Налоговое администрирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2015 в 11:25, контрольная работа

Описание работы

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность[1].
Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее соответствующее противоправное деяние как умышленно, так и по неосторожности.

Содержание работы

1 НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ. НАЛОГОВЫЕ САНКЦИИ...................3
2 ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ИРКУТСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ ФНС................22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ................................................28

Файлы: 1 файл

налоговое админ готово.docx

— 52.62 Кб (Скачать файл)

Налоговый кодекс Российской Федерации не называет среди субъектов налогового правонарушения должностных лиц организации, в том числе руководителя и главного бухгалтера. Однако при наличии в действиях (бездействии) должностных лиц признаков административного правонарушения или преступления они подлежат соответствующей ответственности независимо от привлечения организации к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Вина субъекта, как указывалось ранее, является обязательным элементом состава любого правонарушения, в том числе и налогового.

Налоговый кодекс Российской Федерации выделяет две формы вины правонарушителя - умысел и неосторожность.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, осознавало противоправный характер своего деяния и желало либо сознательно допускало наступление вредных последствий такого деяния.

Осознание противоправности означает осведомленность лица о том, что деяния, которые оно совершает, нарушают налоговое законодательство и запрещены им под страхом ответственности. Правонарушитель, действующий умышленно, может активно желать наступления вредных последствий, а может игнорировать их, сознательно предполагая при этом их наступление.

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своего деяния либо вредный характер наступивших последствий, хотя должно было и могло это осознавать.

Как видим, закон устанавливает обязанность лица осознавать противоправный характер своего деяния и возможных последствий, хотя в данном случае правонарушитель не считает свои действия или бездействие нарушением норм налогового законодательства. Напротив, он ошибочно полагает их правомерными, не противоречащими закону. Субъект не только не стремится к вредным последствиям, он вообще не думает о возможности их наступления. Однако закон исходит из того, что ему надлежит действовать ответственно, опираясь на нормы права, всесторонне анализировать свое поведение, при принятии решения учитывать возможные последствия своих действий (бездействия).

Однако большинство составов налоговых правонарушений сформулированы без указания на какую-либо конкретную форму вины. Поэтому, как правило, для квалификации налогового правонарушения не имеет значения, совершалось оно умышленно или неосторожно.

 Так, налогоплательщик может  не подавать заявление о постановке  на учет в налоговом органе  по разным причинам:

- знает об этой обязанности  и не желает попадать в поле  зрения налоговых органов, чтобы  в будущем не платить налоги;

- знает об этой обязанности, но игнорирует ее, считает несущественной, не имеющей значения, пока он  не ведет предпринимательской  деятельности;

- вообще не знает о существовании  у него этой обязанности.

Несмотря на различное отношение налогоплательщика к своему бездействию, в данной ситуации оно в любом случае подпадает под признаки состава правонарушения.

 

Нарушение как основание к привлечению ответственности 

Понятие и виды ответственности за совершение налогового правонарушения

Налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей (п. 4 ст. 23 НК РФ). Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах обладает всеми признаками юридической ответственности.

В первую очередь она связана с государственным принуждением, которое выступает её содержанием. Такое принуждение от имени государства осуществляют органы налогового администрирования и органы внутренних дел.

Ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах характеризуется также определёнными лишениями, которые обязан претерпеть виновный. Это является её объективным свойством. Такие лишения заключаются в применении к нарушителю законодательства о налогах и сборах соответствующих санкций, которые и являются мерой ответственности.

В соответствии со способом, каким они служат охране правопорядка, санкции подразделяются на правовосстановительные и штрафные (карательные). Санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, которые заключаются во взыскании пени за просрочку уплаты налогов, являются правовосстановительными, а те санкции, которые предполагают взыскание штрафов - штрафными (карательными). За нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки налоговых преступлений, наряду со штрафами, предусматриваются и другие более строгие наказания вплоть до лишения свободы.

Кроме того, такая ответственность наступает только за совершенное нарушение законодательства о налогах и сборах, которое выступает в качестве её основания. Ими могут являться:

- налоговые правонарушения;

- нарушения законодательства о  налогах и сборах, содержащие  признаки административных правонарушений (налоговые проступки);

- преступления, связанные с нарушением  законодательства о налогах и  сборах (налоговые преступления).

К существенным признакам ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах относится и процессуальная форма её реализации. Это означает, что привлечение к ответственности осуществляется в строгом соответствии с процедурами, предусмотренными законодательством.

 В зависимости от основания  ответственности это могут быть  процедуры, предусмотренные:

- законодательством о налогах  и сборах (производство по делам  о налоговых правонарушениях);

- законодательством об административных  правонарушениях (производство по  делам об административных правонарушениях);

- уголовно-процессуальным законодательством (производство предварительного  расследования).

С учетом изложенного, ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах можно определить как обязанность лица, нарушившего законодательство о налогах и сборах, претерпеть лишения имущественного или личного характера в результате применения к нему государством, в лице соответствующих органов налоговых и иных санкций.

В зависимости от того, какое нарушение законодательства о налогах и сборах лежит в основании анализируемой ответственности, она может относиться на счёт финансовой, административной или уголовной ответственности. Лица, виновные в совершении налоговых правонарушений, привлекаются к налоговой ответственности, которая в данном случае является разновидностью финансовой ответственности.

Налоговая ответственность - применение органами налогового администрирования налоговых санкций в отношении лица, совершившего налоговое правонарушение, в соответствии с порядком предусмотренным законодательством о налогах и сборах.

В свою очередь налоговая ответственность включает в себя:

- ответственность за совершение  собственно налоговых правонарушений, т. е. совершенных лицами, являющимися  налогоплательщиками, плательщиками  сборов или налоговыми агентами;

- ответственность за нарушения  законодательства о налогах и  сборах, совершенных лицами, не являющимися  налогоплательщиками, плательщиками  сборов или налоговыми агентами;

- ответственность за нарушения  банками обязанностей, предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах.

Несовпадение налоговой, административной и уголовной ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах дополнительно указывает, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает её должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности (п. 4 ст. 108 НК РФ).

Административная ответственность применяется в отношении лиц, виновных в совершении нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных правонарушений. Следует отметить, что законодательство об административных правонарушениях не предусматривает применение право восстановительных санкций в отношении нарушителей законодательства о налогах и сборах, поэтому к ним могут применяться только карательные санкции в виде штрафов.

Уголовная ответственность наступает в тех случаях, когда совершенное физическим лицом нарушение законодательства о налогах и сборах, характеризуется повышенной общественной опасностью и подпадает под признаки налогового преступления. В качестве карательных санкций уголовным законодательством предусматриваются такие меры ответственности, как обязательные работы, лишение права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью, лишение свободы.

 

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события налогового  правонарушения;

2) отсутствие вины лица в совершении  налогового правонарушения;

3) совершение деяния, содержащего  признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим  к моменту совершения деяния  шестнадцатилетнего возраста;

4) истечение сроков давности  привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

1) совершение деяния, содержащего  признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия  или других чрезвычайных и  непреодолимых обстоятельств;

2) совершение деяния, содержащего  признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его  совершения в состоянии, при котором  это лицо не могло отдавать  себе отчета в своих действиях  или руководить ими вследствие  болезненного состояния;

3) выполнение налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) письменных разъяснений о порядке  исчисления, уплаты налога (сбора) или  по иным вопросам применения  законодательства о налогах и  сборах, данных ему либо неопределенному  кругу лиц финансовым, налоговым  или другим уполномоченным органом  государственной власти в пределах  его компетенции;

4) иные обстоятельства, которые  могут быть признаны судом  или налоговым органом, рассматривающим  дело, исключающими вину лица  в совершении налогового правонарушения.

 

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие  стечения тяжелых личных или  семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под  влиянием угрозы или принуждения  либо в силу материальной, служебной  или иной зависимости;

2.1) тяжелое материальное положение  физического лица, привлекаемого  к ответственности за совершение  налогового правонарушения;

3) иные обстоятельства, которые  судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть  признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.

Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций (ст. 112 НК РФ).

 

Налоговые санкции[3]

Мерой ответственности за совершение налогового правонарушения являются налоговые санкции в виде денежных взысканий, предусмотренных Налоговым кодексом РФ. При совершении одним и тем же лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

1. Налоговая санкция является  мерой ответственности за совершение  налогового правонарушения.

2. Налоговые санкции устанавливаются  и применяются в виде денежных  взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных  главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

3. При наличии хотя  бы одного смягчающего ответственность  обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

4. При наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается  на 100 процентов.

5. При совершении одним  лицом двух и более налоговых  правонарушений налоговые санкции  взыскиваются за каждое правонарушение  в отдельности без поглощения  менее строгой санкции более  строгой.

______________________________

[3] Ст.114 НК РФ

 

6. Сумма штрафа, взыскиваемого  с налогоплательщика, плательщика  сбора или налогового агента  за налоговое правонарушение, повлекшее  задолженность по налогу (сбору), подлежит перечислению со счетов  соответственно налогоплательщика, плательщика сбора или налогового  агента только после перечисления  в полном объеме этой суммы  задолженности и соответствующих  пеней в очередности, установленной  гражданским законодательством  Российской Федерации.

Информация о работе Налоговое администрирование