Налоговое администрирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 18:11, курсовая работа

Описание работы

Обеспечение полного и устойчивого сбора налогов и других обязательных платежей является важнейшим условием стабилизации финансовой системы государства. Решение этой задачи связывается в настоящее время с налоговым администрированием.
Повышение уровня налогового администрирования в настоящее время определено как важное направление налоговой политики, как потенциальный резерв дальнейшего снижения налогового бремени, обеспечения равенства конкурентного режима для добросовестных налогоплательщиков и снижения издержек, связанных с функционированием налоговой системы.

Файлы: 1 файл

Глава 1.docx

— 51.57 Кб (Скачать файл)

Порядок обмена документами  по каналу электронной почты, оснащенной средствами криптографической защиты, утвержден Приказом МНС России от 10.09.2004 N САЭ-3-18/494@ "Об утверждении  Порядка обмена документами в  электронном виде между инспекциями  МНС России по районам, районам в  городах, городам без районного  деления и инспекциями МНС  России межрайонного уровня".

б) при постановке на учет вновь созданного юридического лица в результате реорганизации в  форме преобразования, слияния, разделения, относящегося к крупнейшим налогоплательщикам, направляет по защищенному каналу связи  сведения ЕГРН о постановке на учет и об отнесении вновь созданного юридического лица к крупнейшим налогоплательщикам в управление ФНС России по субъекту Российской Федерации, которое направляет в произвольной форме сообщение  об этом и проект Графика постановки на учет крупнейших налогоплательщиков в ФНС России для включения крупнейшего налогоплательщика в Список крупнейших налогоплательщиков и утверждения Графика постановки на учет крупнейших налогоплательщиков;

в) при внесении сведений в ЕГРН о выделении из крупнейшего  налогоплательщика юридического лица и при этом крупнейший налогоплательщик перестал относиться к крупнейшим налогоплательщикам, то сведения ЕГРН о выделении и  прекращении отнесения крупнейшего  налогоплательщика к крупнейшим налогоплательщикам направляются по защищенному  каналу связи в Управление ФНС  России по субъекту Российской Федерации, которое направляет в произвольной форме сообщение об этом в ФНС  России для исключения крупнейшего налогоплательщика из Списка крупнейших налогоплательщиков по истечении трех лет, следующих за годом, в котором крупнейший налогоплательщик перестал удовлетворять установленным Критериям;

г) при внесении сведений в ЕГРН о присоединении к крупнейшему  налогоплательщику юридического лица и при этом изменился уровень  налогового администрирования крупнейшего налогоплательщика, то сведения ЕГРН о присоединении и изменении уровня налогового администрирования направляются по защищенному каналу связи в Управление ФНС России по субъекту Российской Федерации, которое направляет в произвольной форме сообщение об этом и проект Графика постановки на учет крупнейших налогоплательщиков в ФНС России для утверждения Графика постановки на учет;

д) при внесении сведений в ЕГРН о присоединении крупнейшего  налогоплательщика к юридическому лицу, которое в результате стало  удовлетворять установленным Критериям, сведения ЕГРН о присоединении и отнесении юридического лица к крупнейшим налогоплательщикам направляются по защищенному каналу связи в управление ФНС России по субъекту Российской Федерации, которое направляет в произвольной форме сообщение об этом и проект Графика постановки на учет крупнейших налогоплательщиков в ФНС России для включения крупнейшего налогоплательщика в Список крупнейших налогоплательщиков и утверждения Графика постановки на учет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Система налогового контроля за деятельностью крупнейших налогоплательщиков РФ.

 

2.1 Способы контроля за результатами деятельности крупнейших налогоплательщиков.

 

Основным контролем за деятельностью крупнейших налогоплательщиков в РФ осуществляют Межрегиональные инспекции ФНС России. На Федеральном уровне осуществляют свою деятельность 9 межрегиональных инспекций ФНС в следующих отраслях экономики:

- разведка, добыча, переработка,  транспортировка и реализация  нефти и нефтепродуктов; 
- разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация газа; 
- основных видов обрабатывающих производств, строительства, торговли и других видов деятельности; 
- производства и реализации электрической энергии; 
- производства и реализации продукции металлургической промышленности; 
- оказания транспортных услуг; 
- реализации и (или) предоставления в пользование технических средств, обеспечивающих оказание услуг связи; 
- машиностроения; 
- финансово-кредитной сферы.

По данным Федеральной  налоговой службы, крупнейшие налогоплательщики  обеспечивают более 50% налогов и  сборов в федеральный бюджет. И  в связи с тем, что основной функцией ФНС России станет налоговый  контроль, деятельность межрегиональных  инспекций приобретает еще большую  значимость.

Для того чтобы эффективно проверить налогоплательщика, налоговый инспектор должен хорошо ориентироваться в специфике его производства, знать его организационную структуру и объемы финансовых потоков. Именно поэтому особая роль в специализированных инспекциях отводится аналитическим отделам, занимающимся предпроверочным анализом деятельности налогоплательщика, а также повышается необходимость очень высокого уровня профессиональной подготовки сотрудников отделов камеральных и выездных налоговых проверок.

В рамках специализированной инспекции наряду с традиционными  способами контроля применяются  методы сравнительного анализа показателей  аналогичных предприятий, входящих в разные финансово-промышленные группы. Контроль крупнейшего налогоплательщика, рассматриваемого как часть структуры  холдинговой компании, должен строиться  на серьезной подготовительной работе. Необходимо использовать сведения, получаемые из внешних источников, в том числе  информацию о деятельности российских организаций за рубежом, движении денежной наличности по счетам в иностранных  кредитных учреждениях, ценных бумагах в депозитариях.

 

Задачами межрегиональных  инспекций являются:

-  соблюдения законодательства  о налогах и сборах, а также  принятых в соответствии с  ним нормативных правовых актов,  правильностью исчисления, полнотой  и своевременностью внесения  налогов, сборов, а в случаях,  предусмотренных законодательством  Российской Федерации, - за правильностью  исчисления, полнотой и своевременностью  внесения в соответствующий бюджет  иных обязательных платежей крупнейшими  налогоплательщиками

- организацией и проведением  проверки территориальных органов  ФНС России и организаций, находящихся  в ведении ФНС России, в соответствующем  федеральном округе, в том числе  по вопросам исполнения сметы  доходов и расходов и осуществления  финансово-хозяйственной деятельности;

- участвовать в проверках  территориальных органов ФНС  России, проводимых ФНС России;

- проводит выездные (повторные  выездные) налоговые проверки, назначаемые  ФНС России, а также участвует  по поручению ФНС России в  выездных (повторных выездных) налоговых  проверках, назначаемых территориальными  налоговыми органами, входящими  в данный федеральный округ,  либо ФНС России;

- проводит анализ схем  уклонения от налогообложения,  подготовку предложений по выявлению,  пресечению и предупреждению  данных схем;

- изучать, анализировать и обобщать практику работы территориальных налоговых органов, входящих в соответствующий федеральный округ, во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата ФНС России;

- организовывать и осуществлять взаимодействие с управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации, входящим в федеральный округ, по вопросам информационного обмена;

-  доводит до сведения  соответствующих структурных подразделений  центрального аппарата ФНС России  информацию о выявленных в  ходе проверок территориальных органов ФНС России нарушениях законодательных и иных нормативных правовых актов.

 Налоговые инспекции  межрайонного уровня также ведут  контроль за  деятельностью крупнейших налогоплательщиков.

Основными задачами инспекции  являются:

- осуществляет учет крупнейших  налогоплательщиков, в соответствии  со списком крупнейших налогоплательщиков, утверждаемым ФНС России;

- осуществляет контроль за соблюдением крупнейшими налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах;

- контролирует своевременность  представления крупнейшими налогоплательщиками  в налоговый орган налоговых  деклараций и иных сведений, необходимых  для осуществления налогового  контроля, а также проверяет правильность определения объектов налогообложения и исчисления налогов и сборов;

- проводит разъяснительную работу  по применению законодательства  о налогах и сборах, а также  принятых в соответствии с  ним нормативных правовых актов,  бесплатно информирует крупнейших  налогоплательщиков о действующих  налогах и сборах, формах установленной  отчетности и разъясняет порядок  их заполнения, дает разъяснения  о порядке исчисления и уплаты  налогов и сборов;

- осуществляет возврат или зачет  излишне уплаченных, или излишне  взысканных сумм налогов, сборов  и других обязательных платежей, пеней и штрафов;

- взыскивает в установленном  порядке недоимки и пени по  налогам и сборам;

- предъявляет в суды общей  юрисдикции и арбитражные суды  иски о взыскании налоговых  санкций с крупнейших налогоплательщиков, допустивших нарушения законодательства  о налогах и сборах;

- проводит совместно с правоохранительными  и контролирующими органами мероприятия  по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах;

- направляет в установленном порядке материалы в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать о нарушении законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления;

- организует и проводит выездные  и камеральные проверки соблюдения  законодательства о налогах и  сборах крупнейшими налогоплательщиками;

- ведет оперативно-бухгалтерский  учет (по каждому крупнейшему  плательщику и виду платежа)  сумм налогов, сборов и других  обязательных платежей, подлежащих  уплате и фактически поступивших  в бюджет, а также сумм пени, налоговых санкций и административных  штрафов;

- составляет, анализирует и представляет  в ФНС России и Управление  ФНС России по субъекту Российской  Федерации налоговую отчетность  по формам, утвержденным налоговым  ведомством России;

- анализирует отчетные, статистические  данные и результаты налоговых  проверок, подготавливает на их  основе предложения в Управление  ФНС России по субъекту Российской  Федерации о разработке приказов, инструкций, методических указаний  и других документов по применению  законодательства о налогах и  сборах;

- информирует соответствующие  органы государственной власти  субъекта Российской Федерации  и органы местного самоуправления  о выявленных нарушениях законодательства  о налогах и сборах;

- участвует в организации и  проведении информационных мероприятий  и пропаганде законодательства  о налогах и сборах в целях  предотвращения его нарушений  крупнейшими налогоплательщиками;

- осуществляет анализ финансово-хозяйственной  деятельности крупнейших налогоплательщиков  в целях обеспечения правильности  определения прибыли, дохода, иных  объектов налогообложения и исчисления  налогов, сборов и других платежей  в бюджет;

- подготавливает материалы о  финансовом состоянии крупнейших  налогоплательщиков, об уплате ими  текущих налоговых платежей и  недоимки, о состоянии их расчетов  с федеральным бюджетом, бюджетом  субъекта Российской Федерации,  местными бюджетами и государственными внебюджетными фондами.

 

2.2 Основные проблемы администрирования  крупнейших налогоплательщиков.

 

На современном этапе основные проблемы, связанные с обеспечением учета и последующего налогового контроля налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших.

1. Одной из проблем налогового администрирования крупнейших налогоплательщиков является недостаточное регламентирование его в налоговом законодательстве.

2.Правила постановки на учет крупнейших налогоплательщиков (или особенности такой постановки) определяются подзаконным актом.

3. Отсутствуют четкие и логичные критерии отнесения налогоплательщика к категории крупнейших. Нередко решение об отнесении налогоплательщика к категории крупнейших происходит на основе анализа показателей отчетности и размера налоговых выплат по итогам года, что приводит к появлению налогоплательщиков с «плавающим статусом».

При введении данного института  в России необходимо учитывать, что  особый порядок учета и налогового контроля крупнейших налогоплательщиков должен быть адекватен не только возможностям органов налоговой администрации, но и потребностям крупнейшего налогоплательщика. При этом критерии отнесения налогоплательщика к группе крупнейших должны базироваться на показателях деятельности организации за достаточно длительный период.

Кроме того, выделение среди участников налоговых правоотношений особой группы лиц, признаваемых крупнейшими налогоплательщиками, не должно вести к снижению внимания и качества государственных услуг, предоставляемых иным категориям налогоплательщиков.

Информация о работе Налоговое администрирование