Налоговая система России в 90-е годы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Основы налоговой системы государства
1.1.Понятие налоговой системы
Глава 2. Характеристика налоговой системы Российской Федерации 90-х годов и основные направления ее реформирования
2.1. Налоговая система 90-х гг. Предпосылки налоговой реформы
2.2 Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»
2.3. Реорганизация налоговых органов РФ
2.4 Расширение функций налоговых органов.
2.5 Налоговая полиция.
Глава 3. Проблемы налогообложения в 1990-е гг.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 66.96 Кб (Скачать файл)

Сохранению минимально необходимого уровня государственных доходов  способствовали введение налога на добавленную  стоимость с высокой налоговой  ставкой, очень жесткий режим  налогообложения прибыли и расходов, предусматривающий дополнительное налогообложение повышенных расходов на оплату труда, и отсутствие механизмов компенсации потерь налогоплательщиков в связи с проявлением в  условиях высокого уровня инфляции эффекта  так называемого «инфляционного налога».

Блок необходимых законов, сформировавших новую налоговую  систему РФ, был принят в самом  конце 1991 г.; начиная с 1992 г. они вступили в действие. С учетом накапливавшегося опыта применения новой налоговой  системы в налоговое законодательство вносилось значительное количество различных изменений и дополнений.

Этот пакет налоговых  законов, составлявших федеральное  налоговое законодательство, включал  в себя, прежде всего, базовый Закон  “Об основах налоговой системы  в Российской Федерации”, определявший общие принципы построения налоговой  системы, ее структуру, организацию  сбора налогов и контроля за их взиманием, права и обязанности  налогоплательщиков, перечень налогов  и сборов и ряд иных основополагающих положений налоговой системы.

Приступая к реформе налоговой  системы, правительство учло исключительную болезненность для большинства  бывших государственных предприятий  процесса коренной ломки сложившегося хозяйственного уклада. Кардинально  изменились вся система экономических  приоритетов и стимулов, сопровождающихся падением производства и платежеспособного  спроса. Резко уменьшился государственный  заказ, открылись внешние границы  для товарной интервенции из-за рубежа. Производители сырья и энергии  установили ценовой диктат.

В связи с этим, в рамках новой  налоговой системы были временно сохранены определенные элементы старого  хозяйственного механизма, включая  некоторые нерыночные инструменты: налогообложение расходов предприятий, использованных на оплату труда работников сверх законодательно установленного уровня. В качестве базы налогообложения  искусственно рассчитывались «рыночные цены». Облагалась НДС так называемая «финансовая помощь» и штрафы. Были сохранены налоговые льготы, неоправданные с точки зрения создания эффективной конкурентной среды.

Для действующей в РФ в 90-е годы ХХ в. налоговой системы характерны были следующие особенности: 1) высокий  удельный вес косвенных налогов, в частности пошлин и акцизных сборов; 2) относительно небольшая доля прямых налогов и сборов; 3) ориентация при выборе приоритетов между  объектами налогового изъятия, прежде всего на обложение предприятий и организаций и в меньшей степени - на физических лиц; 4) расширение базы налогообложения в результате привлечения к уплате налогов ранее освобожденных юридических и физических лиц; 5) введение ряда новых налоговых платежей, вовлекших в орбиту обложения такие объекты, как имущество, наследство, операции с ценными бумагами, особые виды деятельности, использование престижных наименований и некоторые другие. На федеральном уровне введение широкого перечня разнообразных налоговых льгот, ориентированных преимущественно на стимулирование производства жизненно важных товаров для населения.

Естественно, накопившиеся проблемы потребовали очередных шагов  в направлении совершенствования  российской налоговой системы, которые  нашли отражение в Налоговом  Кодексе Российской Федерации. Проблема налогов в России является не только экономической, но и социально-политической.

Сложившийся в конце 90-х  гг. в России экономический и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы. При этом решающая роль в  преодолении кризиса принадлежала налоговой службе, т.к. она обеспечивает более 92% поступлений средств в федеральный бюджет.

Экономисты и занимающиеся налоговой реформой специалисты  считают, что состояние бюджета  зависит, главным образом, от трех групп  факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной  промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая  служба страны.

Кризис выявил крупные  недостатки в налоговом законодательстве России. Такие как: нестабильность, фискальная направленность, не позволяющая  стимулировать отечественных производителей, противоречивость отдельных положений  законов и инструкций, применение слишком жестких финансовых санкций даже за неумышленные нарушения, наличие «лазеек» для уклонения от налогообложения.

Вместе с тем, действующее  налоговое законодательство России сыграло и позитивную роль на начальной  стадии перехода экономики к рыночным отношениям.

Объективно анализируя сложившуюся  в то время ситуацию в стране, можно сказать, что быстрое и  реальное увеличение доходов в бюджет могла обеспечить только активная деятельность налоговой службы. Другие группы факторов начали бы работать лишь в более  или менее отдаленном будущем.

Все это подчеркнуло необходимость  осуществления налоговой реформы, которая должна была решать две главные  задачи, причем противоречащие друг другу. С одной стороны, ослабление налогового давления на предприятия и организации, особенно на отечественных производителей. Необходимость создания для них  предпосылок для восстановления утраченных оборотных фондов, повышения  уровня выпуска продукции, чтобы  впоследствии начать новый подъем. В перспективе же нужно было добиться конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом  рынках. С другой стороны, стояла проблема сбалансирования текущего бюджета  по доходам и расходам, сокращения его дефицита, снижения внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных, региональных и местных потребностей. Ее решение требовало роста налоговых  поступлений, включая и таможенные сборы, т.к. других реальных источников просто не было.

Таким образом, основным курсом налоговой реформы было снижение федеральных налогов, перенос их центра тяжести с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений  между налогоплательщиками и  государством.

 

 

2.2 Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»

Самостоятельная налоговая  система Российской Федерации начала создаваться в октябре — декабре 1991 г. Законами от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены земельный налог  и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6—7 декабря 1991 г. были приняты  законы о налогах: на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц. Также был принят ряд законодательных актов о других налогах, сборах, пошлинах. Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г. Формирование налоговой системы России как независимого государства было завершено принятием Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее — Закон об основах налоговой системы).

Закон об основах налоговой  системы вводился в действие с 1 января 1992 г. (за исключением положений о порядке распределения в бюджетную систему налогов на добавленную стоимость и прибыль предприятий и организаций) и определял до 1 января 1999 г. (до введения в действие части первой Налогового кодекса РФ) общие принципы построения налоговой системы в РФ, устанавливал перечень налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, определял права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В нем были сформулированы основные общие положения о правилах установления и введения в действие новых налогов.

В соответствии с Законом  об основах налоговой системы  установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот, предоставляемых налогоплательщикам, осуществлялись Верховным Советом РФ (впоследствии Федеральным Собранием) и другими органами государственной власти. Органы государственной власти национально-государственных, национально - и административно-территориальных образований могли предоставлять дополнительные льготы по налогообложению только в пределах сумм налог зачисляемых в соответствии с законодательством РФ в их бюджеты. Законы, приводящие к изменению размеров налоговых платежей, не имели обратной силы.

Налоговую систему образовывала совокупность налогов, сборов пошлин и других платежей, взимаемых в установленном законом порядке. Под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимался обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

В соответствии с Законом  об основах налоговой системы плательщиками налогов являлись юридические лица, другие категории плательщиков и физические лица, на которых в соответствии с законодательными актами была возложена обязанность уплачивать налоги. Налогоплательщики подлежали постановке на учет в органах Государственной налоговой службы РФ (далее — ГНС, впоследствии преобразована в Министерство по налогам и сборам Российской Федерации, далее — МНС) в обязательном порядке. Порядок постановки на учет определялся в законах по конкретным видам налогов и других обязательных платежей. Банки и кредитные учреждения могли открывать расчетные и иные счета налогоплательщикам (за исключением физических лиц) только при предъявлении ими документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе. Банки должны были сообщать об открытии счетов в налоговые органы в пятидневный срок. В соответствии с Законом РФ от 16 июля 1992 г. № 3317-1 за невыполнение указанных требований на руководителей банков и кредитных учреждений налагались административные штрафы в размере пятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда (ММОТ или МРОТ).

Под объектами налогообложения понимались доходы (прибыль); стоимость определенных товаров; отдельные виды деятельности налогоплательщиков; операции с ценными бумагами; пользование природными ресурсами; имущество юридических и физических лиц; передача имущества; добавленная стоимость продукции (работ, услуг) и другие объекты, установленные законодательными актами.

Принцип однократности налогообложения был сформулирован в Законе об основах налоговой системы следующим образом: «Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз  за определенный Законом период налогообложения». При этом в соответствии с указанным Законом не устанавливалось запрета на повторное и многократное налогообложение одного и того же объекта, если эта повторность или многократность возникала в результате обложения различными видами налогов и осуществлялась в разные периоды времени.

Ставки налогов (за исключением ставок акцизов и таможенных пошлин) подлежали установлению Верховным Советом РФ и другими органами государственной власти в соответствии с указанным Законом (в редакции Закона РФ от 21 мая 1993 г. № 5006-1). На отдельные виды и группы товаров ставки акцизов устанавливались Правительством РФ. Ставки таможенных пошлин определялись в порядке, установленном Законом РФ «О таможенном тарифе».

Распределение средств от налогов и других обязательных платежей между бюджетами разного уровня и внебюджетными фондами осуществлялось в порядке и на условиях, определяемых высшим законодательным органом РФ и другими органами государственной власти в соответствии с Законом об основах налоговой системы и другими законодательными актами.

Закон устанавливал следующие  основные виды налоговых льгот:

  • необлагаемый минимум объекта налога;
  • изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
  • освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий налогоплательщиков;
  • понижение налоговых ставок;
  • вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);
  • целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочка взимания налогов);
  • прочие налоговые льготы.

Норма Закона об основах  налоговой системы (в редакции Закона РФ от 22 декабря 1992 г. № 4178-1) о запрете  предоставления индивидуальных налоговых льгот (льгот, предоставляемых отдельным налогоплательщикам) была сформулирована следующим образом: «Запрещается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер, если иное не установлено законодательными актами Российской Федерации». Таким образом, в принципе законодательство допускало предоставление индивидуальных налоговых льгот при соблюдении определенных условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Реорганизация налоговых органов РФ

Уже в период СССР в связи с  переходом к рыночным реформам возникает  необходимость в возрождении налоговых органов. Постановлением СМ СССР от 24 января 1990 г. «О Государственной налоговой службе» в системе Министерства финансов СССР создается Главная государственная налоговая инспекция (ГГНИ), в республиках, областях и районах — государственные налоговые инспекции (ГНИ). 21 мая 1990 г. принимается Закон СССР «О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций». 26 июля того же года постановлением СМ СССР утверждается Положение о Государственной налоговой службе (ГНС). Главной задачей ГНС был установлен контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет государственных налогов и других платежей.

В соответствии с Указом Президента России от 31 декабря 1991г. № 340 «О Государственной  налоговой службе Российской Федерации» ГНС РФ была выведена с 1 января 1992 г. из состава Минфина России и стала  центральным органом государственного управления, подчиненным Президенту РФ и Правительству РФ. В соответствии с этим Указом сотрудники ГНС обеспечивались в порядке, установленном для  работников органов внутренних дел, за счет средств, дополнительно взысканных работниками налоговых органов  в результате контрольной работы (в пределах до 10% этих сумм), создавался централизованный фонд социального  развития для сотрудников, имеющих  классные чины, вводилась форменная  одежда. Этим же Указом были утверждены Положение о Государственной налоговой службе с определением ее задач, функций, прав, даны гарантии правовой и социальной защиты работников инспекций и их семей и Положение о классных чинах работников. ГНС РФ возглавляет руководитель в ранге министра, назначаемый Президентом РФ. Руководителями ГНС РФ, а затем МНС РФ были И.Н. Лазарев, В.В. Гусев, В.Г. Артюхов, Б.Г. Федоров, Г.В. Боос, А.П. Починок, Г.И. Букаев.

Информация о работе Налоговая система России в 90-е годы