Налоговая система России и основные направления ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 10:55, курсовая работа

Описание работы

Организация эффективной системы налогового планирования на российских промышленных предприятиях способна выступить связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического планирования предприятия, как тактического, так и стратегического. Экономической конструкции под названием “налоговое планирование" присущ комплексный характер, выражающийся, прежде всего в многообразии взаимосвязей с различными проявлениями управленческого воздействия во внутренней структуре организации. Иными словами, налоговое планирование, вплотную взаимодействуя с такими управленческими функциями, как маркетинг, финансы, учет, кадровая политика, снабжение, в то же время является одним из базовых инструментов генерирования показателей эффективности функционирования предприятия, так как расчет последних без учета налоговых последствий представляется весьма неразумным и иррациональным.

Файлы: 1 файл

nalog.doc

— 2.15 Мб (Скачать файл)

 

 Налоговая  реформа также коснется выравнивания налоговой нагрузки между отдельными хозяйствующими субъектами, занимающимися одной и той же экономической деятельностью. Различия в уровне налогообложения таких хозяйствующих субъектов создают неравные конкурентные условия для отдельных налогоплательщиков.

 

Основной  целью дальнейших мер по проведению налоговой реформы должно стать  завершение создания налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста и финансовой стабильности. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

 

 

  1. Достижение минимально возможной справедливой налоговой нагрузки, т.е. налоговое бремя не должно стать препятствием экономическому росту. Это особенно коснется обрабатывающих отраслей и сферы услуг. Такое снижение эффективно только при условии проведения других институциональных и структурных преобразований. По опыту стран с переходной экономикой, налоговые реформы могут реально улучшить инвестиционный климат только одновременно с реформированием банковского сектора (для содействия трансформации сбережений в инвестиции); преобразованием естественных монополий с целью предоставления доступа к их услугам всем потребителям по рыночным ценам. С целью избежания дефицита государственных финансовых ресурсов снижение налоговой нагрузки должно осуществляться только при условии относительного сокращения бюджетных расходов.

 

 

  1. Реформирование системы распределения налоговых доходов между всеми уровнями бюджетной системы. Это реформирование будет осуществляться одновременно с реформой межбюджетных отношений и решением вопроса финансовой обеспеченности региональных и муниципальных бюджетов. Реформа местного самоуправления будет проводиться с учетом разграничений расходных полномочий между уровнями бюджетной системы. В это связи будут внесены соответствующие поправки о порядке закрепления налоговых доходов за территориальными образованиями.

 

 

  1. Совершенствование существующей системы взимания отдельных налогов. От того, насколько совершенной будет система, позволяющая определить объект налогообложения, налоговую базу, налоговую ставку, порядок исчисления и уплаты налога во многом зависит степень учета интересов налогоплательщика в налоговых отношениях. Реформа затронет вопросы упрощения налоговой системы, уменьшения числа налогов, ориентации на налоги, стимулирующие мотивацию к росту прибыли и личных доходов, отказ от теневой деятельности.

 

 

  1. Улучшение системы налогового контроля и изменение системы налоговой ответственности - улучшение контрольных функций, сведение к минимуму мер текущего контроля, сосредоточение контроля на ключевых сферах, исключение дублирования контрольных полномочий.

Требует совершенствования и система  налоговой ответственности, т.к. судебный порядок взыскания санкций приводит к огромному объему судебных дел. Зачастую рассмотрение дела в суде превращается в простую формальность, которая, однако, приводит к дополнительным государственным расходам. Поэтому планируется четко распределить компетенцию по привлечению к налоговой ответственности. Возможно, судебные разбирательства будут необходимы только для тех случаев, когда налогоплательщик не согласен с решением налогового органа и отказывается от уплаты санкций.

 

Более детально, с фактическим расчетом предполагаемые изменения приведены в таблице:

 

Влияние изменений  и дополнений законодательства о  налогах и сборах на доходы в 2004-2006 годах (млрд. руб.)

П р е д  л а г а е м ы е   м е р ы

В с е г  о

2004 год (по сравнению  с 2003 годом)

 

Отмена налога с продаж

-60,6

Изменения в режим применения НДС (всего)

-141,4

В том числе:

 

- снижение основной  ставки НДС с 20% до 18%

-96,4

- принятие к вычету  НДС, уплаченного поставщиками  в течение срока строительства

-45,0

Увеличение ставок НДПИ (всего)

105,3

В том числе:

 

- в целях сохранения  сложившейся налоговой нагрузки  на сырьевой сектор

13,1

- в связи с отменой  акциза на газ

92,2

Увеличение экспортных пошлин на природный  газ

78,0

Изменения по налогу на прибыль организаций

-17,6

Изменения, вносимые в режим применения акцизов (всего)

-125,9

Из них:

 

- отмена акциза на  природный газ

-149,5

- повышенная индексация  ставок акциза на табачные изделия

1,3

Изменение размеров государственной  пошлины

5,2

Отмена налога на операции с ценными  бумагами и за название «Россия»

-3,0

Отмена местных налогов и  сборов

-7,0

Изменение режима применения налога на имущество организаций

18,3

Изменения, вносимые в режим применения водного налога

-0,2

Индексация земельного налога

6,0

Изменения платежей за животный мир  и биоресурсы

-3,9

Итого:

-146,8

То же в % к ВВП

0,96

   

2005 год (по сравнению  с 2004 годом)

 

Снижение эффективной ставки ЕСН

-194,0

Увеличение суммы принятия к  вычету НДС, уплаченного поставщиками

-5,0

Изменения по налогу на прибыль организаций

-17,6

Увеличение имущественного вычета по налогу на доходы физических лиц

-2,0

Введение главы кодекса о  земельном налоге

19,0

Итого:

-199,6

То же в % к ВВП

-1,13

   

2006 год (по сравнению  с 2005 годом)

 

Снижение и унификация ставки НДС  на уровне 15%

70,0

То же в % к ВВП

0,4

   

Всего снижение доходов  в связи с мерами по изменению  законодательства за 2004-2006 году

436,4

   

Справочно: уменьшение доходов в 2004 году по сравнению с 2003 годом без  внесения дополнительных изменений  в законодательство

-137,0

То же в % к ВВП

-0,9


 

Из приведенных  данных видно, что предположительно ежегодно будет снижаться ставка НДС - одного из самых знакомых населению налогов.

НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой  на всех стадиях производства и обращения, и определяемой как разница между  стоимостью реализуемой продукции (товаров, работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

 НДС является  косвенным налогом, т.е. надбавкой  к цене товара (работ, услуг), который  оплачивается конечным потребителем. Взимание налога осуществляется  методом частичных платежей на каждом этапе технической цепочки производства и обращения товара. Налог равен разнице между налогом, взимаемым при продаже и при покупке. При продаже товара предприятие компенсирует все свои затраты в связи с этим налогом и добавляет на вновь созданную на предприятии стоимость. Эта часть НДС, включаемая в продажную цену, перечисляется государству. Таким образом, налоговые платежи тесно связаны с фактическим оборотом материальных ценностей. Вся тяжесть налога ложится на конечного потребителя. 


По расчетам, в предполагаемых макроэкономических условиях снижение НДС должно обеспечить снижение налогового бремени (с соответствующим сокращением доходной базы федерального бюджета). Это решение будет способствовать благоприятному структурному сдвигу в распределении налоговой нагрузки между секторами экономики, имея в виду наибольший выигрыш для несырьевых отраслей.

Рассмотрим на примере НДС возможные  последствия снижения налоговой  ставки:

 

Положительные последствия

  • Снижение налоговой нагрузки на экономику.
  • Направленность на благоприятные структурные сдвиги в распределении налоговой нагрузки между секторами экономики в пользу несырьевых отраслей.
  • Некоторое увеличение прибыли организаций, часть которой может быть направлена и на инвестиционные цели.
  • Фактор перераспределения налоговых платежей от федерального бюджета в пользу территориальных бюджетов.

 

Отрицательные последствия:

  • Не приведет к снижению цен на товары (работы, услуги) на внутреннем рынке.
  • Усиление зависимости доходов бюджета от мировых цен на сырьевые товары.
  • Снижение доходов по налогу, издержки как государства так и налогоплательщиков по администрированию и уплате которого минимальны.
  • Направление большей части финансовых ресурсов предприятий вместо инвестиций на повышение уровня оплаты труда работников.

 

Понятие и содержание налогового планирования на предприятиях Российской Федерации

Понятие налогового планирования

 

Как зарубежные, так и отечественные исследователи  под налоговым планированием  понимают, прежде всего, деятельность, направленную на уменьшение налоговых платежей, которые рассматривают существо налогового планирования с сугубо ограничительных позиций, воспринимая его через призму противостояния налогоплательщика, с одной стороны, и фискальных органов, с другой.

В то же время, налоговое планирование призвано не только и не столько уменьшить налоговые отчисления предприятия, хотя оптимизация налогового портфеля и является его важнейшей функцией, сколько стать регулятором, наряду с планом маркетинга и производства, процесса управления предприятием, ибо минимизация и оптимизация налогового портфеля не всегда отвечает стратегическим потребностям хозяйствующего субъекта, последнему иногда выгодно не занижать свою налогооблагаемую базу в силу тех или иных причин.

 Отказ от минимизации  налогообложения в указанных случаях не означает отказа от применения налогового планирования, наоборот, налоговое планирование продолжает оставаться одним из основных видов общеэкономического планирования. Специалисты предприятия продолжают отслеживать действующее налоговое законодательство, производить налоговые расчеты, составлять календарь налогоплательщика, который на некоторых предприятиях заменяет налоговый план и т.д. Таким образом, налоговое планирование представляет собой интеграционный процесс, заключающийся в упорядочивании хозяйственной деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством и стратегией развития предприятия.

С содержательно-процедурных  позиций налоговое планирование, как и любой другой вид человеческой деятельности, состоит из нескольких неоднородных по своей сути и призванных играть особую роль в процессе планирования ступеней (этапов). Разбиение (градация) деятельности по налоговому планированию, исходя из специфических особенностей тех или иных процедур, применяемого научного аппарата, логической согласованности и последовательности деятельности, субъективного и объективного состава на определенные укрупненные институты, имеет большое теоретическое значение и практический смысл. С теоретической точки зрения разукрупнение налогового планирования как целостной деятельности на отдельные составляющие позволяет в наиболее полной мере изучить конструкцию данной экономической категории, посредством применения индуктивного логического аппарата, а также проявить место налогового планирования в комплексе общеэкономического планирования деятельности предприятия. Учитывая обширную область распространения и влияния деятельности, связанной с налоговым планированием, в системе управления предприятием, обнаружение методологических, функциональных и директивных связей налогового планирования с другими видами управленческой деятельности возможно только при анализе взаимодействия обособленных институтов планирования между собой, без учета их синергетической составляющей. На практике поэтапное разбиение налогового планирования призвано придать последовательность операций, определить четкую организационную структуру, исполнителей и ответственных за реализацию тех или иных налоговых мероприятий; осуществлять контроль над реализацией принятых управленческих решений.

Этапы налогового планирования

 

Планирование  налогов можно разбить на этапы.

    • Знание налогов — точное знание текущего налогового законодательства, его дальнейшего развития; понимание того, какие положительные или негативные стороны оно имеет для предприятия;

 

    • Соблюдение налоговых законов — своевременная и четкая подготовка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов, полная уплата всех причитающихся налоговых платежей;

 

    • Представление в налоговых органах — отправка налоговых деклараций, отчетов, уведомлений и других документов в налоговые органы, оказание помощи налоговым органам во время налоговых проверок и на других этапах соблюдения налоговых законов; переговоры с налоговыми и другими органами по вопросам нарушения налогового законодательства, снижения налогов и списания налоговой задолженности; представление предприятия в судебных органах по делам о налоговых правонарушениях;

 

    • Налоговая оптимизация — планирование и управление хозяйственными операциями для достижения наиболее выгодной налоговой позиции в стратегической перспективе.

Другие исследователи  при описании процесса налогового планирования используют следующую  градацию процедур:

На первом этапе  налогового планирования, который совпадает  с моментом возникновения идеи организации коммерческого предприятия, осуществляется формулирование целей и задач нового образования, сферы производства и обращения. В связи с этим, сразу же решается вопрос о том, следует ли использовать те налоговые льготы, которые предоставлены законодательством для малых предприятий, осуществляющих свою деятельность в сфере материального производства.

На втором этапе  решается вопрос о наиболее выгодном с налоговой точки зрения месте  расположения предприятия и его  структурных подразделений, имея в виду не только страны и регионы с льготным режимом налогообложения, но и регионы России с особенностями местного налогообложения.

На третьем  этапе решается вопрос о выборе одной  из существующих организационно-правовых форм предприятия.

На четвертом этапе анализируются все предоставленные налоговым законодательством льготы по каждому из налогов на предмет их использования в коммерческой деятельности — по результатам анализа составляется план действий в отношении осуществления льгот по выбранным налогам, который является составной частью общего налогового планирования.

Информация о работе Налоговая система России и основные направления ее совершенствования