Налоговое администрирование: понятия и основные направления совершенствования на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время подготовить квалифицированного специалиста по налогообложению достаточно сложно, и это не всегда зависит от желания самого специалиста хорошо учится, ведь само налогообложение постоянно меняется – изменяются условия исчисления налогов и сборов, постоянно издаются новые нормативные дoкументы на разных уровнях власти и т.д. Кроме того, сложно выстроенная система управления налоговыми органами заставляет по-новому рассматривать само налоговое администрирование, определять его функции и задачи развития. Современному специалисту важно не только знать налоговое законодательство, но и понимать такие понятия как налоговая политика, налоговые отношения, налоговый потенциал и т.д. Надо не только владеть теорией налогообложения, но и уметь реализовать её на практике.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………….…..4
2. Сущность налогового администрирования………………………...5
3. Методы налогового администрирования..………………………...10
2.1 Планирование в системе налогового администрирования…….11
2.2 Учёт в системе налогового регулирования.............................….17
2.3 Контроль в системе налогового администрирования………….20
2.4 Регулирование в системе налогового администрирования……21 4.Совершенствование на современном этапе……………………..…26
5. Заключение…………………………………………………………..28
6. Список использованной литературы.……...…………………...….29

Файлы: 1 файл

Курсовая по налогообложению.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

-   утверждается  бюджет по налогам;

-   выводятся  суммы бюджетного дефицита, уровень инфляции, индексы цен;

  • разрабатываются контрольные задания в разрезе бюджетов различных уровней;
  • определяется долевое распределение налоговых ставок, льгот и др.

В теории и практике, налогового планирования выделяют следующие виды налогового планирования: стратегическое и текущее.

Стратегическое  планирование в системе налогового администрирования есть ни что иное, как прогнозирование, главной целью которого являются прогноз и оценка налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней.

Текущее планирование (оперативное и краткосрочное) в системе налогового администрирования позволяет решать более конкретные задачи такие как:

  • определение налоговых баз по видам налогов и сборов;
  • расчёт объемов доходов и определение уровней собираемости конкретных налогов и сборов;
  • оценка состояния задолженности (недоимки)  по налоговым платежам по видам налогов, субъектам – налогоплательщикам , отраслям , регионам и т.д.

Среднесрочное планирование (до 5 лет) и долгосрочное (до 10 лет и больше) правильнее относить к прогнозированию.

Налоговое планирование использует различные методы, каждый из которых так или иначе учитывает  следующие моменты:

  • фоновый уровень налоговых поступлений;
  • сезонные изменения в объёме налоговых поступлений;
  • событийную составляющею (например, события в развитии политической ситуации, изменение в налоговом законодательстве);
  • неучтённые факторы.

Наибольшее  распространение в практике налогового планирования получили трендовый и экспертный методы.

Метод тренда или экстраполяции основывается на информации о поступлении конкретных налогов и сборов за определённый предыдущий период, об объёмов выпадающих доходов, о состоянии задолженности по налоговым платежам, на анализы тенденции развития налогооблагаемой базы, структуры налога плательщиков и так далее.

Экспертный  метод разработки прогнозных оценок используется для расчетов возможного поступления конкретных налогов  и сборов.

Большое значение в планировании имеет достоверная оценка поступлений налогов до конца текущего периода ( месяца, квартала, полугодия, года), которая проводится на основе сопоставимых фактических данных.

Краткосрочное планирование осуществляется на очередной  календарный год исходя из параметров социально-экономического развития страны и субъектов РФ. Результаты прогнозов сопоставляются со статистическими и оперативными данными в ретроспективе, что позволяет отбирать наиболее вероятные сценарии на будущее. Планирование поступлений налогов и сборов на текущий год имеет особое значение для выполнения налоговыми органами установленных заданий.

Для оценки прогноза (планирования) налоговых поступлений  проводят всесторонний и многофакторный анализ данных о налоговой базе, поступлений в бюджетную систему, а также анализ тенденций социально-экономического развития. Такое требование относится ко всем без исключения налоговым платежам.

В налоговой  практике используются следующие виды прогнозирования налоговых поступлений1:

  • детерминистические прогнозы налоговых поступлений;
  • прогнозы временных рядов налоговых поступлений на основании их собственной динамики;
  • прогнозы с использованием моделей с несколькими переменными.

Детерминистический  подход построения прогнозов налоговых  поступлений на практике часто реализуется через условный метод прогнозирования налоговых поступлений и метод «налогового калькулятора».

Условный  метод используется для получения  прогнозных значений агрегированных поступлений  и основывается на получении оценок эластичности налоговых поступлений по базе налогообложения. Существует два типа условных методов прогнозирования: статистические и динамические модели прогнозирования налоговых поступлений.

Статистические  модели прогнозирования налоговых  поступлений ориентированны на учет прямых эффектов воздействия на налоговую базу, в частности на структуру налогов.

Для составления прогнозов  с помощью статистических моделей  требуются данные о налоговых  поступлениях и их базах по каждому  из рассматриваемых типов налогов.

В этих данных уже отразилась та часть изменений налоговых поступлений, которая была вызвана соответствующими изменениями совокупного дохода или объема расходов, либо изменениями в налоговом законодательстве и в налоговом администрировании. Дифференциация таких эффектов является определяющей для статистических моделей прогнозирования налоговых поступлений.

Разделить эффекты можно  различными способами. В частности, можно использовать текущую стоимость  налоговых ставок по базам налогообложения  предшествующих периодов и получить скорректированные налоговые поступления для текущей структуры налогов. Для такого подхода требуется детальная информация по базам налогообложения, что осложняет его применения.

Другой подход основан  на построении скорректированных временных  рядов налоговых поступлений с учётом изменений в налоговом законодательстве и налоговом администрировании, возникающих на всём временном интервале. При этом подходе, в отличие от первого, дня построения скорректированных баз налогообложения необходимо только информация, касающаяся объёмов поступления налогов и сборов. Скорректированные налоговые поступления в основном реагируют только на изменение объёма налогооблагаемых доходов (или расходов), поскольку система налогообложения остаётся неизменной в исследуемый период.

Метод налогового калькулятора широко применяется при моделировании подоходного налога и налога на прибыль. При построении налоговых калькуляторов используется модель типичного налогоплательщика и модель агрегирования.

Применение модели типичного  налогоплательщика предполагает, во-первых, поиск типичного представителя для каждой группировочной категории : во- первых расчет текущих налоговых обязательств на основе индивидуальной налоговой декларации. Эта модель позволяет анализировать влияние изменений налогового законодательства на разные категории налогоплательщиков.

С помощью модели агрегирования  можно при наличии индивидуальных налоговых отчётов за несколько  лет, значений темпов экономического роста  и дефлятора прогнозировать суммарные  налоговые поступления. Применение этой модели предполагает:

  • во-первых, разбивку налогоплательщиков на несколько групп, каждой из которых присваиваются определённые веса;
  • во-вторых, расчёт налоговых обязательств для каждого отдельного налогоплательщика;
  • в-третьих, построение прогноза налоговых поступлений на следующий период на основании значений темпов экономического роста и расчета индивидуальных налоговых обязательств по группам налогоплательщиков.

Модель агрегирования  используется для прогнозирования  налоговых поступлений казначейством США. На основании модели агрегирования казначейство США рассчитывает также средние значения предельных налоговых ставок для определения выравнивающего действия налоговой системы.

Точный прогноз  налоговых поступлений – одно из главных условий успешной работы налоговых органов. В налоговых органах часто приходиться иметь дело с текущим прогнозом и формированием месячных заданий подчиненным территориальным инспекциям. Прогнозные значения на конец предстоящего периода определяются обычно по предыстории с помощью различных типов прогнозов1. Оценка и прогнозирование налогового потенциала позволяют совершенствовать процессы планирования налоговых поступлений на различных уровнях бюджетной системы, выявлять и сравнивать налоговые возможности и уровень налоговой активности регионов, и тем самым могут характеризовать социально-экономическое развитие субъектов РФ.

2.2 Учет в системе  налогового администрирования.

Оперативно-бухгалтерский  учет в налоговых органов выполняет  следующие задачи:

-  регистрация  и учет налогоплательщиков;

-  прием  и обработка деклараций и отчетности;

-  учет  налоговых поступлений и задолженности;

-  учет  использования средств на содержание  налоговых органов;

-  бухгалтерский  анализ и контроль.

Учет обеспечивает налогового администрирования учетно-аналитической  и оперативной информацией, характеризующей состояние и динамику учета налогоплательщиков, полноту и своевременность поступающих налогов и сборов, финансовое положение налоговых органов и возможности потенциального роста налогооблагаемой базы каждого из налогов, уплачиваемых налогоплательщиками.

Учет формирует  информацию не только для пользователей  всех уровней налогового администрирования (внутренних пользователей), но также  для правительственных органов  и других властных структур, системных  аналитиков, иностранных инвесторов и т.д. (внешних пользователей). На основе такой информации осуществляется принятие решений и оценка адекватности принятых управленческих решений в системе налогового администрирования. Формирование учетной информации в системе налогового администрирования происходит под влиянием налоговых отношений, которые возникают в процессе: взаимодействия субъектов между собой; взаимодействия субъектов с налоговыми инспекциями при регистрации в качестве налогоплательщиков; представления бухгалтерской и налоговой отчетности; проверок деятельности субъектов; реструктуризация задолженности по налогам и налоговым платежам; ликвидации субъектов и др.

Экономический субъект, состоящий из большого числа  взаимосвязанных элементов, относится  к сложным системам управления. С  философской точки зрения всякое сложное явление природы, экономики или техники можно расчленить на множество составляющих. Поэтому любую сложную систему можно охарактеризовать одновременно по многим специфическим для неё параметрам. Чаще всего встречаются также характеристики сложности:

  • много мерность системы (большое число элементов, существенные объёмы циркулирующих в них потоков информации и т.д.);
  • многообразие возможных форм связи элементов между собой;
  • многокритериальность, т.е. наличие ряда часто противоречащих критериев, которым должна удовлетворять система;
  • многообразие природы элементов, составляющих систему (технические средства, людские ресурсы и т.п.);
  • многократное изменение состояния структуры и состава системы;
  • разнородность циркулирующей информации.

Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Её использования в управлении в конце 50-х годов явилось важнейшим вкладом науки в практику. Системный подход универсален, поскольку это не набор каких-то руководств или принципов для управляющих, а способ мышления применительно к организации и управлению1.

Все организации (хозяйствующие субъекты) являются открытыми системами. Для них  характерно многообразное взаимодействие с внешней средой. В частности, информация – это объект обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Открытая система не является самообеспечивающейся, она зависит от информации, поступающей извне. Кроме того, открытая система способна приспосабливаться к изменениям во внешней среде.

Показатели  деятельности экономических субъектов – налогоплательщиков, формируемые в бухгалтерской и налоговой отчетности, в ходе налоговых проверок (либо иным путем) поступают в составе входящей информации в информационную систему налогового администрирования.

Поскольку методическое обеспечение учета на уровне УФНС и инспекций включает больше внешней (входящей) информации, чем внутренней, следует сделать акцент на содержание этой информации.

Как пользователь отчетности экономического субъекта (организации) налоговый орган интересует информация двух видов: о денежных накоплениях (доходов) и о формировании налогооблагаемой базы.

Формирование  денежных накоплений тесно связано  с формированием финансового  результата деятельности предприятия. Поскольку все факторы, участвующие  в формировании финансового результата, взаимосвязаны или являются источниками уплаты тех или иных налогов (группы налогов), то налоговому органу интересна (в качестве «входящей» информации в систему налогового администрирования) вся бухгалтерская и налоговая отчетность.

Учет в  системе налогового администрирования является «преобразователем» внешней информации

Не следует  упускать из виду требование достоверности  информации, ибо достоверность в  системе бухгалтерского учета котируется как одна из важнейших качественных характеристик бухгалтерской информации.

Соответствие  входящей информации требованию достоверности  особенно важно при оценке формирования налогооблагаемой базы налогоплательщика.

Налогооблагаемая  база – дифференцированный показатель. Его можно определять под каждый вид налога. Налогооблагаемой базы для всех налогов одновременно не существует ни в отечественной, ни в зарубежной практике учета и налогообложения. Однако применительно к отдельным группам налогов можно использовать одну налогооблагаемую базу. Например, для исчисления единого социального налога.

Информация о работе Налоговое администрирование: понятия и основные направления совершенствования на современном этапе