Нарушение срока постановки
на учет в налоговом органе
Если налогоплательщик не встал
на учет в налоговом органе в установленные
законом сроки, т.е. для организаций и индивидуального
предпринимателя 10 дней со дня государственной
регистрации или получения лицензии, 30
дней для постановки на учет недвижимого
имущества или транспортных средств, и:
а) в течение 90 дней со дня истечения названных
сроков занимался соответствующей деятельностью,
с него взыскивается штраф в размере пяти
тысяч рублей; б) в течение более 90 дней
не вставал на учет в налоговом органе
штраф взыскивается в размере 10 тыс. рублей.
Если при этом налогоплательщик
еще и осуществлял деятельность, предусмотренную
в уставных целях своего создания, то это
влечет наложение административного штрафа
на должностных лиц в размере от двадцати
до тридцати минимальных размеров оплаты
труда.
К указанным и разобранным правонарушениям
очень тесно прилегает и уклонение от
постановки на учет в налоговом органе.
Очевидно, что такая постановка необходима
для учета налогоплательщиков, прогнозирования
сумм,
полученных с них в виде налогов и сборов
и, в государственном масштабе, играет
несомненно важную роль в формировании
«налоговой» части государственного бюджета.
Поэтому при ведении деятельности без
постановки на учет карается взысканием
штрафа в размере десяти процентов от
доходов, полученных в течение указанного
времени в результате такой деятельности,
но не менее двадцати тысяч рублей. При
этом если такая деятельность имеет место
вот уже более трех месяцев, то штраф значительно
увеличивается и составляет уже 20 процентов
доходов.
Грубое нарушение правил учета
доходов и расходов и объектов налогообложения[4]
Под грубым нарушением правил
учета доходов и расходов и объектов налогообложения
законодатель понимает отсутствие первичных
документов, или отсутствие счетов-фактур,
или регистров бухгалтерского учета, систематическое
(два раза и более в течение календарного
года) несвоевременное или неправильное
отражение на счетах бухгалтерского учета
и в от четности хозяйственных операций,
денежных средств, материальных ценностей,
нематериальных активов и финансовых
вложений налогоплательщика.
Если данное грубое нарушение
было совершено в течение одного налогового
периода, то это влечет к взысканию штрафа
в размере пяти тысяч рублей. Если данные
нарушения были совершены в течение более
одного налогового периода, то налогоплательщики
наказываются штрафом в размере 15 тысяч
рублей. Если те же деяния повлекли занижение
дохода, то штраф взимается в размере 10
процентов от суммы неуплаченного налога,
но не менее пятнадцати тысяч рублей.
Неуплата или неполная уплата
сумм налога[5]
___________________
[4] Ст.120 НК РФ
[5] Ст.122 НК РФ
Неуплата (неполная уплата)
сумм налога в результате занижения налоговой
базы, иного неправильного исчисления
налога или других неправомерных действий
(бездействия) (в том числе при исчислении
налога, подлежащего уплате в связи с перемещением
товаров через таможенную границу РФ)
влечет к взысканию штрафа в размере 20
процентов от неуплаченной суммы налога.
Если те же действия были совершены умышленно,
то это влечет к взысканию штрафа в размере
40 процентов от неуплаченных сумм налога.
Не признается правонарушением
неуплата или неполная уплата ответственным
участником консолидированной группы
налогоплательщиков сумм налога на прибыль
организаций по консолидированной группе
налогоплательщиков в результате занижения
налоговой базы, иного неправильного исчисления
налога на прибыль организаций по консолидированной
группе налогоплательщиков или других
неправомерных действий (бездействия),
если они вызваны сообщением недостоверных
данных (несообщением данных), повлиявших
на полноту уплаты налога, иным участником
консолидированной группы налогоплательщиков,
привлеченным к ответственности в соответствии
со статьей 122.1 настоящего Кодекса.
Ответственность свидетеля[6]:
- неявка либо уклонение
от явки без уважительных причин
лица, вызываемого по делу о
налоговом правонарушении в качестве
свидетеля, влечет взыскание штрафа
в размере одной тысячи рублей;
- неправомерный отказ свидетеля
от дачи показаний, а равно дача заведомо
ложных показаний влекут наложение штрафа
в размере трех тысяч рублей.
__________________
[6] Ст.128 НК РФ
2 ПРОВЕДЕНИЕ АНАЛИЗА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
И ЭФФЕКТИВНОСТИ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК ИРКУТСКОЙ
ОБЛАСТИ
Доходы местных бюджетов в 2013
году составили 21,5 млрд. руб., что почти
на 9 процентов (или 1,7 млрд.) выше уровня
2012 года. Рост обеспечен в основном за
счет поступлений налога на доходы физических
лиц. Основным доходным источником местных
бюджетов является налог на доходы физических
лиц, которым в прошлом году было обеспечено
почти 70% налоговых доходов муниципалитетов.
Вторым по значимости является земельный
налог. Его доля 12 процентов. В текущем
году мы наблюдаем существенное – более
10 процентов (10,5%) сокращение собственных
доходов муниципальных образований, контролируемых
налоговой службой. В абсолютном выражении
снижение поступлений составило 730 млн.
рублей.
За 4 месяца текущего года снижение
поступлений по сравнению с январем- апрелем
2013 года по налогу на доходы физических
лиц составило 368 млн. руб., по упрощенной
системе налогообложения – 683 млн. рублей.
НДФЛ по-прежнему является основным доходным
источником местных бюджетов, однако его
доля снизилась до 63 процентов, а вот доля
земельного налога напротив возросла
до 22 процентов. В этой связи налоговыми
органами региона уделяется особое внимание
увеличению поступлений в первую очередь
именно по этим налогам. Одно из направлений
работы, которое приносит бюджетам дополнительные
поступления налога на доходы физических
лиц - это проводимый налоговыми органами
мониторинг работодателей, не уплачивающих
НДФЛ или уплачивающих его не в полном
объеме. В связи с тем, что по данному налогу
декларации не предусмотрены и вывести
задолженность и, как следствие, предпринять
меры взыскания возможно только в результате
выездной налоговой проверки, Управлением
принято решение о проведении ежемесячного
мониторинга налоговых агентов, обеспечивающих
более 50 процентов от общего объема поступлений
НДФЛ, на предмет своевременности и полноты
уплаты налога. Такая работа позволяет
оперативно реагировать на снижение перечисления
НДФЛ. В результате работы с такой группой
налоговых агентов в 2013 году обеспечено
поступление в бюджет дополнительно около
126,2 млн. рублей налога на доходы физических
лиц. Налоговыми органами проводится анализ
внутренних ресурсов на предмет полноты
перечисления НДФЛ путем анализа справок
2-НДФЛ. В результате такого анализа за
2012 год установлены 12 тыс. налоговых агентов,
не перечисливших в полном объеме налог
в размере 1,32 млрд. рублей (за 2011 год - 1,59
млрд. рублей). В результате работы с данными
налоговыми агентами (вызовы для дачи
пояснений, рассмотрение на комиссиях,
в том числе созданных при муниципальных
образованиях, проведение ВНП) за 4 квартал
2013 года 3 тыс. налоговых агентов полностью
или частично перечислили более 420 млн.
руб. задолженности, тем самым общая сумма
сократилась до 900 млн. рублей. Также Управлением
проводится работа по легализации «теневой»
заработной платы. Работа по данному направлению
ориентирует работодателей на выплату
заработной платы не ниже среднеотраслевой
величины с учетом видов экономической
деятельности. В целях оперативного анализа
правильности формирования налоговой
базы и полноты уплаты налогоплательщиками
налога на доходы физических лиц достигнута
договоренность с Отделением Пенсионного
Фонда РФ Иркутской области о ежегодном
предоставлении списков работодателей,
отразивших в отчетности по страховым
взносам в ПФР заработную плату ниже среднеотраслевого
уровня (в 2013 году в данный список вошло
8 тыс. работодателей, легализовали - 4,5
тыс. работодателя (55,5%), в т.ч. довели уровень
оплаты труда до среднего показателя –
2,6 тыс., до прожиточного минимума – 1,9
тыс., в 7 случаях выявлены «зарплатные»
схемы ухода от налогообложения, доначислено
6 млн. рублей). Проводимая работа по легализации
оплаты труда приносит ежегодные дополнительные
поступления в бюджет. Так, за 2013 дополнительно
поступило только налога на доходы физических
лиц более 130 млн. рублей. Кроме этого, с
целью легализации работников и, как следствие,
налогооблагаемой базы, налоговыми органами
осуществляется работа с реестрами розничных
рынков, ведение которых осуществляется
уполномоченными органами государственной
власти и органами местного самоуправления.
В результате использования представленных
Управлению органами местного самоуправления
и Службой потребительского рынка и лицензирования
Иркутской области сведений в контрольной
работе в 2012 году сумма доначислений составила
более 3 млн. рублей. Вместе с тем, с 2013 года
в связи с вступлением в силу п. 3 ст. 24 Федерального
закона от 30.12.2006 № 271-ФЗ «О розничных рынках
и о внесении изменений в Трудовой кодекс
РФ», предусматривающего, что все розничные
рынки должны располагаться строго в капитальных
здания, сооружениях, строениях, количество
розничных рынков на территории области
сократилось с 47 до 12. Работа рынков в целом
не прекращена, но многими управляющими
компаниями изменен статус розничного
рынка на статус торговых центров, ярмарок,
торговых площадей и т.п. Учитывая, что
в настоящее время отсутствуют законодательная
база, которая позволяла бы получать налоговым
органам информацию о налогоплательщиках,
осуществляющих деятельность в торговых
центрах, комплексах, ярмарках, и иных
массовых объектах, в целях повышения
эффективности налогового контроля в
настоящее время необходимо принятие
на территории области документа, который
должен регулировать деятельность всех
субъектов, в том числе предусматривать
представление информации в налоговые
органы по этим субъектам в плановом порядке.
В прошлом году подобное предложение по
внесению в действующее федеральное законодательство
в части ужесточения требований к организации
деятельности по продаже товаров в торговых
центрах (комплексах, домах), предусматривающих
установление правил организации деятельности
по продаже товаров в указанных торговых
объектах, аналогичных требованиям, предъявляемым
к организации деятельности по продаже
товаров на розничных рынках Управление
направляло в Управление Министерство
экономического развития Иркутской области.
Следует отметить, что получение от сторонних
организаций, учреждений и государственных
органов различной информации, а также
участие Управления в различных межведомственных
комиссиях, является одним из резервов
увеличения поступления НДФЛ. Так участие
Управления на Межведомственной комиссии
по вопросам миграции в рассмотрении заявок
работодателей, планирующих привлечение
иностранных работников, позволяет добиваться
от работодателей не только устранения
замечаний (уплата налоговых платежей,
задолженности, заключение трудовых договоров
с работниками и т.д.), но и добиваться отражения
реальной заработной платы привлекаемых
работников, что в итоге сказывается на
увеличении налоговых платежей в бюджет.
Учитывая, что замечания налоговых органов
к работодателям, озвучиваемые на комиссии,
не являлись основанием по отклонению
их заявок, по нашей инициативе в 2014 году
в приказ Министерства труда и социальной
защиты Российской Федерации от 23.01.2014
№27н «Об утверждении правил определения
органами государственной власти субъекта
Российской Федерации потребности в привлечении
иностранных работников», внесены условия
по получению квот на осуществление иностранными
гражданами трудовой деятельности на
основании заключения налоговых органов.
Также одним из основных источников пополнения
доходной части местных бюджетов является
земельный налог и налог на имущество
физических лиц. На протяжении нескольких
лет наблюдается устойчивый рост поступлений
в местные бюджеты имущественных налогов
(2011 год – 2292,2 млн. руб., 2012 год – 2842,7 млн.
руб., 2013 год – 3205,3 млн. руб., 4 мес. 2014 года
– 1418,6 млн. рублей). Управлением на постоянной
основе проводится мониторинг земельных
участков, которыми пользуются налогоплательщики,
при этом информация о правоустанавливающих
или правоудостоверяющих документах на
указанные земельные участки в налоговом
органе отсутствует, в связи с чем, не производится
исчисление земельного налога. Установлено
33 тыс. земельных участков, на которых
расположены объекты недвижимости, оформленные
в собственность налогоплательщиков,
земельный налог с которых может принести
около 36 млн.руб. доходов местным бюджетам
в год. По нашему мнению, одним из эффективных
направлений работы по увеличению доходной
части местных бюджетов, в том числе за
счет поступлений земельного налога это
проведение местными органами власти
мероприятий, направленных на побуждение
налогоплательщиков к оформлению земель
в собственность или заключения с ними
договоров аренды земель, в том числе путем
направления исковых заявлений в суд на
присуждение необоснованной выгоды от
пользования земельными участками (Постановление
Президиума Высшего Арбитражного суда
РФ от 15.11.2011 № 8251/11). Данная судебная практика
направлена в территориальные налоговые
органы области для организации работы
с местными органами власти. В 2013 году,
1 квартале 2014 года по направленным налоговыми
органами 33 тысячам фактов использования
не оформленных в собственность земельных
участков, на которых расположены оформленные
в собственность физических и юридических
лиц объекты недвижимого имущества, органами
местного самоуправления организовано:-
проведение уполномоченными органами
3277 проверок правил землепользования
(10%); - направление исковых заявлений к
налогоплательщикам о неосновательном
обогащении за пользование земельными
участками в отношении 99 земельных участков
(0,3%); - оформление в собственность 7098 земельных
участков (21,6%); - заключение договоров
аренды в отношении 1530 земельных участков
(4,7%). Правительством Иркутской области
28.03.2013 утвержден План мероприятий по повышению
роли имущественных налогов в формировании
региональных и местных бюджетов на 2013
– 2014 годы, в частности, по выявлению налоговыми
органами и органами Росреестра объектов
налогообложения (земельных участков
и объектов капитального строительства),
не вовлеченных в налоговый оборот в виду
отсутствия необходимых для исчисления
налогов сведений (об объектах налогообложения
и их правообладателях) и привлечению
органов муниципальных образований для
дополнения и уточнения указанных сведений.
В настоящее время в данном процесс включились
все муниципальные районы Иркутской области
и по состоянию на 15.05.2014 внесены изменения
в отношении 108 тысяч земельных участков
и 118,4 тысяч объектов капитального строительства,
общая сумма доначисленного земельного
налога – 560,5 тыс. руб., налога на имущество
физических лиц – 5,8 млн. рублей. Также,
в результате совместной работы Управления
и Администрации г. Иркутска в Положение
о земельном налоге на территории г. Иркутска,
утвержденное Решением Думы г. Иркутска
от 23.11.2005 № 004-20-180203/5, внесены изменения
в части установления ставки 1,5% от кадастровой
стоимости земельного участка в отношении
земельных участков, фактически используемых
не в соответствии с видом их разрешенного
использования. Решение Думы города Иркутска
о внесении данных изменений было согласовано
с Прокуратурой г. Иркутска и вступило
в законную силу с 01.01.2014 года. Другим органам местного
самоуправления предложено рассмотреть
возможность внести аналогичные изменения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Налоговый кодекс Российской
Федерации - часть первая (от 31.07.1998 N 146-ФЗ(в
ред. от 02.11.2013) )– 445 с
1. Налоговый Кодекс Российской
Федерации - часть вторая ( в ред.от 02.11.2013
N 306-ФЗ,) –352 с.
2. Там же, Ст. 120.
3. Там же, Ст. 122.
4. Там же, Ст.128.
5. Крохина Ю.А. Налоговое право.
Учебник, 3-изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
6. Майбуров А.И. Налоги и налогообложение.
Учебное пособие, 4-изд., перераб. и доп.
- М: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
7. Мешалкин В., Васильева М., Михалычева
Ю., Буйских О. Налоговые правонарушения//
Экономико-правовой бюллетень, №10, 2012.
8. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение
в Российской Федерации. - М.: Книжный мир,
2013.
9. Кочкаров А.А.Причины
и условия налоговых правонарушений [Текст]/А.А.
Кочкаров// Финансовое право,.-2011.-№6.-С.27-32.
10. Красноперова О.А. Комментарий
к Налоговому кодексу Российской Федерации
с постатейными материалами. Части первая
и вторая – М.: ТК Велби, 2011г.
11. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая
политика и налоговое администрирование:
Учеб. пособие. - М.: Экономистъ, 2010.
12. Вареха Ю.М. Совершенствование
системы налогообложения // Аудит и финансовый
анализ. – 2011. – №4.
6. Майбуров И.А. Теория
налогообложения. Продвинутый курс.
Учебник для магистрантов, обучающихся
по специальностям "Финансы и
кредит", "Бухгалтерский учет,
анализ и аудит"− М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2011
7. Миляков, Н.В. Налоги и налогообложение:
учебное пособие [Текст] / Н.В. Миляков.
– М.: КНОРУС, 2011. – 362 с.
8. Налоги и налогообложение
/ Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.
− 6-е изд., СПБ.: Питер, 2010.
Информационные ресурсы
1."Основные направления
налоговой политики Российской Федерации
на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015
годов".-СПС «КонсультантПлюс» – [http://www.consultant.ru/]
2. Официальный сервер
ФНС РФ www.nalog.ru.
3. www.garant.ru