Налоговая система России в 90-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основы налоговой системы государства
1.1.Понятие налоговой системы
Глава 2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации 90-х годов и основные направления ее реформирования
2.1. Налоговая система 90-х гг. Предпосылки налоговой реформы
2.2 Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»
2.3. Реорганизация налоговых органов РФ
2.4 Расширение функций налоговых органов.
2.5 Налоговая полиция.
Глава 3. Проблемы налогообложения в 1990-е гг.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 66.96 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой  системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов  регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций, формируется  хозрасчетный доход и прибыль  предприятия. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса. В связи  с этим приобретает особую роль значение налоговой системы государства  и принципы ее организации и функционирования.

В настоящее время налогоплательщики  сетуют, и вполне обоснованно, на нестабильность российских налогов, постоянную смену  их видов, ставок, порядка уплаты, налоговых  льгот и т. д., что объективно порождает  значительные трудности в организации  производства и предпринимательства, в анализе и прогнозировании  финансовой ситуации, определение перспектив, исчислении бюджетных платежей.

Дело в том, что 90-е годы является периодом возрождения и  становления налоговой системы России. 

Система налогов, введенная  в 1990-1991 годах, была весьма слабо адаптирована к рыночным отношениям, не учитывала  новых явлений и тенденций, практически  она устарела уже к моменту  начала своего функционирования. Дело в том, что в условиях перехода к рынку применялись старые понятия  о налогах. 

Вносимые в курс экономической  реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости  корректирования отдельных элементов системы налогообложения. Этого требуют и продолжающиеся в экономике страны процессы инфляции, хотя теперь не такой динамичной, роста бюджетного дефицита, падения уровня производства в промышленности и сельском хозяйстве. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам.  Особенно болезненными такие действия становятся для малых и средних предприятий, зачастую ставя их на грань банкротства. Постоянные изменения налоговых законов не только сдерживают рост малого и среднего бизнеса, но и препятствуют нормальному развитию крупных предприятий. 

 Стабильность налоговой системы подразумевает, и неизменность основополагающих налоговых институтов и правил уплаты налогов в течение длительного периода времени. Руководствуясь этим принципом в настоящее время, следует отказаться от каких-либо революционных изменений в налоговом законодательстве и налоговой системе, направленных только на возможное получение кратковременного эффекта увеличения объема поступлений, вводимых без обоснованного экономического расчета, не ориентированных на долгосрочную и среднесрочную перспективы развития. 

Реформирование налоговой  системы должно происходить постепенно на основе длительного и тщательного  анализа ситуации со сбором налогов. Любые кардинальные изменения в  налоговой системе России, особенно те изменения, которые ущемляют экономические  интересы налогоплательщиков, не только не смогут увеличить налоговые поступления  в бюджет, но и приведут к потерям  доходных источников, поскольку налоговая  нестабильность станет тем решающим фактором, который заставит многих налогоплательщиков уйти в теневую  экономику.

 

Глава 1. Основы налоговой системы государства

1.1.Понятие налоговой   системы

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую  политику. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических  процессов используются финансово-кредитный  и ценовой механизмы.

Финансово-бюджетная система  охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Важной составляющей финансово-бюджетной системы являются налоги.

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости  валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса и  составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства ВВП:

· работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

· хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налогов, сборов и  других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое  содержание налогов выражается взаимоотношениями  хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

Прежде чем характеризовать  налоговую систему, важно определить основные принципы налогообложения. В  законодательстве реализованы следующие  основные принципы построения налоговой  системы:

1) единый подход в вопросах  налогообложения, включая предоставления  права на получение налоговых  льгот, а также на защиту  интересов всех налогоплательщиков;

2) четкое разграничение прав  по установлению и взиманию  налоговых платежей между различными  уровнями власти;

3)приоритет норм, установленных  налоговым законодательством, над  иными законодательно-нормативными  актами, не относящимися к нормам  налогового права, однако в  той или иной мере затрагивающими  вопросы налогообложения;

4) однократность налогообложения,  означающая, что один и тот  же объект может облагаться  налогом одного вида только  один раз за установленный  законом период налогообложения;

5) определение конкретного перечня  прав и обязанностей налогоплательщиков, с одной стороны, и налоговых  органов, с другой.

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства  в соответствии с Налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия сторон, участвующих  в налоговых правоотношениях, а  также имуществом.

Законодательство о налогах  и сборах регулирует властные отношения  по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а так  же отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых  органов, действий (бездействий) их должностных  лиц и привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

Основные начала законодательства о налогах и сборах:

  1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
  2. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.
  3. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  4. Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  5. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
  6. Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  7. Классификация налогов - это система их подразделения на группы по определенным признакам. Классификация налогов имеет не только научный аспект, но и практическую направленность, и позволяет более полно характеризовать изучаемый предмет, каковым являются налоги в общей системе налогообложения.

Согласно ст. 12, части 1 НК РФ в Российской Федерации  устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные [15].

В РФ введена  трехуровневая система налогообложения  предприятий, организаций и физических лиц [Приложение 1, Таблица 1].

Первый уровень - федеральные  налоги. Действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета  и, т.к. это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

Федеральными налогами и  сборами признаются налоги и сборы, которые установлены Налоговым  Кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Второй уровень — налоги республик в составе Российской Федерации и налоги краев, областей, автономной области, автономных округов (региональные налоги).

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах  и обязательны к уплате на территориях  соответствующих субъектов РФ. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ.

Третий уровень - местные  налоги, т.е. налоги городов, районов, поселков .

По механизму формирования налоги подразделяются на прямые и  косвенные [Приложение 1, Таблица 2]. Прямые налоги - налоги на доходы и имущество. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, т.е. облагают непосредственно доход или имущество плательщика.

Косвенные налоги включены в цену товара и являются налогами на потребление. Они переносятся на конечного  потребителя.

Прямые налоги трудно перенести  на потребителя. Из них легче всего  дело обстоит с налогами на землю  и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Налоги выполняют специальные  функции. Функции налогов – такие  их свойства, которые позволяют использовать налоги в качестве инструментов формирования доходов государства, распределения, перераспределения доходов в  обществе в интересах обеспечения  жизнедеятельности государства, экономического развития и решения социальных проблем  страны.

Развитие налоговых систем исторически определило четыре основные его функции - фискальную, регулирующую, распределительную и контрольную. Но указанное разграничение функций  налоговой системы носит условный характер, т.к. все они переплетаются  и осуществляются одновременно.

1) фискальная. Это собственно проведение изъятия средств налогоплательщиков в бюджет государства. Данная функция – основная. Через фискальную функцию реализуется главное общественное предназначение налогов – формирование финансовых ресурсов государства.

2) распределительная. Государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.

4) контрольная. Государство  посредством налогов контролирует  финансово-хозяйственную деятельность  юридических лиц и граждан.  Одновременно осуществляется контроль за источниками доходов и направлениями расходования средств. В конечном счете, контрольная функция позволяет обеспечивать минимум налоговых поступлений в бюджет, который, тем не менее, достаточен для выполнения государством своих конституционных функций.

5) регулирующая. Эта функция стала осуществляться с тех пор, как государство начало активно участвовать в организации хозяйственной жизни страны. Она направлена на достижение определённых целей налоговой политики посредством налогового механизма.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия  налогообложения, вводя одни и отменяя  другие налоги, государство создает  условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для  общества проблем.

 

 

Глава 2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации

 90-х годов и основные направления ее реформирования

2.1. Налоговая  система 90-х гг. Предпосылки налоговой  реформы

Механизм обязательного  изъятия финансовых средств предприятий и граждан СССР в основном служил потребностям существовавшей тогда в стране жесткой административно-командной системы. Кардинальные изменения, произошедшие в политической и экономической жизни российского общества в 1990-1991 гг., выявили его непригодность к использованию в новых условиях хозяйствования и обусловили необходимость форсированной разработки и скорейшего введения налоговой системы, построенной на принципиально новых началах.

Самой сложной проблемой при  разработке новой налоговой системы  была необходимость сохранения сложившегося ранее уровня доходов государства, поскольку нельзя было сразу отказаться от финансирования из бюджета целого ряда социальных расходов, мероприятий  по поддержке отдельных регионов и сфер жизнеобеспечения. Решение  этой задачи усложнялось, с одной  стороны, падением производства и поэтому  сужением налоговой базы, а с другой, необходимостью для государства  нести бремя дополнительных расходов, связанных с компенсацией социальных издержек реформ.

Информация о работе Налоговая система России в 90-е годы