Налоговая система Российской Федерации и пути её совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 18:15, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - изучение особенностей налоговой системы РФ и направлений её совершенствования.
Для достижения поставленной цели будут решены следующие задачи:
1. Изучить сущность налогов и налоговой системы РФ
2. Изучить деятельность ФНС как центрального звена контроля в налоговой сфере.
3. Исследовать особенности совершенствования на налоговой системы РФ.

Содержание работы

• Введение
• Глава I. Сущность налогов и налоговой системы России
• 1.1 История развития налоговой системы России
• 1.2 Особенности налоговой системы России
• Глава 2. Федеральная налоговая служба как центральное контролирующее звено налоговой системы России
• 2.1 Федеральная налоговая служба РФ: цели, задачи, нормативно-правовое регулирование
• 2.2 Организационная структура Федеральной налоговой службы РФ
• Глава 3. Совершенствование налоговой системы РФ
• 3.1 Концепции развития налогообложения в России
• 3.2 Налоговая политика России на 2013-2015 годы
• Заключение
• Библиографический список

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 43.16 Кб (Скачать файл)

Достижению вышеуказанных  целей будет способствовать налоговый  маневр, который заключается в  снижении налоговой нагрузки на труд и капитал и повышении ее на потребление, включая дорогую недвижимость, на рентные доходы, возникающие при  добыче природных ресурсов, а также  в переходе к новой системе  налогообложения недвижимого имущества.

В части мер налогового стимулирования следует особое внимание обратить на изменения в законодательство о налогах и сборах по следующим  направлениям:

1. Поддержка инвестиций  и развития человеческого капитала, затрагивающая:

систему налогообложения  доходов физических лиц - в части  поддержки отдельных категорий  плательщиков налога на доходы физических лиц (освобождение от НДФЛ социально  значимых доходов и систематизация перечня доходов, освобождаемых  от налогообложения согласно ст.217 НК РФ), уточнения порядка предоставления имущественного налогового вычета родителям  при приобретении имущества в  долевую собственность с несовершеннолетними  детьми или в пользу них, а также  в том случае, если налогоплательщик по имуществу, приобретенному в общую  совместную или долевую собственность  не воспользовался своим правом на вычет, то возможность повторного пользования  данным вычетом по другому объекту  будет предоставляться в полном объеме.

налог на прибыль организаций - в части уточнения правил восстановления амортизационной премии при реализации основных средств ранее, чем по истечении  пяти лет с момента введения их в эксплуатацию, и продолжения процесса сближения правил бухгалтерского и налогового учета.

налог на имущество организаций - предложения об исключении из объекта  обложения данным налогом объектов, относящихся к движимому имуществу (машины, оборудование) и расширении полномочий субъектов Российской Федерации  по установлению налоговой ставки и  в перспективе переход к расчету  налоговой базы на основе кадастровой  стоимости объектов недвижимости.

2. Совершенствование налогообложения  при операциях с ценными бумагами  и финансовыми инструментами  срочных сделок, а также иных  финансовых операциях.

Работу по этому направлению  предполагается вести в части  совершенствования налогообложения  операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, а также при получении и  выплате дивидендов. В частности, подлежит уточнению порядок определения  налоговой базы по налогу на прибыль  организаций при совершении операций с депозитарными расписками и  финансовыми инструментами срочных  сделок и ситуация с исчислением  и удержанием налога на прибыль организаций  с процентных доходов иностранных  организаций по еврооблигациям. Предполагается продолжение работы по определению  конкретных услуг, оказываемых профессиональными  участниками рынка ценных бумаг, которые возможно освободить от НДС, и по совершенствованию процедуры  зачета НДС для профессиональных участников рынка ценных бумаг в  части определения соотношения  облагаемого и необлагаемого  оборота.

3. Совершенствование специальных  налоговых режимов для малого  бизнеса.

Как видно из данного  документа, уже сейчас определена дата введения патентной системы налогообложения  для индивидуальных предпринимателей - 1 января 2013 года. Патентная система  налогообложения будет выступать  как самостоятельный специальный  налоговый режим с включением в НК РФ новой главы 26.5 Субъектам  Российской Федерации до конца 2012 года необходимо будет принять законы о введении с 1 января 2013 года на своих  территориях патентной системы  налогообложения по 47 видам деятельности. Применение данного режима также  будет возможно индивидуальными  предпринимателями, привлекающими  наемных работников, средняя численность  которых не превышает 15 человек. Суммы  уплачиваемого патента в размере 90% будут формировать бюджеты  муниципальных образований, а 10% - бюджеты  субъектов Российской Федерации. С  введением нового специального налогового режима, как было уже официально объявлено и ранее, переход на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход  с 2013 года станет добровольным, а по мере расширения сферы применения патентной  системы налогообложения данный режим будет отменен (предварительно с 2018 года). По упрощенной системе налогообложения, единому сельскохозяйственному  налогу, единому налогу на вмененный  доход для определенных видов  деятельности предполагается принятие мер, направленных на упрощение процедуры  перехода на них, а также на совершенствование  порядка исчисления и уплаты налогов, исключения двойного ведения бухгалтерского и налогового учета.

4. Развитие взаимосогласительных  процедур в налоговых отношениях.

Данное направление предполагает, прежде всего, внедрение комплекса  мер на развитие досудебного порядка  рассмотрения налоговых споров. В  частности, введение обязательной досудебной процедуры для всех актов налоговых  органов, действий или бездействия  должностных лиц налоговых органов; увеличение срока на подачу налогоплательщиком апелляционной жалобы на не вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении (об отказе в  привлечении) к ответственности  за совершение налогового правонарушения с 10 дней до одного месяца; предоставление возможности кассационного обжалования  в Федеральную налоговую службу решений, вступивших в силу, при этом подача кассационной жалобы не лишает права налогоплательщика на подачу заявления в суд. Начатый в  последние годы процесс интенсификации информационного взаимодействия между  налоговыми органами и налогоплательщиками  будет продолжен в разрезе  дальнейшего развития доступной  информационной поддержки, системы  электронного документооборота и построения новых интерактивных Интернет-сервисов "Создай свой бизнес", представляющий собой пошаговую инструкцию по созданию и ведению бизнеса с точки  зрения налогообложения, а также "Личный кабинет налогоплательщика для  юридического лица" как продолжение  действующего в настоящее время  сервиса ""Личный кабинет налогоплательщика  для физических лиц".

В части мер, предусматривающих  повышение доходов бюджетной  системы Российской Федерации, планируется  внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим  направлениям:

1. Налогообложение природных  ресурсов.

2. Акцизное налогообложение.

3. Введение налога на  недвижимость.

4. Сокращение неэффективных  налоговых льгот и освобождений.

5. Совершенствование налога  на прибыль организаций.

6. Совершенствование налогового  администрирования.

7. Противодействие уклонению  от налогообложения с использованием  низконалоговых юрисдикций.

8. Страховые взносы на  обязательное пенсионное, медицинское  и социальное страхование.

Рассмотрим наиболее значимые изменения в этой группе мер.

Прежде всего необходимо сказать, что в сфере налогообложения  природных ресурсов готовится внедрение  новых механизмов налогообложения  добычи природных ресурсов на основе результатов финансово-хозяйственной  деятельности организаций как наиболее эффективной форме изъятия ренты  с экономической точки зрения и применяемой в налоговых  системах ряда развитых нефтедобывающих  стран. И еще одно важнейшее из планируемых нововведений для налогоплательщиков добывающей отрасли - это установление ставок НДПИ в зависимости от мировых  цен на соответствующие полезные ископаемые, доля экспорта которых  превышает 50 процентов.

Традиционное повышение  ставок акцизов произойдет в 2015 году по алкогольной продукции на 25 процентов  от установленной ставки 2014 года (ст. 193 НК РФ), на сигареты и папиросы - в  пределах 20 процентов от ставок 2014 года. Незначительно будут повышены ставки на пиво и напитки, изготавливаемые  на основе пива, - в пределах 11 процентов  от ставок 2014 года, на моторное топливо  и прочие подакцизные товары в  пределах 10 процентов по отношению  к ставкам 2014 года.

Планируемое завершение оценки капитального строительства в 2012 году Минэкономразвития будет являться завершающим этапом по введению налога на недвижимость, к числу плательщиков которого первоначально предполагается отнести только физических лиц, имеющих  в собственности недвижимое имущество, земельные участки или обладающие правом постоянного (бессрочного) пользования  или пожизненного наследуемого владения на землю. В законопроекте о введении налога на недвижимость предусматривается  система налоговых льгот в  виде стандартных и социальных вычетов  в отношении одного объекта налогообложения  по выбору налогоплательщика.

Достаточно активно обсуждаемый  в последнее время вопрос о  введении налога на роскошь или о  налогообложении престижного потребления  также нашел отражение в Основных направлениях налоговой политики. Налогообложение  престижного потребления предусматривается  в рамках планируемого к введению налога на недвижимость и действующего транспортного налога. По налогу на недвижимость предполагается установить максимальную ставку для всех объектов недвижимости в собственности одного физического лица, если кадастровая  стоимость всех данных объектов превышает 300 млн. руб. По транспортному налогу ожидается введение минимальной  ставки без возможности ее снижения регионами для легковых автомобилей  с мощностью двигателя свыше 410 л. с. в размере 300 рублей за 1 л. с., а  также увеличение базовых ставок транспортного налога для мощных мотоциклов, гидроциклов, катеров и  яхт. Повышенные ставки будут иметь  действие к перечисленным выше транспортным средствам 2000 года выпуска и позже, и если они не используются исключительно  для участия в спортивных соревнованиях.

Продолжится работа по инвентаризации и оптимизации налоговых льгот  в целом и по региональным и  местным налогам, в частности. Планируется  поэтапно отменить наиболее "дорогостоящие" льготы для бюджета по налогу на имущество организаций в отношении  железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий  энергопередачи с установлением  в течение 7 лет пониженных предельных налоговых ставок для таких категорий  налогоплательщиков.

Совершенствование налогообложения  прибыли будет идти по трем направлениям. Первые два направления связаны  с необходимостью уточнения отдельных  положений законодательства, ввиду  достаточно широкого распространения  среди налогоплательщиков "хороших" условий налогообложения и, как  следствие, ведущих к бюджетным  потерям. Первое направление связано  с уточнением доходов, получение  которых не влияет на налоговую базу по налогу на прибыль организаций (касается доходов в виде имущества, имущественных  прав или неимущественных прав, которые  переданы акционерами (участниками) обществ (товариществ) в целях увеличения чистых активов, а второе - с уточнением порядка признания отдельных  видов расходов, в частности, при  применении специального коэффициента 2 к основной норме амортизации  вотношении амортизируемых основных средств, используемых в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности. Если говорить о третьем направлении, то оно связано с появлением в будущем в налоговом законодательстве по налогу на прибыль возможности заключать соглашения о распределении расходов между участниками группы взаимозависимых компаний.

И заключительный блок изменений  в данной группе мер, безусловно, связан с совершенствованием налогового администрирования. Основная задача предлагаемых здесь  изменений - снижение уровня административной нагрузки за счет привлечения к налогообложению  большего числа налогоплательщиков. Среди обозначенных мер можно  выделить изменения, которые будут  направлены на усиление информационного  взаимодействия между налоговыми органами и банками, контроля за налогоплательщиками, уклоняющихся от исполнения обязанностей налогоплательщика, в том числе  посредством участия "фирм-однодневок", а также на постепенный переход  представления всех первичных документов в налоговые органы в электронном  виде.

Несмотря на то, что в  настоящее время страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское  и социальное страхование в налоговую  систему не включены, нельзя не отметить предложение, содержащееся в Основных направлениях относительно сохранения общего тарифа страховых взносов  во внебюджетные фонды после льготного  периода 2012-2013 в размере 30 процентов  и на последующие года.10-ти процентный тариф, предусмотренный при достижении базы обложения страховыми взносами предельной величины, предлагается также  сохранить.

Заключение

Итак, в условиях рыночной экономики любое государство  широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления  рынка. Налоги, как и вся налоговая  система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Применение налогов является одним из экономических методов  управления и обеспечения взаимосвязи  общегосударственных интересов  с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной  подчиненности, форм собственности  и организационно - правовой формы  предприятия. С помощью налогов  определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности  с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов  регулируется внешнеэкономическая  деятельность, включая привлечение  иностранных инвестиций, формируется  хозрасчетный доход и прибыль  предприятия.

В условиях перехода от административно - директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и  развития приоритетных отраслей народного  хозяйства, через налоги государство  может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств  и ликвидации убыточных предприятий.

Сохраняется курс на совершенствование  налогового администрирования с  одновременным снижением административной нагрузки на налогоплательщиков, оптимизацию  процедур регистрации и постановки на налоговый учет налогоплательщиков, повышение стабильности и прозрачности налоговой системы в целом.

Таким образом, хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение  общества, без них ни одно государство  существовать не сможет.

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Официальный текст. - М.: НОРМА, 2009.

2. Налоговый Кодекс Российской  Федерации. Официальный текст. - М.: Эксперт, 2010

3. Аронов М.Н. Современное налоговое  законодательство РФ. - М.: Эксперт, 2009

4. Полный сборник кодексов Российской  Федерации. - М.: Информэкспо, 2010. - 928с.

5. Аронов М.Н. Современное налоговое  законодательство РФ. - М.: Эксперт, 2009

6. Булатова А.С. Экономика: Учебник  для вузов. - М.: Бек, 2011.

7. Борисов Е.Ф. Экономическая  теория: Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 2009

8. Бранзман Н.Э. История налогообложения. - М.: Тикс 2009.

9. Дайменс М. Фискальная политика  в условиях перехода к рыночным  отношениям. - М.: Инфра-М 2009.

10. Ногайлов С.М. Основы налогообложения. - Спб.: Питер, 2009

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации и пути её совершенствования