Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 16:13, курсовая работа
Налоговые отношения продолжают регулироваться не только принятыми главами Кодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также десятком постановлений федерального правительства, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность налогов, принципы налогообложения;
рассмотреть основные виды и функции налогов;
проанализировать современное состояние экономики России.
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
Тема: "НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА"
Научный руководитель
Ханты-Мансийск 2013
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа. На начальном этапе развития от древнего мира до начала средних веков государство не имеет финансового аппарата для определения и сбора налогов. Оно определяет лишь общую сумму средств, которую желает получить, а сбор налогов поручает городу или общине. Очень часто оно прибегает к помощи откупщиков. На втором этапе (XVI — начало XIX вв.) в стране возникает сеть государственных учреждений, в том числе финансовых, и государство берет часть функций на себя: устанавливает квоту обложения, наблюдает за процессом сбора налогов, определяет этот процесс более или менее широкими рамками. Роль откупщиков налогов в этот период еще очень велика. И, наконец, третий, современный, этап - государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, ибо правила обложения успели выработаться. Региональные органы власти, местные общины играют роль помощников государства, имея ту или иную степень самостоятельности.
Налоги всегда были и продолжают оставаться одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства.
Особенно наглядно это проявляется в период перехода от командно-административных методов управления к рыночным отношениям, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики.
Государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов. В связи с этим знание налогового законодательства, порядка и условий его функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом.
В настоящее время положение коренным образом изменилось. Абсолютное большинство населения страны стало платить те или иные налоги, т.е. стало налогоплательщиками. И поэтому знание налогового законодательства, налоговая грамотность являются необходимым условием обеспечения успешного продвижения экономических реформ.
Налоговые отношения продолжают регулироваться не только принятыми главами Кодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также десятком постановлений федерального правительства, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых, источники энциклопедического характера по вопросам экономики.
Исторически возникновение налогов относится к периоду разделения общества на социальные группы и появления государства. Налоги представляют собой один из основных методов мобилизации государственных доходов. В условиях частной собственности и рыночных отношений налоги становятся главным методом сбора доходов в государственные бюджеты. Как часть распределительных отношений общества, налоги всегда отражают закономерности производства. Смена общесвенно-экономических формаций, изменения функций и роли государства влияют на конкретные формы налогов изъятий. При феодализме доминировали различного рода натуральные сборы и повинности населения. С расширением централизованных государств постепенно возрастает роль денежных налогов в формировании государственной казны.
В широком
смысле под налогом понимается
взимаемый на основе
В современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях подчеркивается, что налог – платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым. К налогам не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления1.
Налоги являются теми
платежами, которые осуществляются
безвозмездно, т.е. их уплата не
устанавливает каких-либо конкр
Часто отмечается, что налоги – денежные платежи (взимаются в денежной форме). Разумеется, в современных условиях большинство налоговых выплат осуществляется в денежной форме. Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг. Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности. В России в конце 1990-х годов стали использоваться соглашения о разделе продукции, в соответствии с которыми взимание ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором2.
Налоги – один из основных способов формирования доходов бюджетов. Как правило, налоги взимаются с целью обеспечения платежеспособности различных уровней государственной власти. Однако налоговые платежи могут подлежать зачислению не только в государственные (федеральные и региональные) бюджеты или бюджеты органов местного самоуправления, они могут выступать средством образования различного рода фондов. Налог не перестает быть налогом только на основании того, что законодатель устанавливает необходимость зачисления выплачиваемых сумм помимо бюджетных счетов на счета каких-либо организаций.
В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости – национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную часть новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.
Налоговые доходы государства формируются за счет новой стоимости, созданной в процессе производства (трудом, капиталом, природными ресурсами). Налоги выражают реально существующие денежные отношения, проявляющиеся в процессе изъятия части стоимости национального дохода в пользу общегосударственных потребностей. Экономическое содержание налогов выражается во взаимоотношениях государства и хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц) по поводу формирования государственных финансов. Налоговые отношения как часть финансовых отношений находятся в постоянном изменении3.
Основная функция налогов – фискальная
состоит в том, чтобы обеспечивать государство
денежными средствами. Посредством фискальной
функции реализуется главное назначение
налогов – формирование финансовых ресурсов
государства, аккумулируемых в бюджете
и внебюджетных фондах. Собранные с помощью
налогов средства расходуются государством
на содержание административно-
Регулирующая функция налогов находит свое проявление в дифференциации условий налогообложения. Государство всегда влияет на поведение экономических субъектов – физических и юридических лиц. Государство может устанавливать разные условия налогообложения для различных категорий плательщиков, для осуществления одних и тех же видов деятельности на отдельных территориях. Конкретные условия налогообложения могут либо способствовать, либо препятствовать концентрации производства и капитала, повышать или сдерживать экономическую активность в отдельные периоды. Налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, они могут способствовать расширению производства в отдельных отраслях или тормозить его. Размеры налогов часто определяют уровень оплаты труда и его формы. От налогов зависит соотношение между издержками производства и ценами товаров и услуг.
В отдельных изданиях по налогам можно встретить упоминание о социальной функции налогов, которая реализуется посредством неравного налогообложения разных сумм доходов. В этом случае правомерно говорить о регулирующей функции налогов. В России традиционно распространено утверждение о наличии у налогов контрольной функции. Однако ни один автор не может объяснить, каким образом обязательные платежи что-либо контролируют сами по себе. Контроль над налогообложением, а отчасти и за распределением средств осуществляют налоговые органы4.
Прямые налоги
Прямые налоги — это налоги, взимаемые
государством непосредственно с доходов
(заработной платы, прибыли, процентов) или с имущества
налогоплательщика (земли, строений, ценных
бумаг).
0
В случае прямого налогообложения сумма
налога вносится плательщиком непосредственно
в казну.
В Российской Федерации действует следующая
система основных прямых налогов:
- Прямые налоги, удерживаемые с юридических
лиц, налог на прибыль предприятия (корпорационный
налог), налог на имущество предприятия;
земельный налог с предприятия.
- Прямые налоги, взимаемые с физических
лиц (населения), — подоходный налог с
населения; поимущественный налог с населения;
налог с имущества, переходящего в порядке
наследования и дарения; налог на владельцев
транспортных средств. Важнейшим прямым
налогом, взимаемым с юридических лиц,
является налог на прибыль предприятий.
Кто является плательщиком данного налога?
Его плательщики — это предприятия и организации,
являющиеся юридическими лицами по законодательству
Российской Федерации, а также иностранные
компании, занимающиеся предпринимательской
деятельностью в России.
Объектом обложения является валовая
прибыль предприятия, представляющая
собой сумму прибыли от реализации продукции
(работ, услуг), основных фондов (основного
капитала), иного имущества и доходов от
внереализационных операции за вычетом
суммы расходов по этим операциям.
Виды прямых налогов
1. Подоходный налог с физических
лиц (налог на личные доходы) является
вычетом из доходов
Не подлежат налогообложению: государственные
пособия по социальному страхованию; все
виды пенсий; доходы, полученные от физических
лиц в порядке наследования и дарения;
стоимость подарков, полученных от предприятий,
учреждений и организаций в течение года
в виде вещей или услуг, не превышающая
сумму 12-кратного установленного законом
размера минимальной месячной оплаты
труда.
2. Налог на прибыль предприятий взимается
в случае, если они признаются юридическими
лицами. Этот налог составляет основную
часть налоговых выплат предприятий. Обложению
налогом подлежит прибыль, чистый доход.
В России ставка этого налога близка к
той, что действует в развитых странах
- до 35%. Производственные объединения,
предприятия, а также собственники капитала
уплачивают налог на основании предъявленных
ими деклараций. Налоговая декларация
представляет собой заявление налогоплательщика
о размерах его доходов. Отдельные виды
прибыли, получаемой юридическими лицами,
облагаются особо. Так, прибыль от дивидендов,
полученных по акциям, облигациям и иным
ценным бумагам, выпущенным в Российской
Федерации, облагается по ставке 15%. Этот
размер ставки применяется к прибыли от
долевого участия в других предприятиях,
созданных на территории Российской Федерации.
3. Социальные взносы охватывают взносы
предприятий на социальное обеспечение
и налоги на заработную плату и рабочую
силу. Они представляют собой выплаты,
которые осуществляются частично самими
работающими, частично - их работодателями.
Они направляются в различные внебюджетные
фонды: по безработице, пенсионный и т.д.
Государство также принимает участие
в финансирование этих фондов. Налоги
на фонд заработной платы и рабочую силу
выплачиваются только работодателями.
4. Поимущественные налоги - это налоги
на имущество, землю и другую недвижимость,
дарения и наследство. Размер этих налогов
определяется задачей перераспределения
богатства.
5. Налоги на товары и услуги, прежде всего
таможенные пошлины и сборы, акцизы, налог
с продаж и налог на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость схож с
налогом с продаж, при котором всю его
тяжесть несёт конечный потребитель. Налогоплательщики,
которые в процессе работы добавляют стоимость
к поступившим в их распоряжение предметам
труда, облагаются налогом с этой добавленной
стоимости. Но каждый налогоплательщик
включает эту сумму в цену своего товара,
который движется по цепочке вплоть до
конечного потребителя.
Законом определен перечень товаров (работ,
услуг), освобождаемых от налога. Этот
перечень является единым на всей территории
РФ. Освобождаются от НДС услуги в сфере
народного образования, связанные с учебно-производственным
процессом; услуги по уходу за больными
и престарелыми; ритуальные услуги похоронных
бюро; услуги учреждений культуры и искусства,
религиозных объединений; театрально-зрелищные,
спортивные и другие развлекательные
мероприятия. Освобождаются от платы НДС
научно-исследовательские и опытно-конструкторские
работы, выполняемые за счет государственного
бюджета, и хоздоговорные работы, выполняемые
учреждениями народного образования.