Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 18:09, курсовая работа
Цель написания работы – налоговая система как инструмент государственной экономической и социальной политики.
Для достижения выбранной цели были поставлены и решались следующие задачи:
- рассмотреть налоги и сборы, их сущность и состав, виды налогов и сборов, уплачиваемых субъектами хозяйствования;
- изучить функции и принципы налогообложения;
- изучить налоговую систему и налоговое регулирование страны.
- изучить законодательную базу налогообложения.
- для организаций, имеющих объекты сверхнормативного незавершенного строительства и осуществляющих строительство новых объектов, устанавливается в размере 2 процентов со стоимости объектов сверхнормативного незавершенного строительства.
Земельный налог. Земельным налогом облагаются земельные участки, находящиеся во владении, пользовании или собственности юридических и физических лиц (в том числе иностранных).
Земельный налог рассчитывается исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
В целях стимулирования рационального
использования земли или
Местные Советы депутатов имеют право по просьбе плательщика предоставлять льготы по земельному налогу в виде полного или частичного освобождения на определённый срок.
Земельным налогом не облагаются
земли, подвергшиеся радиоактивному загрязнению,
заповедники, земли историко-культурного
назначения, земли населенных пунктов,
земли организаций, осуществляющих
социально-культурную деятельность, а
также земельные участки
Экологический налог. Плательщиками экологического налога являются организации и индивидуальные предприниматели.
Экологическим налогом облагаются объемы:
- выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух;
- сбросов сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду;
- отходов производства, подлежащих хранению, захоронению;
- нефти и нефтепродуктов, перемещенных по территории Республики Беларусь магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом;
-нефти и нефтепродуктов, переработанных организациями, осуществляющими переработку нефти;
- производства и (или) импорта товаров, содержащих в своем составе 50 и более процентов летучих органических соединений;
- производства и (или) импорта пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона и иных товаров, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы, а также импорта товаров, упакованных в пластмассовую, стеклянную тару и тару на основе бумаги и картона.
Ставки экологического налога установлены Налоговым кодексом Республики Беларусь в зависимости от объекта налогообложения.
Объектами налогообложения экологическим налогом не признаются:
- выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками;
- сброс сточных вод, отводимых в окружающую среду системой дождевой канализации с застроенной территории, на которой они образовались в результате выпадения атмосферных осадков;
- хранение и захоронение радиоактивных отходов и отходов, загрязненных радионуклидами, образующихся в результате работ по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
- захоронение отходов производства, подобных отходам жизнедеятельности населения, в объемах захоронения таких отходов 50 и менее тонн в год;
- импорт пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, используемой для упаковки товаров, реализованных на экспорт, при условии раздельного учета.
Налог за добычу (изъятие) природных ресурсов. Плательщиками налога за добычу (изъятие) природных ресурсов признаются организации и индивидуальные предприниматели.
Налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов облагаются объёмы используемых природных ресурсов; объёмы переработанных нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти; объёмы выводимых в окружающую среду выбросов загрязняющих веществ; объёмы перемещаемых по территории Республики Беларусь нефти и нефтепродуктов; объёмы отходов производства, размещённых на объектах хранения отходов и (или) объектах захоронения отходов; объёмы производимой и (или) импортируемой пластмассовой , стеклянной тары на основе бумаги и картона, после утраты потребительских свойств которых образуются отходы. [14, с. 70-71].
Налогом за добычу (изъятие) природных ресурсов не облагается:
- добыча нефтяного попутного газа;
- добыча грунта, песка и песчано-гравийной смеси, используемых для производства работ по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
- добыча подземных и поверхностных вод для противопожарного водоснабжения;
- добыча подземных вод, используемых для получения геотермальной энергии.
Ставки налога за добычу (изъятие) природных ресурсов установлены Налоговым кодексом Республики Беларусь в зависимости от видов природных ресурсов. [14, c. 70-71].
К местным налогам относятся налоги, поступающие в местные бюджеты, формирующие его в среднем на 70 % (земельный налог, налог с владельцев строений, часть налога на добавленную стоимость, на доходы и прибыль).
Перечень местных налогов и сборов, которые вправе вводить местные Советы депутатов, установлен Налоговым кодексом Республики Беларусь это:
а) налог на услуги (размер налоговых ставок не может превышать 5 процентов налоговой базы);
б) налог за владение собаками (ставки налога за владение собаками устанавливаются в зависимости от высоты собак в холке от 0,5 (17,5 тыс. рублей) до 1,5 (52,5 тыс. рублей) базовых величин в месяц);
в) сбор на развитие территорий (налоговые ставки не превышают 3 процентов валовой прибыли (дохода), остающихся в распоряжении плательщика после уплаты налога на прибыль (для индивидуальных предпринимателей – подоходного налога);
г) сбор с заготовителей (налоговые ставки не могут превышать 5 процентов стоимости заготовленной продукции (грибы, ягоды и т.п.);
д) курортный сбор (налоговые ставки не могут превышать 3 процентов стоимости курортной путевки).
3. В зависимости от субъекта налогоплательщика:
а) налоги, взимаемые с физических лиц (пенсионный фонд, подоходный налог). Подоходный налог с физических лиц относится к прогрессивным налогам: налоговая ставка растет по мере роста дохода. Объектом обложения является личный доход граждан, скорректированный с учетом вычетов. К последним относятся ряд налоговых льгот (пособия по социальному страхованию и социальному обеспечению, пенсии, алименты, льготы, оговоренные в законе) и индексация необлагаемого минимума. В настоящее время происходит переход к прогрессивному налогообложению совокупного дохода граждан на основе всеобщего декларирования доходов.
б) подоходный налог с юридических лиц (налог на прибыль и доходы). Он носит прогрессивный характер и является прямым налогом. Облагаемый доход формируется после вычета из валового дохода предприятия производственных, транспортных, рекламных, командировочных затрат. Кроме того, к вычетам относят необлагаемый минимум, льготы предприятиям в виде ускоренной амортизации и некоторые другие. Субъектами налога на доходы и прибыль являются все предприятия. Этот налог ориентирует на выполнение стимулирующей функции системы налогообложения.
в) смешанные налоги (земельный налог, налог на недвижимость).
4. В зависимости от источника уплаты налоги подразделяются на:
а) налоги, включаемые в цену продукции и исчисляемые из выручки от реализации товара:
1) акцизы;
2) отчисления в республиканский
фонд поддержки производителей
сельскохозяйственной
3) налог на добавленную стоимость.
б) налоги, включаемые в себестоимость продукции:
1) налог на добавленную стоимость;
2) земельный налог;
3) экологический налог;
4) обязательные отчисления
в фонд социальной защиты
5)обязательное медицинское
страхование от несчастных
6) отчисления в инновационный фонд.
в) налоги, уплачиваемые из прибыли от реализации продукции:
1) налог на недвижимость;
2) налог на прибыль;
3) штрафные санкции, штрафные налоги;
4) местные налоги и сборы;
г) налоги, уплачиваемые физическими лицами:
1) подоходный налог;
2)отчисления в пенсионный фонд;
3) земельный налог;
4) налог на недвижимость.
5. С точки зрения
использования поступивших
Общие налоги не имеют конкретного назначения в плане их использования. Они идут на финансирование капитальных и текущих затрат как государственного, так и местного бюджета.
Специфические предназначены для использования их в строго определенных целях (Чрезвычайный налог по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, отчисления в пенсионный фонд и пр.).
Учет плательщиков налогов и других обязательных платежей в бюджет осуществляется в Государственном реестре налогоплательщиков. Учет собственников имущества (учредителей, участников) ликвидированных юридических лиц - субъектов хозяйствования, имеющих задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, ведется Государственным налоговым комитетом Республики Беларусь в специальном реестре собственников имущества (учредителей, участников) ликвидированных юридических лиц - субъектов хозяйствования, имеющих задолженность по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонд.
В Республике Беларусь для
отдельных категорий
К особым режимам налогообложения относятся:
- единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
- единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
- налог при упрощенной системе налогообложения;
- налог на игорный бизнес;
- налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности;
- налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр;
- сбор за осуществление ремесленной деятельности;
- сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агро экотуризма.
В зависимости от построения налогов различают твердые и долевые ставки. Первые устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта. Вторые выражаются в определенных долях объекта обложения.
Различают предельные, средние, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Предельная налоговая ставка – это доля дополнительного (облагаемого) или приростного дохода, которую приходится выплачивать в виде налога. Средняя налоговая ставка – общая сумма выплачиваемого налога по отношению к общему размеру облагаемого налогом дохода. Это налоговая ставка на весь облагаемый налогом доход. Налоговая ставка считается прогрессивной, если ее средняя ставка повышается по мере возрастания дохода; регрессивной, если средняя ставка понижается по мере роста дохода; пропорциональной, если средняя ставка остается неизменной независимо от размеров дохода.
2 НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Объективная необходимость государственного регулирования экономики общепризнанно и осуществляется во всех странах. Одним из инструментов регулирования являются налоги. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также форм и методов их построения образует налоговую систему.
Налоговое законодательство государства представляет собой совокупность нормативных правовых актов, принятых или изданных уполномоченными на то органами и применяемых при регулировании налоговых отношений. [17, с. 37].
При переходе к
рыночным отношениям можно выделить
следующие направления
1) налоги становятся основным
источником доходов
2)посредством налогов
регулируется хозяйственная