Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2012 в 10:27, курсовая работа
Целью курсового исследования является рассмотрение современной налоговой системы РФ и проблем ее совершенствования.
Реализация поставленной цели предполагает необходимость решения следующих задач:
- охарактеризовать особенности современной налоговой системы РФ;
- дать характеристику основных налогов Российской Федерации
- перечислить проблемы и ограничения развития современной налоговой системы;
- раскрыть перспективы развития налоговой системы РФ.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….….....3
1.ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ………………………………………………………………….…......4
1.1 Общая характеристика налоговой системы………………………….……...4
1.2 Классификация налогов и сборов……………………………………….…...9
2.ВИДЫ НАЛОГОВ В РФ……………………………………………..……......18
2.1 Налог на добавленную стоимость…………………………...…………..….18
2.2 Акцизы………………………………………………………………………..19
2.3 Налог на доходы физических лиц…………………………………………..21
2.4 Налог на прибыль…………………………………………………………....25
2.5 Единый социальный налог……………………………………………..…...27
2.6 Налог на имущество юридических лиц………………………….…..…......30
3.СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ……………….………….........31
3.1 Единый налог на вмененный доход……………………………………..….32
3.2 Упрощенная система налогообложения……………………………..……..33
3.3 Налогообложение сельхозпроизводителей…………………..………….....34
4. АНАЛИЗ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ….......................................................................................36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….……42
На что не начисляется налог
На прибыль от видов деятельности, переведенных на единый налог на вмененный доход (ЕНВД), а также на прибыль предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения или на уплату единого сельскохозяйственного налога.
В какой момент признать доходы и расходы при расчете налога на прибыль
При кассовом методе доходы в общем случае признаются в момент поступления денег на расчетный счет или в кассу, а расходы — в момент, когда организация погасила обязательство перед поставщиком. Так, если аренда офиса за август фактически оплачена в октябре, то при кассовом методе бухгалтер покажет расходы в октябре, а не в августе.
Налоговые ставки
Основная ставка налога на прибыль составляет 20 процентов (2 процента зачисляется в федеральный бюджет, и 18 процентов — в региональный). Для некоторых видов дохода введены другие значения. Из этих видов дохода на практике бухгалтер чаще всего имеет дело с полученными дивидендами, для которых в общем случае действует ставка 9 процентов (в полном объеме зачисляется в федеральный бюджет).
Как рассчитать налог на прибыль
Нужно определить налоговую базу (то есть прибыль, подлежащую налогообложению) и умножить ее на соответствующую налоговую ставку. По прибыли, подпадающей под разные ставки, базы определяются отдельно.
Налоговая база рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода, который соответствует одному календарному году. Иными словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет налоговой базы начинается с нуля.
Если по итогам года оказалась, что расходы превысили доходы, и компания понесла убытки, то налоговая база считается равной нулю. Это значит, что величина налога на прибыль не может быть отрицательной, сумма налога должна быть либо нулевой, либо положительной.
Правильность расчета базы должна подтверждаться записями в регистрах налогового учета. Эти регистры каждое предприятие разрабатывает самостоятельно и закрепляет в учетной налоговой политике. На практике регистры налогового учета аналогичны регистрам бухгалтерского учета. Два вида учета — налоговый и бухгалтерский — нужны, чтобы отразить разные правила формирования доходов и расходов, действующие соответственно в налоговом и бухучете. В некоторых случаях «налоговая» и «бухгалтерская» прибыль могут совпадать.
Независимо от выбранного способа начисления авансовых платежей по окончании календарного года бухгалтер выводит итоговую величину налога на прибыль за прошедший год. Затем он сравнивает ее с суммой авансовых платежей, начисленных по итогам отчетных периодов. Если авансовые платежи в сумме оказались меньше итоговой величины налога, предприятие доплачивает разницу в бюджет. Если же образовалась переплата, бухгалтер учтет ее в следующих периодах. Итоговую сумму налога на прибыль необходимо заплатить не позднее 28 марта следующего года.
2.5. Единый социальный налог
С 1 января 2010 года глава 24 «Единый социальный налог» утратил силу (Федеральный закон от 14.07.2009 г. №213-Ф3). ЕСН заменен страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Новый порядок исчисления взносов регулируется Федеральным законом от 24.07.2009г. №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон о страховых взносах).
С 2010 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов будет возложена:
- на Пенсионный фонд в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в бюджет ПФ РФ и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в бюджеты ФОМС;
- на ФСС в отношении
страховых взносов на
Здесь следует обратить внимание на то, что в отличие от налоговых органов, органам, контролирующим уплату страховых взносов, не предоставлено полномочий приостанавливать операции по счетам плательщика в банке, а также производить выемку документов.
Согласно п.1 ст.5 Закона
о страховых взносах
1) лица, производящие
выплаты и иные вознаграждения
физическим лицам: организации,
2) лица, не производящие
выплаты и иные вознаграждения
физическим лицам:
Для различных категорий плательщиков установлены разные объекты обложения страховыми взносами.
Правила начисления и уплаты страховых взносов для организаций и адвокатов, производящих выплаты физическим лицам
Объект обложения страховыми взносами в целом совпадает с объектом обложения ЕСН. В качестве объекта обложения страховыми взносами для организаций и адвокатов, производящих выплаты физическим лицам, установлены выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг. Под адвокатами, производящими выплаты физическим лицам, подразумеваются адвокаты, учредившие адвокатский кабинет и производящие выплаты бухгалтерам, стажерам и помощникам.
Для плательщиков страховых взносов, указанных в п.1 ч.1 ст.5 Закона о страховых взносах, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица, которому производятся выплаты и иные вознаграждения, устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм превышения указанной предельной величины страховые взносы не взимаются. Предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации в соответствии с ростом средней заработной платы в Российской Федерации (п.4,5 ст.8 Закона о страховых взносах).
С 01.01.2011 общий тариф страхового взноса составлял 34% (напомним, ставка ЕСН - 26%). (в 2012г. 22%) Распределение такое:
-по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование - 26%.(в 2012г. 22%) В отношении лиц 1966 года рождения и старше вся начисленная сумма подлежит направлению на финансирование страховой части трудовой пенсии. Страховой взнос по лицам 1967 года рождения и моложе, как и раньше, разбивается на две составляющие - на страховую (20%) (в 2012г. 18%) и накопительную (6%) части трудовой пенсии;
-по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,9%;
-по страховым взносам в ФФОМС - 2,1%,
- по страховым взносам в ТФОМС- 3%.(в 2012г. 5,1% в ФФОМС, т.к. ТФОМС отменен)
При этом в отношении отдельных плательщиков введены переходные положения на период до 2015 года. С 01.01.2015 всех уравняют.
2.6. Налог на имущество юридических лиц
Где введена уплата налога на имущество организаций
Во всех субъектах
РФ: республиках, краях, областях, автономных
округах и в городах
Как соотносятся общие правила и региональные особенности
Правила начисления и уплаты налога на имущество организаций закреплены в главе 30 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех субъектов РФ, но при этом региональные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.
Так, закон того или иного субъекта может утвердить свои ставки налога, но эти ставки не должны превышать 2,2 процента. Кроме того, регион имеет право установить собственные сроки уплаты налога и авансовых платежей. Наконец, власти субъекта РФ могут по своему усмотрению ввести региональные льготы по налогу на имущество, а также установить (либо не установить) отчетные периоды в рамках налогового периода.
Кто платит налог на имущество организаций
Российские организации, на балансе которых числятся основные средства (ОС).
Иностранные организации, работающие в России через постоянные представительства и имеющие основные средства или получившие имущество по концессионному соглашению (такие компании учитывают имущество по правилам российского бухучета).
Иностранные организации, не создавшие в России постоянных представительств, но владеющие недвижимостью на территории РФ, либо получившие такую недвижимость по концессионному соглашению.
3.СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ
Специальный налоговый режим - это особый порядок исчисления и уплаты налогов, в том числе замена одним налогом совокупности установленных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.
Возможность применения специальных налоговых режимов (систем налогообложения) предусмотрена пунктом 3 статьи 18 Закона РФ от 27.12.91 № 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (в ред. От 31.12.2001; далее - Закон № 2118-1).
Перечень специальных налоговых режимов приводится в статье 18 части первой НК РФ. Эта статья кодекса начнет действовать со дня признания Закона № 2118 - 1 утратившим силу. Возможно также, что до этого момента в нее еще будут внесены изменения.
Федеральный закон от 24.07.2002 № 104-ФЗ (далее - Закон № 104-ФЗ), который дополняет раздел VIII.1 Налогового кодекса РФ (посвященный специальным налоговым режимам) новыми главами. Речь идет о главе 262 "Упрощенная система налогообложения" (далее - глава 262) и главе 263 "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" (далее - глава 263) НК РФ.
Обе главы вводятся в действие с 1 января 2003 года и существенно меняют условия применения этих налоговых режимов.
Правовые основы и порядок введения в действие закона.
Закон № 104-ФЗ предусматривает введение в действие с 1 января 2003 года специальных налоговых режимов: упрощенной системы налогообложения и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) для отдельных видов деятельности. Несмотря на то, что статьей 5 кодекса не определен порядок вступления в силу актов законодательства о специальных налоговых режимах, права налогоплательщиков не будут нарушены. Ведь с момента официальной публикации Закона № 104-ФЗ до начала нового календарного года пройдет около полугода. Этого времени достаточно для подготовки к переходу на тот или иной специальный режим.
3.1 Единый налог на вмененный доход
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, вводится в действие с 1 января 2003 года.
Предусматривается замена ряда существующих налогов единым налогом. Обязанность по уплате страховых взносов в ПФР в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании сохраняется.
Система единого налога
на вмененный доход
Вмененный доход определяется
путем умножения базовой
Ставка единого налога устанавливается в размере 15% величины вмененного дохода.
Порядок введения единого налога определяется законом субъекта Российской Федерации.
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Установлен специальный
налоговый режим, применяемый при
выполнении соглашений, которые заключены
в соответствии с Федеральным
законом от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ "О
соглашениях в разделе
3.2 Упрощенная система налогообложения
Упрощенная система налогообложения, вводится в действие с 1 января 2003 года.
Упрощенная система налогообложения предусматривает для организаций, являющихся субъектами малого предпринимательства, и индивидуальных предпринимателей замену единым налогом наиболее сложных по режиму применения налогов, таких как налог на прибыль организаций, НДС, налог с продаж, налог на имущество организаций и единый социальный налог. Сохраняется обязанность налогоплательщиков уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в соответствии с законодательством об обязательном пенсионном страховании.
Предусматриваются два объекта налогообложения: доход от реализации товаров (работ, услуг) и доход, уменьшенный на понесенные налогоплательщиком расходы. Выбор объекта налогообложения налогоплательщик осуществляет самостоятельно.
Определяются критерии перехода на упрощенную систему налогообложения. Так, не вправе применять упрощенную систему организации и индивидуальные предприниматели, средняя численность работников которых за налоговый (отчетный) период, определяемая в порядке, устанавливаемом Госкомстатом России, превышает 100 человек. Еще одним критерием для перехода на упрощенную систему является ограничение дохода налогоплательщика - 15 млн. руб. и стоимости амортизируемого имущества, находящегося в собственности налогоплательщика-организации, - 100 млн. руб., которые не должны превышать указанных сумм по итогам налогового (отчетного) периода.