Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2014 в 16:13, курсовая работа
Налоговые отношения продолжают регулироваться не только принятыми главами Кодекса, но и более чем 20 федеральными законами, а также десятком постановлений федерального правительства, многочисленными инструкциями, методическими рекомендациями и письмами Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Министерства РФ по налогам и сборам. Кроме того, в каждом субъекте Федерации продолжает существовать большое число законодательных и нормативных актов, регулирующих порядок начисления и уплаты региональных и местных налогов.
Исходя из цели в работе поставлены следующие задачи:
раскрыть сущность налогов, принципы налогообложения;
рассмотреть основные виды и функции налогов;
проанализировать современное состояние экономики России.
Косвенные налоги
Косвенные налоги — это налоги на товары
и услуги: налог на добавленную стоимость;
акцизы (налоги, прямо включаемые в цену
товара, тариф или услуги); на наследство;
на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Они
частично или полностью переносятся на
цену товара или услуги. Владелец товара
или услуг при их реализации получает
налоговые суммы, которые перечисляет
государству. В данном случае связь между
плательщиком и государством опосредована
через объект обложения.
В случае прямого налогообложения сумма
налога вносится плательщиком непосредственно
в казну. При косвенном налогообложении
сумма налога, полученная владельцем (продавцом)
товаров или услуг при их реализации от
покупателя, перечисляется государству.
Следовательно, формально косвенный налог
уплачивает владелец (продавец) товара,
реально — его покупатель.
Преимущества и недостатки косвенных налогов
Главным недостатком косвенных налогов
является то, чти при них о податной способности плательщиков приходится
судить на основании посредствующих моментов,
напр., по расходам или потреблению лица,
тогда как истинная платежная способность
не всегда и не вполне соответствует таким
моментам. Далее в косвенном обложении
весьма трудно осуществить равномерность
обложения. При обложении же предметов
первой необходимости, косвенные налоги
становятся обратно пропорциональными
средствам плательщиков.
Но, с другой стороны, косвенные налоги
помогают осуществить общность обложения,
которая при настоящем складе народного
хозяйства недостижима при посредстве
одного прямого обложение доходов и капиталов;
косвенные налоги отличаются сравнительною
нечувствительностью для плательщиков
и дают возможность собирать средства
для покрытие огромных современных государственных
расходов.
К достоинствам косвенных налогов некоторые
относят и то, что эти налоги уплачиваются
как бы добровольно и что они, не распространяясь
на сберегаемые доли доходов, способствуют
бережливости. Но это никак не может относиться
к налогам на предметы первой необходимости,
при которых не может быть речи о добровольности
уплаты их.
Главное достоинство косвенных налогов
заключается в их высоких фискальных качествах,
которыми объясняется широкое распространение
и сильное развитие этих налогов.
Виды косвенных налогов
Косвенные налоги по объектам взимания
подразделяются на: акцизы, фискальную
монополию, таможенные пошлины. В развитых
странах преобладают акцизы – косвенные
налоги на товары и услуги, которые производятся
частными предприятиями. Акцизы устанавливаются
на товары внутреннего производства, в
отдельных странах акцизами также облагается
и импорт товаров (Россия). Акцизы по способу
взимания делятся на индивидуальные –
устанавливаемые на отдельные виды и группы
товаров, и универсальные – взимаемые
со стоимости всего валового оборота (НДС).
Универсальные акцизы более выгодны с
фискальной точки зрения (с расширением
ассортимента товаров увеличивается поступление
универсального акциза в бюджет), ими облагаются
все товары, попадающие в реализацию. Первоначально
универсальный акциз взимался на одной
стадии (потребления) в розничной торговле.
После Второй Мировой войны был введен
каскадный налог с оборота (т.е. взимался
на всех этапах производства). Сегодня
для него характерна однократность обложения.
Разновидность универсального акциза
– НДС, который в отличие от налога с оборота
взимается не со всей стоимости товара,
а только с той части стоимости, которая
добавляется на конкретной стадии производства.
Добавленная стоимость включает: заработную
плату, амортизацию, проценты за кредитные
ресурсы, накладные расходы.
Второй вид косвенных налогов – фискальная
монополия – монопольное право государства
на производство и (или) реализацию определенных
товаров, он преследует чисто фискальную
цель. Ставки не устанавливаются, поскольку
государство является монополистом при
производстве определенных видов товаров
(например, винно-водочных изделий) и продает
товар по очень высокой цене, которая включает
в себя и сам налог. Фискальная монополия
может быть частичной (или производство,
или реализация), либо полной.
Третий вид косвенных налогов – это налоги
на внешнюю торговлю: таможенные пошлины.
Они подразделяются:
1. по видам - на экспортные, импортные,
транзитные;
2. по построению ставок – на специфические
(устанавливаются в твердой сумме), адвалорные
(в процентах к стоимости) и сложные (сочетание
специфических и адвалорных ставок) ;
3. по экономической роли – на фискальные,
протекционистские (для защиты внутреннего
рынка от импортных товаров), антидемпинговые
(повышенные пошлины на товары, ввозимые
по демпинговым ценам), преференциальные
(система предпочтений - льготные пошлины
на один импортный товар, либо на весь
импорт).
Соотношение прямых и косвенных налогов
Оценка соотношения прямого и косвенного налогообложения в России
существенна не только с точки зрения
выбора приоритетов налоговой политики,
но и с точки зрения возможности использования
зарубежного опыта. Несомненно, внедрение
международных наработок в этой области
должно происходить с учетом экономической
и политической ситуации, менталитета,
а также отличий национального законодательства
о налогах и сборах. В результате разумное
использование и совершенствование зарубежных
методик в российской действительности
может привести к расчету оптимальной
модели соотношения прямых и косвенных
налогов.
Таким образом, для создания эффективной
и устойчивой налоговой модели России
необходимо определить оптимальный уровень
соотношения косвенного и прямого налогообложения,
а именно: их долевое участие. Кроме того,
следует оценить влияние и соотношение
видов налогов в рамках этих двух групп
налогов, то есть прийти к их оптимальной
величине (налоговой нагрузке, которая
была бы благоприятна как для налогоплательщика,
так и приемлема для государства).
В зарубежной практике выделяют четыре
базисных модели систем налогообложения,
в зависимости от их ориентации на прямые
и косвенные налоги.
Англосаксонская модель ориентирована
на прямые налоги с физических лиц, доля
косвенных налогов незначительна. В США,
например, подоходный налог с населения
формирует 44% доходов бюджета. Платежи
населения превышают налоги с предприятий.
Эта модель применяется также в Австралии,
Великобритании, Канаде и в других странах.
Евроконтинентальная модель отличается
высокой долей отчислений на социальное
страхование, а также значительной долей
косвенных налогов: поступления от прямых
налогов в несколько раз меньше поступлений
от косвенных. К примеру, в Германии доля
поступлений на социальное страхование
составляет 45% доходов бюджета, от косвенных
налогов - 22%, а от прямых налогов - всего
17%. Аналогичны показатели и других стран,
ориентированных на эту модель, - Нидерландов,
Франции, Австрии, Бельгии. Латиноамериканская
модель ориентирована на обложение традиционными
косвенными налогами, что обусловлено
высоким уровнем инфляции. Так, доля косвенных
налогов в доходной части бюджета страны
составила в Чили - 46%, Боливии - 42% и Перу
- 49%. Смешанная модель, сочетающая черты
других моделей, применяется во многих
странах. Государства выбирают ее для
того, чтобы диверсифицировать структуру
доходов, избежать зависимости бюджета
от отдельного вида или группы налогов.
Особенностью является существенный перевес
доли прямых налогов с организаций над
долей прямых налогов с физических лиц.
Российская налоговая система является
представителем латиноамериканской и
евроконтинентальной моделей, т.е. для
нее свойствен приоритет в распределении
налогового бремени косвенных налогов
на бизнес (около 70%).
В России «объективно сложившиеся экономические
условия не позволяют пока ориентироваться
на англосаксонскую модель, однако уже
сейчас существуют реальные возможности
перехода на смешанную модель распределения
налогового бремени, в которой прямые
подоходные налоги и косвенные налоги
на бизнес распределялись бы примерно
поровну в общих налоговых поступлениях
в бюджет и внебюджетные фонды».
Для равномерного распределения прямых
и косвенных налогов необходимо рассчитать
и установить определенный баланс, поскольку
отдельные налоги и сборы должны продуктивно
сосуществовать между собой, а налоговая
система в целом - с внешнеэкономической
средой. При этом возможно использование
опыта зарубежных стран, но главное - с
учетом специфики экономического развития
России.
Реальные налоги — прямые налоги, которыми облагаются отдельные виды имущества налогоплательщика (земля, дом, фабрика, ценные бумаги). К ним относятся поземельный налог, подомовый налог, промысловый налог и налог на ценные бумаги (акции, облигации, закладные листы ипотечных банков).
В основе реального налогообложения лежат внешние признаки: размер земельного участка (при поземельном налоге), количество окон, дверей, печей, размер строения (при подомовом налоге), число рабочих и количество станков (при промысловом налоге). Обложение производится по среднему доходу, определяемому на основе кадастра. Фактический доход, который объект приносил владельцу, обычно не учитывается. В связи с тем, что кадастровые работы проводятся редко, ставки реальных налогов быстро устаревают, что обеспечивает льготное обложение крупных землевладельцев, домовладельцев и предпринимателей. Бремя налогообложения наиболее тяжело для мелких собственников — крестьян и ремесленников, поскольку при реальном обложении обычно не применяется необлагаемый минимум, не учитывается задолженность налогоплательщика, его семейное положение. Низкая фискальная эффективность реальных налогов привела к тому, что постепенно они заменяются личными налогами — подоходным налогом с физических лиц, поимущественным налогом. Наибольшее распространение реальные налоги получили в первой половине XIX в., особенно во Франции и в России.
В современных условиях в промышленно развитых странах сохраняются отдельные элементы реального обложения в системе местных налогов.
Личные налоги — прямые налоги, взимаемые в зависимости от налогооблагаемого дохода и имущества данного физического или юридического лица с учетом предоставленных ему льгот. Взимаются у источника дохода или по декларации. При этом объекты обложения учитываются индивидуально, а не усреднение для каждого плательщика, то есть принимаются во внимание конкретные особенности его имущества, финансового положения, учитывается состав семьи и так далее.
Основными личными налогами в большинстве стран являются подоходный налог с населения, налог на прибыль корпораций, налог на доходы от денежных капиталов, налог на сверхприбыль, налог на прирост капитала, налог с наследств и дарений и поимущественный налог.
Для обозначения особенностей отдельных видов налогообложения налоговедение использует следующие критерии и признаки налоговых платежей:
В зависимости от плательщиков все налоги можно разделить на три группы:
К налогам и сборам, уплачиваемым только физическими лицами, относятся: налоги на доходы физических лиц, налоги на имущество физических лиц, налоги на наследство и дарение, социальные налоги (взносы), взимаемые непосредственно с доходов, полученных физическими лицами, а также отдельные виды сборов. В Российской Федерации к таким налогам относятся: налог на доходы физических лиц; налог с имущества, переходящего в порядке наследования дарения; налог на имущество физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью; курортный сбор.
К налогам и сборам, уплачиваемым только юридическими лицами, относятся: налоги на доход. Прибыль и поступления от капитала юридических лиц (обществ с ограниченной ответственностью); налоги на имущество юридических лиц. В Российской Федерации к таким налогам относятся: налог на прибыль организаций; налоги, служащие источниками образования дорожных фондов; плата за пользование водными объектами; налог на имущество предприятий; лесной доход.
Наиболее многочисленную группу составляют налоги и сборы, плательщиками которых могут одновременно выступать как физические, так и юридические лица. В Российской Федерации к таким налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; единый социальный налог; налог на операции с ценными бумагами; таможенная пошлина; государственная пошлина; налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; налог с продаж; единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности; земельный налог; налог на отдельные виды транспортных средств; другие виды налогов и сборов.
В зависимости от объекта обложения налоги подразделяются на следующие группы:
Налоги на доходы подразделяются на налоги, взимаемые с совокупного до-хода (общеподоходные), и налоги, взимаемые с отдельных видов доходов. В Российской Федерации к налогам, взимаемым с совокупного дохода плательщиков, относятся налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций. Однако в соответствующих актах законодательства предусматриваются особые условия налогообложения таких видов доходов, как проценты, дивиденды, доходы от продажи отдельных видов имущества, выигрыши. Кроме того, устанавливаются особенности налогообложения доходов физических лиц, не являющихся резидентами РФ. В других странах такие виды доходов могут облагаться самостоятельными налогами. К налогам, взимаемым с отдельных видов доходов, могут относиться: налоги на доходы от денежных капиталов, налог на доходы игорного бизнеса, а также самостоятельные налоги на доходы банков, страховщиков, бирж и т.д.
Налоги на имущество подразделяются на налоги, взимаемые с совокупной стоимости имущества (общеимущественные), и налоги, взимаемые с отдельных видов имущества. К общеимущественным налогам относятся налоги, с совокупной стоимости различных видов имущества. Пример налога, взимаемого с совокупной стоимости имущества, - налог на имущество предприятий, взимаемый в РФ. К налогам, взимаемым с отдельных видов имущества, относятся: а) поземельные налоги; б) налоги, взимаемые со строений; в) налоги с отдельных видов транспортных средств; г) налоги с владельцев животных. В Российской Федерации к налогам с отдельных видов имущества относятся: налог на строения, помещения и сооружения и налог на транспортные средства. Кроме того, в Российской Федерации взимаются земельный налог; налог на отдельные виды транспортных средств; сбор с владельцев собак.
Налоги на реализацию товаров обычно называют «налоги на потребление». Такое название эти налоги получили потому, что хотя их плательщиком является лицо, производящее или реализующее соответствующие товары, носители налогового бремени – потребители. Следует отметить, что к налогам на потребление относятся также и налоги, взимаемые при ввозе товаров на территорию страны, – таможенные пошлины и сборы.
К налогам на определенные виды расходов могут относиться налоги на выплачиваемую заработную плату, налоги на приобретение иностранной валюты, на приобретение объектов недвижимости и т.д. К налогам на определенные виды расходов в РФ относятся налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте; налог на рекламу. Для работодателей единый социальный налог (взнос) также представляет собой налог на определенный вид расхода – выплату заработной платы и вознаграждений по трудовым договорам.