Налоговая система Вариант № 7

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 21:35, контрольная работа

Описание работы

Современная налоговая система РФ характеризуется наличием специальных налоговых режимов, призванных создать более благоприятные экономические и финансовые условия для организаций, относящихся к сфере малого бизнеса, а также для индивидуальных предпринимателей.

Содержание работы

1. Элементы налога: объект и субъект налога; предмет, объект, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, сроки и порядок уплаты налогов и сборов
2. Специальные налоговые режимы
2.1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
2.2. Упрощенная система налогообложения
3. Схема взаимодействия бюджетов трех уровней: федерального, региональных и местных
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

контрольная по налоговой системе.doc

— 185.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  автономное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российский государственный профессионально-педагогический

университет»

Институт менеджмента  и экономической безопасности

Кафедра финансов и бухгалтерского учета

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ   РАБОТА

 

По дисциплине: «Налоговая система»

 

Вариант № 7

 

 

 

  Проверил:            Выполнил:

  Преподаватель            Студент группы: ЗЭТ - 419

       Севрюгин О. Н.

      Номер зачетной книжки: 086337

 

 

 

 

 

Екатеринбург, 2012

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Элементы налога: объект  и субъект налога; предмет, объект, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, сроки и порядок уплаты налогов и сборов……..3

2. Специальные налоговые режимы……………………………………………………….7

2.1. Система налогообложения  для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)……………………………………………………8

2.2. Упрощенная система  налогообложения…………………………………………….15

3. Схема взаимодействия  бюджетов трех уровней: федерального, региональных и местных…………………………………………………………………………………….21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Элементы  налога: объект и субъект налога; предмет, объект, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, сроки и порядок уплаты налогов  и сборов.

 

     Разберем элементы налога. Особое внимание обратим на трактовку обязательных элементов, так как в соответствии с п. 3 ст. 11 НК эти понятия следует использовать только в тех значениях, которые определены в соответствующих статьях НК.

     Налогоплательщик (субъект налога) – обязательный элемент налогообложения, характеризующий лицо, на которое по закону возлагается юридическая обязанность уплачивать налоги за счет собственных средств. Точная трактовка ст. 19 НК: налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возлагается обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. [1. с. 50].

     Носитель налога – вспомогательный элемент налогообложения, характеризующий лицо, которое в конечном итоге несет бремя данного налога. При использовании прямых налогов субъект и носитель – это, как правило, одно и то же лицо, при косвенном налогообложении – как правило, разные лица. В ситуации, когда субъект и носитель налога – разные лица, налоговый платеж за счет средств носителя уплачивается субъектом в бюджет. Итак, обязанность по уплате налога всегда лежит на налогоплательщике. НК запрещает использование различного рода налоговых оговорок, в соответствии с которыми эта обязанность перекладывается на иное лицо. Например, в НДФЛ работодатель (налоговый агент) не имеет права принимать на себя обязанности по несению расходов, связанных с уплатой НДФЛ за своего работника (налогоплательщика).

     Предмет налогообложения – вспомогательный элемент, характеризующий имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (работ, услуг), юридически значимые действия, которые обусловливают и предопределяют объект налогообложения. Сам по себе предмет налогообложения отражает только свойства фактического характера, он не порождает налоговых последствий. Налоговые обязательства возникают при определенном юридическом состоянии субъекта к предмету налогообложения. Например, земельный участок является предметом, но сам по себе он не приводит к налоговым последствиям, а вот право собственности субъекта на этот земельный участок уже является объектом налогообложения и приводит к возникновению налогового обязательства. Нередко название налога формируется исходя из предмета налогообложения, например земельный налог, транспортный налог, налог на имущество и т.д.

     Объект налогообложения – обязательный элемент, характеризующий юридический факт (действие, событие, состояние) по отношению к предмету налогообложения, который обусловливает возникновение обязанности субъекта по уплате налога. К юридическому факту могут относиться не только права собственности на предмет налогообложения, но и любые другие действия или события, относящиеся к предмету, как, например, совершение оборота по реализации товаров (работ, услуг), получение дохода, прибыли и т.д. Крайне важным положением является то, что каждый налог имеет свой самостоятельный объект налогообложения. [1. с. 51].

     Прежняя законодательная трактовка объекта, формулируя предмет налогообложения и единственное юридическое состояние – наличие его у плательщика, выглядела не совсем удачной. Но изменения, внесенные с 1 января 2007 г., формулирующие объект налогообложения как некое обстоятельство, а не объект, как было ранее, все более приближают нас к адекватной формулировке. Итак, сейчас в соответствие с п. 1 ст. 38 НК «объектами налогообложения могут являться реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога».

     Масштаб налога – вспомогательный элемент, характеризующий определенную законом меру измерения (стоимостную, количественную или физическую характеристику) объекта налогообложения. При использовании в качестве меры измерения стоимостной характеристики масштабом налога являются денежные единицы, при использовании количественной характеристики это могут быть, например, мощность или объем двигателя, площадь земельного участка, объем воды; при использовании физической характеристики – крепость напитков, характеристика бензина.

     Единица налога – вспомогательный элемент, характеризующий условную единицу принятого масштаба налога, используемую для количественного выражения налоговой базы. Выбор единицы налога должен обусловливаться возможностью практического удобства ее использования, например: при обложении доходов, прибыли, добавленной стоимости – 1 руб., при обложении транспортных средств – 1 л.с. (лошадиная сила), при обложении земли – 1 га, при обложении напитков – 1 л, при обложении бензина – 1 т.

     Знание масштаба и единицы налога позволяет сформировать налоговую базу. Налоговая база – обязательный элемент, характеризующий количественное выражение объекта налогообложения, к которому применяется налоговая ставка. Иными словами, эта только та количественная часть объекта налогообложения, которая является основой для исчисления суммы налога, поскольку именно к этой части применяется налоговая ставка. Следует понимать, что налоговая база может совпадать с количественным выражением объекта налогообложения, а может и не совпадать, как, например, в НДФЛ, НДС, налоге на прибыль организаций. В частности, в НДФЛ налоговая база отличается от объекта налогообложения на сумму налоговых вычетов. В ст. 53 НК, по нашему мнению, дается не совсем полное определение: «Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения». Оно не показывает привязку к налоговой ставке. [1. с. 52].

     Для обеспечения временной определенности размера налогового обязательства устанавливается в обязательном порядке налоговый период, состоящий, в свою очередь, из одного или нескольких отчетных периодов.

     Налоговый период – обязательный элемент, характеризующий срок, по истечении которого окончательно формируется налоговая база и определяется конечный размер налогового обязательства. В ст. 55 НК дается вполне удовлетворительная трактовка этого понятия: «Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате».

     Отчетный период – факультативный элемент, характеризующий срок, по истечении которого налогоплательщиком уплачиваются авансовые платежи по налогу и предоставляется соответствующая отчетность. В некоторых налогах налоговый и отчетный периоды совпадают (например, НДС, НДПИ), в некоторых – различаются (например, НДФЛ, ЕСН, налог на прибыль организаций).

     Исчисление налогового обязательства немыслимо без определения налоговой ставки, или, как ее еще характеризуют, нормы налогового обложения. Налоговая ставка – обязательный элемент, характеризующий размер или величину налога на единицу налогообложения. Согласно ст. 53 НК «налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы». Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждому налогу: по федеральным – Налоговым кодексом РФ, по региональным – законами субъектов РФ, по местным – нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

     Порядок и сроки уплаты налога – обязательный элемент, характеризующий законодательно установленные способы и сроки внесения налога его получателю. К возможным способам внесения налога относятся согласно ст. 58 НК уплата его в наличной и безналичной формах. [1. с. 53]. Сроки уплаты налога (сбора) в соответствии со ст. 57 НК могут определяться:

  • конкретной календарной датой;
  • истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями;
  • указанием на событие, которое должно произойти;
  • указанием действия, которое должно быть совершено.

При расчете налоговой  базы налоговым органом обязанность  по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления. В настоящее время налоговые органы рассчитывают базу самостоятельно по следующим налогам: транспортному (для физических лиц), земельному, на имущество физических лиц.

Конкретный порядок  и сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу: по федеральным – Налоговым кодексом РФ, по региональным – законами субъектов РФ, по местным – нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. [1. с. 54].

Со срочностью налоговых  платежей тесно связано понятие недоимки – суммы налога или сбора, не внесенной их получателю в установленные сроки. В этом случае на налогоплательщика налагаются штрафные санкции в виде пени. Данные понятия крайне важны для всех сторон налоговых правоотношений, но при этом возникает вопрос: являются ли они элементами налога? Думается, что к самостоятельным элементам их относить не следует, так как они раскрывают не внутреннее строение налога, а внешние аспекты его проявления, в частности призванные побуждать налогоплательщика к полной и своевременной реализации налогового обязательства.

     Источник налога – факультативный элемент, характеризующий соответствующий экономический показатель налогоплательщика, за счет которого следует уплачивать налог. Источник налога (выручка, прибыль или доходы) не выбирается налогоплательщиком произвольно, а регламентируется законодательством о налогах и сборах.

     Получатель налога – факультативный элемент, характеризующий субъекта, которому предназначается сумма налога. Такими субъектами являются государственные внебюджетные фонды и бюджеты различных уровней. Получатель налога может быть установлен как законодательством о налогах и сборах, так и бюджетным законодательством.

 

2. Специальные  налоговые режимы

 

     Современная налоговая система РФ характеризуется наличием специальных налоговых режимов, призванных создать более благоприятные экономические и финансовые условия для организаций, относящихся к сфере малого бизнеса, а также для индивидуальных предпринимателей. Объективная необходимость их создания была продиктована повышением роли малого бизнеса в экономике развитых стран и стремлением обеспечить адекватное его развитие в отечественных условиях. Безусловно, традиционная система налогообложения слишком сложна и громоздка для использования ее малым предприятием, а также требует наличия специального профессионального штата, имеющего образование и знания в области теории и практики налогового и бухгалтерского учета. [1. с. 458].

     В этой связи в Налоговом кодексе РФ предусмотрены режимы налогообложения, призванные упростить исчисление и уплату налогов для отдельных категорий налогоплательщиков или отдельных видов деятельности. Заметим, что режимы в виде единого налога на совокупный доход и упрощенной системы налогообложения действовали еще до принятия Кодекса. С 1 января 2003 г. эти налоги были введены в Налоговый кодекс и в обновленной редакции стали функционировать в виде специальных налоговых режимов. В начале 2004 г. в главе 26 НК были введены два новых специальных режима – система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) и система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Единый сельскохозяйственный налог могут применять индивидуальные предприниматели и организации, производящие сельскохозяйственную продукцию. Применение соглашений о разделе продукции связано с необходимостью учета особых условий добычи полезных ископаемых.

     Принципиальным является положение о том, что специальные налоговые режимы применяются в порядке, установленном НК, и не могут содержать более жесткие условия налогообложения по сравнению с общими условиями. Рассмотрим каждый режим отдельно.

 

2.1. Система  налогообложения для сельскохозяйственных  товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)

 

     Несмотря на то что единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) был введен в действие еще в 2002 г., его практическое применение оказалось существенно затрудненным из-за сложности определения налоговой ставки, которая была привязана к кадастровой стоимости одного гектара сельхозугодий, а сам земельный кадастр так и не был утвержден. Кроме того, существует такой сдерживающий фактор, как подотраслевая ограниченность: налог мог применяться только предприятиями – производителями продукции растениеводства. Для других подотраслей сельского хозяйства индустриального типа, таких, как животноводство, птицеводство, тепличное хозяйство и др., законом не предусматривалась возможность перехода на уплату ЕСХН. [1. с. 482].

Информация о работе Налоговая система Вариант № 7