Налоговая система зарубежных стран

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:44, курсовая работа

Описание работы

Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания ... публичной власти ...» (К. Маркс). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему необходима определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Файлы: 1 файл

1.1.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)
    1. Сущность и принципы налогообложения

Прежде всего, остановимся  на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с  разделением общества на классы и  возникновением государства, как «взносы  граждан, необходимые для содержания ... публичной власти ...» (К. Маркс). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему необходима определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В широком смысле под  налогами понимаются обязательные платежи  в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая  сущность, внутреннее содержание налогов  проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции:

1. Обеспечение финансирования  государственных расходов (фискальная функция);

2. Поддержание социального  равновесия путем изменения соотношения  между доходами отдельных социальных  групп с целью сглаживания  неравенства между ними (социальная функция);

3. Государственное регулирование  экономики (регулирующая функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях  налоги в первую очередь выполняли  фискальную функцию, т.е. обеспечивали финансирование общественных расходов, прежде всего расходов государства.

 

 

 

Все налоги содержат следующие  элементы:

- объект налога – это имущество или доход, подлежащие обложению;

- субъект налога – это налогоплательщик, т.е. физическое или юридическое лицо;

- источник налога – т.е. доход, из которого выплачивается налог;

- ставка налога – величина налога с единицы объекта налога;

- налоговая льгота – полное или частичное освобождение плательщика от налога.

Налоги бывают двух видов. Первый вид – налоги на доходы и  имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность], включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами.

Второй вид – налоги на товары и услуги: налог с оборота  – в большинстве развитых стран  заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это – косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Налоги – это один из экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, взимаемых  в государстве, формы и методы их построения, методы исчисления налогов  и налоговый контроль.

1.2. Понятие и основные  характеристики налоговых систем

Под налоговой системой понимается совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с  Налоговом кодексом, а также совокупность норм и правил, определяющих правомочия и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.

В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику  страны налоговые системы можно  подразделить следующим образом:

  • либерально-фискальные, обеспечивающие налоговые изъятия с учетом платежей социального характера до 30% ВВП; к этой группе относятся налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии и большинство стран Латинской Америки;
  • умеренно фискальные, с уровнем налогового бремени от 30 до 40% ВВП; данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России;
  • жестко-фискальные, позволяющие перераспределять посредством налогов более 40% ВВП; такой уровень изъятий обеспечивают налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Финляндии, Дании, Швеции.

В зависимости от доли косвенного налогообложения налоговые  системы можно подразделить так:

  • подоходные, делающие основной акцент на обложении доходов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов; это налоговые системы большинства англосаксонских стран — США, Канады, Великобритании, Австралии;
  • умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых доля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов; данную группу составляют налоговые системы развитых стран Европы — Германии, Франции, Италии и др.;
  • косвенные, делающие основной акцент на обложении потребления, в котором косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов; такой уровень косвенного обложения обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся стран — Аргентины, Бразилии, Мексики, Индии, Пакистана.

В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий налоговые системы классифицируются на:

  • централизованные, наделяющие федеральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;
  • умеренно централизованные, наделяющие все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55 до 65% консолидированных налоговых поступлений; данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии;
  • децентрализованные, наделяющие- нижестоящие уровни правления более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относятся налоговые системы США, Канады, Дании.

В зависимости от уровня экономического неравенства доходов после их налогообложения налоговые системы можно разделить так:

  • прогрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, сокращается; данную группу составляют налоговые системы практически всех развитых и развивающихся стран;
  • регрессивные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, возрастает; примеры построения таких налоговых систем нам неизвестны.
  • нейтральные, если после уплаты налогов экономическое неравенство налогоплательщиков, оцениваемое по их доходам, остается неизменным; сюда можно отнести налоговую систему России.

Данные классификации  представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего  многообразия классифицирующих показателей. В частности, нередко используется классификация по экономическому показателю соотношения налоговых доходов от внутренней и внешней торговли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Виды налогов в Польше

 

Все виды налогообложения  в Польше утверждаются парламентом, придерживаясь четких стандартов стран с рыночной экономикой.

Налогоплательщики должны иметь в  виду, что все налоги уплачиваются ежемесячно банковским переводом и  что просрочка в уплате налогов  чревата начислением штрафных санкций в размере до 14 % годовых.

Основные виды налогов в Польше это:

  • Налог на доходы юридических лиц составляет 19 %.  
    Юридические лица – налогоплательщики, имеющие юридический адрес или местонахождение своего Совета директоров на территории Республики Польши, обязаны к уплате налога на все доходы, независимо от места, где они были получены. Налогоплательщики, не имеющие юридического адреса или местонахождения Совета директоров в Польше, обязаны к уплате налога только на доходы, полученные на польской территории.
  • НДС (Налог на добавленную стоимость). Основная ставка составляет 22 %. Помимо основной ставки есть льготная ставка 7 %, которая применяется к ряду сельскохозяйственных средств производства (удобрения, пестициды, агротехника), детским товарам, товарам здравоохранения, строительным материалам и услугам, а также к некоторым другим видам услуг, как транспорту (кроме такси) и проч. Основные ставки данного налога 0%, 3% 7% и 22%. Есть также нулевая ставка на экспорт. Помимо того от НДС освобождены некоторые основные виды продовольствия, а также услуги в таких областях социально-культурного значения, как образование, здравоохранение, а также почта. Предприятия и физические лица обязаны зарегистрироваться в качестве плательщиков НДС при годовом обороте свыше 10 тыс. евро. Как и в большинстве европейских стран НДС возмещается иностранным туристам, выезжающим из Польши и вывозящим из нее товары. Интуристы имеют право на возвращение НДС от закупленных товаров, стоимостью свыше 200 евро (включая НДС) только если таможня подтвердит, что товары покинули территорию Польши неповрежденными и не позже, чем в последний день третьего месяца от даты их приобретения.
  • Акциз. В дополнение к НДС некоторые товары облагаются акцизом. Этот налог применяется к около 200 товарам, включая легковые автомобили, охотничье огнестрельное оружие, топливно-смазочные продукты, пластмассовую тару, соль, спиртную и табачную продукцию и некоторые виды потребительских товаров, как высокотехническое оборудование, видеокамеры, яхты, моторные лодки, духи и проч. Акциз зависит от вида товаров, а также от места их производства (национальное или зарубежное). Акциз всегда выше в случае импорта.
  • Налог на дивиденды. Этим налогом облагаются юридические и физические лица, являющиеся акционерами предприятий. Доход холдинговых предприятий, поступающий от дочерних польских предприятий холдинга, освобождается от этого налога. Ставка налога составляет 15 %, разве что конвенции по избежанию двойного налогообложения постановляют иначе.
  • Налог на доходы физических лиц (PIT). Налогом облагаются доходы физических лиц, независимо от источника. Подоходный налог имеет прогрессивную ставку. Актуальные ставки подоходного налога с физических лиц: 19%, 30% и 40%.
  • Налог на наследство и дарственные. Основа налога – рыночная стоимость товаров и прав собственности, полученных путем наследования, дарственной и права давности. Ставка налога является прогрессивной, а ее уровень зависит от характера отношений между дающим и получающим лицом.
  • Пошлина на гражданские и юридические акты. Налогоплательщик, обязанный внести эту пошлину должен без напоминания налоговых органов заполнить соответствующую декларацию, рассчитать и уплатить налог в налоговое управление наличными или банковским переводом в срок до 14 дней от даты возникновения подобного налогового обязательства.
  • Гербовый сбор. Взимается с: официальных заявлений, официальных документов, свидетельств, решений и других документов.
  • Местные налоги. Местные власти могут устанавливать ставки местных налогов и льготы от них. Тем не менее, их максимальный уровень не может превышать уровня, определенного парламентом. Местные налоги и сборы включают: налог на недвижимое имущество, на автомобили, на собак и на рынки.
  • Налог на гражданско-правовые действия; этим налогом облагается большинство договоров - продажи, займа, дарения, аренды, на раздел наследства, на установление ипотеки, установление платного пользования, на нерегулярный депозит и договоров кооперации.
  • Налог на недвижимое имущество. Все виды недвижимого имущества облагаются этим налогом в границах, определенных ежегодно публикуемым декретом министра финансов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Общегосударственные  налоги в Польше

Налог

Налоговая ставка

Плательщики налога (резиденты  и нерезиденты Польши)

Налог на прибыль

19 %

Юридические лица.

Налог на добавленную стоимость

22 %, 7 %, 3 %, 0 %

Юридические и физические лица

Акциз

от 25 % до 190 %

Юридические и физические лица

Налог на дивиденды 

15 %

Акционеры (физические и юридические  лица)

Подоходный налог

19 %, 30 %, 40 %

Физические лица

Налог на азартные игры

от 10 %, 15 % до 45 %

(ставка налога зависит от  вида игры и совокупного полученного  дохода)

Юридические лица, осуществляющие деятельность, связанную с организацией азартных игр и тотализаторов. Плательщики  налога на азартные игры не являются плательщиками НДС.

Налог на наследство и налог на дарение

3-7 % на наследников первой очереди; 7-12 % на наследников второй очереди; 12-20 % на иных наследников.

Физические и юридические лица

Налог на транспортные средства

Ставка налога зависит от транспортного средства

Собственники транспортных средств


 

 

 

 

 

 

Таблица 2. Основные местные налоги в Польше

Налог

Ставка

Плательщики налога

Сельскохозяйственный налог

Налоговая шкала является пропорциональной. Сумма налога исчисляется по специальной  формуле, исходя из размера земельного участка и официальной стоимости ржи.

Юридические и физические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, которые: 
- являются собственниками земель, входящих в состав сельских хозяйств; 
- являются пользователями земель, находящихся в государственной или коммунальной собственности и входящих в состав сельских хозяйств.

Лесной налог

Конструкция налога аналогична сельскохозяйственному  налогу и зависит от размера участка  леса и официальной стоимости  древесины

Физические и юридические лица.

Налог на недвижимость

Налоговые ставки варьируются в  зависимости от площади объекта  налогообложения.

Физические и юридические лица

Налог на содержание собак

-

Физические и юридические лица

Информация о работе Налоговая система зарубежных стран