Налоговая система в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Налоговой системе налогообложения сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.
В курсовой работе раскрыта не только сущность и роль налогов в условиях рыночной экономики, но и дано представление о системах налогообложения развитых стран, сделана попытка сравнить их, выявить общие проблемы и тенденции их развития.
Тема работы чрезвычайно актуальна сегодня и будет интересна тем, кто занимается проблемами экономики, финансов, налогообложения.

Файлы: 1 файл

курсовой .docx

— 51.87 Кб (Скачать файл)

Ограничения на подобные исключения (например, на чрезмерные представительские расходы) незначительны.

В России ограничения гораздо шире и жестче. Это приводит к тому, что реальная ставка налога на прибыль в России, соответствующая международным стандартам, завышается по сравнению с официально объявленной.

Во-вторых, слабо используются общие налоговые льготы функционального значения (преобладали и преобладают индивидуальные льготы лоббистского значения).

В-третьих, в 1992-1995 гг. в рамках налога на прибыль  взимался ещё и своеобразный налог на сверхнормативную заработную плату (35% к средней зарплате работников за вычетом небольшого минимума) в-четвёртых, заметные изъятия из прибыли российских предприятий идут за счёт налога на имущество этих предприятий, налогов на природные ресурсы (в добывающей промышленности), ряда местных налогов и. т.д.

В результате, по косвенным оценкам, ставка собственно налога на прибыль в России в 1992-1995 гг. составила около 70%, а в 1996-1998 гг. после отмены налога на сверхнормативную заработную плату – около 55%. С учётом указанных и иных налоговых изъятий из прибыли вполне резонный характер носят жалобы предпринимателей на то, что они вынуждены отдавать в виде налогов до 70-100% прибыли, а то и больше.

Вкупе с сокращением производства и другими негативными факторами чрезмерная налоговая нагрузка привела к тому, что в 1996-1998 гг. более

половины функционирующих предприятий стали убыточными, многие ушли в теневую экономику. В результате доля налога на прибыль во всех налоговых поступлениях за этот период сократилась более чем вдвое – до 10-16%.

Что касается остальных основных налогов в России, то взносы на социальное страхование (до 1/5 всех налоговых поступлений) ниже, чем в большинстве развитых стран; к тому же они почти всецело покрываются за счёт предприятий (социальный налог на занятых составляет лишь 1% от заработной платы). При оценке этих цифр нельзя забывать о более высоком жизненном уровне населения развитых стран. Фактически в данной сфере положение в России ещё хуже, в том числе и из-за попыток исполнительной власти использовать средства пенсионного и других внебюджетных фондов не по их прямому назначению.

По сравнению  с другими основными налоговыми поступлениями у нас крайне низка  доля индивидуального подоходного налога (около 7-8%). И это, не смотря на переход с 1992 г. от пропорционального обложения (13% заработной платы) к прогрессивному (нижняя ставка – 12%, верхняя – около 1/3 дохода).

Основные  причины – низкий уровень жизни основной массы населения и резкое сокращение доли заработной платы в национальном доходе страны.

Последняя упала до беспрецедентно низкой величины – 40%; в 1997 году против 74% в 1990 г. и 65-75% в странах с развитой рыночной экономикой.

 

1.3 Основные виды и группы  налогов

 

Основу систем налогообложения  составляют прямые и косвенные налоги. Прямыми налогами облагаются доходы и имущество; косвенные налоги включаются в цену (в виде надбавки к ней, либо в качестве составной части издержек обращения). Предполагается, что прямые налоги полностью

оплачивают  владельцы облагаемых доходов имущества, а косвенные – конечные потребители продукции (хотя вносят эти налоги в бюджет либо производители, либо продавцы данной продукции).

Российская  налоговая система с момента её образования в 1992 году базируется, в основном, на косвенном налогообложении. Традиция косвенного налогообложения обусловлена рядом причин, важнейшей из которых являлось стремление реализовать, в условиях экономического спада, фискальную функцию налогов. Регулирующая функция, особенно в её стимулирующем аспекте, отходила на второй план.

Косвенные налоги, являясь регулятором спроса, влияют, в первую очередь, на решения потребителей. Производители воспринимают регулирующее воздействие опосредовано, через колебания спроса. В условиях рынка косвенные налоги в полной мере, через механизм ценообразования, перекладываются на конечного потребителя, что снижает регулирующий эффект таких налогов в отношении производства.

Прямые  налоги, взимаемые как доля налоговой  базы (прибыль, доход) в меньшей мере, чем косвенные, способны к переложению.

Активизация регулирующей функции налогов в аспекте стимулирования производства является одной из приоритетных задач экономической политики российского государства в ближайшие годы.

В странах  с рыночной экономикой прослеживается чёткая взаимосвязь между распределением налогов на прямые и косвенные и уровнем экономического развития (и, соответственно, уровнем жизни населения) этих стран.

Чем ниже этот уровень, тем большую долю в общем, объёме налогов составляют косвенные налоги. По примерным оценкам, ныне в развивающихся странах доля косвенных налогов в общем, объёме собираемых налогов составляет 60-70%, а в развитых – 30-40 %.

Однако, до Второй мировой войны в большинстве развитых стран в условиях низкого жизненного уровня населения доля косвенных доходов

колебалась  от 2/3 (Германия, Япония) до 3/4 (Франция, Италия). В США же огромную роль играет мощный общественный настрой против косвенного налогообложения, поэтому косвенные налоги составляют 1/3 всех собираемых налогов, а прямые – 2/3 [10, С. 16-21].

Налоговое бремя – это отношение общей суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту, которое показывает, какая часть произведённого обществом продукта перераспределяется посредством бюджета.

По некоторым  оценкам [2, С. 68] уровень налоговой  нагрузки западноевропейских государств в настоящее время находится в пределах 45-50% валового внутреннего продукта (ВВП), который, по теоретическим представлениям близок к предельному уровню. Величины налоговой нагрузки в России и других странах приведены в приложении 6.

Виды нагрузок представлены схемой приложения 4. Классификация российской системы налогов представлена в приложении 5. Стабильность налоговой системы характеризует не только длительное постоянство состава налогов, условий их сбора, но и чёткое разграничение налогов по звеньям (уровням) государственного управления. Во многих зарубежных налоговых системах законодательно определены полномочия центральной и территориальных властей и установлены принципы взаимовыгодных фискальных взаимоотношений.

Федеральные налоги, например в США, представляют собой обособленную систему, самостоятельны также и налоговые системы штатов и муниципалитетов.

В то же время действует и механизм налогового регулирования, когда часть федеральных налогов зачисляется в бюджеты штатов, наиболее нуждающихся в дополнительном привлечении доходов.

Регулируются и доходы местных бюджетов. наиболее централизованной считается налоговая система Японии, но и там, за счёт центральных налогов финансируется развитие административных единиц по

чётко отработанным правилам, преимущественно в разрезе общенациональных программ развития.

Практически во всех странах, где действует устоявшаяся десятилетиями налоговая система, межтерриториальные налоговые отношения формируются в зависимости от государственного устройства: в унитарных государствах налоговая система централизована, в федеративных – отдельные налоги закреплены по уровням власти, но действует механизм их перераспределения, в конфедерациях каждая структурная единица государства имеет собственную систему налогов.

В России налоговые полномочия федерального центра и регионов (субъектов РФ) определены Конституцией Российской Федерации (ст.72, ст.75).

В Налоговом Кодексе РФ (ст.12,13,14) утверждён закрытый перечень федеральных, региональных местных налогов).

Федеральные налоги – налоги, устанавливаемые налоговым законодательством и обязательные к уплате на всей территории страны.

Основными из них являются налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, акцизы, таможенные пошлины и другие.

Налоги  регионов (субъекты Федерации) устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются также как и федеральные налоги на всей территории РФ.

К ним  относятся:

- налог  на имущество предприятий;

- лесной  налог;

- сбор  на нужды общеобразовательных  учреждений с юридических лиц.

Среди местных  налогов и сборов, в зависимости  от компетенции органов государственной власти и местного самоуправления, фискальной значимости, продолжительности функционирования различают:

- налоги, введённые законодательной властью и действующие на всей территории РФ в обязательном порядке;

- налог  на имущество физических лиц;

- земельный  налог;

- налог  на рекламу;

- сбор на право торговли и остальные налоги и сборы, вводимые специальными решениями органов местного самоуправления и действующие лишь на их территории;

- сбор  за парковку автомобилей;

- сбор  на содержание милиции;

- сбор  на благоустройство территорий  и другие сборы.

По использованию различают общие налоги, которые обезличены и поступают в бюджет для финансирования различных мероприятий и специальные налоги – налоги, имеющие строго определённое назначение.

Например, «Налог на реализацию горюче-смазочных  материалов» поступает в дорожные фонды.

Рассмотрим  наиболее важные для бюджета виды налогов :

1. Налог  на добавленную стоимость.

Главной опорой развития государства с переходной (трансформационной) экономикой, как Россия служит налог на добавленную стоимость (НДС).

С 1996 года НДС обеспечивает до половины всех налоговых поступлений в федеральный бюджет и более трети – в консолидированный бюджет [4, С.82].

В настоящее  время НДС является главным источником пополнения казны российского государства. НДС представляет собой форму изъятия части прироста стоимости, создаваемой на всех стадиях производства товара, выполненных работ, оказания услуг, в бюджет по иерее реализации товара (работ, услуг). НДС – налог на приобретение, как и все косвенные налоги, он крайне перелагаем, поэтому несправедлив, антисоциален.

Вместе  с тем НДС – наиболее стабильный источник дохода бюджетов всех уровней, так как он препятствует налоговому уклонизму по причине очевидности в бухгалтерском учёте величины облагаемой базы.

В большинстве  стран Евросоюза НДС является ныне единственным налогом на потребление и взимается в стране – изготовителе. Ставка налога колеблется от 15 (Германия) до 25% (Дания, Швеция). Что касается западно- европейских стран, то ставки НДС в них весьма различны (в Норвегии – 23%, Швейцарии – 6,5%). В США, где НДС не используется, ставка налога на продажи колеблется по штатам от 3 до 8,25%; в Канаде ставка НДС составляет 7,5-8%, в Японии – 3% [11, С. 35-43].

В целом  по развитым странам налоги на потребление составляют около 28% всех налоговых поступлений [2, С. 115]

Налог на прибыль предприятия.

Среди прямых налогов с юридических лиц выделяется налог на прибыль предприятий и организаций, введенный Законом РСФСР «О налоге на прибыль предприятий и организаций» (27 декабря 1991 г.) и действующий с 1 января 1992 года.

Во многих странах ставки налога на прибыль  корпораций превышают ставки российского  аналогичного налога. Это наблюдается  в Германии, Швеции, Дании и других странах.

В США, Великобритании, Италии и некоторых других странах размеры налога на прибыль определяются исключительно её величиной. В ФРг, Франции, Японии, Швеции часть налога на прибыль взимается независимо от её размера. В настоящее время в большинстве стран с рыночной экономикой идёт снижение ставок налогов. В результате если в целом по ОЭСР фирмы выплачивали в 1986 году в виде налогов более 45% своей прибыли, в 1996 г. – около 30%, то в 2001 году – 24%, в том числе налог на прибыль – около 8-10% [1, С. 489].

Налог на прибыль в России, как и во всём мире, имеет двоякое значение: фискальное и регулирующее.

Это важный источник дохода Российского бюджета. В консолидированном бюджете, объединяющем бюджеты всех уровней власти, налог на прибыль обеспечивает свыше 1/3 всех поступлений.

Однако, многим российским экономистам отмечается достаточно много негативных факторов завышения налогообложения прибыли. Чрезмерная налоговая нагрузка привела к тому, что в 1996-1998 гг. более половины функционирующих предприятий страны стали убыточными, многие ушли в теневую экономику. В результате доля налога на прибыль во всех налоговых поступлениях за этот период сократилась более чем вдвое – до 10-16%, с 1992 года – на 15,78% [10, С.16-21,].

Подоходный  налог с физических лиц.

Налог на доходы физических лиц является одним  из основных федеральных доходов. Поступления в бюджет сумм налога растут. так, за 2000 год они составили 174,2 млрд. рублей, а за 2001 год – 255,5 млрд. рублей или 146,7% к 2000 году [12, С. 27-33].

Налог на доходы физических лиц по итогам 2001 года в структуре консолидированного бюджета занимает четвёртое место (после единого социального налога, налога на прибыль организаций и НДС) и в общих налоговых поступлениях составил 13,1% против 12,4% в 2000 году. Акцизы.

Особая  группа косвенных налогов – акцизы, за сёт которых мобилизуется 7-12% всех налоговых поступлений [10, С. 16-21] в российскую казну. По своей природе акцизы близки к налогам на потребление, особенно налогу на продажу. Акцизы также направлены на обложение конечного потребления, но не всего, а лишь его определённых специфических частей. Например, базовыми товарами, облагаемыми акцизами, являются алкогольные напитки и табачные изделия, нефть и бензин автомобильный, легковые автомобили, отдельные виды минерального сырья.

Информация о работе Налоговая система в рыночной экономике