Налоговая система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Цель написания работы – налоговая система как инструмент государственной экономической и социальной политики.
Для достижения выбранной цели были поставлены и решались следующие задачи:
- рассмотреть налоги и сборы, их сущность и состав, виды налогов и сборов, уплачиваемых субъектами хозяйствования;
- изучить функции и принципы налогообложения;
- изучить налоговую систему и налоговое регулирование страны.
- изучить законодательную базу налогообложения.

Файлы: 1 файл

Курсовая работо Налоги гот 1 готовая.docx

— 79.56 Кб (Скачать файл)

3) через налоги стимулируется  инвестиционная деятельность предприятий.  Уменьшением налогооблагаемой прибыли  на величину фактически произведенных  расходов на финансирование капитальных  вложений и предоставлением инвестиционного  налогового кредита, государство  поощряет развитие производственной  базы, строительство жилья, объектов  здравоохранения, культуры, образования,  бытового обслуживания;

4)налоговая система обеспечивает  выполнение государством парораспределительной функции посредством направления аккумулированных в бюджете налогов на финансирование важнейших государственных программ и поддержку отдельных отраслей экономики;

5) налоговое регулирование  позволяет повышать уровень занятости  населения путем снижения налоговых  ставок для предприятий, организующих  новые рабочие места, использующих  труд инвалидов и пенсионеров;

6) налоги способствуют  структурной перестройке экономики,  развитию малого и среднего  бизнеса.

Результативность  налогового регулирования производства зависит  от обоснованности экономической  политики, реализуемой государством.  Механизм  налогового регулирования опирается  на законодательную базу и включает в себя ряд элементов, позволяющих  направлять предпринимательскую инициативу предприятий в нужное русло, обеспечивая  тем самым стабильность и рост поступлений доходов в государственный  бюджет. Сложность его создания заключается  в том, что необоснованные решения  могут привести к непоправимым последствиям, когда начинает разрушаться налогооблагаемая база, когда оказывается, что, по образному  выражению, «налог убит налогом».

Кроме того, правительства  используют широкий арсенал методов  налогового регулирования экономики  на микро – и макроуровне, среди  которых можно выделить методы, связанные:

1)с видами, ставками, структурой  налогов (введение новых или  повышение ставок действующих  налогов; манипулирование величиной  ставок налогов на определенной  территории или в течение определенного  периода времени; изменение структуры  налогов; использование прогрессивной  системы налогообложения; дифференциация  ставок налогов по отраслям  и видам производств; использование  разнообразных систем подоходного  обложения корпораций);

2) с льготами и скидками, в том числе поощряющими деловую  активность, стимулирующими миграцию  капитала, развитие экспортного  производства, предпринимательства,  НИОКР и пр. (льготы и скидки  на личные доходы налогоплательщиков; система ускоренной амортизации;  инвестиционный налоговый кредит; льготы по отдельным отраслям  и компаниям, скидки на прибыль  малого бизнеса и убыточных  предприятий, вычеты из налоговой базы расходов по НИОКР, льготы при обложении доходов от прироста капитала; льготы, стимулирующие частные инвестиции в акции, льготы предприятиям, создающим рабочие места; льготы иностранным инвесторам в «оффшорных зонах», налоговых гаванях и пр.);

3) с гармонизацией и  унификацией национальных налоговых  систем (унификация ставок по  ведущим видам .налогов, структур  налогообложения).

Необходимость налогов вытекает из функций и  задач государства (политических, экономических, внешнеэкономических, оборонных, социальных и др.), выполнение которых требует  средств. Кроме  налогов у государства нет  иных методов мобилизации средств. Для покрытия расходов оно может  использовать государственные займы, но их необходимо возвращать и уплачивать проценты, что также требует дополнительных расходов по их обслуживанию. При особых обстоятельствах государство прибегает  к выпуску денег в обращение. Однако это чревато тяжелыми экономическими последствиями для страны — инфляцией. Таким образом, на долю налогов, являющихся важнейшим средством формирования финансовых ресурсов государства, приходится 80-90 % всех бюджетных поступлений (в  развитых странах).

Налог как специфическая  форма производственных отношений  оказывает влияние  на основные факторы  общественного  производства и различные  социальные группы.

Осуществляя налоговое регулирование, государство  проводит всесторонний экономический анализ экономических  систем и осуществляет налоговый  контроль. Любое экономическое и, в частности, налоговое регулирование  предполагает ряд действий, которыми являются экономический анализ и  контроль. Налогам, как и финансам, присуща контрольная функция, которая  способствует количественному и  качественному отражению хода распределительного процесса, позволяет контролировать полноту и своевременность налоговых  поступлений в бюджет и, в конечном счете, позволяет определять необходимость  реформирования налоговой системы.

Современный уровень развития общественных отношений  в сфере  налогообложения, а также  постоянное совершенствование налогового регулирования  предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых преобразований и осмысления тех организационно-правовых механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий. И в этом аспекте наиболее значимым является организация и функционирование налогового контроля, в большей степени в рамках которого изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере.

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав - государственный бюджет.

Бюджет - это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

          С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Государственный бюджет, являясь  основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую  возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры  необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым  налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления  расходования средств, перераспределение  национального дохода и внутреннего  валового продукта, что позволяет  ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета  и бюджетной системы страны, взаимоотношения  между ее отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и  структуру бюджетов, процедурные  стороны формирования и использования  бюджетных средств и др.

Составляющей частью бюджетного устройства является бюджетная система.

         Бюджетная система государства - главное звено финансовой системы государства.

         Бюджет Республики Беларусь, как и большинства стран с переходной экономикой, имеет четко очерченную социальную направленность и ориентирован на поэтапно достижение важнейших параметров, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 годы. При этом социальная направленность бюджета Республики Беларусь не препятствует динамичному росту ВВП – важнейшему показателю налогооблагаемой базы. Однако в стране продолжает использоваться затратная, неадекватная рыночной трансформации, модель социальной политики, которая имела место в административно-командной системе.

Сконцентрированные в  государственном бюджете Республики Беларусь денежные средства предназначаются  для осуществления социально-экономической  политики, обеспечения обороны и  безопасности государства. С помощью  бюджета реализуются общегосударственные и региональные программы народнохозяйственного социально-экономического характера. Достигается это в основном через перераспределение бюджетом части национального дохода на развитие социальной сферы, содержание социально-культурных учреждений, оказание помощи отдельным слоям населения за счет различных пособий, пенсий, индексации доходов. Чем богаче страна, тем больше средств направлено в социальную сферу, тем более ощутима помощь малоимущим гражданам. При этом роль государственного бюджета, прежде всего, состоит в том, что бюджет создает финансовую базу, необходимую для финансового обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Поэтому государственный  бюджет в Республики Беларусь является важным инструментом претворения в жизнь социально-экономической политики государства. Он обеспечивает централизацию средств, необходимых для решения основных направлений научно-технического прогресса, образования резервов в общенациональном масштабе.

 

 

3 НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

Налоговая система – это совокупность налогов, пошлин и сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а потому налоговая система – это единство экономических, правовых и организационных принципов, обуславливающих её самостоятельность.

Сегодня налоговая система  призвана реально  влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве и  способствовать развитию предпринимательства.

Перед Республикой Беларусь стоит задача разработки эффективной  налоговой политики и построения налоговой системы, обеспечивающей экономический прогресс. Мировой  опыт показывает, что эта задача относится к разряду наиболее сложных, поскольку требует учета  и оптимального сочетания двух противоречивых тенденций; во-первых, поиска путей  увеличения поступлений средств  в бюджет государства и, во-вторых, снижения налогового давления на товаропроизводителя  для увеличения возможностей инвестирования.

Налоговая система Республики Беларусь с 01.01.2010 г. закреплена в Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.

В Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь   определен порядок исчисления и уплаты всех налогов, сборов и специальных режимов налогообложения (упрощенная система налогообложения, налог на игорный бизнес, налог на доходы от лотерейной деятельности, единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц). По каждому налоговому платежу установлены все обязательные элементы налогообложения: состав плательщиков, объект налогообложения, налоговые базы, перечни налоговых льгот, а также порядок исчисления налогов, сроки их уплаты и представления налоговым органам налоговых деклараций о суммах, подлежащих уплате в бюджет. Размеры ставок налогов определены в соответствующих приложениях к Налоговому кодексу Республики Беларусь  что, по мнению специалистов, создает для плательщиков более прозрачные условия ведения бизнеса, а доступное изложение норм исключает необходимость дополнительных разъяснений и толкований вопросов налогообложения Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.

Главными  критериями оценки цивилизованности и  эффективности  налоговой системы признаны:

1) равенство и справедливость  налогов  по отношению ко  всем налогоплательщикам;

2) определенность и однозначность   налогового законодательства, позволяющие  одинаково его понимать и толковать  и налогоплательщику и налоговому  инспектору;

3) удобство для налогоплательщиков, означающее приближение сроков  уплаты налогов к моменту получения  доходов, минимум бюрократических  процедур, простоту исчисления;

4) стабильность, позволяющая  прогнозировать  финансовые результаты, в сочетании  с гибкостью  реакции на изменение экономической  ситуации;

5) эффективность, предполагающая  не  только обеспечение государственного  бюджета стабильными и равномерными  поступлениями доходов, но и  стимулирование налогоплательщиков  к развитию бизнеса, совершенствованию  техники и технологии производства.

Налоговая система  Республики Беларусь на начальной стадии своего становления приобрела преимущественно фискальный характер, выразившийся в чрезмерном изъятии доходов у налогоплательщиков и в неэффективных способах его осуществления. Это привело увеличению налоговой нагрузки на приоритетные для республики трудоемкие отрасли национальной экономики.

Помимо  фискальных целей  налоговая система  должна выполнять  функции, регулирующие и стимулирующие  развитие приоритетных для государства  отраслей экономики и отдельных  производств, а также выполнять  роль важнейшего механизма непрямого  государственного воздействия на товаропроизводителей в интересах всего общества, быть выразителем налоговой политики правительства, от обоснованности, которой  во многом зависит общественный прогресс и рост благосостояния населения.

Созданная налоговая система  в силу разных причин имеет существенные недостатки. Во-первых, налоги носят  в основном фискальный характер. При  решении  вопросов о налогах главным  выступает доходность бюджета, тогда  как регулирующей и стимулирующей  роли налогов не придается серьезного значения, хотя именно эти функции  налогов могут способствовать экономическому росту государства.

Во-вторых, важным недостатком  системы является высокий уровень  налогообложения  хозяйствующих  субъектов. Несмотря на то, что по ставке он сравним с  развитыми странами (США, Япония и  др.), экономическое  положение национальных юридических  лиц намного скромнее, вследствие чего налоговое бремя отечественных  предприятий очень велико.

Информация о работе Налоговая система