Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 18:23, курсовая работа
Налоговой системе налогообложения сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.
В курсовой работе раскрыта не только сущность и роль налогов в условиях рыночной экономики, но и дано представление о системах налогообложения развитых стран, сделана попытка сравнить их, выявить общие проблемы и тенденции их развития.
Тема работы чрезвычайно актуальна сегодня и будет интересна тем, кто занимается проблемами экономики, финансов, налогообложения.
Введение
«В жизни
несомненны две вещи: смерть и налоги»
- эти слова принадлежат
Необходимость налогов предопределена комплексом объективных факторов развития человеческого общества, факторов экономического и социального характера. Налогообложение призвано обеспечить относительное равновесие экономических интересов всех участников воспроизводственных процессов.
Налоги являются главной статьёй бюджетных доходов государства.
Огромные средства, взимаемые в виде налогов и перераспределяемые через бюджет, составляют главную экономическую силу государства. Проблемам налогов и современной налоговой системы Российской Федерации уделяется сегодня столь пристальное внимание, так как именно они определяют жизнь современного общества.
Налоговой системе налогообложения сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.
В курсовой работе раскрыта не только сущность и роль налогов в условиях рыночной экономики, но и дано представление о системах налогообложения развитых стран, сделана попытка сравнить их, выявить общие проблемы и тенденции их развития.
Тема работы чрезвычайно актуальна сегодня и будет интересна тем, кто занимается проблемами экономики, финансов, налогообложения.
Глава 1. Налоговая система в рыночной экономике
1.1 Сущность, структура и основные принципы налогообложения
налог рыночная экономика
Система налогов и сборов стран представляет собой совокупность определенным образом сгруппированных и взаимосвязанных друг с другом налогов и сборов, взимание которых предусмотрено налоговым законодательством. Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусматривал 53 вида налога и сбора (при взимании налога с продаж – 36), А по Налоговому Кодексу РФ их существенно меньше – 28 (при взимании налога на недвижимость и того меньше – 25).
В то же время всякая система есть целостный комплекс взаимосвязанных элементов, которые, выступая системой более низкого порядка, одновременно представляют собой элемент системы более высокого порядка. Такой системой более высокого порядка по отношению к системе налогов и сборов РФ является налоговая система.
Налоговая система представляет собой основанную на определённых принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогообложения.
Налоговая система Российской Федерации, в частности, включает:
- систему налогов и сборов РФ;
- систему налоговых правоотношений;
- систему
участников налоговых
- нормативно-правовую базу сферы налогообложения.
Ныне действующая в соответствии с Налоговым Кодексом РФ налоговая система страны представлена схемой (приложение 1).
В России роль отдельных налогов в доходах бюджета несколько иная.
Эффективное функционирование налоговой системы страны нацелено на выполнение нескольких задач. Прежде всего налоговая система должна
усиленно
решать фискально-
Налоговые поступления являются основными доходами бюджетов всех уровней. Поступления налогов в федеральном бюджете РФ в 2002 году составили 2.328 трлн. руб., что на 4 млрд. руб. больше, чем в 2001 г. При этом доля налоговых доходов от общего объёма поступлений составила 74%. Больше всего – 22,9% от всех налоговых поступлений – в казну приносят НДС и налог на прибыль (19,9%) [4, С.63].
По данным министерства РФ по налогам и сборам, определяющая роль в формировании бюджетной системы принадлежит четырём налогам: НДС, акцизам, налогам на прибыль предприятий и подоходному налогу с физических лиц; на их долю приходится ѕ всех поступлений в консолидированном бюджете.
Российской
системе государственных
Механизм реализации принципов её функционирования определяется Налоговым Кодексом РФ (частью первой).
В Налоговом Кодексе РФ (ст.7) сформулированы основные принципы налоговой системы, регулирующие налогообложение на всей территории России:
1) Каждое лицо (юридическое или физическое) обязано уплачивать установленные налоговым законодательством налоги, в отношении которых это лицо является налогоплательщиком.
2) Налоги
устанавливаются в целях
3) Налоги не могут применяться, исходя из политических, идеологических, этнических, конфессиональных и иных подобных критериев.
4) Не допускается установление налогов, нарушающих экономическое пространство и налоговую систему РФ.
5) Не
допускается устанавливать
Принципы построения налоговой системы России иллюстрирует приложение
2. Налоговый Кодекс РФ отразил все свойства экономики и политики переходного периода. С одной стороны сделан фундаментальный вклад в развитие российской налоговой системы, а с другой, принципы налогообложения наслоились на традиции административного управления. В таком состоянии налоговой системе России трудно развиваться в русле мобильных социально- рыночных отношений.
1.2 Характеристика
Рассмотрим основные показатели системы налогообложения в странах с развитой рыночной экономикой.
Первый общий показатель, характеризующий роль налогов в экономике для всех налоговых поступлений на федеральный уровень в Валовый национальный Продукт (ВНП). Доля всех налогов в ВНП достигает заметной величины в странах с развитой рыночной экономикой. В 80-90 гг. она составила (в %):
- в США – 30;
- в Японии – 26-31;
- в Германии – 38%;
- во Франции – 42-45;
- в Австралии – 30;
- в Швеции – 50-60;
- в Англии – 37-38;
- в Италии – 33-41;
- в Канаде – 33-37; [11, С.124]
Основная часть налогов – это налоги федерального уровня.
Второй общий показатель систем налогообложения – сходство основных налогов. Около 90-95% всех поступлений идёт за счёт примерно 10 налогов.
На население (физических лиц) приходится три основных (прямых) налога: индивидуальный подоходный налог, взносы на социальное страхование и налог на имущество.
На предпринимательство (юридические лица) накладываются два основных прямых налога:
- налог на прибыль;
- налог на собственность.
Ещё один важнейший обобщающий показатель систем налогообложения – распределение налоговых поступлений по различным бюджетным уровням. Обычно, в бюджетных системах центральную роль играет федеральный (а в унитарных государствах – центральный) бюджет.
Подходы к распределению налогов между отдельными бюджетными уровнями различны. Например, доходная часть федерального бюджета США формируется, в основном, за счёт прямых налогов, в том числе подоходного налога с населения (46% во всех федеральных налогах в 1997 году), взносов населения по социальному страхованию (34%), налога на прибыль корпораций (11%). Доля косвенных налогов незначительна (акцизы – 4%, таможенные пошлины 5%) [11, С. 35-43].
Что касается бюджетов штатов, то их доходная часть формируется за счёт косвенных налогов (налог на продажу и акцизы); источники доходов местных бюджетов – местные налоги, прежде всего, налог на недвижимость. В США около 2/3 всех налогов поступает в федеральный бюджет; остальная часть примерно поровну распределяется между штатами и местными властями.
Современное налогообложение в РФ в сравнении с опытом стран развитой рыночной экономики отличается серьёзными особенностями. И это понятно.
Налоговые системы западных стран формировались и функционируют в условиях нормального экономического развития. В России же оно несёт на себе отпечаток социально-экономического кризиса. Это видно по первому обобщающему показателю, характеризующему роль налогов в экономике – доле налоговых поступлений в Валовой национальный Продукт (ВНП). Если в 1992 году она составила около 50%, в том числе федеральная часть – почти 18%, то в 1997 году эти доли соответственно сократились до примерно 20 и 10%, а в 1998 г. – под воздействием финансового кризиса уменьшились почти вдвое. ВНП за рассматриваемый период также сократился вдвое [2, С.
56]. Такое падение налоговых поступлений характеризуется экономистами как катастрофическое.
Много негативных черт присуще и другому обобщающему показателю – распределению налогов по различным бюджетным уровням. налоговые поступления в нашей стране делятся примерно поровну между федеральным уровнем и уровнем субъектов федерации. Их распределение базируется на сочетании долевого участия всех уровней в основных налоговых поступлениях и субсидирования нижестоящих вышестоящими (прежде всего, трансферты со стороны федерального уровня).
На практике
это распределение стало
Сопоставить и качественно и количественно системы налогообложения России и стран с развитой рыночной экономикой позволяют данные по конкретным налогам.
Анализ роли основных налогов в общих налоговых поступлениях развитых стран (представлен таблицей - приложением 3) свидетельствует о следующем:
- фискальная роль налога на прибыль в целом незначительна.
Единственное исключение – Япония, где налоги на прибыль составляют около 1/5 всех налоговых поступлений. Активная промышленная
политика государства нейтрализует там отрицательное влияние налогообложения прибыли;
- главная роль в налоговых поступлениях принадлежит индивидуальному подоходному налогу, что стало возможным в условиях устойчивого роста жизненного уровня населения в послевоенный период;
- в большинстве стран велика роль косвенных налогов на потребление,
прежде всего, НДС – от 15 до 50% всех налоговых поступлений; 7-12% составляет родственный косвенный налог – акцизы.
Другими словами, от 20 до50% всех налоговых поступлений в большинстве развитых стран дают НДС и акцизы. Только в США, Японии и Канаде роль косвенного налогообложения заметно ниже. В этих странах существует устойчивое негативное отношение общества к косвенным налогам из-за инфляционного влияния и несоответствия стандартам социальной справедливости (обложение этими налогами не зависит ни от размера доходов, ни от имущества плательщиков).
От 20 до 40% налоговых поступлений приносят отчисления на социальное страхование; налоги на имущество в различных странах колеблются от 3-4 до примерно 10%, при этом, чем выше данный показатель, тем больше доля в нём поимущественного налога физических лиц [10, С.34].
В Росси существуют те же налоги, что и в развитых странах. Однако, за этим формальным сходством кроются серьёзные отличия. так, в России с 1992года были введены с фискальной целью косвенные налоги (с учётом опыта стран ЕС), особенно НДС со ставкой с 1993 г. 20% (на продовольствие - 10%) и акцизы. В 1996-1998 гг. они стали покрывать большую часть налоговых поступлений (более половины на федеральном уровне и свыше 1/3 в консолидированном бюджете). Что касается таможенных пошлин, то их значение в России за последние годы снизилось из-за определённого копирования опыта развитых стран.
Не в меньшей мере фискальные задачи превалируют в России в отношении налогообложения прибыли. В 1992-1995 гг. доля налога на
прибыль во всех налоговых поступлениях достигала примерно 1/3 , что явно не соответствовало международным стандартам. Не смотря на установленную для 1992-1998 гг. умеренную ставку собственно налога на прибыль (35% для предприятий и 43% для банковских и других кредитных учреждений), реально она была намного выше. В развитых странах при определении налогооблагаемой прибыли из валовой выручки разрешено исключать практически все издержки производства.