Налоговое администрирование: понятия и основные направления совершенствования на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 21:46, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время подготовить квалифицированного специалиста по налогообложению достаточно сложно, и это не всегда зависит от желания самого специалиста хорошо учится, ведь само налогообложение постоянно меняется – изменяются условия исчисления налогов и сборов, постоянно издаются новые нормативные дoкументы на разных уровнях власти и т.д. Кроме того, сложно выстроенная система управления налоговыми органами заставляет по-новому рассматривать само налоговое администрирование, определять его функции и задачи развития. Современному специалисту важно не только знать налоговое законодательство, но и понимать такие понятия как налоговая политика, налоговые отношения, налоговый потенциал и т.д. Надо не только владеть теорией налогообложения, но и уметь реализовать её на практике.

Содержание работы

1. Введение………………………………………………………….…..4
2. Сущность налогового администрирования………………………...5
3. Методы налогового администрирования..………………………...10
2.1 Планирование в системе налогового администрирования…….11
2.2 Учёт в системе налогового регулирования.............................….17
2.3 Контроль в системе налогового администрирования………….20
2.4 Регулирование в системе налогового администрирования……21 4.Совершенствование на современном этапе……………………..…26
5. Заключение…………………………………………………………..28
6. Список использованной литературы.……...…………………...….29

Файлы: 1 файл

Курсовая по налогообложению.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Самым сложным  в бухгалтерской практике организации  – налогоплательщика является формирование налогооблагаемой прибыли как в  бухгалтерском, так и в налоговом  учете.

Таким образом, учёт является одной из основных функций  налогового администрирования, его цель – информационное обеспечение всех уровней управления достоверной учетно-аналитической информацией.

2.3 Контроль в системе  налогового администрирования, формы  налогового контроля.

Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль.

Основная  цель налогового контроля – противодействие  уходу от налогов, обеспечение устойчивого  поступления бюджетных доходов.

Можно выделить следующие основные формы налогового контроля: контроль за своевременным поступлением платежей; камеральные налоговые проверки; выездные налоговые проверки; реализация материалов налоговых проверок; контроль за реализацией материалов проверок и уплатой финансовых санкций и административных штрафов и др.

В соответствии со ст.82 НК РФ налоговые органы могут проводить контроль не только в форме налоговых проверок, указанных выше, но и в форме: получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов; проверки данных учёта и отчётности; осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода(прибыли) и др.

Эффективность налогового контроля характеризуется:

  • уровнем мобилизации в бюджетную систему налоговых доходов и других  обязательных платежей;
  • полнотой учёта налогоплательщиков и объектов налогообложения;
  • снижением числа судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действие субъектов налогового контроля.
  • В качестве субъектов налогового контроля выступает Федеральная налоговая служба РФ и её территориальные органы, а также в случаях, предусмотренных налоговым кодексом РФ – таможенные органы и МВД.
  • Объектами налогового контроля являются налогоплательщики, а также реализация налоговых отношений между государством и плательщиками налогов и сборов.

Совершенствования системы  налогового контроля это прежде всего переход к информационным технологиям, позволяющим полностью автоматизировать процесс отбора налогоплательщиков с наиболее характерными отклонениями уровней, динамики, соотношений различных отчетных показателей от допустимых для организаций соответствующих отраслей экономики значений, оценить реальный размер налоговых обязательств налогоплательщика.

2.4 Регулирование в  системе налогового администрирования.

Целью налогового регулирования является достижение равновесия общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, т.е. направленно на максимальное обеспечение общественных интересов. В качестве форм налогового регулирования можно назвать: систему налогового стимулирования; оптимизацию налоговых ставок; систему налоговых льгот и меры санкционного действия.

Система налогового стимулирования предполагает:

  • изменение сроков уплаты налога и сбора, а также пени;
  • предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога;
  • предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита;

 Следует  отметить, что оптимизация налоговых  ставок занимает особое место  в налоговом регулировании. Целью  оптимизации налоговых ставок  является достижение относительного  равновесия между налоговыми функциями – фискальной и регулирующей.

Оптимальное соотношение перечисленных методов  и форм налогового стимулирования обеспечивает результативность налоговой политики государства.

История свидетельствует, что налоговые стимулы всегда были неотступными спутниками налогов. Механическое сокращение льгот может отрицательно сказаться на финансовом состоянии хозяйствующего субъекта и даже на экономики страны в целом. Проблема всегда заключалась в повышении эффективности существующих в действующем законодательстве налоговых стимулов. Применение налоговых стимулов не должно носить ущерба доходам бюджета, корпоративным и личным экономическим интересом.

К налоговым  стимулам примыкают налоговые льготы. «Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере1» .

Налоговые стимулы  являются более широким понятием, а налоговые льготы являются лишь их составляющей. Совокупность налоговых  льгот следует рассматривать  как часть системы налогового стимулирования, именуемой «налоговые стимулы, уменьшающие обязательства перед государством».

К ним относятся:

  • льготы, предоставляемые посредствам сокращения налоговой базы;
  • льготы, предоставляемые по средствам уменьшения налоговой ставки.

Вторую часть  системы налогового стимулирования представляют отсроченные налоговые обязательства, т.е. налоговые стимулы в форме изменения сроков уплаты обязательств перед государством.

Отсроченные налоговые обязательства могут  возникать в следствие переноса  срока уплаты налога или сбора  по соглашению с органами государственной власти о предоставлении отсрочки или рассрочки, либо в следствие имеющих место в отчетном периоде налогооблагаемых временных разниц.

Временные разницы  – это разницы между балансовой стоимостью актива или  обязательства  и их налоговой базой.

Их можно  подразделить на две группы.

  1. Отсроченные налоговые обязательства, возникающие в следствие предоставляемых налоговых каникул органами государственной власти;
  2. Отсроченные налоговые обязательства, возникающие в следствие распределения налогов между отчётными периодами.

Первая группа налоговых стимулов состоит из отсрочки, рассрочки, налогового кредита и  инвестиционного налогового кредита.

С помощью  государства межотраслевой перелив  капитала в размерах, немыслимых при  свободных рыночных отношениях1. Реалии современной экономики приводят к необходимости поддержки государством целого ряда отраслей и производств. Это осуществляется по экономическим и социальным причинам, а также в целях национальной безопасности.

 Одним  из наиболее действующих государственных стимулирующих инструментов является финансовая помощь, получаемая хозрасчётами предприятиями из средств государственного бюджета в денежной или материальных формах. Этот вид стимулирования может иметь форму:

  1. государственных субсидий ;
  2. государственных субвенций;
  3. государственных дотаций;

Получение субсидий, дотаций или субвенций стимулирует  организацию к производству определённых видов продукции, выполнению определенных работ или оказанию определённых услуг, но при этом возникает необходимость  уплачивать в бюджет все налоги и сборы, установленные законодательством.

Эффект данного  вида стимулирования, помимо заинтересованности организации в получении денежных средств, кроется в том, что величину этих средств заложены подлежащие уплате налоги и сборы. Здесь можно говорить об элементах косвенного налогового стимулирования.

Рассмотренные выше виды налогового стимулирования различны по своей экономической  природе и могут быть представлены в форме:

  1. уменьшения обязательств перед государством: здесь средства, освободившиеся благодаря налоговым льготам, при выполнении определённых законодательством условий являются собственными средствами хозяйствующего субъекта;
  2. изменение сроков уплаты обязательств перед государством: здесь средства, появившиеся благодаря отсрочке налоговых платежей, являются заёмными средствами хозяйствующего субъекта. И те и другие средства появляются у хозяйствующего субъекта в результате изменения обязательств, поэтому в момент их возникновения не проводятся операции по передаче тварно материальных или денежных ценностей;
  3. государственной помощи, которая предоставляется хозяйствующему субъекту на определенные цели и носит безвозвратный характер, т.е. полученные материальные или денежные средства становятся собственностью хозяйствующего субъекта.

Важнейшим элементом  налогового стимулирования в российской практике последнего десятилетия является реструктуризация задолженностей по налогам  и сборам, а также пеням и  штрафам. В целях создания условий  для финансового оздоровления организаций  Правительством РФ в соответствии со ст. 115 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год» был разработан вариант погашения задолженности -  реструктуризация накопленной задолженности, который, по сути, означал предоставление отсрочки её погашения на достаточно длительный срок с уплатой процентов на сумму задолженности, скорректированную с учётом рассрочки, и соблюдением прочих обязательных условий.

 

4. Совершенствование  на современном этапе

Совершенствование налогового администрирования представляет собой одну из первоочередных задач налоговой политики РФ на современном этапе и на среднесрочную перспективу. Качество налогового администрирования определяет эффективность налоговой системы страны, ее фискальную отдачу.

 Несовершенство  налогового администрирования, «болевые» точки при осуществлении налогового контроля, проблемы налогового законодательства часто обсуждаются специалистами в области налогообложения, органами власти и налогоплательщиками.

Для оптимального пути развития и совершенствования  налогового администрирования необходимо обозначить принципы построения налоговой системы. Современные принципы построения налоговой системы и организации налоговой политики делятся на три группы:

  1. организационные, отражающие административное управление процессом налогообложения (всеобщность, равномерность, гибкость);
  2. экономические, определяющее воздействие налогов на экономику (эффективность, экономичность, равно напряженность);
  3. правовые, отражающие законодательную определённость налоговых отношений (единство, стабильность, определённость).

Несомненно, главными приоритетами налогового администрирования  должны стать выявление и предотвращение использования налоговых схем, определение  жестких мер ответственности  за уклонение от уплаты налогов.

 Принимаемые  нормативно-правовые акты по налогам и сборам должны регламентировать не только порядок их исчисления, но и максимально четко определять все составляющие налогового администрирования. При этом система администрирования налогов должна быть эффективной с точки зрения главенствующей государственной цели - обеспечение необходимых налоговых поступлений в бюджетную систему и одновременно снижение уровня издержек на исполнение налогового законодательства, как для государства, так и для налогоплательщиков.

  Грамотно  сбалансированное и эффективное налоговое администрирование, сочетающее в себе интересы и государства, и налогоплательщиков, является важнейшей составляющей экономических, социальных и политических преобразований в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В данной работе рассмотрена структура и методы функционирования налогового администрирования.

Большое внимание уделяется  в исследовании правовой базы   налоговых органов, она состоит  из нормативно-правовых актов,  где  на первом месте стоит  Конституция  РФ, которая имеет высшую юридическую силу, прямое действие, применяется на всей территории  России и регулирует налоговые отношения, в частности,  определяет субъекты налогообложения и их гарантии,  компетенцию РФ и ее субъектов, называет органы налогового правотворчества и процедуру принятия законов о налогообложении. Следующим элементом правовой базы деятельности налоговых органов  является Налоговый кодекс РФ.

НК РФ это систематизированный  законодательный акт, регулирующий процесс налогообложения. В нем  отражены положения, связанные с регулированием деятельности налоговых органов, четко установлены объект и субъект налогообложения, прописаны правила исполнения обязанности  по уплате налогов и сборов, установлены виды налоговых правонарушений  и ответственность за их совершение, обжалование актов налоговых органов и их должностных лиц.

Информация о работе Налоговое администрирование: понятия и основные направления совершенствования на современном этапе