие от заемных  средств изымаются государством у налогоплательщика без каких-либо обязательств перед ними. Поэтому налоги носят принудительный характер.

 

В целом  система построения отдельных видов  налогов формируется, как правило, с учетом избежания двойного обложения  на разных уровнях административного  управления.

Сущность и принципы налогообложения

 

Налогообложение  базируется  на  ряде  принципов. Главный принцип: как  бы велики ни были потребности  государства в финансовых средствах, налоги  не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в  хозяйственной  деятельности.

Следующий важный принцип  – определённость: порядок налогообложения  устанавливается заранее, размеры  налога  и  сроки  его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы: однократный,  обязательный  характер  уплаты  налога, простота  и  гибкость.

В этих принципах представлены интересы государства и налогоплательщиков.

Налоги в их сущности и содержании на практике предстают в виде многообразных  форм с множеством национальных особенностей, которые в совокупности образуют налоговые системы различных стран.

По набору налогов, их структуре, способам взимания, ставкам, фискальным полномочиям различных  уровней власти, налоговой базе, сфере действия, льготам можно  выделить две главные общие черты:

  • Постоянный поиск путей увеличения налоговых доходов государства.
  • Построение налоговых систем на базе общепринятых принципов экономической теории о равенстве, справедливости и эффективности налогообложения.

Налоговые ставки

 

Величина (ставка) налога играет определяющую роль в системе  налогообложения. Величины дифференцируются по экономическим, социальным, региональным категориям. Фиксированный размер ставок и их стабильность способствуют развитию предпринимательской деятельности, т.к. облегчают прогноз результатов.

Построение динамики налогообложения может быть пропорциональным, прогрессивным или регрессивным.

При пропорциональном налогообложении ставки одинаковы вне зависимости от величины получаемого налогоплательщиком дохода.

Прогрессивное налогообложение предполагает повышение или понижение ставки налога в зависимости от увеличения или сокращения дохода налогоплательщика.

Регрессивное налогообложение, напротив, характеризуется уменьшением величины налога при возрастании дохода.

Уровень ставок влияет на доходную часть бюджета. Постепенное  повышение ставок увеличивает поступления в бюджет до тех пор, пока не становится избыточным, и поступления начинают сокращаться. Эта зависимость называется кривой Лаффера.

 


 

 

Классификация налогов

 

Налоги  различаются  по  объекту  налогообложения  и  по  механизму  расчёта  и  взимания, по  их  роли  в  формировании  доходной  части  бюджета.

По способу взимания

 

По способу  взимания налоги подразделяются на кадастровые, декларируемые и изымаемые у  источника.

 

Кадастровый способ представляет собой дифференциацию объектов налога по группам по определенному признаку. Для каждой группы устанавливается индивидуальная ставка налога, не зависящая от доходности объекта. Например, налог на транспортное средство взимается без учета того, используется оно или нет.

 

Декларируемый способ – это уплата налога субъектом после получения дохода на основе декларации.

 

Изымаемые у источника налоги перечисляются в бюджет до выплаты дохода, например заработная плата, которую сотрудники получают уже за вычетом налога.

Прямые и косвенные

 

По  критерию объекта  налогообложения все  налоги  подразделяются  на  прямые и косвенные. Плательщиком прямых налогов является тот, кто получает  доход или владеет имуществом, т.е. конкретное  физическое  или юридическое лицо. К числу прямых  налогов относятся: подоходный  налог, налог на  прибыль и др. Косвенные налоги: акцизы, налог на  наследство, на  сделки  с недвижимостью и ценными бумагами, таможенные пошлины. Окончательный плательщик  этого налога  потребитель, на которого налог перекладывается путём надбавки  к цене товара  или услуги.

Личные и реальные

 

Налоги подразделяются также на личные и реальные. Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и его платежеспособность, реальные подвергают обложению деятельность или товары, продажу, покупку или владение имуществом (собственностью) независимо от индивидуальных финансовых обстоятельств налогоплательщика.

Функции налогов

 

Сущность налогов находит  свое проявление в выполняемых ими  функциях.

Функции налогов –  это такие их свойства, которые  позволяют использовать налоги в  качестве инструментов формирования доходов  государства, распределения, перераспределения  доходов в обществе в интересах  обеспечения жизнедеятельности  государства, экономического развития и решения социальных проблем страны. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Итак, основные функции  налогов следующие:

  • Фискальная
  • Регулирующая
  • Контролирующая

Фискальная функция

 

Фискальная или бюджетная  функция первична в историческом и содержательном аспектах.

После возникновения государства потребовались средства для выполнения им тех или иных функций.  Содержательная же функция – это необходимость обеспечения возможности экономического существования государства. Таким образом, суть фискальной функции заключается в финансировании государственных расходов, в формировании финансовых ресурсов государства, необходимых для осуществления им своих функций. Суть направлена на изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и сферы нематериального производства, не имеющей собственных источников доходов. Формирование доходов государственного бюджета на основе стабильного и центрального взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Из фискальной функции налогов вытекает их распределительная функция. То есть происходит перераспределение доходов юридических и физических лиц в интересах реализации крупных народнохозяйственных, социальных, научно-технических, экономических программ. Это может быть связано с развитием производственной и социальной инфраструктуры, фондоемких отраслей с длительными сроками окупаемости капиталовложений, с необходимостью формирования и развития социально ориентированной рыночной экономики. Значительная часть бюджетных средств направляется на социальные нужды населения, полное или частичное освобождение от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Информация о работе Налоговая система России и основные направления ее совершенствования