Налоговая система Российской Федерации и пути её совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучение особенностей налоговой системы РФ и направлений её совершенствования.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
1. Изучить сущность налогов и налоговой системы РФ
2. Изучить деятельность ФНС как центрального звена контроля в налоговой сфере.
3. Исследовать особенности совершенствования на налоговой системы РФ.

Содержание работы

• Введение
• Глава I. Сущность налогов и налоговой системы России
• 1.1 История развития налоговой системы России
• 1.2 Особенности налоговой системы России
• Глава 2. Федеральная налоговая служба как центральное контролирующее звено налоговой системы России
• 2.1 Федеральная налоговая служба РФ: цели, задачи, нормативно-правовое регулирование
• 2.2 Организационная структура Федеральной налоговой службы РФ
• Глава 3. Совершенствование налоговой системы РФ
• 3.1 Концепции развития налогообложения в России
• 3.2 Налоговая политика России на 2013-2015 годы
• Заключение
• Библиографический список

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 43.16 Кб (Скачать файл)

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ВОРОНЕЖСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ

Экономический факультет

Кафедра экономики финансов и учета

Курсовая работа по дисциплине "Финансы"

Тема: "Налоговая система  России и пути её совершенствования"

Проверил: к. э. н. ДОУ Смольянинова И.В.

Выполнил: группа ФН-102, курс 5с, Колосова М.И.

Воронеж 2012

Содержание

  • Введение
  • Глава I. Сущность налогов и налоговой системы России
  • 1.1 История развития налоговой системы России
  • 1.2 Особенности налоговой системы России
  • Глава 2. Федеральная налоговая служба как центральное контролирующее звено налоговой системы России
  • 2.1 Федеральная налоговая служба РФ: цели, задачи, нормативно-правовое регулирование
  • 2.2 Организационная структура Федеральной налоговой службы РФ
  • Глава 3. Совершенствование налоговой системы РФ
  • 3.1 Концепции развития налогообложения в России
  • 3.2 Налоговая политика России на 2013-2015 годы
  • Заключение
  • Библиографический список

Введение

Данная тема сложна, интересна  и в тоже время важна, потому что  одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства  является обеспечение устойчивого  сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой  системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов  государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса.

Налоги в нашей жизни  определяют многое, от того, сколько  их будет собрано, зависит благополучие страны, региона, конкретного города. Государство обязано оберегать  свое общество от внешних врагов, оберегать  каждого члена общества от всякой несправедливости и притеснения  со стороны всякого другого члена  общества, обязано содержать общественные предприятия и учреждения, устройство и содержание которых не под силу одному или нескольким лицам вместе, поскольку прибыль от деятельности этих предприятий и учреждений не может покрыть необходимые расходы. В истории развития общества еще  ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется  определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени  определяется суммой расходов государства  на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Применение налогов является одним из экономических методов  управления и обеспечения взаимосвязи  общегосударственных интересов  с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной  подчиненности, форм собственности  и организационно - правовой формы  предприятия. С помощью налогов  определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов  регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций, формируется  хозрасчетный доход и прибыль  предприятия.

В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и  развития приоритетных отраслей народного  хозяйства, через налоги государство  может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств  и ликвидации убыточных предприятий. Вот почему данная тема столь актуальна  для России.

Предмет исследования курсовой работы - налоговая система РФ и  пути ее совершенствования. Объект исследования - совокупность налоговых отношений.

Цель данной работы - изучение особенностей налоговой системы  РФ и направлений её совершенствования.

Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:

1. Изучить сущность налогов  и налоговой системы РФ

2. Изучить деятельность  ФНС как центрального звена  контроля в налоговой сфере.

3. Исследовать особенности  совершенствования на налоговой  системы РФ.

налоговая система россия федеральная

Глава I. Сущность налогов и налоговой системы  России

1.1 История развития  налоговой системы России

Прежде всего необходимо отметить, что налоговая система  представляет собой весьма сложное, эволюционирующее социальное образование, тесно связанное с развитием  государства и экономики. Изучение налогов занимались величайшие умы  человечества как из экономической  сферы так и из других сфер областей человеческого знания.

Налоги известны давным-давно, еще на заре человеческой цивилизации. Их появление связано с самыми первыми общественными потребностями. Если сначала налоги взимались в  виде различных натуральных податей  и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с  покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.

Обложение людей налогами старо как мир. Оно существовало уже в библейские времена, и было неплохо организовано. Одним из самых  известных тогда налогов была ”десятина”: десятую часть урожая крестьянин отдавал в уплату за пользование  землей. Этот налог просуществовал почти до конца девятнадцатого столетия. Непосредственные сборщики налогов  не пользовались популярностью в  народе, хотя они лишь выполняли  волю правительств. Поскольку сбор налогов - дело хлопотное, требует содержания специального аппарата, в некоторых  странах, чтобы сэкономить государственные  средства, право взимать налоги выставлялось на торгах. Получал его тот, кто  давал самую высокую цену. Он становился "откупщиком”. Естественно, что такой  сборщик налогов, чтобы покрыть  затраты и получить прибыль от избранной деятельности, ответственно относился к выполнению своих  обязанностей.

Определенный вклад в  теорию налогов сделали ученые-экономисты в России. Так, по мнению Н. Тургенева, "налоги суть средства к достижению цели общества или государства, т.е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество, или при составлении государств. На нём основывается и право правительства  требовать податей от народа”.А. Тривус считал, что "налог представляет собой принудительное изъятие от плательщика некоторого количества материальных благ без соответствующего эквивалента. Конечно, в некотором  отношении, эквивалентом являются те услуги, которые оказывает плательщику  государственная власть”.А. Соколов  утверждал, что "под налогом нужно  разуметь принудительный сбор, взимаемый  государственной властью с отдельных  хозяйственных лиц или хозяйств для покрытия ею расходов или для  достижения каких-либо задач экономической  политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента”. [8; 87]. По мнению А. Соколова, налоги, как  финансовый инструмент государства обеспечивают: собирание денежных сумм с населения, регулирование денежных доходов и частно-хозяйственного накопления, перераспределение полученных доходов или прибыли, принудительное накопление средств, равновесие между спросом и предложением.

С началом в 1992 году экономической  реформы в Российской Федерации  был принят пакет налоговых законов, составивших принципиально новую  налоговую систему, от действенности  которой непосредственно зависит  успех преобразований в нашей  стране. Возникшая в последние  годы в России новая экономическая  ситуация поставила много вопросов в области налогообложения. Некоторые  из них уже решаются. Но имеется  целый ряд проблем, требующих  дополнительной исследовательской  проработки. Поэтому изучение истории  налогов и налогообложения в  настоящий момент имеет важное значение.

1.2 Особенности  налоговой системы России

Система налогов и сборов стран представляет собой совокупность определенным образом сгруппированных  и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов, взимание которых  предусмотрено налоговым законодательством.

Закон Российской Федерации "Об основах налоговой системы  в Российской Федерации" предусматривал 53 вида налога и сбора, а по Налоговому Кодексу РФ их существенно меньше - 28.

В то же время всякая система  есть целостный комплекс взаимосвязанных  элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы  более высокого порядка. Такой системой более высокого порядка по отношению  к системе налогов и сборов РФ является налоговая система.

Налоговая система представляет собой основанную на определённых принципах  систему урегулированных нормами  права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.

Налоговая система Российской Федерации, в частности, включает:

систему налогов и сборов РФ;

систему налоговых правоотношений;

систему участников налоговых  правоотношений;

нормативно-правовую базу сферы налогообложения.

Эффективное функционирование налоговой системы страны нацелено на выполнение нескольких задач. Прежде всего налоговая система должна усиленно решать фискально-перераспределительную  задачу, т.е. путём перераспределения  доходов предпринимателей и населения  обеспечивать финансовыми ресурсами  доходную часть госбюджета (в развитых странах налоги покрывают в среднем  до 90% доходов госбюджета). Эта система  должна функционировать таким образом, чтобы, как минимум, не подрывать  стимулы к производственной и  вообще экономической деятельности, а в лучшем случае способствовать формированию и усилению подобных стимулов.

Существующие налоги в  зависимости от подходов к их классификации  можно подразделить на несколько  видов: республиканские (общегосударственные); прямые и косвенные; самостоятельные  и дополнительные; постоянные (обычные) налоги и чрезвычайные (временные); основные и добавочные налоги; налоги на юридические и физические лица и т.д.

По данным министерства РФ по налогам и сборам, определяющая роль в формировании бюджетной системы  принадлежит четырём налогам: НДС, акцизам, налогам на прибыль предприятий  и подоходному налогу с физических лиц; на их долю приходится ѕ всех поступлений  в консолидированном бюджете.

Механизм реализации принципов  функционирования налоговой системы  РФ определяется Налоговым Кодексом РФ (частью первой). [3; 121]

В Налоговом Кодексе  РФ (ст.7) сформулированы основные принципы налоговой системы, регулирующие налогообложение  на всей территории России:

1) Каждое лицо (юридическое  или физическое) обязано уплачивать  установленные налоговым законодательством  налоги, в отношении которых это  лицо является налогоплательщиком.

2) Налоги устанавливаются  в целях финансового обеспечения  функционирования и развития  общества.

3) Налоги не могут  применяться, исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных  и иных подобных критериев.

4) Не допускается установление  налогов, нарушающих экономическое  пространство и налоговую систему  РФ.

5) Не допускается устанавливать  дополнительные налоги, повышение  либо дифференцирование ставки  налогов и налоговых льгот  в зависимости от форм собственности,  организационно-правовой формы организации,  гражданства физического лица, а также от государства, региона или географического места происхождения уставного капитала (фонда) или имущества налогоплательщика.

Обобщая всё выше сказанное  в данном разделе необходимо отметить, что в условиях коренной перестройки  социальных и экономических основ  хозяйствования в России значительно  возросла роль налогов и налоговой  политики государства. Из довольно пассивного и инерционного инструмента мобилизации  доходов в госбюджет, каким налоги были в прежней системе хозяйствования, они превращаются в один из важнейших  рычагов управления экономикой. Поэтому  от налоговой политики и качества системы налогообложения сегодня  в гораздо большей степени, чем  прежде зависит развитие национальной экономики.

Глава 2. Федеральная  налоговая служба как центральное  контролирующее звено налоговой  системы России

2.1 Федеральная  налоговая служба РФ: цели, задачи, нормативно-правовое регулирование

Федеральная налоговая  служба (ФНС России) является федеральным  органом исполнительной власти. Она  осуществляет функции по контролю к  надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации, за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством  и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов. Федеральная налоговая служба находится  в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральная налоговая  служба руководствуется в своей  деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами  и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми  актами Министерства финансов Российской Федерации, а также настоящим  Положением.

Главными задачами ФНС  являются:

1. выработка и проведение  единой государственной налоговой  политики - система мер, проводимых  государством в области налогов  и налогообложения. Включает установление  круга налогоплательщиков и объектов  налогообложения, видов применяемых  налогов, величин налоговых ставок  и налоговых льгот.

2. координация деятельности  ФОИВ по вопросам налогов и  сборов 3 осуществление контроля  за полнотой и своевременностью  внесения в бюджетную систему  Российской Федерации налогов  и сборов.

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации и пути её совершенствования