Налоговая система России в 90-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основы налоговой системы государства
1.1.Понятие налоговой системы
Глава 2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации 90-х годов и основные направления ее реформирования
2.1. Налоговая система 90-х гг. Предпосылки налоговой реформы
2.2 Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»
2.3. Реорганизация налоговых органов РФ
2.4 Расширение функций налоговых органов.
2.5 Налоговая полиция.
Глава 3. Проблемы налогообложения в 1990-е гг.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 66.96 Кб (Скачать файл)

Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина  от 18 марта 1992 г. было создано Главное  управление налоговых расследований (ГУНР) при ГНС РФ. В декабре  того же года создаются 88 территориальных  управлений и отделов ГУНР с общей штатной численностью 17 тыс. человек. В 1993 г. ГУНР было преобразовано в Федеральную службу налоговой полиции — самостоятельный правоохранительный орган (Закон РФ от 24 июня 1993 г. № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции»).

В соответствии с Приказом по ГНС  РФ от 29 сентября 1995 г. были произведены  реорганизация центрального аппарата и образовано 26 управлений. В большинстве налоговых инспекций были образованы специальные подразделения, занимавшиеся проблемой снижения задолженности.

Одним из основных организационных  мероприятий 1996 г. было учреждение по Указу  Президента РФ от 11 октября 1996 г. № 1428 Временной  чрезвычайной комиссии при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины во главе с Председателем Правительства В.С. Черномырдиным. Этот орган (с характерной аббревиатурой ВЧК) был создан в связи с невыполнением текущих заданий по поступлению налогов. Аналогичные комиссии были созданы на местах. Комиссии имели право заслушивать отчеты руководителей и привлекать их к ответственности за несвоевременную и неполную уплату налогов, таможенных и других платежей. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 12 мая 1996 г. № 578 образовывается Комиссия Правительства РФ по совершенствованию налогового законодательства.

В соответствии с Указом Президента РФ от 23 декабря 1998 г. №1635 Государственная  налоговая служба Российской Федерации  с 1 января 1999 г. была преобразована  в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

В соответствии с постановлениями  Правительства РФ от 27 марта 1999г. и 24 июня 1999 г. была утверждена Комиссия Правительства  РФ по совершенствованию налоговой системы и обеспечению доходов федерального бюджета во главе с первым заместителем Председателя Правительства РФ Н.Б. Христенко.

 

2.4 Расширение функций налоговых органов.

Законом РСФСР от 21 марта 1991 г. «О Государственной  налоговой службе РСФСР» были определены задачи, права, обязанности и ответственность  Налоговых органов. Впоследствии в этот Закон был внесен ряд изменений. В настоящее время этот Закон действует как Закон РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 8 июля 1999 г.). В 1992 г. на ГНС РФ были возложены дополнительные функции по сбору платежей в дорожные фонды.

В 1993 г. на налоговые органы возлагаются  обязанности по контролю за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях, по наложению на виновных штрафов.

До 1988 г. органом, осуществляющим государственную  политику в области производства и оборота спиртосодержащей продукции, был Государственный комитет  по обеспечению монополии на алкогольную продукцию. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998г. «Вопросы Государственной налоговой службы Российской Федерации» на ГНС РФ было возложено осуществление "функций по вопросам государственной политики в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, лицензирования и контроля за этой деятельностью. Для осуществления налогового контроля в этой сфере и повышения его эффективности указанным постановлением было также разрешено создание государственных налоговых инспекций межрегионального и межрайонного уровней. В дальнейшем во всех территориальных налоговых инспекциях были созданы подразделения по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию, налоговых поступлений в этой сфере. Для усиления государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта в организациях, которые его производили, были созданы постоянно действующие налоговые посты. Отмеченные организационные мероприятия способствовали, с одной стороны, увеличению налоговых поступлений по акцизам и НДС со спиртосодержащей и алкогольной продукции, а с другой стороны, выявили необходимость выделения «акцизных подразделений» налоговых органов в качестве самостоятельной вертикально интегрированной структуры.

В постановлении Правительства  РФ от 27 февраля 1999 г. было указано, что  МНС России является федеральным  органом исполнительной власти, обеспечивающим выработку и проведение единой государственной налоговой политики, взимание налогов и сборов, координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов в РФ, осуществляющим государственный контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также за производством и оборотом спирта этилового и алкогольной продукции.

Федеральным законом от 8 июля 1999 г. на налоговые органы была

возложена еще одна функция —  осуществление валютного контроля.

Важным мероприятием по усилению налогового контроля стало проведение с 1996 г. ежемесячного мониторинга центральным аппаратом  ГНС динамики недоимки по 500 крупнейшим предприятиям, на которые в то время  приходилось около 65% всей суммы  задолженности всех налогоплательщиков. Аналогичные действия стали осуществлять региональные и территориальные налоговые органы по 5 тыс. крупнейших предприятий всех отраслей экономики. В материалах ГНС РФ указывалось, что на все предприятия, у которых задолженность федеральному бюджету по налогам превышала 10 млрд. руб., были назначены представители территориальных налоговых инспекций; за предприятиями с задолженностью свыше 100 млрд. руб. были закреплены представители центрального аппарата службы.

В 1998г. мониторингом налогоплательщиков, имеющим наибольшую задолженность федеральному бюджету, было охвачено 7184 организации. В 1999г. продолжался мониторинг задолженности крупнейших налогоплательщиков федерального бюджета (21,8 тыс. организаций).

В 1996г. ГНС начала систематическую  работу по выявлению предприятий, осуществляющих расчеты через счета третьих  лиц и др. Постановлением Правительства  РФ от 6 января 1998 г. была образована специализированная налоговая инспекция по работе с крупнейшими налогоплательщиками. В 1998г. ГНС подписала соглашения с нефтяными компаниями, ОАО «Газпром», МПС России о фиксированных суммах поступления налогов.

Постановлением Правительства  РФ от 10 марта 1999 г. были утверждены Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков. В том же году была начата работа по присвоению Идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН) физическим лицам и контролю за их применением работодателями при представлении налоговой отчетности о выплаченных работникам доходах. Для упорядочения работы определенное значение имел Регламент ведения информационного обмена между налоговыми органами.

Приказом министра от 12 ноября 1999г. была создана Межрегиональная государственная  инспекция МНС России по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг, а приказом от 24 декабря 1999г. было утверждено Положение о данной инспекции.

В целях снижения образовавшейся задолженности по платежам в бюджет постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1999г утвержден порядок  и сроки проведения в 1999г. реструктуризации кредиторской задолженности юридических  лиц по налогам и сборам, также  задолженности по начисленным пени и штрафам перед федеральным  бюджетом. Приказом Минфина РФ от 30 сентября 1999г. утвержден порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет. 

2.5 Налоговая полиция.

Переход России к рыночным отношениям породил новый вид преступлений — налоговые, что обусловило создание специализированной государственной службы, призванной бороться с сокрытием доходов от налогообложения и уклонением от уплаты налогов.

История становления Федеральной  службы налоговой полиции России ведет свой отсчет от 18 марта 1992г., когда  Указом Президента России № 262 было образовано Главное управление налоговых расследований при государственной налоговой службе РФ (первый руководитель - С.Н. Алмазов).

К середине 1993г. было создано 88 территориальных  управлений и отделов Главного управления налоговых расследований со штатной  численностью 17 тыс. человек, в том  числе 464 районных и городских отделов.

15 июля 1993г. был принят Закон  РФ «О федеральных органах

налоговой полиции», который определил их правовые основы, принципы организации и деятельности, систему и структуру, а также полномочия. Налоговая полиция стала самостоятельным ведомством, на которое возлагались следующие задачи: выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей; борьба с коррупцией в налоговых органах. Направлениями деятельности налоговой полиции стали оперативно-розыскное, контрольно-ревизионное, следственное (дознание), информационно-аналитическое.

 

 

Глава 3. Проблемы налогообложения в 1990-е гг.

3.1.

К числу острейших проблем в  сфере налогообложения в 1990-е  гг. можно отнести: противоречия между  центром, регионами и органами местного самоуправления; высокий общий уровень  налогового бремени, его неравномерное распределение по отраслям экономики, территориям и отдельным категориям налогоплательщиков; неоправданно большое число платежей по всем уровням налоговой системы; сложность и методологическая неотработанность законодательных норм и правил исчисления платежей; множественность и недостаточная обоснованность налоговых льгот и многие другие.

Чрезмерное количество налогов  и сборов отмечается не только налогоплательщиками, но и служащими налоговых органов. В учебнике «Налоговое право» Н.И. Химичева отмечала: «Возросшее число налоговых платежей, закрепленных за нижестоящими звеньями бюджетной системы, не снимает весьма острой проблемы укрепления и расширения собственной финансовой базы этих бюджетов, которая возникла еще задолго до нынешних экономических реформ, В настоящее время ее актуальность усиливается в связи с установлением новых принципов построения бюджетной системы Российской Федерации, среди них особо выделяется принцип самостоятельности бюджетов. Решение этой проблемы, включающей распределение налогов по уровням, должно исходить из задачи оптимального сочетания общегосударственных и региональных интересов». В структуре налоговых поступлений к середине 1990-х гг. пять налогов (на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог с физических лиц, ресурсные платежи и акцизы) давали около 95% налоговых поступлении, остальные 15 федеральных налогов — примерно 5%, а все местные налоги (20) — менее 1%.

Специалист в сфере прямого налогообложения и международных отношений А.В. Перов указывает, что количество налогов и сборов обязательного характера должно быть существенно уменьшено за счет упразднения неэффективных видов и объединения налогов и сборов, имеющих одинаковую базу и сходные условия. Вступление в силу части первой Налогового кодекса РФ решает эту проблему только частично, порождая возможности практически бесконтрольного введения системы региональных и местных лицензионных налогов и сборов.

До вступления в силу части первой Налогового кодекса РФ налоговым законодательством не был урегулирован ряд вопросов по ответственности налоговых агентов, т.е. лиц, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны удерживать у других лиц налоги и перечислять их в бюджет, что давало возможность построения легальных и нелегальных схем по минимизации налоговых обязательств. Наиболее ярко подобные проблемы проявились в середине 90-х гг. в сфере ответственности банков за перечисление налоговых платежей, а также при перечислении платежей иностранным юридическим лицам.

До принятия части первой НК оставались практически не унифицированными меры ответственности налогоплательщиков за налоговые правонарушения и преступления. В целом ряде случаев налогоплательщик, допустивший ошибку, просчет, небрежность, невнимательность, подвергался тем же санкциям, что и лицо, сознательно совершившее подготовленное и организованное налоговое преступление. Отсутствие дифференциации в мерах ответственности за налоговые правонарушения и преступления ведет к тому, что, с одной стороны, становится невыгодным выявлять и декларировать собственные ошибки и промахи, а с другой стороны, контролирующие инстанции, выявив правонарушение и наложив санкции, зачастую приостанавливают дальнейшую разработку и значительное число тяжких налоговых преступлений остается не выявленным.

Развитие местного самоуправления связано с проблемами налогообложения: использованием местных налогов для формирования доходов муниципальных образований, определением уровня самостоятельности последних в решении вопросов налогообложения. Полномочия субъектов РФ и органов местного самоуправления в налоговой сфере не соответствуют их роли в решении социально-экономических проблем. В настоящее время большинство региональных и местных налогов и сборов не обеспечивают поступлений в соответствующие бюджеты. Основным источником доходов для многих региональных и местных бюджетов остаются средства, поступающие от федеральных налогов, а также трансферты, субсидии и дотации.

Дополнительные налоги и сборы в 1995г. взимались в 66 субъектах Российской Федерации, а в 1996г. — в 75. Наибольшее количество дополнительных налогов и сборов (от 7 до 12) вводилось в республиках Саха, Бурятия, Белгородской, Курской, Ленинградской и Нижегородской областях. По четыре-пять видов дополнительных налогов и сборов было введено в республиках Башкортостан, Тыва, Красноярском и Хабаровском краях, Владимирской, Вологодской, Калининградской, Тверской, Липецкой, Московской, Оренбургской, Псковской, Челябинской и Ярославской областях.

Информация о работе Налоговая система России в 90-е годы