Налоговая система России и основные направления ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Организация эффективной системы налогового планирования на российских промышленных предприятиях способна выступить связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического планирования предприятия, как тактического, так и стратегического. Экономической конструкции под названием “налоговое планирование" присущ комплексный характер, выражающийся, прежде всего в многообразии взаимосвязей с различными проявлениями управленческого воздействия во внутренней структуре организации. Иными словами, налоговое планирование, вплотную взаимодействуя с такими управленческими функциями, как маркетинг, финансы, учет, кадровая политика, снабжение, в то же время является одним из базовых инструментов генерирования показателей эффективности функционирования предприятия, так как расчет последних без учета налоговых последствий представляется весьма неразумным и иррациональным.

Файлы: 1 файл

nalog.doc

— 2.15 Мб (Скачать файл)

 

Основные  налоги, собираемые  в  России:

 

  1. Индивидуальный подоходный налог – является вычетом из доходов  налогоплательщика – физического  лица. Платежи  осуществляются  в  течение  года, но  окончательный  расчёт  производится  в  конце  года.

 

  1. Налог на прибыль – облагается налогом  чистая  прибыль  предприятия (за  вычетом  всех  расходов  и  убытков).

 

  1. Социальные взносы – выплаты в различные внебюджетные фонды (по безработице, пенсионный и т.д.) частично работающими и частично  работодателями.

 

  1. Поимущественные налоги – это  налоги  на  имущество, дарения  и  наследство.

 

  1. Налоги  на  товары  и  услуги – это  таможенные  пошлины, акцизы  и  НДС. 

 

В Российской Федерации  установлены следующие виды налогов  и сборов, в зависимости от уровня их установления и изъятия:                             

  • федеральные налоги и сборы;
  • налоги и сборы субъектов РФ;
  • местные налоги и сборы.

 

Суммы отчислений с юридических и  физических  лиц и  распределение  их  по  бюджетам  различных  уровней  определяется  при  утверждении  федерального бюджета. В связи с  определёнными противоречиями интересов  центрального  правительства  и  региональных  экономических  интересов  вокруг  разделения налоговых  поступлений  постоянно  идёт  политическая  борьба. Местные  власти  естественно  хотят  иметь больше  средств  на  финансирование  инфраструктуры.


Федеральные налоги.

 

Федеральные налоги - перечень, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики федеральных налогов, налоговые льготы и порядок зачисления их в бюджетные фонды устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории.

 

Перечень федеральных  налогов, взимаемых с предприятий:

  • налог на прибыль,
  • акцизы на отдельные группы и виды товаров,
  • налог на добавленную стоимость,
  • налог на операции с ценными бумагами,
  • подоходный  налог  с  физических  лиц,
  • отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы,
  • платежи за использование природных ресурсов,
  • налоги  в   дорожные фонды,
  • гербовый сбор,
  • государственная пошлина,
  • таможенная пошлина,
  • сбор за использование наименования “РФ”, “Россия” и образованных на их основе слов и словосочетаний,
  • специальный налог,
  • транспортный налог.

 


Республиканские налоги.

 

Республиканские налоги – законодательными актами РФ устанавливаются средние или предельные размеры налогов, но их  конкретные ставки определяются законами республик или региональными органами государственной власти краев, областей, автономных областей, автономных округов, если иное не будет установлено законодательными актами РФ. 

 

Перечень республиканских  налогов:

  • налог на имущество предприятий,
  • лесной налог,
  • плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем,
  • целевой сбор на нужды образовательных учреждений,
  • сбор на регистрацию предприятий.

 


Местные налоги.

 

Местные налоги и сборы взимаются  по  решению  органов  власти  различных  уровней, они  сами  определяют  введение  налогов  на  своей  территории. Для  части  налогов  определяются  предельные  ставки.

Современное бюджетное  устройство РФ предусматривает высокую  степень самостоятельности субъектов  Федерации и местных органов  власти в формировании доходной части региональных и местных бюджетов и расходовании финансовых ресурсов.

Естественно, что  в каждом регионе России есть свой подход к местным налогам. В качестве примера приведем положение дел  в Москве. В числе местных налогов  введен налог на рекламу. После того, как было принято соответствующее решение, Государственная налоговая инспекция Москвы разработала и опубликовала инструкцию «О порядке исчисления и уплаты налога на рекламу в г. Москве». Установлено, что рекламой является любая форма публичного представления товаров, работ, услуг через средства распространения информации. К рекламе не относятся информационные вывески, объявления и извещения. Не относятся к рекламе и объявления органов государственной власти, связанные с выполнением возложенных на них функций. Плательщиками налога на рекламу являются расположенные на территории города предприятия и организации, имеющие статус юридических лиц: филиалы и подразделения организаций, имеющих отдельный баланс, расчетный или иной счет; иностранные юридические лица. Объектом налогообложения служит стоимость работ и услуг по изготовлению и распространению рекламы собственной продукции. Ставка налога установлена в размере 5% от величины фактических затрат на рекламу, то есть максимально разрешенная законодательством. Расчет налога представляется налоговой инспекцией ежеквартально.

Использование земли в России является платежным. Формами платы за землю являются земельный налог, арендная плата, нормативная  цена земли. Собственники земли, кроме  арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом. За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Для покупки и выкупа земельных участков, а также получения под залог земли банковского кредита устанавливается нормативная цена земли.

Плательщиками земельного налога и арендной платы являются предприятия, объединения, организации и учреждения, а также граждане РФ, которым предоставлена земля в собственность, владение или аренду на территории РФ.

Объектами налогообложения  земельным налогом и взимания арендной платы являются земельные участки, предоставленные юридическим лицам и гражданам.

Местные органы власти имеют право понижать ставки и устанавливать льготы по земельному налогу, как для категорий плательщиков, так и для отдельных плательщиков.


Проблемы налогообложения в РФ

 

Несмотря на многочисленные изменения и уточнения  налогового законодательства, в России имеется ряд нерешенных проблем. Наиболее серьезные - низкий уровень  собираемости налогов и высокая  неплатежеспособность предприятий. Несоблюдение налоговых правил предприятиями и гражданами - тому основная причина. Система сбора налогов имеет много недостатков; привилегии и неравные условия для предприятий, несовершенное законодательство и неоднозначные подходы при его применении. Бартерные сделки также мешают налогообложению.

Неосведомленность населения  о налоговом законодательстве и  неоднозначность подходов приводит, подчас, к нарушению законов. «В моей практике налоговые органы часто  меняли свою точку зрения на один и  тот же вопрос. Проблема в том, что я должен сейчас понять и правильно выполнить норму закона, а через три года, когда будет наработана определенная практика и понимание этой нормы, меня будут проверять налоговые органы», - Эдуард Нейгебауэр, заместитель генерального директора инвестиционной кампании «Проспект».

Население, не привыкшее еще  к налоговым нововведениям, не стремиться их познавать и поддерживать. По данным агентства экономической  информации, на вопрос «Сдаете ли Вы налоговую декларацию?» были даны следующие ответы:

 

 

 

Синие доли показывают, что подавляющее  количество опрошенных  (более 60%) не подают декларацию из-за незнания. Рассмотрим это с другой стороны. С 1 Января 2003 года в России началась кампания по подаче налоговых деклараций физическими  лицами. Самый низкий в мире подоходный налог в сочетании с его плоской ставкой привел к тому, что в налоговую инспекцию сегодня ходят не те, кто хочет заплатить в бюджет, а желающие получить деньги из него.

В России система налогообложения  многими рассматривается как несправедливая и неодинаковая для всех. Уклонение от налогов в России процветает и очень изощренно. Для уклонений от налогов разработаны достаточно сложные схемы, в реализации которых принимают участие банки и государственные организации.

Да и высокие ставки налогов вынуждают скрывать доходы, избегая дополнительных выплат. Так, налог с продаж в Российской Федерации был введен в июле 1998 года. Федеральный закон предоставил субъектам федерации право устанавливать процентную ставку по этому виду налога в пределах 5%, чем практически все они и воспользовались. Правительство считает его одним из самых собираемых налогов. Однако хороший специалист по налоговому планированию способен придумать несколько законных или почти законных схем, которые позволяют избежать его уплаты. Вот несколько примеров.

Согласно пункту 3 статьи 20 закона РФ от 27,12,1991 № 2118-1 «плательщиками налога с продаж признаются юридические  лица, ПБОЮЛ, самостоятельно реализующие  товары…на территории РФ». Следовательно, у организации, реализующей товар по договору комиссии, не возникает обязанности уплаты налога с продаж. Мгновенная реакция предпринимателей не заставила себя ждать. Появились фирмы-комитенты, создаваемые на 3 месяца, зарегистрированные на подставных лиц либо на утерянный паспорт, и существующие до первой сдачи отчетности в налоговую инспекцию.

Другой способ основывается на принципе «Что не запрещено, то разрешено». Согласно закону, к продаже за наличный расчет не приравнивалась плата за товары, работы и услуги, осуществляемые посредством передачи ценных бумаг. Представители покупателей приобретали векселя, скажем Сбербанка, на сумму предполагаемой покупки товаров. Затем производилась оплата товара путем передачи векселей продавцу. Правда, при этом покупатель терял порядка 1,5%, которые банк вычитал за обслуживание своих векселей. Но в любом случае это было меньше, чем сумма налога с продаж.

 

Направления совершенствования налоговой  системы РФ

Программа реформирования 2000-2002гг  и текущее состояние налоговой  системы Российской Федерации

 

Наиболее важные реформы налоговой  системы были реализованы в программе 2000-2002 года. Речь идет в частности  о следующих мерах:

  • Отмена неэффективных «оборотных» налогов;
  • Существенное снижение налогообложения фонда оплаты труда за счет введения пропорциональной шкалы и снижения социальных отчислений;
  • Новый режим и снижение ставки налога на прибыль;
  • Введение налога на добычу полезных ископаемых, что стало важным шагом в направлении изъятия в доход государства части природной ренты, образующейся у пользователей недр;
  • Реформирование системы налогообложения малого бизнеса;
  • Отмена налога с продаж и налога на покупку иностранной валюты.

 

Эта масштабная программа была проведена  в беспрецедентно короткие для мировой  практики сроки. Следствием этих мер стало более равномерное распределение налоговой нагрузки на всех налогоплательщиков, изменение в положительную сторону структуры поступлений, улучшение администрирования, легализация многих налогоплательщиков. Важнейшим промежуточным результатом стало реальное снижение общей налоговой нагрузки на экономику, поддерживающее дальнейший экономический рост.

 

 

Динамика изменений  налоговой нагрузки

 

2000г

(факт)

2001г (факт)

2002г (факт)

2003 (бюджет)

Отношение объема налоговых доходов  к ВВП %

33,5

33,9

32,9

30,7

То же без учета роста цен  на нефть

31,8

32,0

30,6

29,5


 

 

 Несмотря на общее снижение  налоговой нагрузки, удалось обеспечить  опережающее по сравнению с  ростом ВВП увеличение доходной  базы бюджетов всех уровней.  Это было возможно в значительной  степени за счет высоких мировых цен на нефть, что обеспечило ежегодное получение дополнительных доходов в объеме около 2% к ВВП. Важным источником увеличения доходов стала ликвидация особых условий налогообложения в ЗАТО и г.Байконуре. Это позволило единовременно увеличить доход на 1,6% к ВВП. Однако на будущее этот резерв исчерпан.

Приоритеты налоговой реформы  Российской Федерации 2003-2005 гг

 

Успешность  развития страны, в том числе зависит  от способности привлечь в экономику  капитал. В этих целях необходимо обеспечить достаточный уровень доходности на вложенные инвестиции, сопоставимый с уровнем доходности в других странах. Отдача на капитал формируется с учетом разных составляющих, в том числе и с учетом совокупного уровня налоговой нагрузки. Но благоприятный налоговый режим не может компенсировать низкую конкурентоспособность российской экономики (технологическую отсталость, макроэкономические проблемы, непривлекательный деловой климат и др.). Поэтому одним из приоритетов налоговой реформы должно стать создание условий, позволяющих России конкурировать на рынке капиталов и других инвестиционных ресурсов.

 

В настоящее  время имеет место определенный дисбаланс в уровне налоговой  нагрузки на сырьевой сектор и остальные  отрасли экономики. Это не способствует развитию обрабатывающих отраслей и сферы услуг, не стимулирует приток инвестиций в эти отрасли. Поэтому другим приоритетом налоговой реформы должно стать выравнивание налоговой нагрузки между отраслями экономики.

Информация о работе Налоговая система России и основные направления ее совершенствования