Налоговая система в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 18:23, курсовая работа

Описание работы

Налоговой системе налогообложения сегодня уделяется довольно пристальное внимание, так как, успешно решая их, государство через налоги сможет успешно решать экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.
В курсовой работе раскрыта не только сущность и роль налогов в условиях рыночной экономики, но и дано представление о системах налогообложения развитых стран, сделана попытка сравнить их, выявить общие проблемы и тенденции их развития.
Тема работы чрезвычайно актуальна сегодня и будет интересна тем, кто занимается проблемами экономики, финансов, налогообложения.

Файлы: 1 файл

курсовой .docx

— 51.87 Кб (Скачать файл)

Акцизы  используются для обложения и некоторых других товаров, как правило, с чисто фискальными целями.

Можно выделить два единых признака отбора: это  либо товары массового потребления с низкой эластичностью спроса по цене (соль, сахар, бензин); либо товары элитного спроса (меховые изделия, ювелирные изделия).

В странах  с рыночной экономикой за счёт акцизов мобилизуется 7-12% всех налоговых поступлений [11, С. 35-43].

Например, в США акцизы собираются во всех трёх бюджетных уровнях, но особенно в штатах; ныне в ряду акцизных товаров, наряду с алкогольной и табачной продукцией, остаются бензин, телефонные услуги, услуги авиалиний и другие.

 

 

Глава 2. Налоговая система  Российской Федерации

 

2.1 Основные виды налогов субъектов  Федерации

 

1. Налог на имущество введён в целях стимулирования используемых в производстве материальных ценностей. Для региональных бюджетов он является стабильным доходом, так как он в меньшей мере зависит от хозяйственной деятельности юридических лиц.

Во всём мире имущественное налогообложение играет не только важную фискальную роль (в основном на уровне местных бюджетов), но и создаёт для собственников условие эффективного распоряжения накопленным им имуществом, выполняя при этом и социальную функцию определённого сглаживания дифференциации в благосостоянии членов общества.

Объектом налогообложения является стоимость основных средств нематериальных активов, запасов и затрат, находящихся на базе плательщика (предприятия0. Учётная стоимость имущества рассматривается как база для определения налоговой нагрузки на предприятие.

В нынешней налоговой системе России центр тяжести перенесён на обложение труда и текущих расходов, поступления от которого десятикратно превышают налоги, связанные с имуществом.

Местные налоги и сборы

Система местного налогообложения в России – наименее отработанная область налоговых правоотношений субъектов предпринимательской деятельности и граждан, работающих по договорам гражданско-правового характера. регламент системы местного налогообложения был установлен, исходя из содержания статьи 21 Закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», которой введено 23 вида местных налогов и сборов, 4 из которых носят обязательный характер. Это: земельный налог, налоги на имущество, рекламу.

Остальные могут приниматься по усмотрению местных органов власти (Министерство Российской Федерации по налогам и сборам разработало по ним инструкции о порядке взимания и уплаты).

Введение  местных налогов и сборов преследовало цель пополнить доходные источники  местных бюджетов, способствовать их сбалансированию и обеспечить социально-хозяйственные потребности административно-территориальных единиц.

Однако, с данной ролью система местного налогообложения справляется крайне плохо. Поступление налогов и сборов в местные бюджеты незначительно, их доля на протяжении 1995-2002 гг. не превышает 1-5% от общей суммы доходных источников бюджетов различных уровней. Местные налоги должны приносить казне доходов втрое больше, чем те расходы, которые связаны с обслуживанием сборщиков налогов, их учётом и.т.п

 

2.2 Налоги как метод мобилизации  доходов в условиях рыночной  экономики

 

Налоги, известные с далёкой древности, неотделимы от государства в условиях рыночных отношений.

Налоги, как определяет Налоговый Кодекс Российской Федерации (ст.8) –это обязательные, индивидуальные, безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Первый общественный основатель методологии налогообложения Н.И. Тургенев связывал налоги с целью, которую ставит перед собой общество.

«Налоги, - писал он, - суть средства к достижению цели общества или государства, то есть той цели, которую люди себе предполагают

присоединении своём в общество или при составлении государств». Требование «уничтожить налоги» он приравнивал к «уничтожению самого общества». Налоги служат признаком истинного благосостояния народов, основанного на законах «не нарушения и свободе гражданской».[18, С. 3-6]

Государство без налогов не может существовать, так как они являются главным методом мобилизации доходов в условиях господства частной собственности и рыночных отношений.

Налоги, участвуя в перераспределении новой  стоимости – национального дохода – выступают частью единого процесса воспроизводства, специфической формой производственных отношений, которые формируют их общественное содержание. Налоги, как часть распределительных отношений общества отражают закономерности производства. Кроме общественного содержания налоги имеют материальную основу, то есть представляют собой реальную сумму денежных средств общества, мобилизируемую государством. Эта часть национального дохода, присвоенная принудительно в форме налогов со всего населения страны превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства, который используется для военно-политических и социально-экономических мероприятий.

Налоги, как особая сфера производственных отношений, являются экономической категорией с устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления. Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей.

В современных  условиях налоги выполняют две функции: фискальную и регулирующую, каждая из которых проявляет особую её сторону как финансовой категории.

  1. Фискальная функция – основная, характерная для всех государств. С её помощью образуются государственные денежные фонды, то есть
  2. материальные условия для функционирования государства, обеспечивается реальная возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоёв общества. Фискальная функция налогов обусловливает регулирующую функцию, т.к. создаёт объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения.
  3. 2. Регулирующая функция означает, что налоги, как активный участник перераспределительных процессов оказывает существенное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платёжеспособный спрос населения.
  4. Однако, регулирующая роль налогов в рыночных отношениях России, которую они должны играть, пока ещё слабо проявляется. Объясняется это тем, что федеральные налоги преследуют, прежде всего фискальные цели, отсюда вытекает их основная высокая тяжесть, а стабильность экономики мешает проявлению налогового механизма, как инструмента эффективного воздействия на процесс производства. Однако, в последнее время, при вступлении в силу Налогового Кодекса РФ, при принятии дополнений и изменений к указанным налогам стали учитывать их регулирующее значение.
  5. В процессе исторического развития общества и государства возникает и используется множество разнообразных налогов, различающихся по субъектам, объектам, способам обложения, органам, взимающим их и.т.д. многообразие налоговых форм позволяет привлечь в бюджет определённую долю всех доходов плательщиков, стоимости имущества, выручки от разнообразных операций, воздействуя, таким образом, на разные стороны хозяйственной деятельности.
  6. Фискальная и регулирующая функции налоговой системы рыночного типа обречены не только на мирное сосуществование, но и на продуктивное взаимодействие. Это продиктовано законом движения экономической сферы
  7. в условиях развитого рынка. Приобретение системой налогообложения рыночно ориентированных свойств означает постепенное формирование налогового законодательства, обеспечивающего паритет налоговых функций: фискальной и регулирующей.
  8. Приобретение таких свойств зависит, в свою очередь, от многих факторов, и главным из них является состояние экономики, её способность к наращиванию финансового потенциала, его капитализации.

 

Заключение

 

Двигаясь  к стабильному рыночному хозяйствованию, государство должно создавать адекватную ему налоговую систему, отвечающую интересам каждого отдельного человека.

Без совершенствования  налоговой системы, без целенаправленной жёсткой налоговой политики современное государство не сможет обеспечить нормальное функционирование всего хозяйственного аппарата страны, финансировать неотложные государственные потребности.

Перед экономистами стоит ещё множество проблем, от решения которых зависит экономический рост страны в целом, повышение благосостояния каждого конкретного человека.

История учит тому, что ни одна из налоговых  систем не может считаться идеальной и со временем считается неэффективной. Поэтому налоговая система требует постоянного совершенствования.

Как пишет  А. Порки: «История государств есть постоянный процесс замены неэффективных налогов и устаревающих налоговых процедур более современными».

Можно сказать, что история развития государств – это и есть история развития налогообложения через принятие всё более совершенных налоговых законов [14, С. 234].

Налоговая система России сегодня находится на стадии адаптации к формирующимся рыночным отношениям. И, не смотря на то, что с первых же дней своего существования она развивается в условиях экономического кризиса.

В тяжелейшей ситуации она сдерживает нарастание бюджетного дефицита, обеспечивает функционирование всего хозяйственного аппарата страны, позволяет, хотя и без перебоев, финансировать неотложные государственные потребности, в основном отвечает текущим задачам перехода к рыночной экономике.

Сегодня налоги в рамках государственного регулирования рыночной экономики стали, играя качественно новую роль – они становятся одним из средств формирования единого экономического пространства для государств, связанных региональными, хозяйственными и политическими интересами, поэтому государство должно совершенствовать систему налогообложения, законодательно устанавливая только прогрессивные, антидискриминационные налоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1. Булатов  А.С. Экономика. - М.: Юрист.- 2001 – 894 с.

2. Евстигнеев  Н.Н. Налоги и налогообложение.-М.: ИНФРА-М.-2001.- 255 с.

3. Зубков  В.В. Метод НДС //Финансы, -2002. -№5.-С.30-32

4. «Коротко»//Профиль  №8.- 2003. -№8 – 82с.

5. Корсун Т.И. Налогообложение коммерческой деятельности. Практическое пособие. Ростов-на-Дону: Феникс. – 2001- 383с.

6. Лыкова Л.Н. Проблемы сбалансированности Российской налоговой системы.//Финансы, №5.-2002. -№5.- С.22-25

7. Маслова  Д.В. Налоговый Кодекс и активизация стимулирующего потенциала налога на прибыль.//Финансы и статистика. -2002. -№3-С.35-37

8. Мостовая  У.Б. Основы экономической теории. - М.:ИНФРА – М; Новосибирск: Издательство НГА и У.-1997.-496 с.

9. Налоги. Учебное  пособие под ред. Д.Г. Черника. М.: Финансы и статистика.-1996.-с.434 с.

10. Никитин  С., Глазова Е., Степанова М. Косвенные налоги: опыт развития стран.// Мировая экономика и международные отношения. - М.: Наука, -1999. -№2 - С.420

11. Никитин  С., Глазова Е., Степанова М. Изменения  в системе налогообложения // Мировая экономика Мировая экономика и международные отношения. - М.: Наука, - 1999. -№8.- С. 196

12. Пансков  В. Налоговый Кодекс РФ: Работа  продолжается, проблемы остаются  и множатся.//Российский экономический  журнал. - М.: Экономика, -2001. -№10.- С.329

13. Пансков  В. Идёт ли в России налоговая  реформа.//Российский экономический журнал. - М.: Экономика,.-2000. -№4-С.468

14. Парыгина  В.А. Тедеев А.А. Налоговое право Российской Федерации. Ростов-на-Дону: Феникс.- 2002.-479 с.

 

15. Петров Ю. Селективная финансовая политика: повышение собираемости налогов, увеличение налогового потенциала и стимулирование развития экономики.//Российский экономический журнал. - М.: Экономика, -1999. -№4.- С.254

16. Селезнёва  Н.Н. Налоги и налоговая система  России. Схемы, комментарии, тесты,  задачи. М.: Юнити-Дана, Закон и право.2000.-444 с.

17. Сокол  М.П. Налог на доходы физических лиц.//Финансы. М: Финансы, --2002, -№7. С.312

18. Теплухин  П. Дефицит бюджета перекрывает  путь инвестициям в реальное производство//Финансовые известия. - М.: Финансы.-1996.-С.396

19. Ушаков Е. Недвижимость в системе налогообложения//Российский экономический журнал. М: Экономика, - 1999. - №2, -С.512

20. Финансы. - Под редакцией Родионовой В.  М. М.: Финансы и статистика.- 1995.- 434 с.

21. Черник  Д.Г., Починок Н.П., Морозов В.П.  Основы налоговой системы М.:Финансы, 1998.- 422 с.

22. Юткина  Т. Ф. Налоги и налогообложение. - М: ИНФРА –М.-2001.- 405 с.

 

 

 


Информация о работе Налоговая система в рыночной экономике