Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы – налоговая система как инструмент государственной экономической и социальной политики.
Для достижения выбранной цели были поставлены и решались следующие задачи:
- рассмотреть налоги и сборы, их сущность и состав, виды налогов и сборов, уплачиваемых субъектами хозяйствования;
- изучить функции и принципы налогообложения;
- изучить налоговую систему и налоговое регулирование страны.
- изучить законодательную базу налогообложения.

Файлы: 1 файл

Курсовая работо Налоги гот 1 готовая.docx

— 79.56 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с момента возникновения  государства. Развитие и изменение  форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой  системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма  доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия  государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние  научно-технического прогресса.

Применение налогов является одним из экономических методов  управления и обеспечения взаимосвязи  общегосударственных интересов  с коммерческими интересами предпринимателей, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской  деятельности с государственными и  местными бюджетами, с банками, а  также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение  иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

Вопросы налогообложения  достаточно актуальны в настоящее время, так как посредством налогов государство воздействует на определенные общественные процессы, выполняет контрольные функции, выступает гарантом Конституционного права. Посредством налогообложения изымаются финансовые средства предприятий и граждан в бюджет государства и регулируются условия производства и реализации товаров и услуг. Размер налоговых ставок, порядок уплаты налогов, существующие льготы и скидки по налогам создают дифференцированные условия для капиталовложений, приобретения недвижимости, инвестиций в основные производственные фонды, покупки ценных бумаг и других операций. Вся совокупность законов и правил, регламентирующих уплату налогов в данной отрасли, сфере хозяйства или регионе создают своеобразный «налоговый климат», который необходимо принимать во внимание при выборе сферы бизнеса и его текущей реализации.

Цель написания  работы – налоговая система как инструмент государственной экономической и социальной политики.

Для достижения выбранной  цели были поставлены и решались следующие задачи:

- рассмотреть налоги и  сборы, их сущность и состав, виды налогов и сборов, уплачиваемых  субъектами хозяйствования;

- изучить функции и принципы налогообложения;

          - изучить налоговую систему и налоговое регулирование страны.

- изучить законодательную базу налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА  ГОСУДАРСТВА

1.1 Функции  и принципы налогообложения

 

Налогообложение – это способ регулирования доходов и источников пополнения государственных средств.

          Использование налогов в качестве инструмента централизованного воздействия на экономическое развитие государства имеет длительную историю по мере развития товарно–денежных отношений.

Функция – представляет собой внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.

В современных  условиях налоги выполняют основные и дополнительные функции.

К основным функциям относят:

а) фискальную – отражает причины возникновения налогов, с её помощью реализуется качественная определённость налогов, их общественное назначение как источника средств. Данная функция является главной функцией налогов и призвана способствовать огосударствлению части национального дохода и созданию материальных основ функционирования государства; [13, с. 6-7].

б)социальную – поддержание социального равновесия путём уменьшения неравенства в реальных доходах отдельных групп населения;

в)регулирующую – избирательное изменение налоговых ставок, позволяющее целенаправленно воздействовать на темпы экономического роста, структурную перестройку общественного производства, накопление денежного капитала, инфляцию, движение инвестиций, занятость, формирование совокупного платежеспособного спроса. Данная функция имеет 3 составляющих:

1)стимулирующую – снижение налоговых ставок, введение льгот, способствующих созданию предпосылок для повышения деловой активности (увеличение необходимых объемов производства, его обновление, увеличение инвестиций, накоплений,), поощрения отдельных видов предпринимательства, привлечения и перемещения иностранных инвестиций;

2)сдерживающую – целенаправленное сдерживание темпов воспроизводства путём увеличения ставок налогов или введения дополнительных налогов;

3) воспроизводственную– которая предназначена для концентрации средств на восстановление используемых ресурсов.

К дополнительным функциям относят:

а)перераспределительную – процессы перераспределения части совокупного общественного продукта главным образом чистого дохода и направления одной его части на расширенное воспроизводство израсходованных факторов производства, а другой – в централизованный фонд государственных ресурсов, т.е. в бюджет государства;

б)контрольную –своевременное отслеживание государством поступлений в бюджет налоговых платежей, что позволяет сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах и конечном счёте определять необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики государства.

Функции налогов выявляют их социально-экономическую сущность, выражающуюся в принудительном изъятии  определённой части доходов у  предприятий и населения, имеющих  объекты налогообложения. Каждая функция  отражает определённую сторону налоговых  и финансовых отношений.

          Каждый налог содержит следующие элементы:

- субъект  налога, или налогоплательщик, — физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;

- объект  налога — предмет, подлежащий обложению (доход, имущество, товары); часто название налога вытекает из его объекта, например земельный налог, подоходный налог и т.д.;

- источник  налога — доход субъекта (заработная плата, прибыль, процент), из которого выплачивается налог; по некоторым налогам (например, налог на прибыль) и объект, и источник совпадают;

- единица  обложения — единица измерения объекта (по подоходному налогу — денежная единица страны, по земельному налогу — гектар, акр);

- налоговая  ставка представляет собой величину налога на единицу обложения;

- налоговый  оклад — сумма налога, выплачиваемая субъектом с одного объекта;

- налоговые  льготы — полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством (скидки, вычеты и др.). Самой важной налоговой льготой является необлагаемый минимум — наименьшая часть объекта, освобожденная от налога.

В системе налогообложения должны быть заложены определённые принципы, следуя которым можно добиться воздействия на общественное воспроизводство, его динамику, структуру, состояние научно-технического прогресса.

Принципы налогообложения – это базовые категории, по которым формируется налоговая система в конкретных условиях экономики страны.

Четыре  основополагающих принципа налогообложения  были сформулированы английским экономистом  А. Смитом:

1) подданные государства  должны участвовать в содержании  правительства соответственно доходу;

2) налог, который обязуется  выплачивать каждое отдельное  лицо, должен быть точно определён;

3) вид налога, срок уплаты  и способ платежа должны быть  удобны плательщику;

4) каждый налог должен  быть так задуман и разработан, чтобы он брал из кармана  народа и удерживал возможно  меньше сверх того, что он приносит  казначейству государства.

          К основные принципам налогообложения относят:

а) принцип легитимности – законодательно утвержденный размер налогов и порядок их взимания;

б) принцип единства – этот принцип предполагает выработку единой стратегии налогообложения, унификацию национальных подходов к организации налоговых отношений, их соответствие требованиям, широко применяемым в зарубежных странах;

в) принцип равномерности и справедливости – обложение налогом должно быть достаточно жёстким для обеспеченных лиц и щадящим для социально слабо защищённых слоёв населения;

г) принцип определённости – означает, что сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны плательщику;

д) принцип удобства – предполагает, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшее удобство для плательщика;

е) принцип эффективности – налоги должны оказывать влияние на принятие экономических решений;

ж) принцип всеобщности– охват налогами всех экономических субъектов, получающих доходы, независимо от организационно-правовой формы;

з) принцип обязательности– принудительность налога и неизбежность его выплаты;

и) принцип стабильности - характеризуется не только длительным постоянством состава налогов, условий сбора, но и закреплением за звеньями (уровнями) бюджетной системы в качестве их собственной доходной базы. [17, с. 33-36].

 

1.2 Виды  налогов

Налоговая система любой  страны включает различные виды налогов. В зависимости от принятых критериев  их можно классифицировать по-разному. Один из критериев – налоговая  ставка. Анализ соответствующих налогов  основан на понятиях средней и  предельной налоговой ставки. Средняя ставка определяется как отношение суммы налогов к величине доходов. Предельная налоговая ставка определяется как изменение величины налоговой суммы, которое происходит в связи с изменением величины дохода на единицу. [6, с. 216].

Изучение видов налогов  усложняется их многочисленностью  и отсутствием четких границ с  другими видами платежей в доход  государства. Эти обстоятельства предъявляют  повышенные требования к правильному  выбору оснований для классификации  налогов. Отнесение того или иного  налога к определенному виду позволяет более четко уяснить содержание и экономический смысл данного налога.

Для правильного разграничения  понятий налога, сбора, пошлин и иных платежей необходимо учитывать те специфические экономические признаки, которые являются основанием для определения вида налога как экономической категории.

1. Основным специфическим  признаком налога как экономической  категории является то, что при  его уплате происходит отчуждение  части собственности плательщика  в пользу государства. Следует  подчеркнуть, что отчуждение части  собственности может происходить  не только у собственника, но  и у организаций и физических  лиц в форме отчуждения принадлежащей  им собственности на праве  хозяйственного ведения или оперативного  управления.

2. Важным специфическим  признаком налога выступает законность  его установления и введения. Иными словами, налог устанавливается,  а также взимается в порядке  и на условиях, определяемых только  законодательными актами.

3.  Уплата налога в  бюджет происходит в денежной  форме. Этотпризнак объективно  вытекает из сущности налога  как экономической категории,  представляющей соответствующие  денежныеотношения.

4. Специфическим признакам  налога является его безвозмездный  характер. Безвозмездность означает, что денежные средства, уплачиваемые  в качестве налога, переходят  в собственность государства  без получения встречного возмещения  для плательщика.

5. Налоги поступают в  распоряжение субъектов государственной  власти и управления.

Классификация налогов  — это группировка  налогов по различным признакам. Она важна для организации  рационального управления налогообложением.

1. В зависимости  от способа взимания налоги  подразделяются на прямые и  косвенные.

Прямые налоги – это налоги на отдельные объекты имущества или доходы отдельных физических и юридических лиц. К прямым налогам относятся:

а) подоходный налог;

б) земельный налог;

в) налог на недвижимость.

Косвенные налоги выплачиваются опосредованно через цены товаров и услуг в момент их приобретения. Они устанавливаются на товары массового потребления, услуги транспорта, сферы обслуживания. Их преимущество состоит в том, что взимаемые суммы берутся в удобное для плательщика время и наиболее удобным способом. Однако косвенные налоги включаются в состав издержек производства и прибавляются к ценам на товары и услуги. В связи с этим повышаются цены и налоги перекладываются в зависимости от степени эластичности спроса и предложения на данный товар, на конечного потребителя. К косвенным налогам относятся:

Информация о работе Налоговая система