Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:44, курсовая работа
Прежде всего, остановимся на вопросе о необходимости налогов. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как «взносы граждан, необходимые для содержания ... публичной власти ...» (К. Маркс). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему необходима определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка. Чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
1.5. Налоговая Ситема России
С 1 января 1992 года в соответствии с проведенной налоговой реформой на территории Российской Федерации была сформирована новая налоговая система, общие принципы организации которой были определены в Федеральном Законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», принятом 27 декабря 1991 года. Данный нормативный документ установил перечень подлежащих перечислению в государственный бюджет России налогов, сборов, пошлин и прочих платежей. Также закон определил права, обязанности и ответственность налоговых органов и налогоплательщиков. Это было только начало формирования законодательной базы налогообложения в России. Позднее в процессе становления системы налогообложения в России был принят и введен в действие главный документ, определивший основные понятия и регулирующий налоговые отношения в стране – Налоговый Кодекс РФ. I часть нового Налогового Кодекса Российской Федерации вступила в законную силу с 1 января 1999 года, а II часть Налогового Кодекса РФ вступила в законную силу с 1 января 2000 года. На сегодняшний момент – это основной документ, призванный регулировать налоговую систему России.
Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутри, так и внешнесистемных факторов (воздействий), т.е. она является не статической, а динамической системой.
Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований). В связи с этим может возникнуть вопрос: можно ли рассматривать дробность налоговой системы страны по территориям? Думается, что такой подход не имеет под собой научной основы. В рамках территориальных образований на уровне субъектов и муниципалитетов нельзя выделять самостоятельные налоговые системы, так как они не будут отвечать всем ее свойствам и организационным принципам, в первую очередь принципу единства. Следовательно, налоговая система страны должна отвечать свойству целостности (неделимости) территориального построения.
По своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.
В первую очередь систему налогов Российской Федерации необходимо характеризовать как совокупность федеральных, региональных и местных налогов. Первой частью НК РФ установлено в целом четырнадцать видов налогов и сборов, в том числе девять федеральных, три региональных и два местных налогов. Кроме того, НК РФ предусмотрена возможность применения специальных налоговых режимов, при которых устанавливаются соответствующие федеральные налоги с одновременным освобождением от уплаты отдельных федеральных, региональных и местных налогов. В настоящее время в российской налоговой системе установлены четыре вида таких налогов.
При этом предприятие-налогоплательщик уплачивает гораздо меньше налогов, чем это предусмотрено в НК РФ, поскольку в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число предприятий. К таким налогам относятся, в частности, акцизы, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина, налог на игорный бизнес, транспортный налог. Кроме того, значительное число включенных в налоговую систему России налогов уплачивается физическими лицами.
Акцизы на отдельные виды товаров, плательщиками которых формально являются юридические лица, фактически (не номинально, как другие косвенные налоги) платят непосредственно потребители, т.е. физические лица.
Акциз – федеральный налог, который установлен НК РФ, введен в действие федеральным законодательством и взимается на всей территории России. В зависимости от вида акцизного товара в БК РФ устанавливаются разные нормативы зачислений акцизов в федеральный бюджет.
Поэтому в ст. 50 БК РФ к налоговым доходам федерального бюджета относятся акцизы по семи видам подакцизных товаров. Причем нормативы отчислений акцизов на разные подакцизные товары будут разными. Например, акцизы на легковые автомобили полностью (100%) зачисляются в доход федерального бюджета, а акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья –по нормативу 50%. Остальная часть зачисляется в доходы региональных бюджетов. То есть в качестве федерального налога здесь выступает акциз, который, в зависимости от вида подакцизного товара, БК РФ разделяется на семь видов налоговых доходов федерального бюджета в соответствии со ст.50 БК РФ.
Такая же ситуация с налогом на добычу полезных ископаемых, который в БК РФ разделен на 4 вида налоговых доходов федерального бюджета в зависимости от вида полезного ископаемого или места его добычи.
Вместе с тем из налоговой системы России с принятием поправок в части первой НК РФ исключена таможенная пошлина.
При этом важно подчеркнуть, что перечень региональных и местных налогов стал исчерпывающим, т.е. ни один орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права ввести ни одного налога, не предусмотренного НК РФ. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, достаточно резко повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.
Таким образом, установленный в НК РФ перечень налогов является не только исчерпывающим, но и обязательным для законодательных (представительных) органов власти. Однако такое положение существовало не всегда.
Главным федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, на который возложены основные функции по надзору и контролю соблюдения действующего на территории страны налогового законодательства, является Федеральная налоговая служба России (ФНС). Федеральная налоговая служба также обязана следить за правильностью и полнотой исчисления налогов и прочих обязательных платежей. Своевременностью налогов и сборов внесения в бюджеты соответствующих уровней, в случаях, предусмотренных действующим законодательством РФ.
ФНС к тому же обязана следить за оборотом и производством табачной продукции, за соблюдением валютного законодательства России в пределах компетенции, предоставленной законом налоговым органам.
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность также и через свои территориальные органы. Осуществляет взаимодействие в области регулирования и контроля налогообложения с остальными федеральными органами исполнительной власти, региональными органами исполнительной власти, муниципальными органами власти, а также с государственными внебюджетными фондами, общественными организациями и прочими учреждениями.
Российская система налогообложения с течением времени изменялась. В силу изменения политических, экономических и социальных требований, трансформировались и функции налоговой системы. В настоящее время налоги из простого инструмента пополнения государственного бюджета стали главным регулятором всей экономики государства, влияя на ее структуру, пропорции, темпы развития и общие условия функционирования.
1.6. Сравнительный анализ налоговой системы РФ и Польши
Польша быстрее достигла рыночной системы государства и приспособилась к платежеспособному спросу, чем Россия. Во многом этому способствовало развитие малых предприятий и государственные дотации на обучение частных предпринимателей. Сегодня в Польше на тысячу человек приходится 44 предприятия (всего около 800 тыс. малых предприятий и 6 млн. частных предпринимателей).
В то время, когда многих начинающих предпринимателей в России сегодня можно назвать "проблемными" из-за отсутствия знаний собственного дела, в Польше выделяется около 5 млн. долларов на консультирование и выпуск литературы на тему: "Как открыть свое дело". Из этих денег 21% идет на консультирование в области налогов и юридических вопросов.
За отрезок времени в 10 лет, ставший "переломным" и для России и Польши, некоторые шаги в области малого бизнеса отличаются у двух государств во многом. Например, польское государство не выделяет кредиты малым предприятиям, но выделяет средства на консультирование по этому вопросу. В сравнении с российскими предпринимателями, поляки-предприниматели не должны платить налоги заранее. В налоговой политике Польши существует тенденция ежегодного снижения социального налога: если на 2001 год социальный налог здесь составлял 30%, то на 2002 год снижение до 28%, на 2003 год до 24%, а на 2004 год уже до 22%. На развитие собственного дела в Польше сейчас дается 20-25 лет, в течение которых действуют следующие законы: в течение первых 10 лет малые предприятия освобождаются от налога на прибыль на 100%, в течение же последующих 10 лет уже на 50%. Под малым предприятием в Польше подразумевается предприятие до 250 человек наемной силы, в то время, как в России количество наемных не должно превышать 100 человек. В результате, в России сегодня 20 млн. человек живут на доходы от малого бизнеса, а в Польше такое же количество человек этим самым малым бизнесом заняты.
Сколько же времени потребуется нашему огромному и медлительному государству, чтобы повернуться" в сторону проблем родного малого бизнеса, знает лишь само государство. К сожалению, наличие многочисленных бюрократических помех для бизнеса в России тормозит развитие экономики, особенно сферы услуг, - например, на регистрацию обычного магазина в России уходит в четыре раза больше времени, чем в Польше.
Что же касается налоговой системы, то в своем нынешнем виде она не выполняет ни одной из двух важнейших функций. Во-первых, не обеспечивает достаточных доходов бюджету, что не только не оставляет шансов социально незащищенным группам населения, но и влечет за собой повышение кредитных ставок, а значит, препятствует инвестициям и развитию бизнеса за счет заемных средств. Во-вторых, существующая налоговая система не стимулирует развития бизнеса. В пищевой промышленности, к примеру, соблюдение налоговых законов обходится компаниям в 15% выручки (для сравнения: в Польше - 7%, в США - 7%, в Бразилии - 9%), а уход от налогов - в 3%. Более того, компании, которые платят все налоги, не могут выжить - вот почему все налоги в России не платит практически никто. При этом фирмы, готовые платить налоги, вынуждены уходить от них - иначе они станут неконкурентоспособными, ведь их конкуренты налогов не платят.
Таким образом, почти любая компания оказывается вне закона, и в любой момент ее могут закрыть. Стоит ли удивляться, что многие компании работают лишь в расчете на краткосрочную перспективу, уводят деньги за границу, неохотно инвестируют в производство с длительными сроками окупаемости и завышают маржу, закладывая в цену своих товаров дополнительные риски? Результат - опять же повышение цен и ограничение спроса.
Таким образом, существующие сегодня юридические и налоговые системы России являются инструментами все того же монополизма, защищающими тех, кто уже адаптировался к нынешним условиям.
Для того, что бы выйти на налоговую систему, стимулирующую экономическое развитие, нужно соблюсти следующие принципы:
При реформе налоговой системы необходимо учитывать следующие факторы: